вторник, 23 июля 2013 г.

Присутствие русских монахов на Афоне XI — XX вв

Антоний-Эмиль Н. Тахиаос
Заслуженный профессор Университета Аристотель, Фессалоники
Член-корреспондент Афинской Академии
5. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне и XX век.
Антоний-Эмиль Н. Тахиаос Удивительный расцвет, которого достигло русское монашество на Афоне в XIX в., подвергся тяжёлому удару Революции 1917 г. Внезапно оборвались все связи России со Святой Горой.

Существенная экономическая поддержка, которую получали русские монахи из своего отечества, прекратилась; визиты русских паломников отошли в прошлое; даже переписка монахов с оставшимися в России родственниками и близкими стала невозможной. Единственное утешение русские отцы находили в молитве, взывая о помощи к защитнице Святой Горы Деве Богородице. Отрезанные от родины, они спешили узнать новости у греков и иностранных посетителей; некоторые наивные старички даже спрашивали иностранцев, уродилась ли в России пшеница. Положение было поистине трагическим, поскольку престарелые отцы начали один за другим уходить из жизни, и у них не было молодых преемников, которые могли бы служить и выполнять монастырские обязанности. Очень быстро русские обители начали приходить в запустение.
Последствия этих трагических событий испытал на себе и Свято-Пантелеимонов монастырь. Некоторым утешением служил приток русских эмигрантов, посещавших Святую Гору и решавших посвятить свою жизнь монашеству в Пантелеимоновом монастыре или одном из крупных скитов, святого Андрея или пророка Илии. Так вплоть до предвоенной эпохи в обители жили некоторые люди, выделявшиеся своими добродетелями, образованием и способностью общаться с другими посетителями монастыря, греками и иностранцами. Первой и значительнейшей фигурой был о. Силуан, о котором уже написано много книг и статей и которому были посвящены даже научные конференции. В миру его звали Семёном и он приехал на Афон из России в 1892 г., подвизался в Свято-Пантелеимоновом монастыре и при постриге был наречён Силуаном. Он происходил из крестьянской семьи и не получил систематического образования, в силу чего не ждал назначения на какую-либо монастырскую должность, требующую специальных знаний. Будучи скромным и смиренным человеком, о. Силуан готов был беспрекословно исполнить любое поручение, данное старшими монахами. Так он и поступил, когда ему приказали пойти работать на монастырскую мельницу. В столь большом монастыре, каким был тогда Свято-Пантелеимонов – он насчитывал приблизительно 1800 насельников – ручная работа была очень важна.
О. Силуан трудился в пекарне. Неподалёку располагалась часовня пророка Илии, куда монахи ходили на вечернюю службу. Однажды, когда о. Силуан стоял перед иконой Христа Спасителя, находившейся в храме, он узрел Христа, Чей свет омывал его нежным сиянием. Об этом важном событии его жизни и мистическом опыте он впоследствии поведал о. Софронию, но не похваляясь, а наставляя своего ученика.
Любовь к тишине и внутреннему покою часто направляла стопы о. Силуана в места, где умная молитва, которую он творил с большим рвением, могла бы стать ещё более усердной. Когда он хотел попросить у кого-либо совета или «открыть помыслы», он также удалялся от обители в поисках покоя. «Откровение помыслов» является святогорской практикой, дошедшей до наших дней, где монах исповедуется в своих мыслях какому-либо уважаемому и отличающемуся высокой духовностью лицу, чтобы тот мог судить, идёт ли этот монах по правильному пути или сбился с него, попав в дьявольскую ловушку. Похоже, встреча о. Силуана со старцем Анатолием в Старом Руссике носила именно такой характер. Там о. Силуан встретил великих аскетов, таких как о. Стратоник и о. Вениамин, и обсудил с ними вопросы своего духовного становления. Однако, сам он оказался более опытным в вопросах исихазма, чем его собеседники, и, вместо того, чтобы принимать у них наставления, несмотря на свою глубокую скромность, он сам становился их наставником.
О. Силуан был практически неграмотным человеком. В сельской школе, куда он ходил всего лишь в течение двух зим, он едва выучился читать. Несмотря на это, он обладал блестящим интеллектом и оставил сочинения, поражающие своей духовной глубиной. Здесь нет ничего, чему следовало бы удивляться. Афон испокон веков был грандиозной школой для своих иноков. О. Силуан очень любил чтение, но выбирал только книги, полезные для души. Из своего чтения он полностью исключил газеты и книги светского содержания, поскольку они уводили далеко от избранного им пути. Напротив, он испытывал большую любовь к творениям Святых Отцов и в целом к аскетическим и мистическим церковным сочинениям. О. Силуан принадлежал к той плеяде святогорцев, в которой прежде заняли исключительные места преп. Паисий Величковский и св. Никодим Святогорец. Учение о. Силуана о духовном покое и умной молитве, помыслах, нетварном свете и способах его увидеть является чтением, напоминающем об этих великих учителях православной духовности. Фигура о. Силуана стоит рядом с великими отцами-исихастами, сподобившимися благодати приобщения к нетварному (несотворённому) свету. Единственное, чего ему не хватало, это богословская терминология, с помощью которой он мог бы систематично изложить то, что хотел, будь то знания или опыт. В любом случае, его слова, простые и искренние, ясно свидетельствуют о глубине его мысли и внутреннем богатстве.
Слияние с Христом всегда было заветной целью о. Силуана, и достичь её он мог лишь посредством смерти. Его беспокоило только, что он ещё не достиг уровня смирения, необходимого для вечной жизни. Спустя сорок шесть лет суровой аскезы пришёл срок отправляться в путь. После скоротечной болезни, природа которой осталась неизвестной, о. Силуан испустил дух в монастырской больнице, в полном одиночестве.  Смерть пришла без агонии, страха или чувства неуверенности. Стремление к смерти, как упование на воссоединение с Христом, переполняло душу святогорского исихаста о. Силуана ощущением покоя. Иеромонах Серафим, о котором мы говорили ранее, рассказал в своих письмах о двух виденных им случаях ухода из жизни русских монахов. Более всего его восхитили спокойствие и радость, с которыми они приветствовали событие, так пугающее светских людей. Он не мог не задаться вопросом: «Почему в мире все так боятся смерти, тогда как здесь тихо и спокойно засыпают вечным сном?» Продолжая святогорскую традицию, именно так покинул этот мир старец Силуан. С момента, когда его нога впервые ступила на монастырскую землю, и до последнего прощания с ней он был настоящим святогорцем.
Об о. Силуане, отставившем мирскую жизнь в 1938 г. в Свято-Пантелеимоновом монастыре, мы не знали бы сейчас почти ничего, если бы об этом не позаботился его сподвижник о. Софроний, в миру Сергей Семёнович Сахаров (1896—1993), сохранивший его записи и многократно их издававший. В 1921 г. С. С. Сахаров оказался в Париже, где к тому времени собралось большое общество знатных русских эмигрантов. В его душе горело пламя веры, унаследованное им от матери. Сергей Семёнович обладал способностями живописца, и в Париже вступил в общение с художественными кружками; организовал он и несколько выставок своих работ. Однако в глубине души он страдал от метафизических исканий, от вопроса «Как я проживу без греха в этом мире?» и осенью 1925 г. приехал на Афон, где был пострижен в монахи и был наречён Софронием. Так он остался там навсегда. Его серьёзно занимало множество духовных вопросов, проблем и загадок. Весной 1930 г. он впервые встретился с о. Силуаном, с которым впоследствии обрёл тесную связь и который доверил ему свои записи, где о. Софроний обнаружил новый духовный мир. В Париже он успел познакомиться с русскими интеллигентами, обладавшими обширными познаниями в богословии и философии, но не мог найти наставника в более глубоких духовных жизни и опыте, таких, как молитвенная практика исихастов, и именно это он обрёл в лице о. Силуана. После смерти о. Силуана о. Софроний удалился в святогорскую пустыню, близ Нового скита, и жил там в хижине вплоть до 1946 г. Впоследствии он никогда не забывал  дней пустыннической жизни, сосредоточения, сил, приложенных к молитве. Имея за плечами этот глубокий опыт и потрясённый им, он оставил Святую Гору и поехал в Париж. Причиной его отъезда было решение издать записи о. Силуана и придать им известность не только в русском, но и в западном мире, что и было осуществлено. Хотя о. Софроний и оставил Святую Гору, он никогда не прекращал чувствовать себя святогорцем и испытывать любовь к этому святому месту, где он познакомился с о. Силуаном и узрел невечерний свет неустанной умной молитвы исихастов. В дальнейшем он написал собственную книгу; его богатое эпистолярное наследие также было опубликовано. Все его письменные труды источают особый афонский духовный «аромат», который в наши дни разливается по многим странам, вдохновляя и поддерживая множество людей.
Среди особо выдающихся русских монахов Свято-Пантелеимонового монастыря XX в. необходимо упомянуть ещё двоих, отличавшихся незаурядным богословским образованием. Одним из них был Всеволод Александрович Кривошеин, сын А. В. Кривошеина, при императоре Николае II бывшего Главноуправляющим землеустройством и земледелием, а во время Гражданской войны – председателем правительства Юга России. В 1920 г. он эмигрировал в Париж, где учился в Сорбонне на филологическом отделении. Он был образованным юношей, владевшим несколькими иностранными языками. В 1924 В. А. Кривошеин посетил Святую Гору и решил остаться в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где и был пострижен в монахи с именем Василий. Его отличала любовь к святоотеческому исихастскому богословию, которое он исследовал. В 1936 г. им был опубликован важный научный труд о святом Григории Паламе, привлекший международное внимание к изучению наследия этого великого византийского богослова и Отца Церкви. На Святой Горе он прожил до 1947 г., после чего переехал в Англию. Несколько позже он был поставлен архиепископом Брюссельским и Бельгийским Московского Патриархата. О. Василий занимался изучением мистического богословия, и его работы о св. Григории Паламе и св. Симеоне Новом Богослове являются фундаментальными для соответствующих областей науки. Несмотря на то, что он покинул Афон, он никогда не переставал жить воспоминаниями о нём.
Другим важным лицом, некоторое время жившим в Свято-Пантелеимоновом монастыре, был Сергей Сергеевич Безобразов (1892—1965). Он был родом из Петербурга, где учился филологии в университете, и блестяще знал древнегреческий и европейские языки. В 1922 г. он покинул Россию и остановился в Париже, где получил должность доцента на кафедре Священного Писания Нового Завета в новообразованном Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. В 1932 г. он принял монашеский постриг, получив имя Кассиан, и в 1934 г. был рукоположен в священники. В августе 1939 г. он посетил Святую Гору, но началась Вторая Мировая война, дороги закрылись, и о. Кассиан оказался запертым на Афоне. Он остановился в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где жил как простой монах до 1947 г. О. Кассиан был склонен к аскетизму, посту и молитве. За всю свою жизнь он ни разу не ел мяса, и в дальнейшем хранил традиции, узнанные на Святой Горе. По возвращении в Париж он продолжил преподавать на кафедре Нового Завета, был рукоположен в епископы и избран ректором Свято-Сергиевского богословского института. Владыка Кассиан получил международное признание как один из величайших специалистов по Новому Завету своей эпохи. Как и у о. Василия Кривошеина, так и у о. Кассиана Афон оставил глубоко в душе неизгладимый след эмпирического понимания богословия, и это явственно видно в их трудах.

Страницы: 1 2

Талант быть бабушкой!

Наталья Шарко

 Талант быть бабушкой
Талантливые люди — особенные. Они обычно на виду. Талантливый художник, талантливый композитор, талантливый врач. Сегодня наш разговор о таланте быть бабушкой, редком и скрытом от большого количества глаз… Я расскажу вам историю жизни женщины — понятную и обычную…на первый взгляд.

Молодая бабушка
Она стала бабушкой очень рано — в сорок пять. Это «золотая середина», самый свободный и творческий период в жизни женщины, когда дети уже подросли, семья сложилась, определилась профессия и карьера. Знания и жизненный опыт позволяют без страха браться за любое дело, а деятельная натура и пытливый ум рождают множество новых планов и идей. Это тот самый счастливый момент, когда ты знаешь, чего хочешь от себя и от жизни, и как этого достичь.
Самое время для того, чтобы уделить внимание себе, «заняться» своей жизнью. А тут — ранние внуки! Для многих это — повод впасть в отчаяние и остаток жизни разочарованно вздыхать о несбывшихся надеждах и неосуществленных мечтах.
Но с моей героиней этого не произошло. Семья была большая и шумная, и рождение ЕЩЕ ОДНОГО МУЖЧИНЫ принесло не столько проблемы и вздохи, сколько непривычные хлопоты и радость. Прибавилось забот: обо всей семье, о малыше, о его молодых и еще неопытных родителях! Всех надо подбодрить, научить, помочь, побаловать «вкусненьким». А еще работа, друзья и коллеги, пожилые родители… В общем, карусель дел и событий завертелась с удвоенной скоростью, жизнь САМОГО ОЧАРОВАТЕЛЬНОГО ВНУКА окончательно заполнила все свободное и не очень свободное время.
А усталость, спросите вы?! Да, конечно, и более, чем достаточно! Но усталость приходит ко всем, даже к тем, кто полностью посвящен самому себе или вовсе ничего не делает. Но в таком случае — усталость одна, так сказать «без удовольствия от процесса и чувства удовлетворения от результата».
Наша молодая бабушка всегда была натурой деятельной и жизнелюбивой, женщиной собранной и даже строгой. Теперь, к удивлению окружающих, она стала еще энергичнее, и, в то же время, мягче. В глазах появились новые теплые искорки, движения стали плавными, аккуратными и точными. Ну, еще бы! Какими еще они могли бы быть у главного инструктора в семье по «правильному пеленанию ребенка»? (ведь это была еще «допамперсная» эпоха!) И как не появиться горделивой осанке и уверенной поступи, если ранним утром каждого выходного дня — обязательный поход на рынок с тщательным выбором самых «правильных» продуктов для малыша и его мамы? А после — шумный семейный обед с обменом новостями и спорами обо всем на свете. И, как награда за весь труд и суматоху, — тихая прогулка в парке с мирно сопящим в коляске крохой — с ЕЕ ВНУКОМ. А еще, «если сегодня успеем», стремительный «набег» на детский магазин, потому что «…уже пора покупать мальчику первые книжки и развивающие игрушки! Он ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ!» (В этом бабушка была уверена, ее не смущало, что этому «гению» всего лишь несколько недель от роду.)
Общая с внуком жизнь
Дальше были первые зубы и первые слова, первые шаги и ссадины, первые друзья. И все, что было новым для малыша, бабушка, словно впервые, переживала вместе с ним.
Ни один самый разгоряченный спортивный болельщик не мог бы соперничать с ней, изо всех сил сдерживающей себя у кухонного окна, когда «ее сокровище» впервые дралось во дворе! (потому что нельзя вмешиваться, ОН ДОЛЖЕН САМ!) А когда проходили первые соревнования в спортивной секции! После — первый класс, первая любовь, которая всегда случается в детстве, первый экзамен и выпускной, первый курс университета. Это всегда было очень важным для родителей, событием для всей большой семьи, но бабушка относилась ко всему очень по-своему: стараясь сдерживать излишние эмоции, она очень трепетно и глубоко переживала все события в их общей с внуком жизни. Да, это уже была иная, совершенно отдельная от ее и от его самостоятельной жизни история — это была ИХ ЖИЗНЬ.
Сегодня этой жизни уже двадцать. Многое произошло и изменилось за это время. Наверное, забавно откуда-то сверху (потому что теперь у них уже иная разница в росте) слышать басистое «Ну что ты, ба!» в ответ на череду вопросов: «Ты не замерз? Как прошло свидание? Она красивая? Ты голоден? Что нового в университете? Тебя никто не обижает?» Наверное, непросто терпеливо ждать звонка и родного «Привет, бабуля! Как ты?» Наверное, уже нелегко заполночь тереть сыр и варить спагетти, чтобы «побаловать мальчика», ведь у него с этими строгими родителями и массой своих дел «совсем нет времени расслабиться»!
Да, скорее всего, это непросто и порой нелегко, но бабушку это не останавливает. Она радуется и горюет со своим любимцем, гордится его успехами и с готовностью поддерживает в трудные минуты, становясь от всех этих переживаний и забот только сильнее и моложе. И понятно почему — она живет еще одну жизнь.
Вероятно, вы полагаете, что близится лирический конец моей истории? Нет, друзья мои! Это еще не все! Оказалось, еще не время расслабиться и ждать правнуков!
Встал вопрос о рождении второго внука, и возникли медицинские проблемы. Уже, будучи на пенсии, вполне свободна от деловых обязательств и посвящена своим любимым занятиям, моя героиня не стала долго колебаться: БУДЕТ РЕБЕНОК. И начала оберегать и растить его с первых месяцев, еще до рождения. И опять дни стали четко расписанными, время наполнилось новыми обязательными «надо» — рынок, кухня, больница, аптека… И все без сетований на усталость, колебаний и страхов, когда врачи не слишком бодро и уверенно повторяли свое профессиональное «все будет в порядке».
Страницы: 1 2

