воскресенье, 20 января 2013 г.

Опыт построения исповеди по десяти заповедям. Пятая заповедь

Продолжение. Начало Здесь
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли, то есть почитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле
1. Люби и почитай родителей своих.
Если бы мы исполняли эту заповедь Закона Божия, тогда с наших уст никогда не срывалось бы ни единого обидного слова в адрес родителей, не говоря уже о грубости. Мы бы всячески старались исполнить волю родителей, их добрые повеления; всячески покоили бы их старость, безропотно и с терпением, с любовью, ухаживали бы за ними во время их болезни. Молились бы за продление их жизни и особенно усилили бы молитвы за них по отходе их из временной жизни в вечность.

Так подобает христианину относиться к родителям. А мы как выполняем эту заповедь Божию? Стыдно поднять глаза на иконы — разве почитаем мы своих родителей? В наш век «не модно» уважать родителей. Молодежь даже стыдится в кругу своих сверстников назвать отца с матерью родителями, а употребляет оскорбительное, даже мерзкое для слуха слово «предки». Если кто из вас молодых, ныне кающихся, не желая отстать от товарищей, называл так непочтительно родителей, просите у Господа прощения.
Господи, прости нас, грешных!
Кто сам взрослый и уже имеет свою семью, стремится ли он покоить старость своих родителей или считает, как это сейчас распространено, что родители нас должны покоить до самой своей смерти?! Мы требуем, не просим, а требуем, чтобы они вели домашнее хозяйство, воспитывали наших детей, ухаживали за нами. И оправдываем свои притязания: «Мы же работаем, а они дома сидят!» А если по каким-то причинам родители отказываются быть нашими рабами или делают, но не угождают нам, мы выливаем на них свое возмущение и гнев.
Господи, прости нас, грешных!
А если старушка-мать или старик-отец заболевают, мы совсем впадаем в отчаяние и с тоской терпим это не из жалости к родителям, а из жалости к себе. Мы настолько обезумели, что даже не отдаем себе отчета, на каком основании мы все это требуем от родителей. Если они сейчас дома, то ведь это заслуженный отдых, за их плечами прожитая жизнь: и ваше воспитание, и болезни, и труды, и тяжелые утраты.
Если же они сейчас по любви своей родительской как-то помогают вам, то за это надо целовать им ноги. А мы дерзаем еще оскорблять их дерзкими словами, мелочными придирками. Нас раздражают их старческие немощи, а если родители в чем-то упрекнут нас, мы такое наговорим в ответ, что мать даже заплачет от горя и обиды.
Господи, мы безумны, даже просто по человеческому рассуждению, уже не говоря о том, что совсем потеряли страх перед Тобою и, может, по нерадению даже не знаем, что Тебе настолько мерзок грех непочитания родителей, что в законе Моисееве Ты повелел избивать камнями таких нечестивцев, как мы.
«Проклят бесчестяй отца своего, или матерь свою» (Втор. 27, 16). А потом удивляемся, почему у нас не ладится все, почему нет счастья в жизни нашей.
