воскресенье, 14 октября 2012 г.

Восточный экспресс Льва Троцкого

Неизвестная советская республика в Персии исчезла по воле персидского народа
Хорошо известно, что еще осенью 1919 года, после разгрома главных сил белой армии на востоке России, председатель РВСР Лев Троцкий, второй человек в партийно-государственной иерархии того времени, вынашивал планы подрыва господства буржуазии путем революционного взрыва на Востоке. Вроде бы даже специальный экспедиционный корпус для похода в Индию формировать начали, но потом вспомнили, что Гиндукуш перейти не успеют. Однако полностью от планов революционизирования Востока отказываться не собирались. Тем более что рядом лежали Персия и Афганистан.

Вроде бы даже специальный экспедиционный корпус для похода в Индию формировать начали, но потом вспомнили, что Гиндукуш перейти не успеют. Однако полностью от планов революционизирования Востока отказываться не собирались. Тем более, что у самых границ недавно занятых Красной Армией Азербайджана и Средней Азии лежали Персия и Афганистан. Предпринимать что-либо против первого друга Советской России афганского эмира Амануллы было бы неприлично, поэтому еще зимой 1919/1920 года взоры Москвы, Ташкента, а с апреля и Баку обратились на юг Каспия.
  У самых границ недавно занятых Красной Армией Азербайджана и Средней Азии. Предпринимать что-либо против первого друга Советской России афганского эмира Амануллы было бы неприлично, поэтому еще зимой 1919/1920 года взоры Москвы, Ташкента, а с апреля и Баку обратились на юг Каспия. 25 января 1920 года командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе писал в РВС: «Предстоят большие расходы в связи с организацией революционных войск на территории Персии». И просил выделения новых партий оружия и боеприпасов1.
Любопытно, что это произошло за полтора месяца до обращения видных деятелей коммунистического движения Востока Мустафы Субхи и Султан-заде с просьбой о разрешении организации на советской территории персидских революционных частей. Кроме того, восточные марксисты писали: «Если будет поддержка 20-30 тысяч человек (красноармейцев. – Авт.), трудовой народ Персии не только будет избавлен от английских империалистов, но раз и навсегда будет освобожден от собственных эксплуататоров и войдет в братскую семью советских республик». Ответ, хотя и пришел не скоро, был положительным. Специальный приказ предусматривал формирование полка численностью примерно в полторы тысячи человек2.
Однако воевать персидские люмпены, вооруженные и снаряженные на средства задыхающегося от разверсток и повинностей русского крестьянства, явно не желали, и советскому руководству пришлось искать более удобный повод для ввода войск на территорию соседней страны. Самым удобным из них представлялось наличие в порту Энзели значительного числа кораблей белой Каспийской флотилии. Несмотря на согласие Тегерана передать в мае все имущество, находящееся под охраной британского флага, еще в марте началось планирование операции по захвату Энзели. Троцкий писал командующему флотилией Федору Раскольникову: «Очищение Каспия от Белого флота должно быть выполнено во что бы то ни стало. Если потребуется десант, то он должен быть совершен... т.к. Персия не в состоянии разоружить белогвардейские суда». Ленин наложил на это послание резолюцию: «Вполне согласен»3.
  Энзелийская операция с самого начала задумывалась не только как действия с целью изъятия из порта уведенных белыми кораблей, но и как создание плацдарма, с которого начнется победоносное шествие революции на Востоке. Неудивительно, что еще задолго до ее начала Раскольников встретился с лидером национально-освободительного движения Мирзой Кучук-ханом, а разведывательные отделы Туркестанского фронта и Каспийской флотилии направили в Энзели и приграничный город Ардебиль своих агентов с целью выяснения сил противника, боеспособности и настроения его войск. Агенты Каспийской флотилии выяснили, что в Ардебиле стоят всего 300 человек персидских казаков, настроенных против англичан. Более серьезно был защищен Энзели, где помимо остатков белой армии и разоруженной флотилии находились около 6 тысяч индусов и гуркхов, причем последние, составлявшие примерно треть гарнизона, сохраняли боеспособность. Вернувшиеся накануне начала операции Насиров и Абасов отмечали также: «Многочисленные разбойники встанут на ту сторону, которая сильнее»4.