Православный календарь 24 июля (11 июля ст. ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной (451).
Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены (969).
Память святого мученика Киндея (III-IV).
Обретение и перенесение мощей преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского (1677).
Прп. Никодима Ватопедского, Афонского (Греч. ).
Преподобный Дростан Абердинский, игумен Далконгэйльский
Иконы Божией Матери Ржевская или Оковецкая (1539)
Икона Богородицы  Ржевская (оковецкая на сайте
Иконы Божией Матери Борколабовской
Рудненской иконы Божией Матери.
Св. благовѣрная княгиня Ольга. (Въ христіанской вѣрѣ великое и неоцѣненное благо). Прот. Григорій Дьяченко
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь великомученицы Евфимии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Ин тропарь великомученицы Евфимии всехвальной глас 4
Жениха твоего Христа возлюбивши/ и свещу твою светлу уготовльши,/ добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие,/ тем возшла еси с Ним на брак,/ венец страдания от Него приемши./ Но от бед избави нас,/ чтущих верою память твою.
Кондак великомученицы Евфимии глас 6
Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.
Ин кондак великомученицы Евфимии всехвальной глас 4
Во страдании своем добре подвизася/ и по смерти нас освящавши чудес течением, всехвальная./ Тем твое успение поем,/ верою прибегающе в Божественную твою церковь,/ да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.
Тропарь равноапостольной Ольги глас 1
Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.
Ин тропарь равноапостольной Ольги глас 8
В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.
Ин тропарь равноапостольной Ольги глас 4
Оставивши лесть идольскую,/ последовала еси Христу, Безсмертному Жениху, Ольго Богомудрая,/ в Егоже чертозе радующися,/ непрестанно молися/ о чтущих верою и любовию святую память твою.
Ин тропарь равноапостольной Ольги, еллинский глас 3
Святая равноапостольная избраннице Христова, княгине Ольго,/ народ твой словесным и чистым Христовым млеком напоившая,/ молися Милостиву Богу,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак равноапостольной Ольги глас 4
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.

Ин кондак равноапостольной Ольги
глас 4
Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.
Pages: 1 2 3