Господи, прости нас, грешных!
Особенно страшно нам, христианам, не чтить родителей: вот нагрубим родителям, нашвыряемся с раздражением всякими дерзкими словами и уйдем в храм, да еще в сердцах дверью на прощание стукнем... Зачем пошли в храм? Думаете, наши молитвы и жертвы примет Господь? Нет! Не обольщайтесь! От таковых Бог не принимает ни молитв, ни жертв. Вот вам пример, происшедший во дни преподобного Александра Свирского:
«На освящении одного храма во имя Святой Троицы преподобный после молебна собирал от богомольцев жертвы на храм. Один крестьянин, по имени Григорий, тоже хотел подать от себя что-то. Но преподобный не принял жертвы. Два или три раза пытался Григорий положить свой дар в епитрахиль преподобного. Но прозорливый старец сначала молча отталкивал его руку и наконец сказал: «Рука твоя смердит, ты бил ею мать свою и тем навлек на себя гнев Божий».— «Что же мне делать?» — спросил Григорий.— «Ступай, испроси прощения у матери своей и впредь не смей оскорблять ее».
Этот совет пригоден для всех детей, которые грубым, непочтительным обхождением имели несчастье оскорбить своих родителей. Слышите? Оскорблять родителей — это величайшее несчастье для нас!
Господи, прости нас, грешных!
Если наши родители скончались, то молимся ли за них усердно? Раздаем ли милостыню за них, поминаем ли их в родительские поминальные дни, в дни их Ангела, дни смерти? Подаем ли поминание в церковь, посещаем ли могилки их, поддерживаем ли чистоту на них? Стоят ли кресты на могилках наших родителей? Кайтесь Господу, кто забывает это делать или ссылается на свою непрестанную занятость. Нет, это не занятость, а суетность и нежелание беспокоить себя заботами об умерших родителях. Господи, прости нас, грешных!
2. Мы грешим против 5-й заповеди Закона Божия холодностью к родственникам.
Как часто можно услышать среди нас, именующих себя христианами: «А что мне мои братья, сестры, родственники. Они мне хуже чужих!»
А ведь, после заботы о родителях, мы в первую очередь должны заботиться о родственниках. Это кровная наша обязанность. Мы говорим: «Да они в Бога не веруют, у меня нет с ними ничего общего». Тем более мы должны заботиться о них, чтобы примером своей любви, примером добрых, доброжелательных отношений к ним возбудить их интерес к христианству. Мы же, наоборот, ощетиниваемся на них, отгораживаемся от них, бежим от них, как от прокаженных. Вот какие мы недобрые христиане!
Господи, прости нас, грешных!
Если в твой дом сын приводит невестку или дочь — зятя, и если мы христиане, то только своим крайне доброжелательным отношением к новым членам семьи мы можем показать, что такое христианство и вера в Бога. А некоторые, быть может, и сегодня исповедающиеся, по дикой материнской ревности такие вносят раздоры в новые семьи, что, храни от этого Бог, доводят их до разрушения. Кайтесь, кто виновен в этом перед Господом!
Господи, прости нас, грешных!
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 21 января (8 января ст.ст.)

Попразднство Богоявления.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Георгия Хозевита
Священномученика Исидора и с ним 72-х
Прп. Паисия Угличского (1504).
Преподобного Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093).
Преподобного Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах
Мученика Або Тбилисского
Священномученик Картерий
Преподобной Домники Константинопольской
Святой Гудулы Брюссельской (659) (Кельт. и Брит.).
Святителя Аттика, патр. Константинопольского
Преподобного Северина, ап. Норикумского (482).
Преподобного Емилиана исповедника
Мученики Феофил и Елладий
Мучеников Иулиана,  Василиссы и еже с ними
Преподобный Илья, пустынник Египетский
Св. Северина, святитель Кёльнский

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь Богоявлению, глас 1.
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Богоявлению, глас 4.
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,/ свет неприступный.
Кондак преподобнаго Георгия Хозевита, глас 4.
Явился еси светило пресветлое, Георгие,/ озаряя Божественными зарями верно зовущия ти:/ моли о нас Владыку Христа,/ явльшагося во струях/ и просвещшаго земнородныя.
Тропарь Исидора пресвитера и иже с ним, глас 2.
Страстотерпцы Господни блаженнии,/ Православную веру Христову со дерзновением проповедаете/ и на судищи учения врагов неправая обличисте, / того ради и ввержени бысте, святии,/ во глубину речную,/ души же ваша вселишася в Небесныя кровы, / идеже со святыми предстояще Престолу Царя всех Бога,/ молитеся Ему за вся православный люди,/ подвиги ваша честно почитающия.
Кондак Исидора пресвитера и иже с ним, глас 4.
Мученик Христовых лик песньми почтим,/ пострадавших крепко Христовы ради веры истинныя/ и вражию гордыню до конца низложивших./ Озарившеся бо благодатию Несозданныя Троицы, славнии,/ со священномучеником Исидором пострадавший,/ яко звезды, сияете во всем мире,/ и ныне молитеся Христу непрестанно, / и нас защищаете от враждебных язык нашествия, / неусыпнии молитвенницы о душах наших.
Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 1.
Великих дарований приемниче / и великих чудес силою Божиею творителю, / пречудне отче Григорие, / яко велие дерзновение имея ко Христу Богу, / непрестанно о нас молися Ему, / да грехов оставление / подаст душам нашим.
Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах. Кондак, глас 7.
Запрещая беззаконнующим беззаконновати, / ввержен был еси теми в струи речныя, досточудне Григорие,/ идеже блаженную восприем кончину./ Ныне со Ангелы предстоя Престолу Владычню,/ молися о душах наших.
Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 1.
Пещерный житель и в телеси Ангел / и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Григорие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 6.
Велиим воздержанием / и нощными молитвами, / преподобие чудотворче отче Григорие, / приял еси от Бога дар чудотворения/ исцеляти недужныя, / с верою к тебе притекающия, / темже и наша многия болезни исцели, молимся.
Прп. Паисия Угличского. Тропарь, глас 8.
Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси, / в нейже многотрудное житие явил еси / и чудес дарования от Бога приял еси, / Паисие преподобне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Преподобного Паисия Угличского. Ин тропарь, глас 8
Христовы ради любве отечество и род оставил еси/ и, ангельскому житию поревновав,/ духовному отцу твоему преподобному Макарию, подражатель быв,/ града Углеча достигл еси,/ и близ того при водах в пустыню, Ангелом показанную, вселился еси,/ и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/ и множество монахов собрал еси,/ имже и наставник ко спасению быв,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Преподобного Паисия Угличского. Ин тропарь, глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Паисие, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Преподобного Паисия Угличского. Кондак, глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.
Преподобного Паисия Угличского. Ин кондак, глас 8
Украшен добродетельми, преподобне Паисие Богодухновенне,/ Церкве Христовы красота был еси,/ подвиги бо иноческими украси ю, блаженне./ Темже молим тя:/ молися ко Господу свободити нас от всякия брани борителя, вопиющих ти:/ радуйся, отче преблаженне.
Pages: 1 2 3

Засланная казачка

Российско-украинская семья как подвиг
Платон Беседин

С Наташей встретились на дне рождения общего друга. Разговорились, вышли на балкон. Узнав, что я писатель и журналист, она с чувством проговорила:
– Слушай, напиши про меня, россиянку в Украине, потому что, – тут она сделала характерный жест, – достали…