Тем временем Каспийская флотилия вышла из Баку и взяла курс на Энзели. 18 мая 1920 года после артиллерийского обстрела Энзели был взят, англичане капитулировали на условии пропуска в Решт, в руки Каспийской флотилии и советского государства попали несколько десятков боевых и вспомогательных кораблей, значительное количество орудий, пулеметов и другого военного имущества, в том числе и несколько десятков тысяч пудов топлива. Вскоре после этого, как утверждала энциклопедия «Гражданская война и иностранная интервенция в СССР», советские корабли вернулись в Баку. Вернулись, но не все. Как правило, на рейде постоянно дежурили один эсминец или вспомогательный крейсер, канонерка и плавучая зенитная батарея «Маня»5.
Чудеса в Реште. Экспедиция не вызвала особенного восторга в Тегеране, где догадывались об истинных целях визита Каспийской флотилии.        Персидское правительство сначала запросило командующего экспедиционным отрядом Ивана Кожанова о целях высадки, а затем заявило протест Совнаркому. Последний упорно делал вид, что не имеет к акции, предпринятой лично Раскольниковым, ни малейшего отношения. Похоже Георгий Чичерин отвечал и на ноты британского правительства6.
Беспокойство вызывало и то, что под прикрытием советского десанта активизировал свои действия Кучук-хан. Как сообщал Кожанов: «23 утром Кучук прибыл в Энзели. В результате беседы выяснилось, что он хочет начать революционное движение в Персии под советскими лозунгами, для чего считает необходимым образование советского правительства в Персии. Население Кучук-хана встречает восторженно. Все ждут переворота. Принимаем все меры для предотвращения преждевременных шагов, но думаю, что вряд ли удастся удержать революционное движение»7.
Кожанов, похоже, знал меньше, чем старшие товарищи, совсем не намеревавшиеся тормозить революционный процесс. К 1 июня на персидской территории находились около двух с половиной тысяч моряков и красноармейцев, около 40 пулеметов и 12 орудий. На встрече с Раскольниковым 27 мая Кучук-хан заявил, что хочет вести совместную борьбу с англичанами и шахом. В связи с этим десантный отряд был для видимости расформирован, а его бойцы вступили 6 июня в Решт в качестве добровольцев. Была осуществлена и еще одна «операция прикрытия»: Кожанов и комиссар отряда Батырбек Абуков приняли персидское подданство. Однако тремя днями раньше поход был омрачен первой неудачей: посланный на помощь Персидской Красной Армии 7-й Ширванский полк столкнулся с превосходящими силами противника (одни указывают на два полка персидской казачьей дивизии, другие – на 5 тысяч разбойников), потерпел поражение и, потеряв обоз и 150 человек убитыми и пропавшими без вести, возвратился в приграничный город Астара. Затем в августе этот полк откажется от погрузки на корабли, которые должны были перевезти бойцов и командиров в Энзели, часть их дезертирует, а других после фильтрации отправили в Персию под конвоем8.
Затем выяснились и другие не слишком приятные вещи:  уже в конце мая из Энзели в центр полетели телеграммы: «Курс денег падает. Нужны туманы (иранская валюта. – Авт.). Если их нет, пришлите сахар-рафинад, белой муки и 200 ящиков пива для продажи. Ввиду полного обесценивания наших денег на персидском рынке, установлено бойцам жалование по 36 туманов, командному составу – в соответствующей пропорции»9. Очень скоро вслед за советскими войсками и комиссарами в Энзели прибыли и сотрудники «персидского областного управления» Азербайджанского управления рыбных промыслов.
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 15 октября (2 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Священномучеика Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304).
Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (936).
Праведного Феодора Ушакова (1817).
Мучеников Давида и Константина, князей Арагветских (740).
Благоверной кн. Анны Кашинской (1338).
Преподобного Кассиана Угличского (1504).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь священномученика Киприана и мученицы Иустины глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Киприане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Киприана и мученицы Иустины глас 1
