четверг, 6 сентября 2012 г.

От сепаратизма украинского к сепаратизму галицкому

Леонид Соколов
В последние годы часто можно слышать высказывания о том, что политики разделили Украину. Причем точно указывается, когда они это сделали – в 2004 году, во время президентской избирательной кампании. Достаточно вспомнить съезд в Северодонецке, некоторым участникам которого были предъявлены обвинения в сепаратизме.

Однако необходимо отметить, что, во-первых, еще за несколько лет до вышеупомянутых событий на востоке Украины, публичное обсуждение темы сепаратизма или автономизма имело место в западном регионе Украины.
И во-вторых, при множестве причин для, мягко говоря, неуважительного отношения к современным украинским политикам, приписывать им еще и ответственность за раздел Украины, это все-таки лишнее.
Различия во взглядах между населением западных с одной стороны, и центральных и восточных территорий современной Украины с другой, возникли задолго до того как все нынешние политики вообще появились на свет.
Во всяком случае, к началу ХХ века различия между Галицией и Надднепрянской Украиной уже проявлялись вполне отчетливо. И даже почти полувековое совместное пребывание этих территорий в составе Украинской ССР, где власти настойчиво стремились унифицировать образ мыслей всех граждан в духе единой идеологии, не смогло устранить этих различий, снова проявившихся сразу же после развала СССР.
Существующий раздел Украины, это исторически обусловленная реальность, с которой необходимо считаться.
Поскольку современные украинские историки стараются не привлекать внимание читателей к тем страницам истории, знакомство с которыми позволило бы понять причины появления этого раздела, публикуем написанную в 2002 году статью Л.Соколова.
Галичанский национализм
Когда в конце 1980-х – начале 90-х годов рушилась великая страна с тысячелетней историей, в последние семь десятилетий известная под названием СССР, среди ее регионов, в которых особенно проявились сепаратистские устремления, выделялась Западная Украина, а точнее Галичина (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области), вошедшая в состав СССР только в 1939 году. При этом галичане выступали не с узко региональных позиций, а претендовали на ведущую роль в масштабах всей Украины, считая себя единственными носителями подлинно украинского национального сознания, и представляли в своих мыслях будущую Украину не иначе как в виде “Великой Галичины”. Вся Украина, по их мнению, должна была безусловно согласиться с превосходством галичан, признать их руководящей и направляющей силой в деле построения Украинской державы, а также принять предлагаемый ими вариант украинской национальной идеи, основополагающим элементом которой являлась ненависть к “москалям” – русским, к русской культуре и русскому языку.
Многих жителей Украины, с наивной надеждой ожидавших улучшения своей жизни после обретения республикой “незалежности”, вскоре постигло жестокое разочарование, ибо, соблазненные лживыми посулами, они после распада единого союзного государства очутились в яме нищеты и бесправия.
Но и “национально-свидомые” галичане, для которых главным был не материальный, “колбасный” интерес, а идея, сформулированная в лозунге “Геть від Москви”, оказались недовольными новой украинской реальностью. Конечно, они готовы смириться с крахом промышленности, с массовой безработицей, с вымиранием населения, – все это можно расценивать как неизбежную плату за отделение от Москвы, ради чего сознательные галичане не должны останавливаться перед любыми жертвами. Но как смириться с тем чудовищным фактом, что Украина не желает становиться “Великой Галичиной”, не желает принять галицкий вариант национальной идеи, что на Украине по-прежнему звучит русский язык, что не где-нибудь, а во Львове, в этом очаге “украинской национальной свидомости” исполняют русские песни, открыто продают книги и газеты на русском языке?
И вот в Галичине, бывшей десять лет назад лидером в процессе отделения Украины от Союза, появились сторонники дальнейшего развития сепаратистской идеи, теперь уже в плане отделения от Украины ее западного региона в составе Галичины, Буковины, Волыни и Закарпатья, с сохранением здесь, естественно, главенствующей роли самой Галичины.
Еще в 2000 году в связи со 170-летием со дня рождения австрийского императора Франца Иосифа Габсбурга появился ряд публикаций, касающихся темы западноукраинского сепаратизма. Особой радикальностью выделялся проект депутата Черновицкого горсовета Олега Хавича, изложенный им в интервью политическому интернет-изданию Part.org.ua, предусматривавший создание Западно-Украинского королевства во главе с монархом из династии Габсбургов, ведь нынешний глава династии Отто фон Габсбург не отрекся от титула короля Галиции и Лодомерии (Владимирии, т.е. Волыни).
