среда, 16 октября 2013 г.

Православный календарь 17 октября (4 октября ст.ст.)

Проповедь
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Священномученика Иерофея, еп. Афинского (I).
Собор Казанских Святых.
Священномученика Петра Капетолийского (III-IV).
Обретение мощей святителя Гурия, архиеп. Казанского
Святителя Варсонофия, еп. Тверского
Пренодобного Павла Препростого (IV).
Святой Иоанн (Лампадист) Кипрский (X)
Святого праведного Стефана Щиляновича (1515).
Преподобная Елена/ Елисавета/ Сербская, королева
Благоверного кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052).
Преподобные Иона и Нектарий Казанские
Мучеников Давикта (Адавкта)  и дщери его Каллисфении
Мучениц Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306).
Мучеников Гая, Фавста, Евсевия и Херимона (III)
Преподобного Аммона (ок. 350).
Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский, (1030)
Священномученик Католикос Эвдемоз, (1642)
Преподобного ЕлладияПечерского
Преподобного Онисима Печерского
Преподобного Аммона, затворника Печерского (XIII).
Преподобный Пиор Печерский (XII — XIII вв.)
Священномученика Димитрия пресвитера (1918).
Священномученика Николая Верещагина иерея, (1937)
Священномученика Михаила пресвитера, (1937)
Священномученика Иакова пресвитера, (1937)
Священномученика Тихона пресвитера (1937) и св.я Хионию исповедницу (1945) Архангельских
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Кондак святителя Варсонофия
глас 6
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.
Тропарь святителей Гурия и Варсонофия глас 3
Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак святителя Гурия глас 4
Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.
Тропарь священномученика Иерофея глас 4
Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Иерофея глас 4
Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли.
Кондак священномученика Иерофея глас 8
Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре.
Тропарь благоверного князя Владимира Ярославича глас 4
Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость.
Кондак благоверного князя Владимира Ярославича Кондак,
Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение.
Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского глас 4
На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам.
Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского глас 2
Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3

Византийская ставротека из Константинополя, называемая ныне «Лимбургской»

