суббота, 15 сентября 2012 г.

Будь милостивым

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Мф. 5, 7
  Делай дела милости телесной: напитай алчущего, напои жаждущего, одень имеющего недостаток в необходимой или приличной одежде, посети находящегося в темнице, посети больного, послужи ему, помоги выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; прими странника в дом и упокой его, погреби умершего в нищете.

Делай дела милости духовной: увещанием обрати грешника от заблуждения пути его (Иак. 5, 20), неведущего научи истине и добру, подай благовременный добрый совет ближнему, находящемуся в затруднении, сим же предостереги его в непримечаемой им опасности; молись Богу за ближнего, утешь печального, не воздавай за зло, от сердца прощай обиду. Помни, что милостивые помилованы будут Богом, не сотворшему же милости будет суд без милости (ср.: Иак. 2, 13).
Авва Пимен говорил: «Страх Господень, молитва и благотворение ближнему – вот три основания совершенства».
Брат просил авву Пимена: «Дай мне наставление». Старец сказал: «Сколько позволяют силы, работай, чтобы от своего рукоделия подавать милостыню. Ибо написано: милостыня и вера очищает грехи (ср.: Притч. 15, 27)». Брат спросил: «Что такое вера?».– «Веровать – значит жить смиренномудренно и подавать милостыню»,– отвечал старец.
Авва Феодор Фермейский просил авву Памво: «Дай мне наставление». Старец ответил: «Феодор! Ступай и будь милосерд ко всем, ибо милосердие имеет дерзновение пред Богом».
Один мирянин весьма благочестивой жизни пришел к авве Пимену. У старца случились и другие братия, желавшие послушать беседы его. Старец сказал благочестивому мирянину: «Скажи братиям что-нибудь в наставление». Мирянин отказывался и говорил: «Прости мне, авва! Я сам пришел учиться». Но старец принудил, и он начал говорить: «Я человек мирской, продаю овощи: развязываю пуки зелени, делаю из них небольшие связки – покупаю дешево и продаю дорого. Не умею говорить от Писания, а скажу вам притчу: один человек сказал своему другу: “Я желаю видеть царя, пойдем со мной”. Друг отвечал ему: “Пройду с тобой половину дороги”. Сказал он и другому своему другу: “Пойди проводи меня к царю”. Он отвечал: “Доведу тебя до царского дворца”. Он сказал и третьему другу: “Пойдем со мной к царю”.– “Пойдем,– отвечал третий друг,– я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему”». Братия спросили мирянина: «Что значит эта притча?». Он отвечал: «Первый друг есть подвижничество, которое доводит до истинного пути; второй – чистота, которая достигает до небес; третий друг – милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю Богу». Таким образом братия получили назидание и разошлись.
Авва Епифаний, епископ Кипрский, говорил: «Бог за эту самую малую цену продает оправдание тем, которые ищут купить оное, как то: за малый кусок хлеба, за убогую одежду, за чашу холодной воды, за один овол».