Выслушал и записал. С некоторыми стилистическими правками, разумеется.
«От первого мужа, российского военного, служащего в Украине, я ушла в апреле. Причины – не суть. Сосредоточилась на работе, чтобы легче было пережить расставание. Задумалась о карьере.
Но вскоре позвонили из отдела кадров, намекнули на увольнение: россиянка не имеет права официально работать в Украине. Закончилась временная регистрация, которую давали мне раньше как жене военного. Посоветовали обратиться в паспортный стол.
Начальник стола принимал по вторникам и четвергам, с 14 до 16. Решила прийти пораньше, занять очередь. Около двенадцати была у кабинета. Ну, не то, чтобы прямо у кабинета, а где-то поблизости, отделённая десятками просителей.
Во вторник и четверг я к начальнику не попала. Не попала и на следующей неделе, терзаясь вопросом, почему принимает лишь один человек.
Со встречей помогла секретарь. За умеренную плату, конечно.
Начальник паспортного стола, похожий на ящерицу, встретил вальяжно, по-барски. Рассказала ему про мужа, развод, окончание срока регистрации. И заключила:
– Хочу остаться в Украине.
Он как-то странно, будто сердце прихватило, на меня посмотрел:
– На каком основании? Приехали, развелись – ну езжайте в свою Россию.
– Мне здесь нравится. – Ему, кажется, стало ещё хуже. – И работа.
– Стоп, стоп, – он в первый раз, по-моему, заинтересовался, – а, скажите-ка, название фирмы?
Почуяв опасность, я сделала глаза как у кота из «Шрека» – приём безотказный, – и начальник действительно подобрел:
– Украинские компании не могут брать граждан Российской Федерации без разрешения. У вашего работодателя есть разрешение?
Тут я ретировалась. Из паспортного стола. А позже меня ретировали с работы. Пришлось искать новую.
Собеседования проходили неплохо – опыт у меня был хороший, – но ровно до тех пор, пока интервьюеры не узнавали, что я россиянка. Тут они кривились и резко переходили на українську мову, точнее, на её подобие.
Хуже всего реагировали в госучреждениях. Одна блондинка так испугалась, что, побледнев, точно истая галичанка, забормотала о каких-то врагах. Это я потом узнала, что Россия негласно превратилась в стратегического врага Украины, а тогда мои глаза распахивались от непонимания, будто форточки в жару.
Мытарства с работой продолжались около месяца. Наконец, друзья помогли устроиться в логистическую компанию, где, с лёгкой руки гендира, меня наградили кличкой «Кацапюрер».
Тогда же – что называется, пошло накатом – познакомились с Андреем, начали встречаться, съехались. Всё устроилось.
Правда, надоедали двухгодичные стенания родителей о том, что работаю неофициально. Пенсионные отчисления, забота о будущем, ну и тому подобные вещи. Охают, ахают. И тут знакомый рассказал, что вышел новый закон о россиянах в Украине.
Пришлось вновь сразиться с украинской бюрократией. И вновь проиграть. Сражение закончилось, когда черноволосая девушка, похожая на молодую Деми Мур – начальник-ящерица отсутствовал – точно чек из супермаркета, развернула передо мной список необходимых документов для официального трудоустройства, резюмировав:
– И главное, чтобы работник доказал свою профессиональную исключительность.
– В смысле?
– Например, компания подтвердит, что вы знаете пять языков…
К тому времени я едва изучила украинский. Так что без стенаний родителей, похоже, опять было не обойтись.
Ну а потом началось самое интересное. Андрей сделал мне предложение.
Иностранцев расписывали только в центральном загсе, за тройную плату. Туда я, вооружённая опытом, пришла заранее, без жениха. Навести справки. Прождав три часа в длинной, как президентский кортеж, очереди и выслушав несколько саркастических замечаний дородной тётки относительно того, почему в Украине хлопцы хорошие, а в России, видимо, их не хватает, получила список необходимых для росписи документов.
Паспорт, свидетельство о разводе и другие документы нужно было перевести с русского на украинский и заверить у нотариуса. А ещё, не смотря на штампы в паспорте, получить за энную сумму евро справку из российского посольства о том, что я не состою в браке. Конечно же, переведённую на украинский язык.
Тут выяснилось, что нотариальные конторы с языками дружат, как Юлия Владимировна с Виктором Фёдоровичем. Первая сделала три ошибки, вторая – четыре, третья, удивительно, ограничился лишь одной. При этом все они отказывались исправлять переведённые документы бесплатно. Всё это продолжалось порядка двух-трёх недель. Нервничала я, нервничал Андрей. И так приходилось решать множество свадебных проблем, а тут ещё трудности перевода. Наконец, после упорной от наглости, извечно сопутствующей дурашлёпству, ругани последний нотариус смилостивился и сделал правильные документы.
И мы пошли в загс, уже вместе, согласовывать время и план росписи. Пришли к восьми утра, к открытию, чтобы наверняка. Но, видимо, брачующимся не спится, потому что, судя по количеству ожидающих пар, они проторчали у загса всю ночь, с вечера.
Страницы: 1 2