пятница, 14 декабря 2012 г.

А Русь – это все мы!

Продолжение. Начало Здесь
Иеромонах Роман (Матюшин) отвечает на письма читателей
В адрес отца Романа приходят многочисленные письма с просьбой ответить порой на самые сокровенные вопросы...

student
06.12.2012 16:37
СЛОВА О. РОМАНА: «Народу оставили право выбора, а законы устанавливают чиновники. ВТО, ЮЮ, что дальше?»
Как-то непонятно изъясняется о. Роман. «senator» спроил его совсем о другом. Если действительно «право выбора оставили»- так почему народ им не пользуется? Законы-то устанавливает народом избираемая законодательная власть, а не «чиновники».

Иеромонах Роман:
Не понимаю, зачем нужно спорить об очевидном? Право выбора, дорогой, не равносильно праву установления. Если Вас пригласили в дом, но не пустили дальше сеней, можно ли сказать, что Вы погостили? «Все вокруг колхозное, все вокруг мое!» — принцип тот же. Мое-то мое, а попробуй взять!
горб
06.12.2012 17:34
Спасибо,о.Роман, за Ваш терпеливый диалог с нами. Спасибо СТОЛЕТИЮ за предоставленную возможность этого диалога. Хочется надеяться на продолжение.
Иеромонах Роман:
Благодарю за благожелательность! Но продолжение отнимает много времени. Главное, чтобы душа скучала о Том, Кому нет замены, и Его Единого искала.
+++
Не знаю, что со мною происходит –
При слове Бог – туманятся глаза.
И думы к Милосердному возводит
Нежданная – незваная слеза.
Откуда ты, посланница Прощенья,
Являешься незримо каждый раз?
Ужель мои убогие моленья
Тебя призвали в полуночный час?
Не выразить и малого словами:
Высокий слог – всего лишь только слог.
И сердце отзывается слезами
При чудном и животворящем – Бог.
31 марта 2001г., скит Ветрово
***
Сухов
06.12.2012 18:57
Если не ошибаюсь иеромонах Роман в миру Александр. Если так поздравляю Вас с днем ангела.
Иеромонах Роман:
Не ошибаетесь. Простите, что с опозданием благодарю за поздравление!
+++
Полночь. Храм. Над куполом луна.
Колыбелит душу Млечный Путь.
— Господи! Какая тишина!
Словно в детстве, выдыхает грудь.
Красоты устам не передать.
Разве Божье людям по плечу?
— Господи! Какая благодать!
Как ребенок, в Небеса шепчу.
И, как в детстве, слез не утаю,
Услыхав Архангельскую Весть…
Что мне рай! Я и сейчас в раю.
Главное, что Ты на свете есть!
7 апреля 2001г. Благовещение Пресвятой Богородицы. Скит Ветрово
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Православный календарь 15 декабря (2 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Пророка Аввакума (VII-VI вв. до Р.Х.).
Святого Стефана-Уроша, царя Сербского (1367).
Мученицы Миропии (ок.251)
Преподобного Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз. ).
Священномученик протоиерей Николай.
Священномученик протоиерей Николай
Священномученик протоиерей Иоанн
Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV).
Преподобных Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176),
Преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII).
Преподобного Кирилла Филеотесского.
Преподобного Иоанникия Девиченского, монаха (Греч.).
Священномученика Матфея пресвитера (1921).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прор. Аввакума. Тропарь, глас 2.
Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/спаси души наша.
Прор. Аввакума. Кондак глас 8.
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме Богоглаголиве,/ и на Божественней стражи предстоянием/ слышания от светоносна Ангела/ Христово Воскресение возвестил еси миру,/ сего ради весело зовем ти:/ радуйся, пророков светлая доброто.

Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 3.
Блаженство плачущих получити желая, / день и нощь непрестанно плакал еси, / имея во уме час Судный, / тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси, / преподобне Афанасие. / Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну, / яко да плача безконечнаго избывше, / тамо приимем вечное утешение.

Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Кондак, глас 5.
Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,/ молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.

Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 7.
По имени своему за труды велия / и всегдашнее зде умерщвление плоти в затворе / безсмертную ныне на Небеси / жизнь наследовавый, / молим тя прилежно: / молися о нас, / яко да и мы тояжде сподобимся получити.

Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, Кондак, глас 1:
Ведый мира сего суету быти тщетну,/ отвратился еси ея,/ не ктому самима очима,/ но и всего себе всеконечне, преподобие, отвратив,/ затворился еси в темней пещере,/ в нейже в молитвах и слезах многовременне потруждся/ и обрет на Небеси безконечную радость,/молися непрестанно за души наша.
Св. Стефана-Уроша. Тропарь, глас 3.
Юношески процвел еси/ во отечествии твоем, добротою украшен,/ и неправедную и безвременную смерть подъял еси,/ Уроше всечестне;/ царскаго корене плод сладок,/ аще и не во время созрев,/ в Господню житницу вселился еси/ и жалость велию сродству твоему оставил еси./ Молися о нас, творящих святую память твою.
Св. Стефана-Уроша. Кондак, глас 6.
Отрасли благородныя цвет прекрасный явился еси, Уроше всечестне,/ завистию бо убиен был еси от твоих присных,/ Божиим же Духом просвещен,/ святороднаго племене свят был еси/ и, мученическим венцем увязся,/ в чертозе Небеснем водворяешися./ Молися о нас, святе, творящих любовию память твою.
Мц. Миропии. Тропарь, глас 1.
Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/ раны носящи плоти,/ яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/ умоли Его за ны,/; яже с любовию восхваляющия/ хвалы победными; и песньми твою Божественную страсть.
Мц. Миропии. Кондак, глас 3.
По имени, о страстотерпице Миропие,/ миро источаеши благодати чудес/ и пасеши всех, подобающих и взыскающих/ и верою и добродетелию прибегающих к ране твоей пречестней,/ яже держит прах твой.
Pages: 1 2 3

Кто же такие ГОИ?

 Иногда на разных форумах появляются весьма занятные материалы. Некоторые из них мы приводим в этой публикации. Мы здесь ничего не «приглаживали». Всё дали, как есть. Жаль только, что, в пылу полемики, авторы не всегда указывают свои имена или хотя бы псевдонимы...
Читать далее »

Свидетельство об Истине или стремление к единству? Размышления о смысле и цели межцерковного диалога

Эльдеманн Йоханнес
В условиях современного массового расцерковления многим странам необходима повторная христианизация. Как осуществить миссию в мире, где распространено так много разных Церквей и конфессий? Йоханнес Эльдеманн (Падерборн) вносит вклад в решение этой проблемы, который отражен в публикуемом докладе, представленном на XII Международных Успенских чтениях в сентябре 2012 года в Киеве.

