пятница, 19 июля 2013 г.

Как бандеровцы уничтожали поляков Галичины

 Алексей Попов
14 июля польский президент Бронислав Коморовский побывал в Луцке на траурных мероприятиях по случаю 70-летия Волынской трагедии.
Президент Бронислав Коморовский в Луцке
Двумя днями раньше польский сейм принял резолюцию, где назвал уничтожение поляков в те годы «этнической чисткой с признаками геноцида». Такое же определение дано и в принятой ранее резолюции сената страны.

О волынских событиях традиционно вспоминают в начале июля: кровопролитие в 1943-м достигло пика именно в эти дни; апогеем стало 11-е (канун дня Петра и Павла), когда были одновременно атакованы более 150 населенных пунктов.
Однако подобные расправы в тот период не ограничивались Волынью...
Волынь и Галичина — велики ли различия?
Липники (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники - Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами ОУН-УПА (OUN-UPA). В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 - в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека. Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва - жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров. Фотограф Сарновски - вышеуказанная фотография, а также дальнейшие, касающиеся Липник. Вышеуказанная фотография, а также следующие, относящиеся к Липникам, опубликованы благодаря Александру Куряту.
«Волынская резня», «Волынская трагедия» — эти общепринятые у нас названия сужают представление о происходившем 70 лет назад. Какой стереотип порождают они сейчас у тех, кто неравнодушен к проблеме, но не стремится глубоко вникать в нее, довольствуясь (как абсолютное большинство) полузнанием? Раз «Волынская» — значит, кровавые события имели место на Волыни. То есть в пределах нынешней Волынской области. Правда, некоторые знают: есть и более широкое историко-географическое понятие Волыни, включающее и Ровенскую обл., большую часть Житомирской, а также север Хмельницкой и Тернопольской. Это территория, которую полностью охватывала Волынская губерния Российской империи, а затем, уже частично, Волынское воеводство межвоенной Польши (Волынская, Ровенская области и север Тернопольской). Но как ни определяй границы Волыни, такая локализация тех событий влечет искаженный взгляд на них.
Семья Клещинских
Ведь в массовом сознании украинский национализм вообще и ОУН-УПА в частности связаны в основном с теми украинскими землями, что входили в 1920—1939 гг. в состав Польши. То есть и с Галичиной, и с Волынью, но прежде всего с первой. И это в общем верное представление. Но раз мы говорим о Волынской трагедии — массовое сознание с ней Галичину не связывает. А значит, можно счесть, что там в те годы ничего аналогичного не случалось. Почему? Может, поляки в тех краях не селились? Или бандеровцы на самом деле меж собой существенно различались — и политика уничтожения поляков была не всеобщей, а локальной, обусловленной взглядами отдельных командиров, но не идеологией движения?
Есть и другие концепции. Например, три с лишним года назад участник форума «2000» под ником «Случайный Прохожий» писал:
«Селянские отряды УПА основной своей целью видели не некую абстрактную борьбу за некое абстрактное украинское государство, а борьбу за конкретный кусок земли. Отсюда кровавая резня на Волыни. Отсюда и жестокость в боевых действиях. Вооруженный селянин борется за кусок земли и свою хату... Например, на Волыни, из общего населения чуть более 2 млн., украинцев было 68%, поляков — 16,6%, евреев — 9,85%, немцев — 2,25%, русских — 1,13%, 2,17% чехи и другие национальности. Подавляющее большинство населения — польского (около 80%) и украинского (около 97%) — проживало в селе.
Резня имела наименование «Волынской», а не «Галицийской», потому что колонизация, вернее сказать полонизация, — проводилась и осады создавались в основном на землях Волыни и Западной Белоруссии.
На землях Галичины не было причин для крестьянской междоусобицы. И поясню почему. Почти все польское население проживало здесь в городах и местечках. Сельское население — почти исключительно украинцы».
Концепция весьма стройная, причем данные о национальном составе Волыни приведены в точном соответствии с результатами проходившей в 1931 г. второй переписи населения Польши. Вот только утверждение, что в селах Галичины поляков не было, полностью опровергается данными той же переписи, которые несложно найти в польской Википедии.
 ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети - Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига Белавска, 18 лет и другие. Эти перечисленные польские жертвы - результат резни, совершённой ОУН - УПА.
Например, в Чертковском уезде Тернопольского воеводства проживали в 1931 г. 40 866 украинцев (48,7%), 36 486 поляков (43,4%), 6474 еврея (7,7%). В уезде было всего четыре городских населенных пункта: город Чертков и местечки Белобожница, Ягельница и Улашковцы (сейчас все три — сёла). Их совокупное население — 25 035 человек. Из них в Черткове — 19 тыс., из которых 46,4% составляли поляки, 30% — евреи, 22,8% — украинцы. Даже если предположить, что все 6 тыс. жителей трех местечек были поляками, то все равно окажется, что более 22 тыс. представителей польской общины (свыше 60% их общей численности) жили в селах, а украинцы в сельской местности имели над поляками всего полуторное превосходство, а не пятикратное, как в селах Волыни.
ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков - жертв резни, совершённой ОУН - УПА
Аналогичная картина наблюдалась и во всех других уездах трех воеводств (Львовского, Станиславского и Тернопольского) на которые была разделена Галичина. Правда, на Волыни действительно интенсивнее, чем в Галичине, развивалось осадничество — переселение в сельскую местность поляков из центральной Польши, которым доставались большие земельные наделы. Но после прихода Красной армии в 1939-м эта проблема была уже снята. Осадники (как правило, бывшие офицеры) считались особо неблагонадежным элементом. Им было посвящено отдельное постановление Совнаркома от 29 декабря 1939 г. И в том же году 90% осадников были депортированы.
Таким образом, с учетом большей доли поляков среди сельского населения (тогда как на Волыни осадники были ликвидированы), стимул для земельного передела — а значит, и для крестьянской междоусобицы — в Галичине создался даже более сильный.
И междоусобица была в обоих регионах.
Страницы: 1 2 3