Сказывали об авве Пафнутии: он не любит пить вина. Однажды в дороге, встретившись с шайкой разбойников, увидел он, что разбойники пьют вино. Атаман разбойничий знал старца, знал также, что он не пьет вина. Но видя Пафнутия в великом утомлении, наполнил чашу вином и, взяв в руку меч, сказал старцу: «Если не выпьешь, убью тебя». Старец, поняв, что разбойник хочет исполнить заповедь Божию, и желая обратить его на путь спасения, принял чашу и выпил. Тогда атаман раскаялся пред старцем и говорил: «Прости мне, авва! Оскорбил я тебя». Старец отвечал: «Уповаю, что Бог за эту чашу сотворит с тобой милость Свою и в сем веке и в будущем».– «И я надеюсь на Бога,– сказал атаман,– что с сего времени никому не сделаю зла». Таким образом, старец, отказавшись от своей воли для Господа, обратил всю шайку разбойников.
Авва Тимофей, пресвитер, говорил авве Пимену: «Есть одна женщина в Египте, которая живет блудно и доходы свои подает в милостыню».– «Она не останется блудницей,– сказал авва Пимен,– ибо в ней виден плод веры». Вскоре после сего пришла к пресвитеру Тимофею мать его. Он спросил ее: «Что еще та женщина продолжает блудодействовать?».– «Да,– отвечала ему мать,– у нее стало еще более любовников, но она все отдает на милостыню». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену. А авва Пимен опять отвечал ему: «Не останется она блудницею». Мать аввы Тимофея пришла в другой раз к нему и сказала: «Знаешь ли, блудница та хотела идти со мной просить тебя, чтобы ты помолился о ней, но я не взяла ее». Авва Тимофей сказал об этом авве Пимену, а сей говорит: «Лучше сам пойди и навести ее». Авва Тимофей пошел и был у нее. Блудница, увидев авву Тимофея и услышав от него слово Божие, пришла в сокрушение и плакала. Потом сказала ему: «Отныне я прилеплюсь к Богу и не стану более блудодействовать». Вскоре после сего поступила она в монастырь и вела жизнь богоугодную.
Был один старец в Келлиях, по имени Аполлон. Если кто приходил звать его на какую-нибудь работу, он шел с радостью, говоря: «Со Христом я ныне буду работать ради души моей, ибо она получит награду».
Он же говорил о принятии братий: «Должно кланяться приходящим братиям; ибо не им кланяемся, а Богу. Видя брата твоего, видишь Господа Бога твоего, и это,– говорит он,– приняли мы от Авраама (см.: Быт. 18, 2). Приняв братий, убеждайте их к успокоению, сему научились мы у Лота, который принуди Ангелов (см.: Быт. 19, 3)».
Авва Кроний говорил: «Рассказывал нам Иосиф Пелусийский: “Когда жил я на Синае, один брат ходил в церковь на службу, прикрываясь только малым мафорием (монашеский узкий капюшон, покрывающий шею и плечи) и то таким ветхим, что был весь в заплатах. Однажды, увидев, что он идет в таком виде к богослужению, я говорю ему: “Брат, не видишь ли, что прочие братия стоят в церкви во время службы, как Ангелы? Почему же ты всегда приходишь сюда в такой одежде?”. Брат отвечал: “Прости меня, авва! У меня нет другой одежды”. Я взял его в свою келию и дал ему левитон и все, в чем он нуждался”».
Авва Петр рассказывал о святом Макарии: «Пришел он некогда к одному отшельнику и, найдя его больным, спросил: не хочет ли он съесть чего-либо? – хотя в келии у больного ничего не было. Больной отвечал: “Хочу пастилы” (душистая лепешка). Мужественный старец не поленился сходить в Александрию, чтобы доставить больному желаемое».
Сказывали об авве Иоанне Фивейском, младшем ученике аввы Аммона, что он двенадцать лет служил больному старцу, до самой смерти, сидя с ним на рогоже.
Страницы: 1 2

