вторник, 9 октября 2012 г.

Пребыли в искушениях Моих

Продолжение. Начало Здесь.
По милости Божией «Божественное осияние начинает приходить чаще и задерживаться дольше, так что становится привычным, в то время как подвизающийся, младенец премудростью и разумом, становится более дерзновенным, считая, что оно дано ему как воздаяние за его делание... Такое состояние продолжается три или четыре года (иногда больше, иногда меньше), постоянно обучая и умудряя человека... Однако естество наше имеет обыкновение вскоре приносить нам насыщение при великом обилии какого-либо утешения, поскольку мы носим тело плотское и тяжелое и из-за этого и насыщаемся быстро, и оставаться в одном и том же состоянии для нас совершенно невозможно, если только мы еще не достигли безстрастия, о котором скажем ниже.

Если же мы находимся в каком-то одном состоянии и не возрастаем постоянно, то, поскольку мы носим тленное тело, едва насытившись высокого, сразу обращаемся вспять и приходим в нерадение, как говорит о пище истинное слово (см.: Чис. 11, 4-6)» [14, 236].
Святой Симеон Новый Богослов отмечает: «Когда душа, заключенная отвсюду в чувственное, выглянет как-нибудь умом своим, как сквозь окно, во внечувственное и облистается сиянием сущего внутрь ЕЯ обручения Святого Духа, то, не вынося блистания Божествен наго непокровеннаго света, тотчас трепетать начинает умом своим, вся прячется в саму себя и убегает как бы в дом какой, под покров чувственнаго и человеческаго» [27, т. 2, 236]. «На этой ступени еще слабы мысленные очи подвижника... добродетели же смешаны в нем со страстями... он начинает принимать помыслы высокоумия, которые недавно отверг, и снова погружается в них» [14, 237].
«Началом сокрушительного падения является уже упомянутая и (якобы. — Сост.) побежденная мать всех зол — немилосердное самомнение... Сия ступень... установлена домостроительством Божиим для отнятия благодати! Так устроил Господь для показания виновности человека, чтобы тот непрестанно питался укорением и сделался причастником смирения... Самомнение говорит, как духовник, и целует, как Иуда. Беседует с великой кротостью и рассуждает о спасении... «Итак, — говорит оно монаху, — видишь бездельников, которые теперь утверждают, что Господь не дает благодати? Они поскольку сами не хотят подвизаться, то и другим препятствуют, ссылаются на опасность прелести и кричат, что ты впадешь в нее, как и все. Так отступись же от их наставлений и внимай моим словам. Что же? Разве Бог, как и прежде, не дает крепости и не увеличивает нашу силу?»
Так лжец, то есть жалкий бес, подобно гадалкам, которые крестятся и упоминают Бога, сами же занимаются колдовством, ссылается на Божественное Писание, чтобы забросить свой крючок, выставляет себя богословом, и спасение наше, как волк, похищает, и в своих целях совсем иному нас обучает, лишь бы заставить нас не заботиться о своем спасении.
А оный младенец, не зная ни этой сети, ни того, что сей советчик есть древнее зло, радуется его прелести, ложь за истину принимает, всех кругом порицать начинает и отцов в надменности своей осуждает... И начинает говорить так: «Человек может, если захочет и если приложит силу, стать вместилищем благодати...» Он понемногу начинает впадать в прелесть и становится игрушкой бесов, думая и полагая, что все его противники будут наказаны за свое небрежение и невежество. Он совершенно не повинуется их словам, но, оттолкнув всех, затворяется в полном одиночестве и творит то, что подсказывает его сообщник — бес» [14, 238—240].
«Новоначальный, который убегает от безопасности ки-новии и, движимый эгоизмом, затворяется в келлии (хочет быть затворником), похож на человека, которого запирают в сумасшедший дом... Если у него есть хотя бы немного смирения, то он возвращается в киновию и спасается, а если упорствует — погибает...
Горе нам, когда нас расхваливают, как хорошие арбузы, хотя внутри мы тыквы... Горе и трижды горе бронзе, которую некоторые люди натирают, и обманывают мир, выдавая ее за золото» [19, 114, 128, 171].
«Бес многих повесил и задушил, внушая им, что они, якобы, станут мучениками. Другие же впали в небрежение и безразличие, совершенно забросив свои обязанности. А самое главное, они полагают, что это и есть истина и путь Божий» [14, 240].