Настоятель Лавры Владыка Павел: «Свой „Мерседес“ отдаю на свадьбы»

Владыка рассказал «Вестям», почему не появляется в Киевраде, о дружбе с коммунистами, роскоши и «папамобиле»
Марина Петик
Владыка Павел— Ваше Высокопреосвященство, скоро Киев будет отмечать 1025-летний юбилей Крещения Киевской Руси. Скажите, смогут ли киевляне увидеть Патриарха Кирилла, попросить у него благословения?

— Конечно. Патриарх Кирилл любит общаться с простыми людьми. Первая встреча состоится на Владимирской горке 27 июля, в 10 утра начнется молебен. Затем он встретится с людьми на Крещатике, где будет на концерте. А 28 июля, в 9 утра, патриарх будет на Литургии на Соборной площади в Лавре.
— Что сейчас происходит в УПЦ? Говорят, что внутри Церкви идет борьба за место Предстоятеля. Среди кандидатов называют и Митрополита Агафангела, и Архиепископа Александра (Драбинко), и Вас. Что Вы об этом думаете?
— Мы этот вопрос не обсуждаем, потому что возглавление Церкви – это Промысел Божий, Сам Господь определяет достойнейшего из многих и призывает его на служение. И также жив наш Блаженнейший Митрополит Владимир, он сегодня управляет Церковью, возглавляя Священнейший Синод. Думаю, что Митрополит Владимир проживет еще многие годы. А насчет кандидатур — то не верьте никому, все это досужие рассуждения. Но надо учитывать и каноны Церкви: Владыка Александр (Драбинко) не может быть кандидатом в силу молодого возраста и некоторых обстоятельств, Владыка Агафангел — тоже в силу преклонного возраста не может им стать. А я ни на что не претендую. Когда придет время, то Господь укажет Своим перстом на того человека, который и займет место Предстоятеля. Ведь никто не думал, что произойдет такое событие в Александрийской Церкви: лет десять назад летел Патриарх на вертолете со своим епископатом, и произошло крушение, в живых остались только два епископа. Один из них и стал Предстоятелем. Так что дай Бог, чтобы никаких катастроф у нас не было, но когда наступит срок, то Бог сам подскажет. Мы над этим вопросом не задумываемся.
— А почему Вы не претендуете?
— Я в Церкви с детских лет, и единственное мое желание всегда было стать священником. Я и подумать тогда не мог, что буду монахом, наместником, викарием и дослужусь до Митрополита. Как выпадет жребий (так в церковном тайном голосовании происходит избрание. — Авт.), так и будет.
— Недавно Минкульт передал УПЦ в безвозмездное пользование 75 объектов на территории Лавры. Что это за объекты? Что вы собираетесь с ними делать?
— К сожалению, я пока этот перечень не видел. Думаю, что они передали все, чем мы пользуемся и что мы и так сами отреставрировали. Ведь вы знаете, как мы отстаивали каждый объект — мы их просто отбирали, и я этого не скрываю. Так что нам передают то, что мы уже фактически имеем. Правда, сказали, что помогать нам больше не будут. Хотя нам особенно и не помогали, так, понемногу давали на реставрацию. Но мы не печалимся.
— Как складываются отношения монастыря с заповедником? Раньше у вас были конфликты.
— Да, я не нравился предыдущему директору Кролевцу, хотя он хороший человек. Громова и Лесничая — хорошие дамы, но их против нас настраивало окружение — мол, москали пришли. А какой я москаль? У меня нет родственников в Канаде, как у некоторых государственных деятелей. С нынешним директором у нас прекраснейшие отношения. Жаль только, что объекты музея раздроблены и не все ему подчиняются. Это глупо. Директор должен быть объединяющей силой.
— Как видите развитие Лавры в будущем, что собираетесь тут отреставрировать, что хотите изменить?