Анатолий Холодюк
В начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и оказалась не позднее 1835 года в католическом епископстве германского города – Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен).
 Византийская ставротека «Лимбургская» Выдающийся шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал главной реликвией Лимбурга и одной из самых ценных христианских святынь Германии. Более двух столетий ставротека находилась в Константинополе, а далее ее шестисотлетняя история была связана с пребыванием в монастыре Штубен на немецкой земле, однако по нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой».
 В традиции восточных христиан ставротекой (от греч. staurotheke: stauros — «крест» и «theke» — «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже – мощевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Креста Господня («Святого Креста» или «Честного Древа»).
Церковные мастера, придерживаясь древней традиции, изготавливали ставротеки из ценных или крепких пород дерева, обитого снаружи и внутри золотом или позолоченным серебром и украшенного драгоценными камнями. Помимо частиц Креста Господня в них хранили и другие святые реликвии. Из исторических преданий о Византии известно, что ценнейшая ее ставротека, содержавшая самые знаменитые в христианском мире части Древа Честного Креста, находилась в императорской сокровищнице Патриаршего православного собора во имя святой Софии — Премудрости Божией, (иначе — святой Софии Константинопольской, Айя–Софии) в Царьграде. В древние времена в Константинополе на праздник Воздвижения Креста Господня эту святыню торжественно выносили для поклонения приходившим в собор многочисленным верующим. За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне посреди храма, воздвигал Святой Крест, составленный из частей Животворящего Древа и вложенный в ставротеку, где находились и другие святые реликвии.
Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская» Фрагмент.  Византийская ставротека «Лимбургская»
Так уж распорядилась история, что в начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и оказалась не позднее 1835 года в католическом епископстве германского города – Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен). Выдающийся шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал главной реликвией Лимбурга и одной из самых ценных христианских святынь Германии. Более двух столетий ставротека находилась в Константинополе, а далее ее шестисотлетняя история была связана с пребыванием в монастыре Штубен на немецкой земле, однако по нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой». В последние годы в немецкой справочной литературе за святыней закрепились название «Staurothek».
Византийская ставротека с вложенным в нее Святым Крестом (X в.) и другие ценные реликвии хранятся в специально оборудованной «Камере реликвий», находящейся в старом здании неподалеку от Соборной площади, где под одной крышей расположились «Святилище Домского собора и Епархиальный музей» Лимбурга. Первоначально этот основанный в 1905 году музей ставил своей главной задачей рассказать с помощью церковных документов и экспонатов об истории создания в 1827 году католического епископства (диоцеза) в городе . В 2011 году музей значительно расширил свою экспозицию и теперь в шести его залах демонстрируются произведения сакрального искусства из двенадцати столетий, среди них – и бесценная христианская святыня из Византии.
Небольшое подвальное помещение квадратной формы «Камера реликвий» своею единственной стальною и массивною дверью с электронными замками чем-то напоминает затемненную католическую часовню-сейф. По ее периметру изготовлены из камня длинные сидения, предназначенные, вероятно, для небольших групп верующих, участвующих в проводимых здесь богослужениях. В стилизованной алтарной части этой оригинальной часовни установлен большой напрестольный крест со святыми реликвиями. Главная же святыня, состоящая из двух частей: ковчега с углублением для хранения в нем Святого Креста и специальной выдвижной крышки для прикрытия святыни, находится в самом центре — за толстым витринным стеклом на невысокой тумбе. Ставротеку в открытом виде укрепили в вертикальном положении, поэтому паломники и посетители музея могут обозревать святыню со всех сторон.
 Византийская ставротека «Лимбургская» Ставротека.
По мнению известных экспертов, заключенная в выставочную витрину древняя ставротека — и есть бесценный императорский реликварий из Константинополя, являющийся одновременно и шедевром церковно–ювелирного искусства Византии X-го века.
По данным германского учёного Маттиаса Клофта, между 945 – 959 годами ставротеку изготовили на пожертвования византийских императоров лучшие церковно-ювелирные мастера Константинополя. Первоначально ставротека принадлежала императору Константину VII (905 – 959), а позже она перешла к его сыну – императору Роману II (938 – 963). Владельцем уникальной святыни был и император Василий II Болгаробойца (958 – 1025) – cын императора Романа. Ученые обнаружили на поверхности ставротеки надпись, где упоминается незаконный сын императора Романа I Лакапина ( ок. 870 – 948) Василий Лакапин (2, c. 6), имевший почетный титул проедра и оскопленный по приказу отца в раннем детстве, чтобы он не мог претендовать на императорский титул.Между 968 и 975 годами византийские мастера основательно подновили ставротеку, увеличили ее размеры по ширине и дополнительно украсили драгоценными камнями и перегородчатой эмалью ( 2, с. 6), что было сделано, вероятно, по инициативе Василия Лакапина. Приблизительно в то же время на поверхности ставротеки появились специальные ковчежцы-контейнеры, куда поместили десять ценных святых реликвий, речь о которых пойдет ниже.
 Византийская ставротека «Лимбургская» Ставротека с выдвижной крышкой и ковчежцами-контейнерами Ставротека с выдвижной крышкой и ковчежцами-контейнерами
Общеизвестно, что «Лимбургская ставротека» была принесена на немецкую землю из Константинополя после завершения Четвертого крестового похода 1202—1204 гг. рыцарем Генрихом фон Ульменом (ок. 1175–1234). По преданию, этот крестоносец происходил из горной области Айфель, расположенной на западе немецких земель и ограниченной реками Мозель с юга и Рейном на востоке. Для Генриха фон Ульмена (или Генриха Ульменского) крестовый поход в превратился из «пути ко Гробу Господню» в разграбление латинянами Константинополя 13 апреля 1204 года. Сохранившиеся письменные рассказы участников предыдущих крестовых походов об «изобилии богатств всякого рода, золота, серебра, разнообразных тканей и священных реликвий» в Константинополе разжигали воображение и страсть к наживе, чем отличались воины крестоносных армий, среди них не исключением был и рыцарь Генрих фон Ульмен. Подробная информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах в руках у этого рыцаря из гор Айфеля оказалась бесценная ставротека, истории доподлинно неизвестны.
По возвращении крестоносцев из Константинополя византийская святыня недолго находилась во владении Генриха фон Ульмен, проживавшего с семьей в Ульменском замке, от которого сегодня остались только несколько развалин. Ныне в городе Ульмен, расположенном в федеральной земле Рейнлад-Пфальц, имеется улица, увекочившая своим названием имя известного в округе и в Германии рыцаря-крестоносца. В 1207 или 1208 году ставротека появилась в епископстве Трира, в основанном в 1137 году августинском женском аббатстве Штубен, располагавшемся на реке Мозель, недалеко от современного населенного пункта Брем. В немецких источниках сообщается, что крестоносец из Ульмена совершил богоугодное дело: передал великую святыню в дар монастырю Штубен, где находилась в качестве монахини и его родная сестра. Сохранились сведения, что в сопроводительном дарственном документе Генриха Ульменского, датированном 1208 годом, имеются несколько витиеватых строк о том, что «вечером накануне праздника в честь св. Лаврентия», даритель реликвария признается, что воистину счастлив лишь тот, кто «владеет земными сокровищами и кто надеется посредством их обрести сокровища вечные». Далее Генрих Ульменский пишет, что принесенная им на немецкую землю византийская реликвия является тем единственным сокровищем, которое «дороже его сердцу всех земных владений», но, несмотря на это, он преподносит сокровище в дар женской обители «на благо и во спасение души своей и души его супруги Имгардис (Ирмгарды)». В 1275 году в монастыре Штубен специально для хранения византийской ставротеки, справа от главного алтаря, строители воздвигли специальную Крестовую часовню, чьи сохранившиеся до сего дня руины показывают паломникам и туристам.
Руины бывшей Крестовой часовни в монастыре Штубен, где хранилась ставротека Руины бывшей Крестовой часовни в монастыре Штубен, где хранилась ставротека
Почти шесть столетий ставротека находилась в августинском аббатстве, куда на поклон святыне приходили многочисленные пилигримы из соседних земель. Во времена секуляризации в 1802 (или 1803) году монастырь был упразднен и закрыт. По некоторым данным, святыня временно была передана на хранение во вновь построенную неприступную крепость Эренбрайтштайн, расположенную на высоком берегу Рейна, напротив знаменитого Немецкого угла.
Руины монастыря Штубен
Затем византийская cвятыня перешла во владение представителей графского рода Нассау-Вайльбург (позже – герцогство в составе Священной Римской империи, существовавшее самостоятельно до 1866 года). Не позднее 1835 года ставротека вместе с посохом апостола Петра и другими реликвиями в качестве дара была передана герцогoм Вильгельмом I основанному в 1827 году католическому епископству Лимбург, где она и хранится по сегодняшний день. В 1954 году ставротеку отреставривал известный в Мюнхене ювелир Иоганн Михаэль Вильм (1885 —1963). Через пять лет католический епископ Вильхельм Кемпф (1906 — 1982) учредил в епархии празднование христианами Недели Святого Креста, которая проходит в сентябре и по сей день в Лимбурге.
Страницы: 1 2