«Диавол сам, как и в случае с Иовом, просит дозволения на брань против подвижников. Поскольку же он опытный воин, который воюет уже тысячи лет и многих вплоть до наших дней низринул в погибель, приобретя великий опыт и силу для борьбы с нами, то и удаляется не скоро, и победу уступает не без труда, но проникает до самых костей, покоряя себе несчастного человека (ср.: Иов 2, 4—6)» [14, 244]. «Поначалу отвращает подвижника от молитвы, склоняет заняться другим, общественным трудом. Затем напоминает о событиях, различных лицах, состояниях... Святые отцы говорят, что обычно война тем сильнее, чем сильнее были предшествующие страсти... Подвижнику предстоит много пострадать, воздать за каждый помысел и злое удовольствие аналогичной скорбью, пока не наступит равновесие» [11, 90, 93].
Преподобный Григорий Синаит пишет, что «против трех сил души три князя злобы совершают нападки, противостоя подвижникам... Змий, князь бездны, предпринимает военное выступление против внимательно относящихся к сердцу... Через сладострастного исполина забвения метает он в них жгучие тучи пламенных стрел... имея как бы некоторое море безбрежной похоти... Князь этого мира нападает на стремящихся к деятельной добродетели... Чарами всякого рода страстей через исполина нерадения ведет он хитро войну в раздражительной силе... Воздушный князь приражается к занимающим свой ум созерцанием, представляя фантастическое... мыслительной и умственной частям души. Посредством исполина неразумия он омрачает возмущением высокий ум». Преподобный Григорий указывает, что демоны «извращают всякое духовное созерцание, особенно тех подвижников, которые борются с ними прежде очищения и духовного рассуждения. Нет ничего духовного, во чтобы ни преобразовались тайно демоны в воображении». Однако имеется безошибочный способ различения: «Демон, хотя видоизменяется, но не может возбудить ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненависти к миру, ни прекращения плотских наслаждений и страстей, что составляет действие благодати» [3, 63, 65, 131]. «Демоны никак не могут овладеть чьим-либо духом или телом, не имеют власти ворваться в чью-либо душу, если сначала не лишат ее всех святых помышлений и не сделают пустою и лишенною духовного содержания» [12, 317], — говорит и святой Иоанн Кассиан Римлянин (| 435).
«Иной раз приходит бес безпечности. Или же настойчивая мысль оставить это место и удалиться от своего старца, поскольку, якобы, некто другой является лучшим, нежели он. Часто зарождается страшная ненависть к старцу... Подвижник должен бороться с наущениями, которые раздувает диавол, и не замечать немощей старца, но видеть любовь своего старца к Богу и добродетели, свойственные ему... Помыслами хулы, как говорят богоносные отцы, нужно пренебрегать. Только таким образом они исчезают» [ 11, 93, 95, 94]. «Самого большого успеха лукавый достигает тогда, когда ему удается хотя бы немного испортить помыслы послушника относительно его старца. Тогда новоначальный падает сам, как обрушивается купол, если вынуть из его вершины один кирпич... Дерзость является наибольшим врагом послушника, потому что изгоняет благоговение, за чем следует безчувствие с непокорностью и безразличием...» [19, 90, 92].
«Искушения получили такое название потому, что рождают искусность у искушаемых. По своей природе к ним относятся все скорбные события нашей жизни, все страдания, от самого ничтожного до величайшего — смерти. В совокупности искушения называются и крестом, поскольку, подобно тому как крест мучает и умерщвляет человека, печали одолевают и разрушают его. Изначально в сотворенном мире не было скорбей, но они суть следствия и признаки человеческого грехопадения. Наша жизнь в некотором смысле обратилась в безмерную горечь и скорбь, непрекращающийся труд и болезнь, безконечное безпокойство и несчастье...
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Беседы на Книгу Бытия. Беседа 4. Праведный Авраам. Часть 3-я

Продолжение. Начало Здесь
Священник Олег Стеняев
Десять заповедей
     Когда Господа Иисуса Христа спрашивали, как спастись, Он отвечал – как читаешь. А в те времена читали закон Божий – Пятикнижие Моисея.
Десять заповедей из Закона Божия помещены в книге Исход, в двадцатой главе. Начинаются они так: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20, 2). Каков смысл этих слов для каждого из нас? Господь Бог наш есть Тот Единственный, который может вывести нас из состояния рабства греху, из Египта греха, спасти от фараона мысленного – от диавола.