Автор, правда, не упомянул о том, согласовал ли он свои планы с самим Отто фон Габсбургом. Это позволило нам уже тогда обратить внимание на сходство данного проекта со старым анекдотом о бедном еврее, который собрался выдать свою дочь замуж за графа Потоцкого, все было решено, оставалась только одна мелочь – уговорить графа Потоцкого.
Поскольку со времени выступления О.Хавича миновало полтора года, а об отклике Отто фон Габсбурга на его предложение нет ни слуху, ни духу, можно допустить, что “графа Потоцкого” уговорить не удалось.
Проект О.Хавича не учитывал еще одну “мелочь” – принцип территориальной целостности Украины, но это уже вопрос внутренний, и при желании можно найти приемлемый способ его решения. Однако единомышленники О.Хавича пока предпочитают воздерживаться от заявлений о своем стремлении к независимости Западной Украины и говорят, как например, Дмитрий Кублицкий (Президент фонда “Европа XXI”) о «потребности оформления Западной Украины в, скажем так, чтобы не “попасть под статью”, регион с максимально возможной степенью автономизации». Для этого предлагается создать политическое движение или партию, которая не будет стремиться к общеукраинскому статусу, а будет действовать в границах Западной Украины.
«...Это движение (партия) главной целью своей деятельности могло бы провозгласить максимально высокую автономию (не забывайте о “статье”) региона Западной Украины через:
а) активное участие именно в местных выборах и получение большинства мест в местных органах власти;
б) проведение общих собраний на манер Галицкой Ассамблеи, но не сводя все к масштабам только Галичины;
в) провозглашение создания Парламента и Правительства Западной Украины с немедленным началом административно-территориальной реформы в регионе (упразднение советского раздела на области, федерализация и прочее);
г) предложение к Киеву относительно распределения полномочий (в идеале за Киевом должны остаться немногочисленные функции – обороны, внешней и миграционной политики (в определенной мере), право на часть собранных налогов и тому подобное».
Подчеркнем, что автор ограничивается только этими пунктами потому, что вынужден постоянно озираться на “статью”.
Столь же осторожен и Кость Бондаренко (руководитель Центра политических исследований “Нова хвиля”, редактор отдела украинской политики газеты “Поступ”), который считает, что «Западная Украина должна добиться статуса автономной республики в составе Украины», и говорит, что он не сепаратист, а автономист.
Хотя в своих крайних проявлениях проекты западноукраинских сепаратистов-автономистов не лишены элементов утопизма, а то и отдают явным анекдотизмом, мы далеки от того, чтобы сводить выдвигаемые ими идеи к уровню анекдота или, как делают некоторые их оппоненты, к провокации.
Не касаясь сейчас конкретных путей и форм реализации планов западноукраинских сепаратистов-автономистов надо признать, что в оценке исторически сложившейся ситуации они выступают куда большими реалистами, нежели сторонники идеи превращения всей Украины в “Великую Галичину” и прямо говорят о различиях между галичанами и надднепрянцами.
Галичанин надднепрянцу не брат
Прежде всего, это различия исторического характера. «Западная Украина преимущественно развивалась в составе австро-венгерской действительности, – указывает К.Бондаренко, – здесь особенно четко прослеживается мультикультурализм. В Галичине польско-украинско-немецко-еврейское сосуществование привело к созданию уникальной галицкой культуры. [...] Надднепрянщина не знала такого влияния западных (иногда неславянских) культур. Здесь более ощутимой была экспансия культуры российской [...] Следует также учесть, что обе части Украины развивались в различных политических условиях, и австрийская действительность укрепила в сознании западных украинцев совершенно иные ценности, нежели российская – в сознании надднепрянцев. [...] Психологи могут также указывать на различия в ментальности галичан и надднепрянцев. Экономисты укажут на различия в производственных приоритетах. Этнографы – на этнографические моменты, лингвисты – на языковые и так далее».
