святитель Димитрий Ростовский
Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Отечеством святого Григория Богослова была вторая, или южная Каппадокия, город Назианз
1,
по имени которого он и называется Назианзином. Родители его были
благородные и почтенные люди: отец по имени также Григорий и мать Нонна.
Но отец его раньше был неверующим, так как происходил от неверующих
родителей: от отца язычника и матери иудейки. В своей вере он и следовал
обоим, придерживаясь как языческого заблуждения, так и иудейского
неверия. В этом и состоит так называемое ипсистарийское лжеучение
2
. Матерь же святого Григория, блаженная Нонна, происходила от
христианских родителей, и сама была благочестивою христианкою. С раннего
детства она была воспитана в благовестии и совершеннейшим образом
научена страху Божьему, который есть начало всякой премудрости. По
Божьему же предназначению, она была соединена брачным союзом с
неверующим мужем, чтобы и его привести к святой вере:
«Ибо неверующий муж освящается», по слову Апостола,
«женою верующею»
(1Кор.7:14). Так и случилось. Нонна, постоянно убеждая своего мужа
богомудрыми речами и со всем усердием молясь о нем Богу, привела его, с
помощью Божьей, к христианской вере. Мужу ее было от Бога такое видение
во сне: ему казалось, что он поет из псалма Давидова слова, которых он
никогда не имел в своих устах, а разве только слышал когда-либо от своей
супруги, часто молившейся. Сам он никогда не молился: он и не знал, как
молиться, и не хотел этого. Слова же, которые он пел в сонном видении,
были следующие:
«Возрадовался я, когда сказали мне: `пойдем в дом Господень»
(Пс.121:1). Во время этого пения он ощущал в сердце особенную сладость,
и, проснувшись, возрадовался, а затем рассказал об этом своей супруге.
Она уразумела, что Сам Бог призывает мужа ее к Своей святой Церкви, —
начала еще усерднее поучать его христианской вере и наставила его на
путь спасения. В это время случилось святому Леонтию, епископу Кесарии
Каппадокийской, отправлявшемуся на первый вселенский собор, созванный в
Никее
3, остановиться в городе Назианзе. К нему привела
блаженная Нонна своего мужа, и Григорий был крещен руками святителя. По
принятии святого крещения, он начал праведную и богоугодную жизнь,
подобающую истинному и совершенному христианину. При этом он настолько
преуспел в благовести и добрых делах, что избран был впоследствии на
епископский престол в том же городе Назианзе (о чем будет речь ниже).
Живя с таким мужем в честном супружестве, блаженная Нонна желала
стать матерью младенца мужского пола. Она воссылала усердные молитвы к
Подателю всех благ, чтобы Он даровал ей сына, и еще ранее зачатия его
обещала, как некогда Анна Самуила
4, посвятить его на служение
Богу. Господь, исполняющий волю боящихся его и внимающий их молитвам,
исполнил прошенье сердца благочестивой жены, и в ночном сонном видении
Своим откровением предсказал ей имеющего от нее родиться отрока. И
видела блаженная Нонна, еще раньше рождения сына, каков он будет лицом, и
предузнала его имя. Когда затем она родила младенца мужского пола
5,
то нарекла его по имени отца Григорием, как это было ей предвозвещено в
сонном видении. Она возносила великое благодарение Богу и его промыслу
вручала рождённого отрока; с полным усердием она приносила в дар Богу
то, что получила от Него по молитве. Однако не тотчас крестили младенца.
В те времена существовал у многих христиан добровольный обычай отлагать
крещение до зрелого возраста, и до того года, на котором Христос
Господь наш крестился от Иоанна в Иордане, — чаще всего до тридцати трех
с половиною лет
6. Впоследствии этот обычай, по уважительным
причинам, был устранен тем же святым Григорием Богословом, Василием
Великим, Григорием Нисским и другими великими отцами. Таким образом,
Святой Григорий был крещен, не тотчас по рождении, но, согласно древнему
обычаю, принятому у христиан, крещение его было отложено до возраста
лет Христовых. Отрок был воспитываем согласно христианским обычаям.
Когда он достиг школьного возраста, его тотчас начали учить книгам.
Возрастая годами, Григорий возрастал и разумом. В соответствие своему
имени
7, он был рассудителен, бодр духом, усерден в учении, и
превосходил по уму своих сверстников. Даже отроческие годы не служили
ему препятствием понимать то, чему поучаются достигшие совершенного
возраста и разума. Еще в детстве он обнаруживал такое поведение, какое
свойственно старцам. Детские игры, пустые забавы и всякого рода зрелища,
он ненавидел, а упражнялся в гораздо лучшем и проводил время в учении, а
не в праздности. Когда он достиг юношеского возраста, благочестивая
мать многими своими материнскими наставлениями поучала его благовести.