Луг Духовный, главы 51-69

Продолжение. Начало Здесь.
Бл. Иоанн Мосх
Малая пещера больше горы Синая
 Глава 51. Жизнь старца Юлиана
 Свет небесный озарял его.
  Аназарв — главный город провинции второй Киликии. На расстоянии двенадцати миль от города есть монастырь, так называемый Египетский. Отцы этого места рассказывали нам, что за пять лет перед тем скончался здесь старец по имени Юлиан.
Свидетели говорят, что он около семидесяти лет подвизался в небольшой пещере и не имел ничего в этом мире, кроме власяницы, хитона ста (мегалии) и деревянного ковша. Говорили еще про него никогда он не зажигал у себя лампады, но свет небесный озарял его по ночам, давая ему возможность читать книги.
   Глава 52 Слово аввы Илии молчальника
 Избирай, что хочешь!
  Пришел однажды брат к авве Илии Молчальнику в Пещерную киновию аввы Саввы. «Авва, скажи мне наставление», — просил брат. «Во дни отцов, — отвечал старец, — любили три добродетели: нестяжательность, кротость и воздержание, а теперь среди монахов преобладает корыстолюбие, чревоугодие и дерзость. Избирай, что хочешь».

Глава 53. Жизнь старца Кириака из обители св. Саввы
 Окружило его облако.
  Авва Стефан Трихина рассказал нам об одном старце, жившем в лавре св. отца нашего Саввы: «Однажды он отправился в Кофилу и, пробыв немного времени близ Мертвого моря, возвращался обратно в свою келью. Был страшный зной, и старец сильно изнемог. И начал он молиться Богу, простирая руки к небу: «Господи, ты видишь, что я — могу продолжать пути от жажды». И тотчас окружило его облаке сопутствовало ему до самой кельи на расстоянии двенадцати миль». Тот же авва Стефан поведал нам еще об этом старце. Пришли однажды к нему родственники, чтобы повидаться с ним. В лавре искали его келью. Некоторые указали им, и они, подойдя, постучались в дверь. Узнав своих, старец молил Бога, да не будет видим ими. И, отворив дверь, вышел из кельи, не будучи замечен. Удалившись в пустыню, он пробыл там до тех пор, пока его родственники не оставили его кельи.

Глава 54. Жизнь скитских монахов и о старце Аммонии
 Вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним.
  Пришли мы в Теренуфу, к авве Феодору Александрийскому. Старец говорил нам: «Воистину, чада, скитские монахи совсем ослабили строгую скитскую жизнь, по предсказанию старцев. Поверьте, чада, мне, старику, что прежде у скитских иноков наблюда­лись великая любовь, и строгое воздержание, и дар разумения. И я застал еще там старцев, которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним. Между ними был старец Аммоний, живший близ меня. Зная его образ жизни, я каждую субботу наве­щал его, чтобы он, ради моего прихода, вкусил пищи. И все они соблюдали такое правило: в какое бы время кто ни пришел к ним, должен был сотворить молитву, а старцы между тем готовили трапезу и потом вместе вкушали пищу». 
Глава 55. Видение одного старца, жившего в скиту, и об авве Иринее

Готовлю развлечение для братии.
  Авва Ириней рассказал нам, что один старец, живший в Ски­ту, увидал ночью, как диавол раздавал братии грабли и корзины. «Что такое?» — спросил старец. «Готовлю развлечение для братии, — отвечал диавол, — чтобы они были рассеяннее во время славословия Бога». Тот же авва Ириней рассказал нам следующее: «При нападении варваров я удалился из Скита и, придя в Газскую область, взял келью в лавре. Взяв от аввы этой лавры книгу о жизни старцев, в тот же день присел за чтение. И лишь только раскрыл книгу, нашел главу, где говорилось о том, как один брат пришел к старцу, и говорит ему: «Помолись обо мне, отче». «Когда ты был с нами, — ответил старец, — я молился за тебя, а теперь ты ушел к своим, и я перестал молиться за тебя». Прочитав об этом, я сложил книгу и сказал сам себе: «Бедный Ириней, и ты ушел к себе, и отцы уже не молятся более о тебе!» И тотчас, возвратив книгу авве, я удалился и пришел сюда. В Кельи. Вот причина, чада мои, почему я нахожусь в этом месте.

