среда, 20 февраля 2013 г.

МИД России требует «полноценной семьи» для российского ребенка

Российское посольство: усыновившая Егора Шатабалова гражданка США скрыла информацию о своей сексуальной ориентации
Гомосексуализм http://svavva.ru ВАШИНГТОН — Министерство иностранных дел России выразило в среду «серьезную тревогу» по поводу ситуаций, сложившейся вокруг российского ребенка Егора Шатабалова, который был усыновлен гражданкой США Марсией Энн Брандт.
Читать далее »

О канонизации и деканонизации


Очень интересная, грамотно написанная и познавательная статья Ксении Лученко (правда, с не очень приятным и совсем неуместным названием): «Уже несвятые святые. Явочная деканонизация в русской церкви».
Читать далее »

Православный календарь 21 февраля (8 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Феодора Стратилата
Святителя Саввы II, архиеп. Сербского
Прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.).
Св. блж. Любови Рязанской (1921).
Священомученика Симеона(Кульгавец)
Священномученик Андрей Добрынин, протоиерей (1938).
Священномученик Сергий Любомудров, священник (1938).
Священномученик Петр Марков, протоиерей (1938).  
Священномученик Александр Абиссов, иерей, (1942).
Святой Онхно, поэт и странник ( Кельт. и Брит. ).
Святой Эльфледы, игумении Уитбийской, ( Кельт. и Брит. ).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Вмч. Феодора Стратилата. Тропарь, глас 4.
Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою/ присно ублажаем.
Вмч. Феодора Стратилата. Кондак, глас 2.
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,/ с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
Свт. Саввы II, архиеп. Тропарь, глас 4.
Исправление веры и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/ лобызаем их и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/ святителю отче Савво пребогате, молимся,/ Христу Богу молися/ спастися душам нашим.
Свт. Саввы II, архиеп. Кондак, глас 8.
Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво,/ сохраняли отечество, обитель, град же и люди, почитающия тя верою/ и честным твоим мощем покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Савво Богомудре.
Св. блж. Любови Рязанской. Тропарь
Любовью наречена была еси во святем крещении, Любовь Христову познала еси в житии, Богу и человеком любовию послуживши, дерзновение велие стяжала еси, тем же к тебе усердно прибегаем, из глубины сердец наших взывающе: молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая, даровати мирови мир и душам нашим велию милость.
Св. блж. Любови Рязанской. Кондак
Святителем Христовым Николаем исцеленная и на служение Богу и людям им же благословенная, крест свой юродства с любовию до конца пронесшая, святая блаженная Любовь, не остави нас, почитающих святую память твою, предстоя в лике святых Престолу Пресвятыя Троицы, молися о благоденствии Отечества твоего и о спасении душ наших.
Pages: 1 2 3

Уже несвятые святые

Ксения Лученко
Явочная деканонизация в русской церкви
Иван Владимиров. Допрос в комитете бедноты Иван Владимиров. Допрос в комитете бедноты
Изъяли мощи
Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году.

