среда, 23 октября 2013 г.

Сретенский гараж

Константин Михайлов о том, что один из древнейших монастырей Москвы может лишиться шести старинных зданий ради нового собора
Для строительства нового собора (в центре) в Сретенском монастыре планируют снести шесть исторических зданий конца XIX века  Фотография: pravoslavie.ru
Один из древнейших монастырей Москвы, Сретенский, вскоре станет главной стройплощадкой столицы, если не всей России. Вот только новый грандиозный собор, который задумали построить здесь в память жертв революции 1917 года, скорее станет впечатляющим образом победы современной Церкви над федеральным законом об объектах культурного наследия.

На конец октября намечено заседание комиссии правительства Москвы по градостроительству в охранных зонах (в просторечии — «сносная» комиссия), где будет решаться вопрос о сносе шести зданий рубежа XIX–XX веков в Сретенском монастыре. Ранее рабочая группа комиссии уже дала согласие на разборку старинных домов.
Зачем сносить?
Казалось бы, сама постановка такого вопроса для современной Москвы абсурдна: какой может быть снос в монастыре, тем более в Сретенском, и так безмерно пострадавшем при советской власти: в конце 1920-х – начале 1930-х здесь снесли три древних храма и колокольню. Однако реалии таковы, что 80 лет назад хранителям городской старины приходилось защищать ее от внешних агрессоров, а сегодня инициатива сноса исходит «изнутри», от монастырского начальства. Снос задуман, конечно же, не ради сноса, а ради нового строительства.
К 2017 году в монастыре должен подняться новый собор с символическим посвящением — «Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке».
Так, по замыслу влиятельного настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона (Шевкунова), должен быть отмечен юбилей революции 1917 года, с которого Церковь, собственно, и ведет мартиролог Новомучеников. Именно так и именно здесь — в конце Большой Лубянки, в начале которой в первые советские годы расположилось учреждение, так много сделавшее для умножения числа Новомучеников.
Идея, безусловно, красивая, возвышенная и символичная. Тем более древний монастырский собор 1679 года, единственный уцелевший в обители, по воскресеньям и в праздники не вмещает большого числа прихожан, и людям приходится молиться под открытым небом. Новый собор, рассчитанный на 3000 человек, должен решить и эту проблему.
Собственно, против строительства нового храма как такового никто и не возражает. Обе идеи, вызывающие к жизни строительство нового храма, бесспорны. Желание отдать дань памяти жертвам революции и заодно позаботиться о прихожанах вызывает только уважение. Речь — о воплощении этих благородных идей. А здесь случай особый: один из древнейших монастырей Москвы превращается в полигон для воплощения амбициозного проекта, который преобразит его до неузнаваемости.
«Эсхатологический образ победы Церкви»
В статье на одном из православных интернет-ресурсов о.Тихон (Шевкунов) подробно рассказывает и о задании, которое было дано участникам конкурса на проектирование нового собора, и о критериях выбора победителя — проекта архитектурной мастерской Д. Смирнова. Последние формулируются так: «Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец — Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы».
Задачи архитекторов были весьма многогранны — от выражения идеи «небесного торжества Новомучеников» до вместимости храма и подземных автостоянок.
Поразительно одно: в условиях конкурса, как их перечисляет в своей статье о. Тихон, нет ни малейшего упоминания о необходимости соблюдать требования законодательства об объектах культурного наследия, каковым является Сретенский монастырь. И архитекторы проектируют так, словно этого законодательства нет.
Прямо посреди зоны предполагаемого строительства располагается официально утвержденная Росохранкультурой в 2010 году территория объекта культурного наследия. По закону на ней вообще нельзя ничего строить. Вся остальная территория будущей стройки — охранная зона, в которой возможно только восстановление (регенерация) утраченных ранее элементов исторической среды. По схемам, граница строительного котлована глубиной более 8,5 м должна пройти в 5 м (!) от древнего собора. Четыре из шести предназначенных к сносу зданий Сретенского монастыря имеют, согласно официальному сайту Мосгорнаследия, статус «ценных градоформирующих объектов» — специально для тех, кто уже начал рассуждать, что «эти здания не имеют никакой ценности».
Показательно, что в жюри конкурса участвовал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, который, казалось бы, первый должен настаивать на соблюдении требований закона. Однако жюри с его участием признало абсолютно не считающийся с ними проект победителем конкурса. Более того, в сентябре 2013 года Александр Кибовский направил письмо министру культуры России Владимиру Мединскому, в котором, отметив, что «размещение объекта нового строительства на территории объекта культурного наследия вступает в противоречие с требованиями законодательства», просит министра дать поручение рассмотреть проектные материалы этого самого нового строительства и сообщить «о готовности согласовать необходимый для реализации строительства новый проект охранной зоны», а также о сроках выпуска нового документа об измененных границах территории памятника.
Оставляя в стороне эсхатологию, можно заключить, что новый собор, если он будет построен, станет впечатляющим образом победы Церкви над федеральным законом об объектах культурного наследия. При активном участии руководителя городского департамента культурного наследия. Слово «охраны» из названия этого ведомства исчезло еще семь лет назад.
Превыше Успенского собора
Не смею судить, насколько архитектура нового собора соответствует образу «Града Небесного», хорошо ли она отражает мемориальный замысел. На то есть другие мыслители и критики, тем более критика — субъективна. Поэтому поговорим об объективном: о размерах, по которым виден масштаб — и замыслов, и помыслов.
Листаю «Альбом предпроектных материалов» — с печатью, подписью архитектора и весьма точными цифрами. Здание общей площадью более 10 тыс. кв. м, размером 39,5 х 35 м имеет два подземных и семь надземных этажей. А его высота (с крестом) — 55 м. Это, напомню, собор, который планируют построить в сравнительно небольшом городском монастыре. А размеры его под стать кафедральному храму столичного размаха. Новый собор Сретенского монастыря окажется превыше Успенского собора в Московском Кремле (45 м), некогда главного храма Московской Руси. Он будет выше Софии Киевской (29 м до зенита купола). И равен по высоте главной исторической святыне православного мира — Софии Константинопольской. Воистину, это дерзновенный замысел.
О том, что старинный Владимирский собор Сретенского монастыря будет визуально подавлен новым храмом и перестанет главенствовать над монастырской территорией, излишне и говорить.
Страницы: 1 2