Глава 56. Жизнь Иоанна, ученика великого старца

Отпуская меня, ты не благословил меня вкусить пищи.
  В Финикии есть город Птолемаида. Там есть предместье, называемое Парасима. В нем жил один великий старец. У него был ученик по имени Иоанн, тоже великий подвижник, особенно отличавшийся послушанием. Однажды старец послал ученика на работу и дал ему для подкрепления сил немного хлеба. Ученик ушел и, ис­полнив работу, возвратился, не дотронувшись до хлеба. Старец, увидав хлебы, сказал ему: « Отчего же ты, чадо, не вкусил хлеба, который я дал тебе?» «Прости меня, отче, — отвечал ученик, поклонившись стар­цу. — Отпуская меня, ты не благословил и не дал мне повеления зкусить пищи. Потому я и не ел» Старец, подивившись разумению брата, благословил его. После кончины старца этот брат постился сорок дней, и ему было небесное видение, причем он слышал голос: «На какого больного ты ни возложишь своих рук, он исцелится». И вот утром, по промыслу Божию, приходит к нему человек и приводит свою жену, страдавшую раком в груди. Муж начал просить, что-бы он исцелил его жену. Брат называл себя грешником и недостойным для такого дела. Однако муж неотступно молил его, чтобы он склонился на его просьбу и помилосердовал о жене его. Тогда он, возложив руку, осенил грудь (крестным знамени­ем), и женщина немедленно получила исцеление. И с той поры Бог явил через него много других знамений не только при жиз­ни, но и по смерти его.

Глава 57. Кончина Симеона столпника и о другом столпнике, авве Юлиане

Душа его отходит с радостью.
  В четырех милях от города Эги стоял столпник Симеон. Пораженный молнией, он скончался. Тогда авва Юлиан столпник, стояв­ший близ залива, в необычное время сказал ученикам: «Положите фимиам в кадило!» «Что за причина, скажи нам, отче», — спросили ученики. «Брат Симеон, живший в Эгах, скончался, пораженный молнией, — и вот душа его отходит с радостью». А столпники находились один от другого на расстоянии почти двадцати четырех миль.

Глава 58. О том же Юлиане
Именем Иисуса Христа, Сына Божия...
  Вот что еще рассказал нам авва Стефан Трихина об авве столпнике Юлиане. В его местности появился лев, пожравший многих странников и туземцев. Однажды старец приказал своему ученику Панкратию: «Отправься за две мили отсюда к югу. Ты найдешь там лежа­щего льва. Скажи ему: «Смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия повелевает тебе удалиться из этой местности». Брат, отправившись, нашел льва. И лишь только произнес то, что ему было заповедано, лев удалился, и все прославили Бога.

Глава 59. Об авве Фалалее

Бог дал нам время этой жизни для покаяния.

Пресвитер тамошней лавры авва Петр рассказал нам об авве Фалалее киликиянине, что он подвизался в иночестве шестьдесят лет и постоянно плакал, говоря: «Бог дал нам время этой жизни для покаяния и потребует от нас строгого отчета в нем».

Глава 60. Удивительный поступок одной благочестивой женщины

Монахиня схватила гребень и вырвала свои глаза.
 Во время пребывания нашего в Александрии один христолюбивый рассказал нам следующее: «Одна монахиня жила в своем доме, проводя дни в уединении и заботе о своей душе. Она постилась, творила молитву, проводила ночи в бдении и подавала много милостыни. Но вечно воинствующий против рода человеческого воздвиг на нее бурю, вдохнув в одного юношу сатанинскую страсть к ней. Этот юноша поджидал ее за порогом ее дома. Собиралась ли она куда-нибудь, выходила ли в храм для молитвы, юноша не упускал случая докучать ей и даже оскорблять ее, нашептывая ей бесстыдные речи, так что под конец она принуждена была сидеть дома во избежание оскорблений от этого юноши. Однажды монахиня послала к нему свою служанку пригласить его в дом: «Пойди, тебя зовет моя госпожа». Молодой человек обрадовался, вообразив, что достиг, наконец, своей цели, и пришел к ней. Монахиня сидела на своей постели. «Садись здесь», — сказала она гостю. И, усадив его, говорит: «Скажи мне, брат мой, зачем ты меня так преследуешь, чтомне нельзя уже и выйти из дома?» «От страстной любви к тебе, государыня моя... И как только увижу тебя — я весь горю в пламени». «Что же ты нашел во мне привлекательного, что так полюбил меня?» «Твои чудные очи — они очаровали меня...». Монахиня, услыхав это, схватила гребень и тотчас вырвала свои глаза... Лишь только увидал это юноша — пораженный в самое сердце, удалился в Скит и там сделался добрым иноком.
Глава 61. Жизнь аввы Леонтия киликиянина
Сорок пять лет подвизался он, не отходя о Ее храма, весь погруженный в себя самого.
  Некоторые отцы передавали нам об авве Леонтии киликиянине, что, он особенно усерден был к службам в обители Госпожи нашей Пресвятой Богородицы Марии, Новой. Сорок пять лет подвизался он, не отходя от Ее храма, весь погруженный в себя самого… Рассказывали нам еще про него, что, если приходил к нему бедный слепой — он сам подавал ему милостыню. Если же нищий был зрячий, то клал фолеры или на подставку колонны, или на скамейку, или на ступени храма, и оттуда брал их нищий. Один старец спросил его: «Отчего ты, отец, не подаешь из рук?» «Прости меня, отче, — отвечал Леонтий, — то не я подаю, но Госпожа моя Богородица, питающая меня и их».