О.Хавич говорит: «В 40-е, 80–90-е годы большинство западноукраинцев были приверженцами мифа о том, что нам нужна “Великая Украина”. Но 10 лет построения независимого государства показывают, что 15 млн. людей с другой ментальностью оказываются под прессингом остальных 35 миллионов. Вопрос не в том, кто хуже, а кто лучше. А в том, что Западная Украина совершенно отлична по историческим, по ментальным характеристикам. Нет смысла тратить огромные средства на ассимиляцию Западной Украины, на украинизацию Восточной Украины, которая вынужденно будет насильственной». (Все вышеприведенные цитаты даны по материалам политического интернет-издания Part.org.ua)
В статье, опубликованной в газете “Поступ” в ноябре 2001 г. (№166), О.Хавич пишет: «Сегодня даже противники западноукраинской автономии (не говоря уже о независимости) вынуждены признать: впервые за многие годы у западных украинцев появились признаки выздоровления от “великоукраинских идей”. Группы интеллектуалов, которые пропагандируют западноукраинскую отдельность, появляются не только во Львове, но и в Тернополе, Станиславове (Ивано-Франковске), Черновцах, Ривном. [...] Фактически Западная Украина вышла на традиционный для центральноевропейских государств путь обретения независимости: идея – ее развитие интеллектуалами – писатели и журналисты, которые пропагандируют идею – общественное движение в ее поддержку – политическая сила, которая реализует идею. Когда появится это движение? Кто знает, возможно, уже на ближайших парламентских выборах мы увидим в бюллетене для голосования такую себе Западноукраинскую партию».
Однако, пока еще идея западноукраинского сепаратизма не овладела массами. К.Бондаренко отмечает: «На сегодняшний день идея создания отдельного западноукраинского государства является достоянием узкого круга лиц (помните Ленина? “Слишком узок был их круг, слишком далеки были они от народа”). Нынешние сепаратисты (у меня создается такое впечатление) не общаются с массами. У населения преимущественно нет понимания необходимости сепарации от общеукраинских процессов».
Следовательно, западноукраинским сепаратистам предстоит проделать большую работу, чтобы внушить населению мысль о необходимости такой сепарации.
И вот здесь крайне любопытно, какого рода аргументация будет ими пущена в ход. Вряд ли им удастся привлечь массы заявлениями о том, что «воплощение идеи соборности привело к полному игнорированию интересов западноукраинской элиты на общегосударственном уровне...».
Это было бы подобно тому, как если бы необходимость разрушения СССР мотивировали интересами Ельцина, Березовского, Чубайса, Кравчука, Суркиса, Лазаренко и т.п. Недаром, по словам К.Бондаренко, один из молодых львовских интеллектуалов высказался так: «Я не хочу жить в государстве Суркиса. Но я тем более не хочу жить в государстве Сенчука».
Для решения такой задачи как образование нового государства все-таки нужны более веские основания, чем интересы этой, с позволения сказать, “элиты”. Но у западноукраинских, а точнее, галицких сепаратистов нет надобности ломать голову над их поиском – достаточно просто повторить путь, пройденный в свое время сепаратистами украинскими. Галичанам здесь, как говорится, и карты в руки, ведь недаром австрийская Галиция была очагом, в котором взращивалась идея украинского сепаратизма, вызванная к жизни, чтобы разрушить общерусское единство.
Но если тогда требовалось доказать, что малороссы не являются русскими, а представляют собой отдельный народ – украинский, а поэтому должны отделиться от России, то теперь в свою очередь галицким сепаратистам надо доказать, что галичане не являются украинцами, а будучи отдельным народом (для которого, соответственно, надо подобрать отдельное название) имеют полное право на самоопределение, или в форме автономии, или же самостоятельного государства.
Чувствуется, что они это понимают, когда говорят об исторических, этнографических, языковых, ментальных отличиях галичан от надднепрянцев, но пока не решаются довести эту мысль до логического завершения, и открыто заявить о своей национальной отдельности от украинцев. А ведь такое отречение от идеи общеукраинского единства было бы вполне закономерным шагом для тех, кто уже отрекся от единства общерусского.
Напомним, что в досоветский период русскими называли всех восточных славян – великороссов, малороссов и белорусов. К середине XIX века термин “Украина” имел чисто географическое значение и относился к району Поднепровья; к западу от Украины располагались Волынь и Подолия; еще дальше, за австрийской границей лежали Галичина, Буковина и Угорская Русь (Закарпатье). Следовательно, название “украинцы” не было тогда обозначением национальности, а принадлежало только жителям определенной территории и имело такой же смысл, как например, “волыняне” или “подоляне”.
Страницы: 1 2 3 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий