среда, 31 июля 2013 г.

Государев дьяк Иван Выродков

Перхавко Валерий Борисович,
кандидат исторических наук,
заместитель главного редактора журнала «Преподавание истории в школе».
Байдана военного инженера, дьяка Разрядного приказа Выродкова. Надпись на кольцах: "Иван Григорьевич Выродков". Россия, XVI век, железо, ковка. Как это нередко бывает, случайная находка старинной байданы помогла открыть еще одну страницу в военной истории России. Байданой называли разновидность кольчуги, отличающуюся более плоскими и более широкими кольцами. Эта конструктивная особенность позволяла чеканить на них надписи, представляющие значительный интерес. На кольцах байданы Бориса Годунова, хранящейся в Оружейной палате Московского Кремля, сделана, например, следующая надпись: «С нами Бог, никто же на ны».

Подобное заклинание не помогло, однако, ни царю, ни еще одному владельцу такого же доспеха — государеву дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову, владельцу байданы, выставленной в одном из залов Государственного Исторического музея (инв. N 14407). Ее обнаружили в середине XIX в. случайно в нише во время ремонта сооружений оршанского Кутеенского монастыря. Из Орши байдана попала в Виленский музей древностей, открытый в 1856 г. в здании университетской библиотеки (основан Е. П. Тышкевичем, одним из зачинателей белорусской археологии), а в 1915 г. оказалась в Москве, в Историческом музее. Длина кольчуги 68 см, ширина (с рукавами) 115 см, вес 12,5 кг. На ее крупных плоских кольцах выбиты надписи: «Мати Божия буди с нами», «Бог с нами, никто же на ны» — и имя владельца байданы — "Иван Григорьевич Выродков (Выротков)"1.
Ивана Выродкова по праву называют первым русским военным инженером; известен он главным образом как строитель Свияжской крепости, сыгравшей ключевую роль в разгроме Казанского ханства в 1552 г., хотя его деятельность не ограничивалась данным эпизодом.
Год и место рождения этого деятеля точно установить невозможно. Если учесть, что впервые его имя упомянуто в 1538 г., а к 1560 г. он имел уже взрослого сына, то появиться на свет Иван Выродков мог едва ли позже 1520 года. Происходил он явно из среды служилых людей, а не из родовитой аристократии. Скорее всего, его дед, родоначальник Выродковых (Выротковых), получил прозвище Выродок, перешедшее к сыновьям. Такое прозвище известно и в Новгороде Великом, и на Украине: согласно дозорной книге Софийской стороны 1586 г., там на Легощей улице проживал сапожник Иванко Выродков, скончавшийся в 1566/1567 г.; а в документе 1552 г. упоминается каневский мещанин Семен Выродко2. Отца И. Г. Выродкова звали Григорием Ивановичем, мать — Маремьяной. Его дядя (брат отца) — Илья Иванович Выродок — во время битвы московского войска с литовским под Оршей в 1514 г. попал в плен и позже умер в Литве. Еще один дядя, Данило Иванович Выродков, в качестве дьяка Тверского дворца подписывал в 1539 — 1541 гг. губные грамоты, а скончался в 1545 году. Поминальная запись рода Ивана Выродкова в синодике первой половины XVII в. Троице-Сергиева монастыря насчитывает 25 мужских и женских имен, в том числе семь — иноческих.
Следуя по стопам своих родичей, Иван Выродков, очевидно, с юных лет приобщился к государевой службе, на которой ему удалось вскоре продвинуться. В 1538 г. его вместе с Я. Кашинцевым и Ш. Мотякиным отправили в Ногайскую Орду в качестве русского посланника к Кошум-мурзе, которому он повез царскую грамоту. Ногайцы кочевали тогда к востоку от низовьев Волги. Московское посольство добиралось к ним, скорее всего, сначала водным путем по Москве-реке, Оке, Волге, а затем по суше. Лишь в мае следующего года, успешно выполнив поручение и проведя переговоры о торговле, Выродков вернулся в Москву в сопровождении посла Кошум-мурзы, Карачу, и его соплеменников, пригнавших на продажу в Россию табуны лошадей.
В середине XVI в. наибольших усилий требовала от Москвы борьба с осколками Золотой Орды, и прежде всего с Казанским ханством, господствовавшим над Средним Поволжьем. В 1548 г. против Казани был совершен поход, закончившийся неудачно. В нем участвовал и дьяк Выродков. Получив благословение на Стоглавом церковном соборе, Иван IV приступил в 1551 г. к подготовке нового большого похода. Поразмыслив о причинах предыдущих неудач в попытках покорить Казанское ханство, царские воеводы сделали вывод о необходимости создать крепость неподалеку от столицы ханства. Казанские татары могли помешать строительству такой крепости на своей территории, и пришлось вспомнить о давней русской традиции быстрой сборки укреплений («гуляй-городов») из заранее заготовленных деревянных щитов, доставляемых на санях или телегах, подобно срубам, которые русские плотники, как правило, собирали первоначально недалеко от места заготовки древесины.
Под Казанью, однако, предстояло возвести не передвижную походную крепость на колесах, а крупное стационарное сооружение, причем буквально на глазах у неприятеля. Эта задача и была поручена дьяку Ивану Выродкову. На протяжении зимы 1551 г. в вотчине Ушатых под Угличем в лесу дровосеки заготовили под его руководством огромное количество бревен. После предварительной сборки башен бревна были помечены, а весной в разобранном виде срубы погружены на суда и отправлены вниз по Волге по направлению к Казани3. Караван добрался до места впадения в Волгу ее правого притока — р. Свияги. Объем работы, проделанной за четыре недели, не может не поражать: строители расчистили и спланировали территорию для укрепления площадью более 150 гектаров, было вынуто 3000 кубометров земли, возведены крепостные стены, ворота, башни, две церкви, для чего потребовалось свыше 20 тыс. кубометров бревен и заготовленных заранее других строительных деталей. Вскоре на глазах изумленных казанских татар на противоположном берегу Волги вырос укрепленный город Свияжск.
В Пискаревском летописце (конец первой трети XVII в.) под 7059 (1551) г. помещена статья «Поставление Новагорода Свиязково, нареченнаго в царьское имя Ивангород». В ней повествуется, как "не стерпя царь и великий князь козанские татар измену, посылает дияка Ивана Вырыдкова на Волгу, в Углецкой уезд, в Ушатых вотчину, церкви и городы рубити"4. В разрядной же книге 1550 — 1636 гг. (сокращенный вариант пространной редакции) его имя в связи со строительством Свияжской крепости вовсе не упоминается: "Велел государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии под Казанью за 20 верст на Волге усть реки Свияги поставити город Свиязской"5. Выпячивание здесь на первый план воли царя вполне естественно.
В Свияжской крепости разместился большой гарнизон под командованием храброго и талантливого воеводы князя С. И. Микулинского. В поучении митрополита Макария гарнизону Свияжской крепости (1552 г.) осуждались разврат, азартные игры и брадобритие, распространившиеся среди русских воинов. Ситуация несколько улучшилась после отправки туда из Москвы протопопа Тимофея.
А дьяка-фортификатора уже ждали новые поручения. В августе 1551 г. Выродкову пришлось в качестве доверенного лица Ивана IV отправиться в Казань с поручением посадить на ханский престол ставленника Москвы Шигалея и освободить из плена русских людей. Однако в Казанском ханстве тогда взяла верх антимосковская группировка, и военный поход на Казань стал неизбежен6.
Поход Ивана Грозного на Казань.  Июнь-август 1552 года
После основательной подготовки в конце лета 1552 г. на Казань двинулось войско во главе с Иваном Грозным. Выродков, как и прежде, выполнял во время этого победоносного похода функции военного инженера и прославился сооружением передвижных деревянных башен (тур) во время решающего штурма. Под его началом находилась и часть артиллерии, о чем упоминает Никоновская летопись. Автор же «Казанской истории», всячески превознося роль Ивана Грозного, совсем умолчал об участии Ивана Выродкова в штурме Казани. В литературе вместо него иногда называют другого умельца, по прозвищу Размысл (Розмысл), который ведал устройством минных подкопов под стены Казанской крепости7. Однако в источниках точно указано как происхождение, так и направление деятельности этого Размысла: «немчин» или «литвин сей хитр бе подкопы творити под градныя стены» («Троицкая повесть о взятии Казани», написанная очевидцом событий Адрианом Ангеловым, келарем Троице-Сергиева монастыря; «Летописец начала царства»)8. В исторической песне «Взятье Казанского царства» повествуется об устройстве некими пушкарями («кананерами») минных подкопов перед штурмом Казани, но не указываются ни их имена, ни национальная принадлежность9.
Страницы: 1 2

Игры с полом

Екатерина Люльчак — об андрогинах сегодня
В детских садах Швеции упраздняют разделение на мальчиков и девочек — теперь есть только «друзья».
На этом фото все прелестницы -- мужчины. И трудятся в модном баре Фото: Getty Images/Fotobank
Граждане Австралии де-юре имеют право на третий пол — в паспортах введены три обозначения: М (мужской), F (женский), X (для интерсексуалов).

Мысль о том, что каждый может выбирать, кем ему быть, мужчиной, женщиной или третьим полом, искушает. В Японии такие поведенческие модуляции уже перестали считать экзотикой — они повсеместны. Россия тоже не исключение: на улицах все чаще можно встретить женственных мальчиков и девочек-"пацанок". Новую странную моду изучал «Огонек»
Они называют себя «андрогинами» и считают высшими существами — как в Древней Греции, где, если верить мифам, их боги за это и покарали. Эти «идеальные создания природы» воротят свои напудренные носики от всего, что связано с М или Ж, и избегают традиционных ролей с их сложностями и неудачами. Быть андрогином для них — это чувствовать себя воплощением чистой эстетики, высшим существом, обладающим гармоничным смешением мужского и женского начал. И это переплетение андрогины усиленно культивируют. Как, например, 22-летний Тима Марсо.
«А борода у тебя, девочка, от ГМО»
Вроде парень, а вроде и нет. В кепке — юноша, без — девушка. Судя по обескураженным лицам посетителей кафе, где мы договорились о встрече, об этом думают почти все, кто его видит.
— А меня не смущает. Привык, что разглядывают. Вот недавно ехал в метро. Какая-то бабушка пристально смотрела, потом подошла и сказала: «Страшно попасть в руки бога живого».
Тиму с детства называли ангелочком. Белокурые волосы, тонкие черты лица, бледная кожа, большие светлые глаза. Для Сибири, откуда Тима родом, такая внешность хоть и типична, но у томских ребят восторга не вызывала: не принято там рефлексировать о процентном соотношении в себе мужского и женского. Поэтому первые 19 лет своей жизни Тимофей Николаевич Марсо был не в курсе своей андрогинности и получал за то, что выглядит не «по-пацански»:
— В Томске я научился быстро бегать: за такую внешность могли побить. В Москве в этом плане легче — иногда кричат что-то вслед или громко спорят, кто перед ними, парень или девушка, но на этом, как правило, все заканчивается. И я счастлив, что не приходится притворяться, ведь у меня всегда был интерес к унисексу и женской одежде.
По словам Тимы, его интерес к девчачьим занятиям дома тоже воспринимался без энтузиазма:
— У меня была спрятана кукла, чтобы мама и брат не знали. В детстве я чаще играл с девчонками в дочки-матери. Мы все время спорили, кто будет папой. Я категорически не хотел и в основном был дочкой.
В подростковом возрасте против Тимы принимались и репрессивные меры: мама не разрешала покупать узкие джинсы, а старший брат гонялся за Тимой, пытаясь отрезать ему волосы. Но, как уже говорилось, андрогины в Томске бегают быстро.
Тима Марсо без кепки — девушка, в кепке — юноша Тима Марсо без кепки — девушка, в кепке — юноша
Фото: Константин Саломатин, Коммерсантъ
И только три года назад, переехав в Москву, с помощью знающей толк в трендах подруги Ксюши Тима уяснил, что вовсе он не «баба», как пыталась доказать ему томская шпана, а андрогин — существо особенное — модное и необычное.
— О том, что у меня андрогинная внешность, не задумывался до того, как приехал в Москву и познакомился с Ксюшей. Это она заметила и вдохновила попробовать себя в качестве модели. В модельный бизнес пришел сразу как андрогин, причем женские образы даются легко, а в мужских ступор находит, не знаю, как позировать, что делать.
Свою необычную внешность Тима поддерживает: следит за фигурой, делает эпиляцию и ни в коем случае не качается. Наоборот, искренне жалеет, что когда-то занимался теннисом и ноги не такие изящные. На замечание, что фигура у Тимы хоть и субтильная, но все же мужская, он принялся усиленно делать из майки корсет, обтягивая тонкую талию:
— Вот, посмотри, все равно не как у мужчин... Мне моя внешность нравится, особенно когда я в форме и хорошо выгляжу. Вот скоро немного верхнюю губу увеличу, чтобы пообъемнее была, а как время подойдет, надо будет ботокс колоть.
Иногда, правда, андрогины становятся невольными заложниками своей внешности:
— С этим много забавных историй связано. Один раз нас ограбили. Мы вызвали полицию. Стали составлять протокол,— рассказывает Тима.— Представляюсь: Марсо Тимофей Николаевич. А мне полицейский: «Девушка, расскажите, как все произошло». Я чуть не взорвался: «Какая я вам девушка? Говорю же — Тимофей Николаевич». «Тимофей Николаевич — не гарантия. Все может быть».
При этом, сообщает Тима, он в то время ходил с бородой, поэтому просто обалдел:
— А то, что борода, это как?
— Ну сейчас же много генномодифицированных продуктов...
Смеялись долго — андрогинов и правда все это забавляет. Но ровно до того момента, когда начинается «бытовая психология».
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 1 августа (19 июля ст. ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Преподобной  Макрины, сестры свт. Василия Великого (380).
Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709),
Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1903).
Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270).
Святителя Митрофана (1703)
Святителя Тихона, епископа Воронежского.
Сщмч. Виктора, еп. Глазовского (1934).
Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Праведного Стефана Высокого, короля Сербского (1427) и матери его Милицы (1405).
Собор Курских святых.
Собор трёх русских святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских
Преподобного  Дия, игум. Антиохийского (ок. 430).
Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1885).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы:
Тропарь преподобного Серафима, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Тропарь преподобного Серафима Саровского, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.
Кондак преподобного Серафима, глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Тропарь мученика благоверного князя Романа, Рязанского, глас 1
Мученьми странноужасными/ и доблестию терпения/ всех преудивил еси, княже Романе:/ честных бо членов твоих по составом резание/ и всего телесе твоего раздробление/ претерпел еси за веру Христову./ Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/ и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский./ Молися убо ко Господу,/ да мир и благоденствие дарует граду нашему,/ и испроси у Него милость и спасение/ чтущим священную память твою, многострадальна.
Кондак мученика благоверного князя Романа, Рязанского, глас 2
Оклеветанный пред ханом в хулении зловерия его,/ дерзновенно предстал еси судищу нечестивому;/ убоявся же Страшнаго Суда Христова,/ ханское повеление и страх поплевал еси, святый Романе./ Телом, яко розга, режемый,/ в страданиих уподобился еси Иакову Персянину/ и явился еси великомученик изрядный,/ столп и утверждение Церкви Рязанстей,/ заступник и воевода Российский преславный.
Тропарь преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого, глас 2
Жениха твоего смерть видевши,/ разсмотрела еси тленную жизнь и суетие мира,/ отвсюду вину приимши,/ Нетленному Обручнику уневестилася еси,/ постом и смирением любовь Того постигающи./ Тем ныне радуется со Ангелы, преподобная Макрино, дух твой.
Кондак преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого, глас 4
Бога Благаго всем сердцем возлюбила еси,/ Макрино преподобная,/ и, Сего Крест Честный на рамо приемыш,/ усердно последовала еси Ему,/ отонудуже согрешений обрела еси прощение.
Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского, глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского, глас 8
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Тропарь преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах, глас 4
Великаго во отцех подражая Паисия,/ якоже он в пустыню, тако и ты в пещеру вселился еси,/ идеже труды прилагая, блаженне, ко трудом,/ и псаломскому пению выну прилежал еси,/ моли о нас, поющих тя.
Pages: 1 2 3