вторник, 18 июня 2013 г.

Революция ряс

Православная Церковь в Грузии превращается в значимую политическую силу
Владислав Мальцев
Грузинские священники Грузинские священники не только вдохновляли толпу недовольных,
но и возглавили акцию протеста. Фото из журнала «Табула» (Грузия)
В Тбилиси начался процесс над двумя видными священнослужителями Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), обвиняемыми в организации беспорядков на санкционированной властями акции в Международный день борьбы с гомофобией – 17 мая с.г.

Тогда около 20 тыс. защитников консервативных ценностей прорвали в центре грузинской столицы кордоны полиции и набросилась на немногочисленных митингующих. От кулаков, палок и камней разбушевавшейся толпы сильно пострадали 28 человек, в том числе несколько полицейских. Активное участие в тех событиях представителей православного духовенства и их паствы, действия которых публично одобрили некоторые иерархи ГПЦ, привело в Грузии к началу широкой общественной кампании «Нет теократии!» и началу дискуссий об усилившейся в последние годы роли Церкви в обществе.
На сделанных 17 мая в Тбилиси фотографиях видно, как контрдемонстрация начинается с молебна, совершаемого священнослужителями в литургическом облачении, а затем клирики в черных рясах возглавляют колонны протестующих и, взявшись за руки, идут в авангарде на прорыв цепей полиции. «Огромное число здоровенных мужиков в рясах, некоторые были вооружены палками, агрессивные, громко ругающиеся матом, с огромным числом сопровождающих «православных», пускающих кулаки в ход направо и налево», – пишет грузинская журналистка Гала Петри. «Очень активно вели себя священники – они наряду с остальными громили транспорт, на котором полиция пыталась перевезти активистов ЛГБТ-сообщества в безопасное место», – отмечает очевидица событий, тележурналистка Ия Баратели.
Гей-парад в Тбилиси
23 мая МВД Грузии сообщило, что по итогам этих событий заведены уголовные дела на двух клириков ГПЦ – диакона Антимоза Бичинашвили и игумена Иотама (Басилая). Последний стал едва ли не главным героем контрдемонстрации, запечатленный на фотоснимках с тяжелым табуретом в руке. По сообщениям грузинских СМИ, этим табуретом игумен сокрушил лобовое стекло автобуса, на котором, как заподозрили православные активисты, пытаются увезти от «народного гнева» их оппонентов.
Стоит указать также, что накануне событий Грузинская Патриархия дважды выступала с требованием о запрете акции в защиту секс-меньшинств и предупреждениями о том, что в случае разрешения таковой верующие выйдут на улицу для протеста. «В стране, где абсолютное большинство населения последователи тех традиционных религий, которые однополовые отношения людей считают грехом, на пропагандистских акциях, подобных той, что была проведена 17 мая 2012 года (первый митинг против гомофобии в центре Тбилиси. – «НГР»), общество имеет легитимное право мирно, в ненасильственной форме выразить протест», – сказано в опубликованном 15 мая совместном заявлении ГПЦ и ряда других религиозных организаций страны. В распространенном 16 мая письменном заявлении Патриарх Илия II заявил, что «обостренный протест» против подобных акций является «понятным», так как «наши граждане видят в этом нарушение прав большинства, оскорбление их традиций, веры и в целом правил жизни». Как заявил позже на телеканале TV9 председатель грузинского парламента Давид Усупашвили, этим обращением Илия II «укрепил участников акции протеста в их позиции, что если государство не предотвратит митинг, то мы сами сделаем это».
