четверг, 31 января 2013 г.

Житие преподобного отца нашего Макария Египетского


Святитель  Димитрий Ростовский
Преподобный Макарий Египетский1 родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор2.
St. Makarios the Great/ Преподобный Макарий Великий; http://svavva.ru/
Они были соименные древним святым праотцам – Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра.

Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволение, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария – Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости (Быт. 21:2). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын – преподобный Макарий – сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария – Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто ангел господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:
– Авраам, Авраам! встань с одра твоего.
Авраам отвечал ангелу:
– Я болен, господин, и потому не могу встать.
Тогда ангел, взяв больного за руку, с кротостью сказал ему:
– Бог помиловал тебя, Авраам: Он исцеляет тебя от болезни твоей и дарует тебе Свое благоволение, ибо жена твоя Сарра родит сына, соименного блаженству. Он будет жилищем святого Духа, ибо в ангельском образе будет жить на земле и многих приведет к Богу.
Пробудившись после сего видения, Авраам почувствовал себя совершенно здоровым; исполнившись страха и радости, он тотчас рассказал своей жене Сарре все, что он видел в видении и что говорил ему ангел. Истинность же сего видения удостоверялась внезапным исцелением его от тяжкой болезни. И оба они, Авраам и Сарра, возблагодарили премилосердого Господа Бога. Вскоре после этого Сарра зачала в старости, и, по прошествии определенного времени, у нее родился ребенок мужского пола, которому нарекли имя Макарий, что значит «блаженный», и просветили его святым крещением.
Когда отрок Макарий достиг совершенного возраста и научился разумению Священного Писания, родители его, как бы забыв предсказанное о нем ангелом, явившимся в видении Аврааму, пожелали, чтобы Макарий вступил в супружество, хотя сам Макарий не имел к этому никакого желания. Напротив, он всеми силами противился уговору своих родителей, желая обручиться единой нетленной невесте – чистой и непорочной девственной жизни. Однако, подчиняясь воле родителей, Макарий повиновался им, предав всего себя в руки Господа и надеясь, что Он укажет ему дальнейший путь жизни. По совершении брачного пира, когда новобрачные были введены в брачную комнату, Макарий притворился больным и не прикоснулся к своей невесте, от глубины своего сердца молясь единому истинному Богу и на Него возлагая свое упование, дабы Господь в скором времени даровал ему оставить мирскую жизнь и сделаться иноком. Спустя несколько дней, случилось одному из родственников Макария отправиться на Нитрийскую гору3, чтобы принести оттуда селитры, которая находилась там в громадном количестве, от чего и самая гора носила название «Нитрийская». По желанию своих родителей, отправился вместе с ним и Макарий. Придя, по дороге туда, к Нитрийскому озеру, Макарий отошел от своих спутников в сторону, желая немного отдохнуть от пути, и заснул. И вот, в сонном видении, пред ним предстал некий дивный муж, блистающие светом, который сказал Макарию:
– Макарий! Взгляни на эти пустынные места и внимательно рассмотри их, ибо тебе предназначено поселиться здесь.
Пробудившись от сна, Макарий стал размышлять о сказанном ему в видении, и был в недоумении относительно того, что с ним произойдет. В то время еще никто не селился в пустыне, кроме Антония Великого и никому неизвестного пустынника Павла Фивейского, подвизавшегося где-то во внутренней пустыне и виденного лишь одним Антонием. Когда, после трехдневного путешествия к Нитрийской горе, Макарий со спутниками возвратился домой, то застал свою супругу страдающей такой сильной горячкой, что она находилась уже при смерти. Вскоре она скончалась на глазах Макария, непорочной девственницей отойдя в вечную жизнь. Макарий возблагодарил Бога, что Он сподобил его видеть кончину жены и в назидание себе так размышлял и о своей смерти:
– Внимай себе, Макарий, – говорил он, – и имей попечение о своей душе, ибо и тебе вскоре предстоит оставить эту земную жизнь.