Глава 62. Жизнь аввы Стефана, пресвитера илиотского
Христос, Сын Бога живого сокрушит тебя!
  Один старец рассказал нам следующее об авве Стефане, пресвитере лавры Илиотской. Однажды сидел он в келье, и диавол вну­шил ему мысль: «Уйди отсюда, здесь ты не получишь пользы». «Не послушаюсь тебя, — отвечал старец. — Я знаю, кто ты. Ты не хочешь видеть спасения кого-либо, но Христос, Сын Бога жи­вого сокрушит тебя».
Страницы: 1 2

Православный календарь 16 сентября (3 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих
Мученицы Василисы
Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, чудотворец
Собор Саратовских святых
Собор Казахстанских святых
Святой Фивы диаконисы (I).
Священномученика Пимена, (1918)
Святого Иоанникия II, патриарха Сербского (1349).
Священномученика Аристиона, еп. Александрии Сирийской.

Писидийская икона Божией Матери (608)
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Тропарь священномученика Анфима
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Анфиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Анфима глас 4
Во священницех благочестно пожив/ и мучения путь скончав,/ идольская угасил еси служения,/ поборник быв твоему стаду, богомудре./ Темже тя и почитает ныне, тайно вопиюще:/ от бед избави нас// твоими молитвами, приснопамятне Анфиме.
Тропарь блаженного Иоанна Власатого глас 8
Явился еси во граде яко в пустыни,/ в смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ Взем бо Крест Христов последова Ему/ и бе в молитвах и псалмопении день и нощь,/ иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода/ и преселился еси к Невечернему Свету./ Ныне же ко гробу Твоему вернии приходящий,/ моляся Господеви, Богородице и Предтечи, приемлют исцеления молитвами твоими./ Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим.
Ин тропарь блаженного Иоанна Власатого глас 4
Явился еси во граде, яко в пустыни,/ смиреномудрием и чистотою,/ и взем крест Христов последова Ему/ в трудех и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ И ныне моли о нас совершающих память твою,/ и усердно притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися от бед, и душам нашим подати велию милость.
Кондак блаженного Иоанна Власатого глас 8
Христовою любовию уязвися, отче Иоанне блаженне,/ вышния красоты желая,/ земная же вся презре и ни во чтоже вмени./ И на земли ангельское житие препроводи,/ в вечный покой достиже,/ идеже глас празднущих,/ с нимиже молися за ны./ И душам нашим прощение,/ и телесем исцеление даруй.
Ин кондак блаженного Иоанна Власатого глас 2
Христовою любовию уязвися отче Иоанне блаженне,/ вышния красоты желая,/ земная же вся презре и ни вочтоже вмени,/ и на земли ангельское житие имея,/ преселился еси в вечный покой,/ идеже предстоя Христу Богу/ моли спастися нам и всему христианскому роду яко да зовем ти:/ радуйся преблаженне отче Иоанне.
Pages: 1 2 3