— Хочу выселить структуры, которые не имеют отношения к истории Церкви. Музей книгопечатания, например, имеет отношение к монастырю. Ведь общеизвестно, что именно в Киево-Печерской Лавре начиналось первое регулярное книгопечатание в славянском мире. А Институт повышения квалификации (теперь он называется Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств), «Танцующая блоха» (так называют в народе Музей миниатюр народного умельца Сядристого), Музей театра, Институт прикладного искусства — все это очень далеко как от монастыря, так и от заповедника. Ведь заповедник называется «Музей «Киево-Печерская Лавра». Я хочу, чтобы монастырь был монастырем. Что касается больницы, которая находится тут (речь идет об инфекционной больнице, в которой в том числе находятся ВИЧ-инфицированные. — Авт.), то я высказал свое мнение: ей тут не место. Однако я никого из больных и врачей выгонять не собираюсь, им должны подыскать достойное помещение.
— Владыка Павел, вы являетесь депутатом Киеврады от фракции Партии регионов. Однако мы давно вас не видели в зале заседаний. Вы говорили, что вам не нравится, что там происходит, и даже баллотироваться больше не будете. Почему?
— Да, я там не был уже два года. Расскажу, как это было. Меня пригласили баллотироваться от коммунистов, попросили благословения у Блаженнейшего Владимира.
— Как — коммунисты? Они же разрушали церкви!
— А разве нынешние не разрушают? Есть депутаты от большинства, которые отрицательно относятся к передаче зданий Церкви. Я ничего не буду сейчас говорить о коммунистической идеологии. Но те, кто при коммунистах были верующими, те верующими и остались. А думаете, после развала СССР все обратились к Церкви? Нет, кто ходил, — тот и ходит. Это были истинно верующие люди. А сейчас многие ходят в церковь, потому что это модно и престижно в тех кругах, где они вращаются. У меня есть друзья-коммунисты. Например, я дружу с Игорем Калетником. Я и хотел их поддержать, получил благословение Митрополита идти с ними на выборы. Но тут приходят другие мои друзья — Василий Горбаль и Владимир Дейнега и говорят: мол, Владыка Павел, что ж вы с коммунистами идете, вы же всегда были рядом с нами с самого начала нашей партии. Снова пошли к Митрополиту и получили благословение идти от Партии регионов.
Страницы: 1 2

Православный календарь 20 июля (7 июля ст.ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Святой мученицы Кириакии (IV).
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, княгиня Московская (1407).
Мученика Евангела (ок. 284-305).
Преподобный Акакий, о котором повествуется в Лествице (VI).
Святой Пантен Александрийский
Преподобного Фомы Малеина (X).
Святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II).
Святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290)
Святитель Виллибальд, епископ Ейхстатский
Святой Хедда Винчестерский, епископ
Священномученика Павла пресвитера (1918).
Влахернская икона Божией Матери (1654)
Поученіе. Свв. преподобномученики Епиктетъ пресвитеръ и Астіонъ монахъ. (О благословеніи Божіемъ). Прот. Григорій Дьяченко
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии глас 8
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской глас 5
От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость.
Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии глас 2
Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Тропарь мученицы Кириакии глас 3
Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.
Pages: 1 2 3