Только Он один может разрешить сложные проблемы нашей жизни, поэтому Он один является Спасом, то есть тем, который спасает нас. Мы читаем в Послании апостола Павла: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2, 9-11). Апостол Петр говорил: Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). В нем, в Боге, мы обретаем спасение, Он один выводит нас из состояния рабства греху.
Первая заповедь: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 3). Если какие-то другие боги будут присутствовать в нашей жизни, то это будет пред лицем Божиим, Бог это увидит. А наш Бог ревнив, и Он ревниво взыскивает с каждого человека за подобные проступки – поклонение ложным богам.
Вторая заповедь гласит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20, 4-6). Воля Божия состоит в том, чтобы мы никогда не поклонялись кумирам, никогда не поклонялись каким-либо идолам, изображения которых могут встретиться в нашей жизни. Сейчас многие люди стали очень активно заниматься политикой, они держат в своих домах фотографии политических лидеров, которые им особенно нравятся, говорят, что хотят подражать этим людям, и по-своему поклоняются им, воссоздается диавольская религия человекобожия – гуманизм, когда на место Творца ставят тварь и поклоняются ей. Мы должны отвергнуть это языческое зловерие, потому что ни один человек, какими бы добродетелями он ни обладал, не достоин такого же поклонения, которое мы должны воздавать Господу нашему. И когда кто-то дерзает поклоняться людям, то надо напомнить этим безумцам слова псалмопевца Давида, который говорил: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Нет спасения ни в этих лидерах, ни во всех известных личностях: сегодня они живы, а завтра их нет. Спасение только от Господа, и помните: Он очень ревнив. Бог ревнив настолько, что нам с вами даже трудно представить. Мы не можем искушать терпение Божие. И когда наше сердце занято кумирами, то Он может очень жестоко наказать нас именно через этих кумиров, потому что человек наказывается всегда его же собственным грехом. Посмотрите, с каким энтузиазмом выбирали у нас многих лидеров – и как сейчас их все проклинают; какие возлагали надежды – и как глубоко разочарованы оказались многие люди. Бог наказывает нас через наши собственные грехи, но неужели мы не научились понимать простой и самой важной истины, что есть один Господь, един Он свят, Господь Бог наш, и только Он может разрешить наши проблемы, Он один силен исправить нравы, царящие в обществе.
В нашей стране процветает грех идолопоклонства, когда люди поклоняются Кришне, Шиве, Будде, когда чужие культы, чуждые служения, языческое зловерие входят в наши дома. А есть люди, которые пытаются даже совместить язычество с христианством. Один молодой человек, как-то сказал: а мне все равно, как называть Бога. Его можно называть любыми именами. Интересно, как бы отнесся этот человек к тому, если бы его все стали называть разными именами: один называл бы Васей, другой – Петром, третий – Гришей и т. д. Он бы запутался, он перестал бы понимать, кто к кому обращается. Мы не имеем права так шутить с Богом, мы не имеем права рядом с Господом нашим, с Богом Авраама, Исаака и Иакова, с Богом, сотворившим небо и землю, с Богом, Который послал в этот мир Сына Своего единородного, Господа нашего Иисуса Христа, ставить каких-то истуканов, ложных идолов, богов, и говорить, что это все одно и то же. Как может быть одно и то же, если в Писании сказано: Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6, 14) Воистину люди, идущие путем современного язычества, сами не знают, что делают, не знают, что творят.
Идолом для человека может стать не только какой-то чуждый бог. Подчас бывает так, что идолом для человека иногда становится он сам: если он сам себя ставит на некий пьедестал, становится эгоистом, эгоцентристом и поклоняется как бы сам себе, свои проблемы ставит выше проблем всех остальных людей. Есть люди, для которых бог – это деньги, и они поклоняются золотому тельцу; есть люди, для которых бог – это разврат, и они поклоняются этому богу; есть люди, для которых бог – это пьянство, и они служат верно и преданно зеленому змию. Иногда просто поражаешься той энергии, с которой многие люди служат ложным богам, и с каким нежеланием они переступают церковный порог. Чтобы послужить зеленому змию, человек может вскочить среди ночи, все оставить и бежать по городу в поисках зелья. Если бы у этого человека было бы такое рвение, чтобы посреди ночи встать на молитву, зажечь лампаду, затеплить свечу, открыть Псалтирь! Служить злу, зловерию всегда легче. Один молодой человек, в прошлом – член секты кришнаитов, рассказывал, что пока он был у кришнаитов, у него не было никаких искушений, и женщины его совершенно не интересовали. Но как только он ушел из этой секты, он стал заглядываться на всех проходящих мимо женщин, начал думать о компании, о том, что неплохо бы выпить, хорошо одеться и так далее. Очень легко идти путем зловерия, но когда ты отрекаешься от язычества и начинаешь идти путем христианским, все демоны и бесы ополчаются против тебя, ты становишься их врагом, и все искушения обрушиваются на тебя. А если ты идешь путем зловерия, то демоны и бесы будут помогать тебе. Посмотрите на баптистов, на адвентистов, пятидесятников – как демоны заботятся о том, чтобы они были глубоко нравственными людьми, гуманными, чтобы заботились друг о друге, чтобы в их среде было мало конфликтов. Диавол всегда заботится о том, чтобы ложь выглядела, как истина, а истина – как ложь. Его задача – надеть овечью шкуру на волчье существо, и ничего нового диавол не придумал.