Она поведала ему, что он есть плод ее молитвы, что усердными молитвами
она испросила его у Бога, и еще прежде зачатия обрекла его на служение
Богу. Добрый юноша слагал слова матери в сердце своем и просвещался
душою в вере, надежде и любви к Христу, истинному Богу. Более всего он
возлюбил целомудрие души и чистоту тела, а равно поставил себе законом
тщательно хранить свое девство до самой кончины. К этому он был
вразумлен частью многократными и сердечными материнскими наставлениями, а
частью бывшим ему в юношеских годах сонным видением. О последнем он
сам, много спустя, рассказывал так: однажды, во время сна, ему
показалось, что вблизи него стояли две девицы, облеченные в белые
одежды. Обе были красивы лицом; возрастом и годами одинаковы. На них не
было никаких наружных украшений: ни золота, ни серебра, ни жемчуга, ни
драгоценных камней, ни дорогих ожерелий; они не были украшены ни
шелковыми мягкими одеждами, ни золотыми поясами; они не гордились ни
красотою лица, ни роскошными бровями, ни распущенными волосами, ни
какими-либо другими особенностями, которыми мирские девицы стараются
нравиться и уловлять сердца юношей. Одетые просто в чистые белые одежды и
скромно опоясанные, они имели не только головы, но и лица, покрытые
тонкими покрывалами. Глаза их были опущены вниз; ланиты краснелись от
девического смущения и свидетельствовали о целомудрии; уста напоминали
цвет ярко-красной розы; молчанием своим он обнаруживали величайшую
скромность. Святой Григорий, смотря на них, ощущал в своем сердце
великую радость и думал, что это не земные существа, а высшие,
превосходящие природу человеческую. Он, видя, что он очень доволен
созерцанием их, возлюбили его и обнимали его, как дитя свое. Тогда он
спросил их: кто он, и откуда пришли? Первая сказала, что она есть
Чистота, а другая назвалась Целомудрием. При этом они разъяснили, что
предстоят пред престолом Царя славы Христа и услаждаются красотою
небесных девиц. Они говорили:
— Будь, чадо, единомысленным с нами; ум свой соедини с нашим умом и
лицо свое сделай подобным нашему. Тогда мы тебя, блистающего величайшею
светлостью, вознесем на небеса и поставим близ бессмертного Троичного
света.
Сказав это, они стали подниматься на небо, и, подобно птицам,
вознеслись вверх. Отрок Григорий проводил их радостным взглядом, пока
они не скрылись в небесах. Проснувшись, он ощущал несказанную радость, и
сердце его исполнилось веселья. С этого времени он воспламенился
ревностью к тщательному охранению своего девства. Он старался соблюсти
его полным воздержанием, избегая всякой вкусной пищи, пьянства и
пресыщения.
По рождении святого Григория, блаженная Нонна родила и другого сына, по имени Кесария
8,
и дочь Горгонию. Она воспитывала их в благовестии и книжном учении.
Между тем, блаженный Григорий, желая усовершенствоваться в ораторском
красноречии, в школьной мудрости и всякой мирской эллинской учености,
отправился сначала в Кесарию Палестинскую
9, которая в то время славилась школами и ученостью. Там он имел учителем ритора Феспесия. Затем он перешел в Александрию
10, собирая сокровища мудрости у многих мужей и обогащаясь умом. После этого он пожелал отправиться в Афины
11 и сел на эгинский
12 корабль вместе с язычниками. Когда плыли мимо острова Самоса
13,
поднялась на море сильная буря. Все отчаивались в спасении своей жизни и
плакали в виду телесной смерти. Григорий же плакал, боясь духовной
смерти, так как еще не был крещен, а только оглашен. Он вспоминал прежде
бывшие чудеса Божий в водах: переход Израильтян чрез Чермное море и
спасение Ионы из чрева кита. Он с воплями молился Богу? прося избавления
от гибели в волнах. Эти его бедствия во время морского путешествия были
открыты родителям его в сонном видении. Они тотчас стали на молитву и
проливали пред Богом горячие слезы, прося у Него помощи бедствующему на
море сыну. Бог, хранивший раба Своего Григория на пользу многим и
приготовлявший его в столпы Церкви, укротил свирепую бурю и запретил
ветрам; на море наступила полная тишина. Все, находившиеся на корабле,
видя себя, сверх ожидания, спасенными от гибели и как бы вырванными из
уз смерти, прославили Христа Бога. Они знали, что только призыванием его
всесильного имени в молитве Григория укрощено море. Сверх того, один
юноша, товарищ святого по путешествии, видел ночью во сне, во время
волнения и бури, что мать Григория, блаженная Нонна, поспешно пришла по
морю, взяла погружавшийся корабль и привела его к берегу. Когда волнение
улеглось, он рассказал всем о видении, и все исповедали Бога
Григориева, как Великого Помощника, — возблагодарили его и уверовали в
Него. Кроме того, отцу Григория, со слезами молившемуся в Назианзе о
сыне своем и затем уснувшему после молитвы, было и другое видение. Он
видел одного яростного беса, Эринна, который старался погубить Григория
на море, Григорий же схватил его руками и победил. Из этого видения
узнал отец Григория об избавлении сына от гибели и вознес с супругою
благодарение Богу.
Страницы: 1
2 3 4 5 6