Но ни монахини, ни их духовник, архимандрит Амвросий, в тот вечер особой радости по поводу прибытия новой святыни не испытали. Мощи приехали из Москвы вместе с бумагами из Патриархии, которые предписывали изъять из монастыря останки другого исповедника — святителя Василия Кинешемского. Мощи очень почитаемого в Иванове святителя Василия хранились в монастыре с самого его открытия в 1993 году.
В последний раз сестры собрались на молебен у мощей, отслужили его наскоро: московские гости явно торопились. Раку открыли, игумен Дамаскин с помощницей вынесли мощи из храма и погрузили в багажник своего автомобиля. Тем же вечером машина уехала обратно в сторону Москвы. Один из ивановских церковных управленцев, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий (Уткин) сразу сделал запись в своем твиттере, из которой следует, что мощи были вывезены по личному благословению Патриарха, а представители Иваново-Вознесенской епархии при изъятии не присутствовали. «Игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом», — закончил свою запись Уткин. С тех пор ни монахиням, ни другим жителям Иванове о судьбе святыни ничего не известно.
Стерли из календаря
Спустя три месяца, в сентябре, преподаватель Московской Духовной Академии священник Федор Людоговский купил свежеизданный календарь Московской Патриархии на 2013 год. Отец Федор, будучи специалистом по богослужебным текстам, каждый год по заказу небольшого издательства делает свою версию календаря с добавлением чтений из Священного Писания на каждый день. Так же поступают многие церковные и околоцерковные издательства: берут за основу официальный календарь, выпущенный Патриархией, и делают разные вставки — проповеди, картинки, рецепты постных блюд. Официальный календарь — расписание богослужебной жизни всей Русской православной церкви на год.
«Я открыл календарь, — рассказывает отец Федор, — и понял, что по сравнению с моей прошлогодней сеткой чего-то не хватает. Отсутствовали имена многих святых новомучеников, хотя в целом в представлении святых XX века произошли изменения к лучшему. В общем алфавитном указателе святых в приложениях к календарю я исчезнувших имен тоже не нашел».
Отец Федор написал о своем открытии в сообщество «Устав» на сайте livejournal.com, где собираются специалисты по церковному праву и богослужению. Так факт исчезновения из святцев Русской православной церкви нескольких десятков имен святых стал известен специалистам. Сотрудники календарного отдела Издательства Московской Патриархии, которые тоже участвуют в дискуссиях на «Уставе», сразу опровергли предположение о техническом сбое. По их словам, все сведения о новомучениках внесены в календарь строго в соответствии с документами, которые им передали из Синодальной комиссии по канонизации. Спустя несколько дней на «Уставе» был опубликован сводный список «потерь» — 36 имен. Самым почитаемым и известным из вычеркнутых святых оказался Василий Кинешемский.
Святитель Василий
Биография епископа Василия (в миру — Вениамина Сергеевича Преображенского) поначалу строилась довольно типично для духовного сословия. Родился в семье священника провинциального города Кинешмы в 1876 году, окончил там духовное училище, Костромскую семинарию и Киевскую академию. Занимался богословием, преподавал в Воронежской семинарии.
Затем начинается интересное: в 1910–1911годах жил в Англии, где изучал современные европейские языки. Там он попал на лекцию основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла, которая произвела на него столь сильное впечатление, что, вернувшись в Россию, он устроился работать в гимназию — сначала в Миргороде, потом в Москве — и закончил педагогический институт. В 1914 году он еще раз съездил в Англию специально для изучения скаутизма, побывал в летних лагерях. После этой поездки начал работать над книгой «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе “скаутинг” сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы», которая вышла в 1917 году. «Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны», — написано в этой книге.
Революцию он встретил в Москве и был настолько ею потрясен, что ушел с должности преподавателя и уехал в родную Кинешму. Там он прислуживал в храме у своего старого отца и преподавал детям Закон Божий. В 1920 году в возрасте 45 лет он стал священником, вскоре его постригли в монашество с именем Василий и еще через год рукоположили в епископа Кинешемского.
Дальше начинается житие. Отказался от всякой собственности, жил в бане, спал на голом полу, положив под голову полено, проповедовал, исповедовал и помогал. Когда в Ивановскую область стали привозить детей из голодающего Поволжья, сказал в проповеди: «Вскоре наступят праздничные дни пасхального торжества. Когда вы придете от праздничной службы и сядете за стол, то вспомните тогда о голодающих детях». По свидетельствам очевидцев, многие крестьяне усовестились и приняли детей в свои семьи.
Дальше биография вновь становится типичной: епископ Василий разделил судьбу большинства архиереев Российской православной церкви. В 1923 году его в первый раз сослали — в Зырянский край на два года. Кратковременные возвращения на свободу чередовались со ссылками и отсидками и сопровождались назначениями в новые епархии (он успел побывать епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, и Ивановским). К началу войны на свободе оставалось всего четыре православных архиерея, и епископ Василий не входил в их число. В ссылках он тайно совершал богослужения и даже организовывал подпольные кружки по изучению Евангелия. Во время войны побывал в Ярославской тюрьме, московской внутренней тюрьме НКВД и Бутырке. Умер в 1945 году в селе Бирилюссы Красноярского края.
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Слово о подручнике

Три лестовки, один подручник
Занимаясь изучением вопроса о лестовке, мне посчастливилось параллельно столкнуться с целым рядом древних православных традиций, к которым, среди прочих, относится подручник (подрушник).