Итак, язычество многолико – идолопоклонство разнообразно. Но отвергнем этот путь, будем называть только Господа своим Богом и пойдем путем истинного богопоклонения. Сказано: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24) – и мы не можем идти другим путем.
Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 10 октября (27 сентября ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Мученика Каллистрата (304).
Преподобного Савватия Соловецкого (1435).
Священномученика Петра, митр. Крутицкого (1937).
Преподобного Сергия, игумена Радонежского
Преподобного Никона игумена Радонежского
Преподобной Рахели схимомонахини Бородинского монастыря (1928).
Апостола от 70-ти Марка
Апостола от 70-ти Аристарха
Апостола от 70-ти Зины (I).
Мученицы Епихарии (284-305).
Преподобного  Игнатия (963-975).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Савватия Соловецкого глас 3
Удалився мира и водворися в пустыни, / добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами. / Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Савватия Соловецкого глас 4
От юности своея, преподобне, весь себе Господеви предложив./ И земная вся оставль Христовым стопам тепле последовал еси. И безплотным сожитель явися и всем преподобным сообещого, преблаженне Савватие./ Тем молимтися, отче, молися о нас непрестанно Христу Богу, яко да милостив будет нам в День судный.
Кондак преподобного Савватия Соловецкого глас 2
Житейския молвы отбег и вселися в морский остров, премудре./ И крест Господень на рамо взем, Христови последовал еси в молитвах и во бдениих, и в пощениих, злостраданием плоть свою изнуряя./ Тем бысть иноком удобрение./ Иже любовию память твою празднующим, преподобне Савватие,/ моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак преподобного Савватия Соловецкого глас 3
Яко звезда всесветлая добродетельми сияющи,/ чудес лучи испущающи обоюду,/ богатя приходящих души целя и телеса,/ благодать имея, Савватие,/ Прославляет бо Своя Себе Великий Дародатель.
Тропарь священномученика Петра митрополита Крутицкого глас 2
Божиим смотрением к святительскому служению/ святым патриархом Тихоном призванный,/ стаду Христову явился еси страж неусыпный/ и защитник небоязненный,/ священномучениче Петре,/ жестокая заточения и дальная изгнания,/ страдание и смерть от богоборцев претерпел еси,/ венец мученический прияв,/ на Небеси ныне радуешися./ Моли милостиваго Бога,/ да сохранит Церковь нашу от нестроений,/ единомыслие и мир людем Своим дарует// и спасет души наша.
Кондак священномученика Петра митрополита Крутицкого глас 4
Дух мирен и кроток стяжав,/ твердое упование на милосердие Божие имея,/ блюститель верный Церкве Российския/ и исповедник Христов явился еси,/ священномучениче Петре,/ присный о нас пред Богом предстателю// и молитвенниче о душах наших.
Тропарь мученика Каллистрата и дружины его глас 4
Мученицы Твои Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами спаси души наша.
Кондак мученика Каллистрата и дружины его глас 4
Всяк труд днесь Церковь ныне совершающи святии,/ восхваляет таинственно,/ яко за ню страдальчествовавшия мученицы Божественнии,/ добропобеднии всемудрии.
Ин кондак мученика Каллистрата и дружины его глас 4
Многообразныя раны претерпевше, и венцы от Бога яве приимше,/ о нас молитеся блаженнии Христу,/ память всепразднственную вашу совершающих,/ величайший Каллистрате со страдавшими с тобою,/ еже умирити паству, и люди:/ той бо есть верных утверждение.
Pages: 1 2 3