Прежде всего мне хотелось бы сердечно поблагодарить устроителей XII Международных Успенских чтений за приглашение выступить с докладом и принять участие в осмыслении темы конференции. В этом году в центре конференции стоит свидетельство христиан, то есть тема, имевшая центральное значение уже в Древней Церкви и вновь по праву оказавшаяся в центре внимания сегодня. При всех различиях исторических условий в первые христианские столетия и в XX–XXI веке, существуют и параллели: личное свидетельство веры имело решающее значение для распространения Евангелия в период раннего христианства, и это значение оно приобретает вновь и сегодня. Послание Церкви, ее «миссия» в мире зависит от достоверности свидетелей Евангелия. Это личное свидетельство в период раннего христианства было сопряжено со значительным риском, в современном мире оно не лишено риска вновь. Многочисленные мученики веры XX и XXI столетий дают основание для предположения, что преследование христиан в некоторых регионах мира приобрело масштаб, напоминающий эпоху Римской империи. Но и там, где нет открытого преследования христиан, верующие и их пастыри во многих странах, где больше невозможно естественно исповедовать христианскую веру в «народной церкви», оказываются перед вызовом давать отчет о своей вере, которая их несет и наполняет, перед секулярным окружением. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3,15) – это напоминание апостола Петра сегодня актуально как никогда.
Христианские Церкви очень по-разному реагируют на новые требования, предъявляемые к благовестию Евангелия. В то время как протестантские Церкви склонны к присвоению средств и методов современного мира, дабы приблизить веру христиан к современному человеку, православные и католики скорее имеют тенденцию подчеркивать непреходящие ценности церковных традиций и передавать их в Литургии и катехизисе. Однако нам следует остеречься быстрого деления Церквей на разные «категории»: «прогрессивные» протестанты, приспосабливающиеся к миру, с одной стороны, и «консервативные» православные и католики, отгораживающиеся от мира, с другой стороны. Такое «стереотипное мышление» не отражает действительности, ведь существует также немало протестантов, представляющих консервативное мировоззрение (достаточно лишь упомянуть некоторые евангеликальные течения), и вместе с тем есть православные и католики, которые охотно и интенсивно используют средства и методы современного мира для распространения Евангелия (например, Интернет или разные «крупномасштабные мероприятия (Events)», как, к примеру, Всемирные дни молодежи, устраиваемые Католической Церковью). Я не хочу в своем докладе обсуждать все положительные и отрицательные стороны того или иного пути благовествования Евангелия. Позвольте мне, как католическому богослову, вот уже много лет активно участвующему во внутрихристианском диалоге, попытаться выяснить вопрос о смысле и цели межцерковных собеседований и сделать отсюда выводы с учетом свидетельства христиан в современном мире.
Когда спрашивают, о чем идет речь в Экумене, т.е. в диалоге между Церквами, то ответ обычно бывает краток: речь идет о единстве христиан. Это единство является существенным признаком Церкви и считается одним из четырех свойств Церкви, которые все христиане исповедуют словами Никео-Цареградского Символа веры: веруем «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Единство Церкви, следовательно, не является чем-то вторичным, о чем мы могли бы заботиться и могли бы оставить как есть, не нанося этим вреда вере. Напротив, забота о единстве Церкви должна быть центральным делом всех, искренне произносящих слова Символа веры. Стремление к единству всех христиан стало в XX веке двигателем Экуменического движения. И хотя я знаю, что слово «экуменический» в русском языке довольно-таки дискредитировано из-за переплетения церковных устремлений к единству со стремлением коммунистических властителей скрыть свою церковную политику от глаз Запада, нельзя осуждать экуменические усилия как таковые, поскольку они глубочайшим образом связаны с сущностью христианской веры. И хотя в принципе существует единодушное мнение, что в Экумене речь идет о единстве Церкви, тем не менее в разных Церквах есть различные представления о сущности этого единства и тем самым также о цели экуменического пути.
 Различные перспективы Церквей
В среде протестантских Церквей в последние десятилетия широко утвердилась модель «единства в примиренном многообразии». Эта модель исходит из того, что разные конфессии являются легитимными проявлениями христианской веры, все они берут свое начало в Древней Церкви. Из общих источников возникли – не только в силу богословских причин, но и в результате внешних влияний – разные традиции, которые также являются легитимными, как виноградные лозы, укорененные в Церкви. Цель экуменического диалога, следовательно, состоит в том, чтобы обосновать легитимность различных традиций и, таким образом, подойти к «примиренному многообразию», в котором отдельные Церкви признают друг друга. На основе этого взаимного признания протестантские Церкви могут официально заявить, что они находятся в «церковном общении», что и находит выражение в совместном совершении Евхаристии.