«Во главе контрдемонстрации было много людей из числа самых заслуженных членов Церкви, таких как личный секретарь Патриарха, – пишет французская газета Figaro. – Все преподаватели религиозных университетов были там, направляя молодых людей, которых они в течение многих лет обучали». Под упомянутым «личным секретарем» Патриарха, видимо, имеется в виду его хорепископ (личный представитель, помощник) епископ Гардабанский и Марткопский Иаков (Иакобашвили). На фото и видео он запечатлен в гуще толпы протестующих. «Владыка Иаков присутствовал на акции и вел переговоры с заместителем министра внутренних дел, как бы координировал процесс», – уточнила «НГР» Ия Баратели. После разгона защитников секс-меньшинств епископ Иаков призвал всех собравшихся проследовать в кафедральный собор Святой Троицы, настоятелем которого он является, «где будет еще раз совершена литургия во имя победы», заявив журналистам, что «сегодня грузинский народ продемонстрировал свою подлинную идентичность».
Главный вывод из событий 17 мая, отмеченный местными и зарубежными журналистами, – демонстрация силы, проявленная ГПЦ после того, как власти Грузии отказались принять во внимание мнение Патриарха Илии II. «Попытка теократической революции», – так оценивает происшедшее журналист Figaro. «То, что мы увидели, было бунтом Церкви против государства: было заявлено, что она стоит выше Конституции, наделена правом наказывать того, кого посчитает нужным, и никто не посмеет ей в этом помешать, потому что она может мобилизовать народ так, как никто другой», – соглашается грузинский политолог, председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия.
На пресс-конференции 21 мая журналисты атаковали премьер-министра Бидзину Иванишвили вопросами о том, противостоит ли Церковь государству. Иванишвили ответил отрицательно. «Я не считаю, что уже сегодня мы стоим перед угрозой установления теократии, – отмечает журналист газеты «Квирис палитра» Мераб Метревели. – Но события 17 мая показали, что если завтра Церковь захочет сменить правительство, то сделает это уже на следующий день». «Вы видели, сколь много людей пришли сегодня, – заявил в эмоциональной проповеди перед контрдемонстрантами в соборе Святой Троицы епископ Иаков. – Мы можем вывести миллионы!»
Надо учесть, что начиная с 2003 года, когда к власти под националистическими лозунгами пришел Михаил Саакашвили, роль Церкви в общественно-политической жизни Грузии резко возросла. В 2003 году, в последний год правления Эдуарда Шеварднадзе, государственные субсидии Церкви, с которой власть официально заключила соглашение, составили 900 тыс. лари, в первый же год правления Саакашвили эта сумма была увеличена вдвое, в 2006 году достигла 4,8 млн., в 2008-м – 9,6 млн., в 2009-м – 25,7 млн. лари (официальный курс лари сейчас равен 0,6 долл. США). Президент то и дело появлялся на телеэкране рядом с Патриархом. В ноябре 2008 года на общегосударственном телевидении заработал учрежденный Патриархией канал – «Эртсуловнеба» («Единодушие»), который, судя по публикациям в грузинских СМИ, платил за частоту в эфире достаточно нерегулярно, существуя, по сути, за счет государства.
Но затем Саакашвили, сменивший националистический вектор на стремление к интеграции в западное сообщество, начал снижать государственные дотации Церкви (в 2011 году они составили уже 22,8 млн.) и теснить ее с привилегированных позиций. В том же 2011 году президент и его партия «Единое национальное движение», ориентируясь на требования Запада, приняли закон, уравнивавший в правах с ГПЦ прочие религиозные организации страны. Это вызвало массовую демонстрацию православных верующих, к которой призвал Патриарх. 9 июля 2011 года несколько десятков тысяч человек вышли на проспект Руставели и проследовали оттуда на Патриаршую литургию в собор Святой Троицы (см. «НГР» от 20.07.11). ГПЦ тогда показала власти свою силу – таких массовых демонстраций не собирала ни разу за много лет даже политическая оппозиция. Позже, как отмечает грузинский политолог Георгий Мамулиа, «тотальная поддержка, оказанная священнослужителями «Грузинской мечте», стала одной из основных причин поражения «Единого национального движения» на парламентских выборах в октябре прошлого года». В оппозиционных демонстрациях летом 2012 года принимали участие десятки священников со своими прихожанами, а митрополит Руисский и Урбнийский Иов (Акиашвили) заявил в проповеди, что, «если в итоге предстоящих выборов у власти останется прежнее правительство, Грузия перестанет существовать».
Страницы: 1 2