Для тех кто считает, что произошёл от обезьяны, а не создан Богом

«Никакой из видов, предлагаемых на роль последнего предка современных людей и неандертальцев, не соответствует строением зубов предполагаемому строению данного предка», — говорит Аида Гомес-Роблес, автор исследования, Университет Джорджа Вашингтона, пишет Glob-News.ru.
Никакой из видов, предлагаемых на роль последнего предка современных людей и неандертальцев, не соответствует строением зубов предполагаемому строению данного предка
Рассмотрение строения зубов человеческих предков передвинул время разделения эволюционных линий неандертальцев, а также человека современного на 650 тыс. лет ранее, нежели до этого было принято считать.
Читать далее »

Православный календарь 24 октября ( 11 октября ст.ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Апостола 70-ти Филиппа, единого от семи диаконов (I).
Мучениц Зинаиды и Филониллы (I).
Святителя Аттика Константинопольского, патриарха (425)
Преподобного Феофана исп., творца канонов. еп. Никейского (ок. 850).
Святителя Филофея Коккина, патриарха Константинопольского (1379)
Преподобного Льва (Леонида) Оптинского (1841).
Преподобного Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Собор Оптинских старцев
Новосщмученика Иувеналия (Масловского), еп. Рязанского (1937).
Святителя Нектария Константинопольского (397)
Святителя Арсакия Тарсийского, архиепископа Константинопольского (405)
Святого Кеннета Агабойского (Килькенийского), игумена Агабойского (600)
Преподобной Этельбурги Баркингской, игумении (678)
Преподобного Гоммера Льеррского, отшельника (775)
Священномученика Филарета Великанова, иерея (1918)
Священномученика Александра Гривского, пресвитера (1918).
Воспоминание чуда от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Бейруте.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобнаго Феофана епископа Никейского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/ Феофане премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобнаго Феофана епископа Никейского глас 2
Возгремев Христово Божественное воплощение,/ безплотныя враги до конца обличил еси,/ чудне Феофане./ Сего ради вси верно и благочестно вопием ти:// моли непрестанно о всех нас.
Тропарь апостола Филиппа глас 3
Апостоле святый Филиппе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Филиппа глас 4
Языков ловец пречудный/ и учеников Христовых собеседник,/ апостолов предызбранный,/ Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/ покрывает от обстояний того хвалящия./ Тем согласно зовем ему:// спасай вся молитвами твоими, апостоле.
Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.
Кондак Собора преподобных старцев Оптинских глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.
Pages: 1 2 3