От художества волшебнаго обратився, богомудре,/ к познанию Божественному,/ показался еси миру врач мудрейший,/ исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною:/ с неюже молися Человеколюбцу Владыце// спасти души наша.
Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого
Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ:/ мы юроди Христа ради,/ раб Твой, Андрей, юрод бысть на земли/ Тебе ради, Христе Боже./ Темже ныне память его почитающе,/ Тебе молимся, Господи, спаси души наша.
Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого глас 4
Во юродство претворився волею,/ мира сего красоты отнюд возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жажд ею, и зноем,/ и студению мраза,/ от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився,/ очистил еси себе, яко злато в горниле,/ Андрее блаженне.
Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 4
Ветхаго Рима имея воспитание,/ державу отечества своего, град Мангупский, оставль,/ и нивочтоже вменил еси княжение/ и славу маловременную суетнаго века Христа ради,/ и паче земнаго богатства избра богатство себе Небесное и славу вечную/ возвысив ум свой к Богу,/ и житие свое со Ангелы вожделел еси восприяти,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ и Богоспасаемаго Углеча града достигл еси,/ и близ в пределех области его, над Волгою рекою, в пустыню вселився,/ и обитель преславну в честь Божия Матере воздвигл еси,/ и в ней тело свое предложив, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Кассиане,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 4
Днесь пресветло красуется славнейший Углеч град,/ церковь же Божия Матере вельми радуется,/ имеющи многоцелебныя в себе мощи великаго чудотворца,/ преподобнаго Кассиана, возсиявшаго от Рима,/ якоже солнце, всему миру, издалеча просвещающаго верных сердца,/ имже украси Бог церковь Матере Своей./ Темже ныне молим тя:/ буди покровитель и заступник непобедимый/ от всяких бед граду нашему/ и всем верным хранилище,/ притекающим в дом Божия Матере и кланяющимся тебе,/ преподобне угодниче Христов Кассиане,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 4
Днесь град Углеч тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло, яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими вся озарил еси,/ и ныне молися Господеви,/ Кассиане преподобне,/ за град Углеч и обитель сию,/ и всяк град, и страну, и люди,/ иже верою тебе почитающия,/ и о спасении душ наших.
Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца глас 8
Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане.
Кондак преподобного Кассиана Угличского глас 4
Якоже пресветлое солнце,/ возсия нам от Рима и к царскому граду достигл еси,/ преблаженне отче Кассиане,/ и Ангельски в Русстей земли пожил еси,/ и древних постник на высоту воздержания востече,/ и в пустыни Учме, близ Богоспасаемаго града Углеча,/ обитель преславну иноком , во спасение сооружи,/ и храм благолепен Пречистей Богоматери Духом Божиим уясни,/ и в ней тобою Бог прославляется,/ и ныне молитися Господеви не престай о стаде своем,/ иже многими поты и труды стяжал еси/ избавити его от всех обстояний лукаваго,/ и от всяких скорбей и бед невредиму сохранитися,/ и нам, рабом твоим, грехов прощение молитвами твоими получити,/ и граду твоему Углечу от напастей всяческих/ и находящих падений, гневом Божиим праведным, свободитися умоли,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.
Кондак преподобного Кассиана Угличского глас 5
Яко многосветлая звезда,/ возсиял еси в Русстей земли, отче Кассиане,/ и яко богатство драгоценнаго бисера/ прийде к нам от ветхаго Рима/ и дошед Богоспасаемаго града Углеча,/ и близ его Божественным смотрением/ обитель всечестну возградил,/ и церковь Матере Божия чудновидну созда,/ и созва инок множества,/ с ними же молися Христу Богу/ избавити град сей от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления невредима соблюди,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.
Тропарь великой княгини Анны Кашинской глас 3
Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.
Ин тропарь великой княгини Анны Кашинской глас 4
Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.
Кондак великой княгини Анны Кашинской глас 4
Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.
Ин кондак великой княгини Анны Кашинской глас 8
Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Pages: 1 2 3