Католическая Церковь в Декрете об экуменизме, принятом на Втором Ватиканском соборе, говорит о «восстановлении единства всех христиан» как об одной из «главнейших задач» Собора (UR 1). Хотя Христос «основал Церковь единую и единственную», «многие христианские объединения заявляют перед человечеством, что они представляют собой истинное наследие Иисуса Христа» (ebd.). Раскол христиан противоречит, по мнению отцов Собора, «совершенно очевидно воле Христовой», является «искушением миру» и наносит «вред святому делу благовествования Евангелия» (ebd.). Поэтому они призывают верующих католиков к тому, чтобы «усердно участвовать в экуменическом делании», дабы «добиться такой полноты единства, к которой стремится Иисус Христос» (UR 4). Типичным для католической концепции является различение между полнотой, считающейся в Католической Церкви данностью, и «дефицитом», свойственным другим христианским объединениям. И хотя «полное единство» сохраняется тем самым лишь в Католической Церкви, другие христиане «пребывают – тем не менее – в определенной, пусть и не совершенной, общности с Католической Церковью» (UR 3). Oсновы этой уже существующей общности между христианами закладываются с принятием Крещения, которое Собор именует «сакраментальным связующим звеном единства» (UR 22). Следовательно, в католическом понимании единство Церкви хотя и сохраняется в Католической Церкви, оно остается неполноценным до тех пор, пока крещеные и верующие христиане продолжают находиться за пределами Католической Церкви. Восстановление полного и видимого единства всех христиан является поэтому с католической точки зрения целью Экумены.
Как же можно описать эту цель с православной точки зрения? Здесь мы, прежде всего, сталкиваемся с проблемой, что вот уже несколько столетий не состоялось ни одного Всеправославного Собора, где мог бы быть дан ответ на этот вопрос. Следовательно, по вопросу единства Церкви можно сослаться лишь на высказывания отдельных богословов, но из-за нехватки времени здесь это сделать невозможно. Или можно сослаться на пока что единственный общеправославный Документ, излагающий свою позицию по этому вопросу. Речь идет о Документе, предназначенном для готовящегося вот уже много десятилетий Всеправославного Собора. Он был принят на Третьем Предсоборном Всеправославном совещании в 1986 году в Шамбези. Текст под названием «Об отношении Православных Церквей к остальному христианскому миру» выражает убежденность, что Православная Церковь посредством богословских диалогов «несет всем, находящимся за ее оградой, динамичное свидетельство о своих духовных дарах»1. Целью диалога является «единство в правой вере и любви»2, причем Православная Церковь придерживается убеждения, что она является «носительницей и свидетелем веры и Предания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви»3, как это подчеркивается в принятом на том же Всеправославном совещании Документе под названием «Православие и экуменическое движение». Этот второй Документ более детально рассматривает опасения противников экуменического движения и соответственно подчеркивает, что «Православная Церковь ни в коей мере не признает идею «равенства конфессий» и, несмотря на свое участие в деятельности Всемирного Совета Церквей, продолжает хранить верность своей экклезиологии, идентичности своей внутренней структуры и учению о неразделенной Церкви»4. Поэтому участие православных в экуменическом движении «ни в коей мере не противоречит природе и истории Православной Церкви», а «скорее является выражением апостольской веры... в эпоху с новыми историческими условиями и новыми экзистенциальными вопросами»5. Таким образом, общеправославные документы признают изменившуюся ситуацию христианства в XX веке и используют реальные условия церковного плюрализма в качестве повода добиваться убедительного свидетельства православной веры в контексте экуменического движения.
Эту установку отражают также недавние официальные заявления отдельных Патриархатов. К числу важнейших высказываний, несомненно, принадлежит принятый на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года Документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»6. В этом тексте, с одной стороны, очень четко подчеркивается, что Православная Церковь есть истинная Церковь Христова (1.1, 1.17), и поэтому главной своей задачей «в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (3.1). Наряду с этим, в тексте говорится: «Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце» (2 Кор. 6.11)»7. Содержание этого Документа следует читать с учетом полемики епископов с православными фундаменталистами, которые обвиняют священноначалие в «измене Православию» из-за его участия в Экумене. Документ защищает православное участие в экуменическом движении, подчеркивая верность собственной традиции, стремясь тем самым держать дверь открытой для продолжения экуменического диалога с иными христианскими конфессиями8.
Еще сильнее чем в России формируются в последние годы противники участия в экуменическом движении в греческом православии. Так, один из конвентов православных клириков и монахов в Греции в апреле 2009 года составил документ под названием «Исповедание веры против экуменизма», который нашел многочисленную поддержку после его публикации в Интернете9. Общественная дискуссия вокруг этого памфлета, видимо, послужила поводом к тому, что в Энциклике на праздник Торжества Православия 21 февраля 2010 года Вселенский Патриарх Варфоломей однозначно выступил в поддержку экуменического диалога. В Энциклике вначале подчеркивается единство Православной Церкви и необходимость, подобно отцам Церкви, вести диалог с духовным окружением своего мира, дабы свидетельствовать о христианской вере. Выводы Энциклики гласят: «И сегодня Православие призывается  к тому, чтобы продолжать этот диалог с внешним миром, чтобы вновь дать ему свидетельство о ней, и подать оживляющее дыхание ее веры. Однако этот диалог не в силах достичь внешнего мира, если прежде всего он не будет исходить от тех, которые носят имя 'христианина'. Прежде всего, нам христианам, необходимо вести диалог между нами и разрешать наши разногласия для того, чтобы иметь нам достойное свидетельство для внешнего мира»10. В резких выражениях Энциклика реагирует на упреки православных фундаменталистов и предупреждает от фанатизма и претензии на собственную исключительность. В заключение в тексте подчеркивается: «Те, кто верит, что Православие обладает Истиной, тот не боится диалога, ибоИстина не боится диалога, потому что Истина никогда не подвергается опасности из-за диалога»11. Подводя итог, можно констатировать, что целью Православной Церкви в экуменическом диалоге является свидетельство об Истине, хотя вопрос о том, в какой форме лучше всего следует нести это свидетельство, по-прежнему остается спорным внутри православия.
Страницы: 1 2