Патриархи незалежности

Украинские греко-католики создают культ лидеров духовного «натиска на Восток»
Владислав Мальцев
Греко-католический епископ выступил со словами напутствия перед украинскими эсэсовцами. Греко-католический епископ выступил со словами напутствия перед украинскими эсэсовцами. Фото 1943 года
«Святой мученик и исповедник за Христа», «мученик за Христа и Украину», «его жизнь можно сравнить с судьбами апостолов Христа, потому что он пронес тяжелый крест мученика за веру» – такие формулировки все чаще употребляются в Украине по поводу личности Иосифа Слипого, духовного лидера украинских греко-католиков в 1944–1984 годах.

Подобные выражения в ходу как у верующих, так и у духовенства Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Еще до официальной беатификации покойного главы УГКЦ пишутся и активно распространяются иконы с его образом. Одним словом, происходящее в последние годы на Западной Украине все более напоминает формирование некоего этнолокального религиозного культа, имеющего большое сходство с культом Папы Римского Иоанна-Павла II (Кароля Войтылы) в Польше. Стараниями «оранжевых» депутатов этот культ проник на государственный уровень: минувший год в Украине, согласно постановлению Верховной Рады, был объявлен «годом Иосифа Слипого».
Образ главы УГКЦ, c 1945 по 1963 год почти беспрерывно находившегося в лагерях либо в ссылке из-за жесткой оппозиции советской власти, выглядит для «западенцев» пропагандистски выигрышным. Впрочем, приверженцы националистической идеологии в соответствии со своей исторической традицией превозносят и другого деятеля УГКЦ, предшественника Слипого – митрополита Андрея Шептицкого. «Главу Униатской Церкви, митрополита Андрея Шептицкого, униатское духовенство в связи с его интернированием царским правительством в период империалистической войны 1914–1917 годов сделало «мучеником за веру», – отмечается в обзоре НКВД, составленном в октябре 1944 года, когда Иосиф Слипый еще не начал свой, как выражаются греко-католики, «крестный путь». Ссылку, которую Шептицкий отбывал в Киеве, Новгороде, Курске и Суздале, «хождением по мукам» трудно назвать всерьез. Тем не менее образу Шептицкого тоже придают трагические штрихи, так что речь идет все-таки скорее об идеологическом клише, чем о воссоздании исторической справедливости.
Андрей Шептицкий и Иосиф Слипый не зря занимают в «святцах» националистов места рядом. Шептицкий назначил Слипого преемником еще при своей жизни, назначил для продолжения важного для Униатской Церкви дела. Что же это была за миссия?
Граф на развалинах империй
Жизнь польского графа Андрея Шептицкого выглядит удивительно быстрым подъемом по церковной карьерной лестнице. Приняв в 27 лет (1892 год) священный сан, уже через 7 лет (1899 год) он становится епископом одной из трех существовавших тогда у галицийских греко-католиков епархий, Станиславской, а еще через год – митрополитом Галицким, главой Греко-Католической Церкви в Австро-Венгерской империи.
На прошедшей 17 января 1901 года интронизации Шептицкий получил от Папы титул «Апостольского администратора для греко-католиков Украины», хотя к тому времени уже около полутора столетий греко-католические епархии существовали только в Галиции. Статус был дан явно с прицелом на будущую активную деятельность на Востоке. «Уже в 1903 году… Шептицкий тайно направлял в Россию монахов-василиан из Галиции, которые должны были вести пропаганду унии и инструктировать русских католиков на местах», – пишет историк Владислав Петрушко. Василиане – члены католического ордена восточного обряда, созданного в XVII веке в Западной Руси на основе принявших унию православных монастырей.
К активной миссии галицких греко-католиков побудил манифест императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, позволивший легально исповедовать униатство в Российской империи. Для духовной экспансии с территории Австро-Венгрии был найден и формальный повод. Главы греко-католиков, начиная с XVIII века, носили титул в том числе епископов Каменец-Подольских, хотя реально эта епархия, оказавшаяся в отличие от Галиции не в Австро-Венгрии, а в России, давно перестала существовать.
