суббота, 24 декабря 2011 г.

Православный календарь 25 декабря (12 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

Память святых Праотец

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Спиридон, еп. Тримифунтский
Святой священномученик Александр, еп. Иерусалимского
Преподобного Ферапонта Монзенского (1597).
Преподобного Германа, Аляскинского.
Собор первомчч. Американских
Святой мученик Разумник
Прп. Финниана Клонардского (549) (Кельт. и Брит.).
Прп. Колмана из Глендало (659) (Кельт. и Брит.).
Свт. Иоанна, митр. Цихонского (Греч.).
Свв. Амонафа и Анфа монахов (Греч.).
Свмч. Иоанна, настоятеля Зедазенскоо монастыря (IX) (Груз.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Тропарь, глас 1.
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ Богоносе Спиридоне, отче наш. / Темже мертву ты во гробе возгласив, / и змию в злато претворил еси, / и внегда пети тебе святыя молитвы / Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Кондак, глас 2.
Любовию Христовою уязвився священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,/ прося всем Божественнаго сияния.

Прп. Ферапонта Монзенского. Тропарь, глас 8.
Любовию Христовою, Богомудре, просветився, и добродетельми/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси, в жизни сей временней/ плоть умерщвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобие отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Ферапонта Монзенского. Кондак, глас 8.
Возложив себе Богу от юности, преподобие,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Кол. 1, 12-15; Лк. 14, 16-24). "Много званных, но мало избранных". Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства, проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века - противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться.

Св. Праотцы - вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величие, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, - воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаждения причиненного ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее, именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией. Хоть эта воля ведомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой.

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Не имѣете, потому-что не просите». (Iак. 4, 2).

Въ этихъ словахъ заключается вся причина общей нашей духовной слабости и нищеты.

Вѣрующiе часто задаютъ себѣ вопросъ: зачѣмъ я такъ безсиленъ противъ грѣха, зачѣмъ такъ слабо подражаю моему Учителю и Господу, такъ медленно подвигаюсь впередъ? Отвѣтъ готовъ! «Не имѣете, потому-что не просите»! Часто проповѣдники недоумѣваютъ почему ихъ слово не находитъ отклика въ паствѣ, и весь трудъ ихъ безплоденъ, опять таки находимъ объясненiе въ тѣхъ же словахъ: «Не имѣете, потому-что не просите».

Однако если мы прослѣдимъ исторiю Апостоловъ, во главахъ Дѣянiй — 2-й, 4-й, 5-и, 6-й, мы увидимъ постоянную побѣду, одерживаемую вѣрующими надъ язычествомъ, и непрестанное распространенiе вѣры. Препятствiй же было тогда чуть ли не больше, чѣмъ теперь; противодѣйствiе было сильно, яростно, ожесточенно, но скромные борцы за вѣру были сильнѣе противниковъ. Какъ объяснить подобное явленiе? «Они постоянно пребывали въ ученiи Апостоловъ, въ общенiи и преломленiи хлѣба и въ молитвѣ». Эта была молящаяся паства, и вся она постоянно «пребывала въ молитвѣ». Служенiе Апостоловъ было молитвенное и только такое служенiе приводитъ къ побѣдѣ. Если бы теперь писалась исторiя нашихъ христiанскихъ паствъ, о многихъ ли можно было сказать что онѣ «пребываютъ въ молитвѣ», многiе ли могли бы сказать про себя: «и мы постоянно пребудемъ въ молитвѣ и служенiи слова». [Дѣян. 6, 4].

Если въ наши дни, церковь и достигла извѣстнаго порядка и благоустройства, то въ ней все же не достаетъ великой двигательной силы, непобѣдимой духовной мощи! Эта сила достигается только молитвою. Самъ сатана содрагается при видѣ колѣнопреклоненной паствы, горячая молитва вѣрующихъ для него страшнѣе всего, у него нѣтъ орудiя противъ нея! Молитва есть ключъ ко всѣмъ высшимъ благамъ, ею достигается все то, чѣмъ обладаетъ Самъ Господь; — Господь всемогущъ, молитва пламенная, молитва вѣры, все можетъ, «въ укрѣпляющемъ ее, Iисусѣ Христѣ». [Фил. 4, 13].

Публикуется по изданию 1908 года

Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца. Протоиерей Александр Шаргунов

Поученіе въ двадесять осьмую недѣлю. Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій

Слово въ недѣлю 28 по сошествіи Святаго Духа. Какимъ образомъ милосердный Богъ зоветъ человѣка ко спасенію? Митр. Платонъ Левшинъ

Слово въ недѣлю 28-ю по Пятидесятницѣ. Свт. Филаретъ (Гумилевскій), архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій


Этот день в Русской истории:

1905 — подавлена Новороссийская республика.
1917 — провозглашена Советская власть на Украине.
1941 — Началась Керченско-Феодосийская десантная операция.
1979 — начало ввода советских войск в Афганистан.
1991 — отставка Михаила Горбачёва с поста президента СССР.

Родились:

1910 — Павел Васильев (ум. 1937), русский поэт.

Скончались:

1761 — Елизавета Петровна, российская императрица
1921 — Владимир Галактионович Короленко (р. 1853), русский писатель («Сон Макара», «Слепой музыкант», «Без языка»).
1925 — Георгий Вульф (р. 1863), русский физик, создатель рентгеновской спектроскопии.
1952 — Иван Кочерга (р. 1881), украинский драматург («Ярослав Мудрый», «Часовщик и курица»).