И с сего времени Макарий уже не стал заботиться ни о чем земном, непрестанно пребывая в храме Господнем и занимаясь чтением Священного Писания. Родители Макария, видя, какой образ жизни он ведет, не осмеливались уже в присутствии его упоминать даже имени женского, но весьма радовались таковой его целомудренной жизни. Между тем Авраам, отец Макария, вступил уже в преклонные лета и сделался сильно болен, так что от старости и болезни лишился зрения. Блаженный Макарий с любовью и усердием ухаживал за своим престарелым и больным отцом. Вскоре старец отошел к Господу, а спустя шесть месяцев после его кончины скончалась о Господе и Сарра, мать Макария. Преподобный Макарий похоронил родителей своих обычным христианским погребением, и сделался совершенно свободным от уз плоти, раздав после погребения их все свое имущество бедным на помин души почивших. На сердце Макария была великая печаль, что теперь он уже не имеет никого, кому он мог бы открыть свою тайну и получить добрый совет для Богоугодной жизни. Посему он усердно стал молиться Богу, чтобы Он послал ему доброго наставника, который руководствовал бы его на пути к спасению.
Спустя некоторое время, наступил День празднования памяти одного святого, в честь которого, по обычаю своих родителей, и Макарий пожелал устроить праздник. В виду сего, он приготовил обед, предназначая его не столько для своих соседей, сколько для нищих и убогих. Присутствуя в этот День за церковным Богослужением, Макарий увидал одного почтенного старца – инока, вошедшего в храм. Инок этот имел длинные седые волосы и бороду, доходившую почти до пояса; лицо его было бледно от продолжительного поста; весь же вид его был благолепен, ибо и внутренний его душевный образ был украшен красотою добродетелей. Этот старец проживал невдалеке от селения Птинапор в пустынном месте, где он имел отшельническую келью. Он никогда никому не показывался из людей, и лишь в настоящий день, по Божественному устроению, пришел в находящуюся в селении церковь, чтобы причаститься Пречистых Христовых Таин. По окончании Божественной литургии, Макарий упросил сего инока придти к нему в дом на общую трапезу. После трапезы, когда все приглашенные Макарием разошлись по домам, Макарий задержал инока и, отведя его в уединенное место, припал к ногам старца и сказал ему:
– Отче! позволь мне завтра утром придти к тебе, ибо я хочу спросить твоего опытного совета относительно дальнейшей моей жизни!
– Приходи, чадо, – отвечал старец, – когда желаешь – и с этими словами ушел от Макария.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Православный календарь 1 февраля (19 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Макария Великого, Египетского
Святителя Марка, архиеп. Ефесского
Преподобного Макария Римлянина, Новгородского
Преподобного Макария, постника Печерского
Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Перенесение мощей Св. Григория Богослова (389).
Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652).
Преподобного Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз.).
Преподобного Макария Александрийского (394-395).
Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского
Мученицы Евфрасии девы
Святого Арсения, архиеп. Керкирского
Сщмч. Петра Скиперова, пресвитера (1918).
Сщмч. Николая Восторгова, пресвитера (1930).
Святого Брандваладера, епископа Джерси, л (VI) (Кельт. и Брит.).
Мч. Феодора (1940).
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прп. Макария Великого, Египетского. Тропарь, глас 1.
Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Прп. Макария Великого, Египетского. Кондак, глас 4.
В дому Господь воздержания воистинну тя положи,/ якоже звезду непрелестную, световодящу концы,/ отче отцев, Макарие преподобие.
Прп. Макария Великого, Египетского. Кондак, глас 1.
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/ и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,/ темже тя почитаем.
Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Тропарь, глас 8.
Православия наставниче, новшеств противоборниче, / степень веры, Церкве светильниче, / учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре, / писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского. Кондак, глас 4.