Во многих религиях мира, ещё с ветхозаветных времён, перед молитвой (либо перед началом культового служения) было заведено омовение тех или иных частей тела. И Христианство в данном вопросе не являлось (да и не является до сих пор) исключением. Разновидностей омовения бывает много. Самые распространённые из них – это омовение рук, омовение лица и омовение ног перед Богослужением. Другой вопрос, что не везде эти традиции сохранились, и не везде эти традиции соблюдаются. Так вот, омовение необходимо в первую очередь для того, чтобы держать в чистоте видимые части тела на протяжении богослужения или молебна, а также келейной (домашней) молитвы.
Возникает закономерный вопрос: как можно сохранить их в чистоте, если придётся класть земные поклоны? Здесь существуют два основных варианта: либо класть земные поклоны «специальными» способами, либо полагать руки на что-то чистое.
Если о существовании и необходимости земных поклонов можно найти довольно много источников (например – «Закон Божий», «Устав о поклонах», «Церковное Око», различные книги, брошюры и статьи, и т.д.), то о «технике» и «культуре» выполнения земных поклонов, к сожалению, «инструкций» и «рекомендаций» в нашей церкви не так много. И данный вопрос, по непонятным причинам, почему-то зачастую обходится стороной.
Земной поклон на подручнике
«Специальные» способы заключаются в том, чтобы свести к минимуму загрязнение частей тела во время земных поклонов. Самый наименее загрязнённый из таких способов выполняется так: левая рука сжимается в кулак, и ставится на пол ребром ладони к низу; этот кулак сверху накрывается ладонью правой руки, и уже внешнюю сторону кисти правой руки молящийся касается лбом. При совершении земного поклона таким способом, пачкается только ребро ладони левой руки. При этом остаются чистыми ладонь и пальцы левой руки, а вместе с ними – правая рука, которой осеняется крестное знамение, а также лоб (чело). Данный способ вполне приемлем в случаях, когда молящийся должен выполнить земной поклон, не имея возможности заранее к нему подготовиться. Жизненных примеров для того может быть много.
Теперь рассмотрим другой вариант выполнения земных поклонов – когда есть возможность положить руки на что-то чистое. Нередко в храмах приходится наблюдать, как некоторые молящиеся, перед выполнением земных поклонов, полагают на пол перед собою: то платочки, то пакетики, то перчатки (если зимой), то ещё что-то. Другие же, при земном поклоне, касаются пола только подушечками пальцев. Некоторые христиане (как правило – женщины) даже «демонстративно» вытирают после земных поклонов руки влажными салфетками. Во всех вышеописанных случаях нет ничего предосудительного. Даже наоборот – это правильнее, нежели ходить с грязными руками.
Поклонная скамейка
Только для выполнения земных поклонов, с древних времён, на Святой Руси существовали специальные для этого приспособления: поклонные скамейки, поклонные доски (или по-другому – колодки), а также специально сшитые подручники (подрушники).

 Итак, что же такое подручник (подрушник)?
 Подручник (от слов «под руки», «для рук») – это специально сшитый небольшой коврик (или тонкая подушечка) квадратной формы (размером 30-40 см.), с простым орнаментом православной символики, предназначенный для положения на него рук, книг и лестовки (чёток) во время земных поклонов во избежание их загрязнения и/или осквернения.
Бытует мнение, что подручник пришёл к нам из Византии, вместе с христианством. Так ли это? Очень даже может быть. Но давайте всё же порассуждаем на эту тему. Итак, как мог образоваться подручник?
Большинство домов, как в Византии, так и в нашей, Рассейской, стороне, имели глиняные полы. Собственно, полами их можно назвать лишь условно. Тогда всё, по чём ходили люди, называлось землёй. Устланные деревянными досками (или, хотя бы, обычными ряднами-половиками) полы могли позволить себе лишь очень немногие люди. Кроме того, в былые времена домашний скот нередко располагался в одном помещении со всей семьёй. Это обеспечивало сохранность скота от воров либо хищников, а также сохранение тепла в холодное время. И вот в таких условиях христиане ставали на молитву. Конечно же, для земных поклонов, надо было что-то постилать. Из некоторых источников известно, что в былые времена на Руси, для выполнения земных поклонов, существовали поклонные колодки и поклонные скамеечки. И те, и другие, могли накрываться подручниками либо другими покрывалами.
Каких-то конкретных («каноничных») условий, требований, инструкций и т.п. к внешнему виду и устройству подручника не существует. Как правило, внешний вид подручников зависит от изобретательности и искусности мастеров, их изготавливающих, а также от местных традиций, где применяются именно ТАКИЕ подручники.
Условно подручник делится на три составных части: лицевую (внешнюю), тыльную (нижнюю) и внутреннюю (среднюю).
Страницы: 1 2 3 4 5