Луг Духовный, главы 140-149

Продолжение. Начало Здесь.
Бл. Иоанн Мосх
Малая пещера больше горы Синая
Глава 140. Жизнь Григория, патриарха Феопольского
Некоторые из старцев рассказывали об авве Григории, патриархе Феопольском, что он особенно отличался добродетелями ми­лостыни, непамятозлобия и даром слез. У него было великое сост­радание к грешникам. Все это часто мы испытываем на себе самих.

Глава 141. Ответ аввы Олимпия
 Переношу зной, чтобы избежать огня вечного.
 Один брат посетил авву Олимпия в лавре аввы Герасима, что близ св. Иордана. «Как можешь ты переносить столь сильный зной и такое мно­жество насекомых?» — спросил брат старца. «Я терплю насекомых (скнипы), чтобы избежать неусыпающего червя, равным образом переношу и зной, боясь огня вечного. Все это временно, а то — не имеет конца».

Глава 142. Ответы аввы Александра
 Очень скучаю!
 Другой брат пришел однажды в лавру аввы Герасима к игумену авве Александру. «Авва, сказал гость, — я желаю удалиться из своего настоящего местопребывания, потому что очень скучаю». «Верный знак, — отвечал авва Александр, — что ты вовсе не думаешь ни о вечных мучениях, ни о Царстве Небесном. Иначе тебе не было бы скучно».


Глава 143. Жизнь Давида, атамана разбойников, ставшего потом иноком
 Он всех назидал своей жизнью.
 По прибытии в Фиваиду мы пришли в город Антиноэ к софисту Фивамону, ради пользы душевной. Он рассказал нам. В области города Гермополиса был один разбойник по имени Давид. Он многих ограбил, совершил много убийств, словом ска­зать — сделал столько зла, как никто. Однажды, занимаясь разбоем, он находился на горе вместе со своей шайкой человек в тридцать. Тут он пришел в себя и стал сокрушаться о совершенных им злодеяниях. Бросив свою шайку, он пришел в монастырь и постучался в ворота. Вышел привратник. «Что тебе нужно?» — спросил он его. «Хочу сделаться иноком», — отвечал атаман. Привратник по­шел и доложил авве. Авва вышел и увидал, что пред ним — старик. «Как ты будешь жить здесь? — спросил авва. — Здесь братия пребывают в великом труде, в великом подвиге. А ты всю жизнь прожил не так. Где ж тебе выдержать монастырское правило!» «Нет, я все буду исполнять, — упрашивал тот, — только прими меня» Но старец оставался непреклонен. «Не можешь исполнить!» —говорил. «Ну, так знай! — воскликнул атаман, — что я — Давид, атаман разбойников, и пришел сюда ради того, чтобы оплакать свои преж­ние грехи. Если ты не примешь меня, клянусь Живущим на небесах, что я вернусь к старому промыслу, приведу сюда мою шайку, всех вас перебью и сотру с лица земли монастырь ваш!» Услышав это, старец ввел его в монастырь, постриг и облек в иноческую одежду. И, начав подвизаться, он превзошел всех воз­держанием, послушанием и смиренномудрием, а в монастыре было около семидесяти иноков. Он всех назидал своей жизнью, всем служил примером. Однажды он сидел в своей келье, и ему предстал ангел Господень. «Давид, Давид, Господь Бог простил тебе грехи твои, и отселе ты будешь совершать знамения» «Не могу поверить, — отвечал он ангелу, — что в столь корот­кое время я заслужил прощение моих грехов, которые многочис­леннее песка морского» «Если я не пощадил Захария, не поверившего мне, когда я воз­вестил ему о рождении сына, но связал язык его в наказание за не­верие словам моим, — пощажу ли тебя? — сказал ангел. — Отныне ты лишен будешь дара слова...» «Как!? Когда я был в мире и совершал безбожные дела и кро­вопролитие, — вскричал Давид, бросившись к ногам ангела, — я мог говорить, а теперь, желая служить Богу и возносить Ему хвалу, те­перь ли свяжешь мой язык?!» «Ты не будешь лишен дара слова во время Божественной службы, а во все остальное время будешь молчать навсегда!» Так и было. И много знамений явил Бог через него. Он пел псалмы, но других речей — ни длинных, ни кратких — никто не слы­хал от него. Тот, кто рассказал нам это, прибавил, что ему часто приходи­лось видеть его. И за это он прославлял Бога.