29 июня 1907 года Шептицкий выдал грамоту русскому греко-католическому священнику Алексею Зерчанинову, в которой написал следующее: «Поскольку нам, находящимся вне границ (Российской. – «НГР») империи, нет возможности управлять самолично нашею Каменецкой епархией, находящейся под державою императора Николая II, то рассудили мы усмотреть мужа Божия и ревнителя святой веры, чтобы ему, как нашему главному наместнику, могли бы мы вверить управление греко-католическими священниками и верными… нашей Каменецкой епархии». «Но кроме Каменецкой епархии в пределах Российской империи находятся еще другие наши греко-католические епархии, – говорилось в той же грамоте, – для управления которыми по древним обычаям нашей Русской Греко-Католической Церкви, в случае когда не имеется надлежащего и в силу канонов избранного или нареченного и подтвержденного через апостольский престол пастыря, мы, как русский Митрополит, обязаны изыскать способы». Это была заявка на все униатское наследие Речи Посполитой XVII–XVIII веков. Не случайно уже в 1908 году в одной из грамот Шептицкого появляется такой перечень его титулов: «Митрополит Галицкий, администратор митрополии Киевской и всея Руси, а также архиепархий Владимирской (Владимиро-Волынской. – «НГР»), Полоцкой, Смоленской, также епархии Луцкой с экзархатом всея Руси, Острожской, Новгородской (Новгород-Северской. – «НГР»), Минской, Брестской, Витебской, Мстиславльской, Оршанской, Могилевской, Холмской, Белзской, Северской, Пинской, Туровской, а также епископ Каменец-Подольский». Осенью того же года Шептицкий проник в Российскую империю с документами на имя торговца велосипедами Збигнева Олесницкого, чтобы проинспектировать свою паству в западнорусских землях, Москве и Петербурге.
Примечательно, что вышеприведенный список епархиальных титулов Шептицкого фигурирует не в каком-нибудь местном галицком указе, а в отправленном в Ватикан официальном документе. Святой Престол проявил понимание: 14 февраля 1908 года на личной встрече с Шептицким Папа Пий Х написал на грамоте, производившей Зерчанинова во временного главу Русской католической миссии и «наместники» не существующей пока епархии в России: «Мы все пересмотрели и одобряем. Мы испрашиваем у Господа всякого спасительного благоденствия досточтимому Архиепископу, его генеральному викарию по духовным делам, всем верующим, клиру и народу и преподаем им апостольское благословение». Короткая фраза, подобная записке Ришелье миледи Винтер из романа Дюма: «То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государств». Полномочия галицкого митрополита, получившего тем самым право и на учреждение новых епархий на Востоке, Папа Пий Х подтверждал в 1910, 1911 и 1914 годах. Сразу по получении полномочий в марте 1908 года Шептицкий обратился с посланием к униатскому духовенству в России, именуя себя в нем «Божией милостию и Святого Апостольского Престола благословением Митрополит Греко-Католических Церквей в России».
Впрочем, еще одну просьбу Андрея Шептицкого – повысить его статус до Патриарха, аналогичного маронитскому – Ватикан удовлетворить категорически отказался.
В конце июля 1914 года, накануне начала Первой мировой войны, Шептицкий представил австрийскому императору план подчинения Украины, в котором среди прочего предлагал следующее: «Церковь на Украине необходимо по возможности полнее отделить от Российской… Я как митрополит мог бы это сделать, поскольку в соответствии с каноническими правилами Восточной Церкви и традициями моих предшественников имею право, подтвержденное Римом, пользоваться данной властью во всех сферах». Эта и иная переписка, найденная в тайниках в митрополичьих палатах после вступления во Львов русской армии в сентябре 1914 года, предопределили арест и ссылку Шептицкого на территорию России до 1917 года, то есть до падения монархии.
Получив свободу при Временном правительстве, он вернулся во Львов, но гражданская война не позволила ему реализовать мечты об униатском Патриархате в Киеве. С немецкой оккупацией Украины в 1918 году его надежды вновь оживились. Шептицкий писал эрцгерцогу Австро-Венгрии Вильгельму Габсбургу Лотарингскому, которого под именем Василя Вышиванного прочили в украинские монархи: «Я узнал, что часть главного Собора украинской Церкви, который должен собраться 21 июня (1918 года. – «НГР»), имеет намерение дать мне достоинство украинского Патриарха. Это… подтвердило бы… автокефалию Украинской Церкви. Нечего и говорить, что такое избрание равнозначно принятию унии». Но все эти картины будущего Украины остались лишь миражами. Австро-Венгерская империя в 1918 году пала, и Галиция оказалась в составе Польши. Вот тут и пригодилось униатскому Митрополиту его шляхетское происхождение.
Страницы: 1 2