Глава 144. Увещания одного старца в Кельях
 О, если бы люди имели такое стремление к добру, какое имеют ко злу!
 Один брат поучал братию в Кельях. «Не пожелаем рабствовать египетским удовольствиям, кото­рые делают нас рабами губителя фараона» «О, если бы люди имели такое стремление к добру, какое имеют ко злу! О, если бы они свою любовь к театрам, к пустым празднест­вам, свою жадность, тщеславие и неправду переменили на любовь к благочестию! Тогда мы познали бы, как мы высоко поставлены Бо­гом и какую силу имеем против демонов» «Нет ничего выше Бога, нет ничего Ему равного, нет ничего, что сколько-нибудь приближалось бы к равенству с Ним. Кто же может быть крепче, кто блаженнее того, кому Бог помогает?» «Бог вездесущ, но ближе к благочестивым и подвизающимся, к тем, кои славны не одним исповеданием веры, но сияют делами. А где Бог, кто посмеет строить козни? Или кто будет иметь силу вредить?» «Крепость человека не в его природе: она непорочна; но в (святой) решимости с Божией помощью. Будем, чада, заботиться о ду­ше, как заботимся о теле!» «Будем собирать целительные средства для души, то есть благо­честие, справедливость, смиренномудрие, послушание. А величай­ший врач душ, Христос, близок к нам и всегда готов уврачевать нас. Не будем же нерадивы...» «Господь наставляет нас быть воздержанными, а мы, несчаст­ные, благодаря изнеженности, все более и более стремимся к удо­вольствиям» «Предадим себя Богу, по слову Павла, как ожившие из мертвых (Рим. 6,13). Не озираясь назад, забудем старое, будем стремиться соответст­венно нашему назначению к награде вышнего звания (Флп.3,13,14)» Один брат спросил старца: «Отчего я постоянно осуждаю братьев?» «Потому что ты еще не познал себя самого. Кто знает себя, тот не смотрит на других»


Глава 145. Жизнь блж. Геннадия, патриарха Константинопольского, и о чтеце его Харисии
 Или исправь его, или отлучи.
 Мы прибыли в киновию на расстоянии девяти миль от Александрии и нашли там двух старцев, которые сказали нам, что они были пресвитерами константинопольской церкви. Они нам рассказывали о блаженном Геннадии, патриархе Константинопольском он отличался величайшею кротостью, чистотою и воздержанием. Многие докучали ему из-за одного клирика, весьма дурного поведения, по имени Харисий. Призвав клирика, патриарх пытался вразумить его, но вразумления нисколько на него не действовали. Тогда приказал наказать по правилам отеческим и церковным. Но наказание не принесло ни малейшей пользы: дело доходило до волхвования и убийства... Вот патриарх призывает к себе одного из апокрисиариев, посылает его к св. Елевферию (Харисий был чте­цом при его храме) и поручает ему сказать: «Св. Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» Апокрисиарий отправился в храм св. мученика Елевферия и стал перед жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: «Святой мучениче Христов, патриарх Геннадий объ­являет тебе через меня, грешного: «Твой воин много грешит. Или исправь его, или отлучи!» И на другой день нечестивец был найден мертвым... Все были поражены ужасом и прославили Бога.

Страницы: 1 2