Православный календарь 19 Июня (6 Июня ст.ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Святителя Ионы, еп. Великопермского (1470).
Преподобного Илариона Нового, исп. и игумена Далматского (845).
Преподобного Паисия Угличского (1504).
Преподобного Ионы Климецкого (1534).
Св. Василия Мангазейского в Сибири (1602).
Св. Клавдиа Безанконского (699) (Галл.).
Преподобного Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V).
Прп. Рафаила исп. (1957).
Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).
Мч. Аманда и еже с ним в Новиодунуме (320).
Св. Иарлафа Клуаин-Фоиского (560) (Кельт. и Брит.).
Пименовской иконы Божией Матери
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь святителя Ионы, епископа Великопермского глас 4
Святителю Церкви Великопермстей,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый Православия,/ благочестия учителю,/ Ионо святителю блаженне,/ Владыку всех моли/ мир пастве твоей/ и всей Русстей земли даровати/ и всем нам спастися.
Тропарь преподобного Ионы Климецкого глас 4
Ангельскому житию поревновав, блаженне Ионо,/ оставил еси отечество твое, великий Новград,/ и, пришед в пределы Олонецкия/ и в пустыню вселився,/ в трудех, молитвах и слезах подвизался еси,/ и, яко мудрый купец, Царствие Небесное наследовал еси./ Темже любовию вопием ти:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Ионы Климецкого глас 2
Христовым стопам последователь быв, блаженне Ионо,/ радуяся, вселился еси в пустыню,/ Вышняго Промыслом наставляемь,/ и, не убоявся вражиих приражений,/ якоже столп непоколебим,/ уготовал еси себе в жилище Духу Пресвятому,/ мы же, память твою совершающе, вопием радостно:/ радуйся, яко озарявши нас чудесы твоими;/ радуйся, яко оставил еси временная ради будущих благ./ Радуйся, яко возставляеши ленивых ко спасению./ Моли убо Христа Бога, отче преподобне,/ да спасет души наша в День Судный.
Тропарь преподобного Паисия Угличского глас 8
Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Паисия Угличского глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3

Голосеевский монастырь столицы отметил 20-летие возрождения монашеской жизни

В Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре столицы вчера состоялись торжества по случаю 20-летия возрождения монашеской жизни.
Голосеевская пустынь. Киев
Как передает корреспондент УНИАН, в Голосеевской пустыне в этот день собралось около 10 тыс киевлян и паломников с Украины.
Читать далее »