Премудрыми словес твоих исплетении, всеблаженне,/ всякая уста хульная заградил еси/ и верныя Боговещании просветил еси чести Троицу в тождестве естества.
Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского. Кондак, глас 8.
Иоанна Евгеника: Богословов Богомудрая писания,/ яко Богоглагольник истинен, прием в сердцы,/ исхождение Духа Святаго возвестил еси, яко должно есть, приснохвальне,/ и всесвятый запечатлел еси Символ,/ сего ради поем:/ радуйся, Марко Богоглаголиве.
Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Тропарь, глас 4.
Рим отечество твое оставив, / в пустыню вселился еси, / и тамо в пусте месте обрет жилище себе, / отбегл еси суеты мира сего, / и в безмолвнем пристанищи / добре направлял еси себе ко Господу. / Сего ради и мы чтущии тя, / притекающе к раце мощей твоих и любезно тую облобызающе, / молим тя, отче Макарие: / моли о нас Господа, / да помилует нас в день судный.
Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Ин тропарь, глас тойже.
Отечество твое, ветхий Рим, оставив,/ во страну Российскую пришел еси, преподобие,/ и в пустыни блатней вселився,/ тамо пристанище тихое ко спасению обрел еси/ и безмолвное житие богоугодно провождал еси,/ направляя себе ко Господу молитвами непрестанными./ Сего ради Христос тя возлюби/ и чудесы прослави, отче Макарие,/ явив тя пастыря добра словеснаго стада Своего./ Темже и мы, притекающе к тебе, умильно глаголем:/ моли Прославлыпаго тя спастися душам нашим.
Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Кондак, глас 7.
От Рима возсиял еси, якоже звезда пресветлая,/ преподобие отче наш Макарие,/ и, в пустыни вселився,/ просветил еси чистым житием твоим/ верно притекающия к тебе./ Темже и мы, прославляюще светлую память твою, вопием ти:/ радуйся, преподобие отче Макарие.
Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Ин кондак, глас 8.
Якоже пресветлая звезда, от Рима возсиял еси, преподобие,/ и, Богом наставляемь, Российскую страну светом чудес твоих озарил еси духовно,/ созывая верныя к мощем твоим,/ от нихже исцеления недужным подавши./ Темже молимся тебе:/ научи нас, отче, твоему Богоразумию/ и уврачуй недуги наша душевныя и телесныя,/ да зовем ти:/ радуйся, преподобие отче Макарие.
Саввы Сторожевскаго. Тропарь, глас 8.
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобие:/ от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси;/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/ Савво, отче наш,/ моли спастйся душам нашим.
Саввы Сторожевскаго. Кондак, глас 2.
Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходймое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещавши,/ притекающих к мощем твоим,/ Савво преподобие, отче наш.
Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 7.
От юности Христа усердие возлюбив, / вдался еси Тому весь, / яко непорочная жертва, / и, иго Его благое на себе взем, / работал в нем, всечестне Макарие, спешне, / темже убо молим тя: / молися о душах наших.
Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 4.
Вдавшагося Христу Богу на служение от младенства/ и Тому во иночестве и диаконстве послужйвша священнолепно,/ восхваляем тя любовию, Макарие священне, и молим:/ яко имый дерзновение,/ моли Христа Бога о нас, поющих тя.
Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 4.
Бывший нестяжателем Христа ради / и Того за многия твоя добродетели / в сердце твое вселивый, / блаженне Макарие, / молися о нас, поющих тя.
Pages: 1 2 3

Кириллъ, архіепископъ Александрійскій

Кириллъ, архіепископъ Александрійскій, св. отецъ и учитель Восточной Церкви первой половины V столѣтія († 444).
Проф. Л. И. Писаревъ
Κύριλλος Α΄ Αλεξανδρείας (Святитель Кирилл Александрийский) Его имя и вся церковно-обществевная и литературная дѣятельность тѣсно связаны съ извѣстнымъ въ исторіи христіанской церкви противонесторіанскимъ движеніемъ, жизненнымъ нервомъ котораго были долгіе споры о лицѣ Христа, какъ Искупителя а Спасителя міра, о способѣ соединенія въ единой личности Христа божеской и человѣческой природъ.

Значеніе и положеніе св. Кирилла ал. вполнѣ справедливо приравнивается къ положенію св. Аѳанасія Великаго. Какъ этотъ послѣдній былъ главнымъ дѣйствующимъ лицомъ въ великую эпоху противоаріанскихъ споровъ, такъ и св. Кириллъ ал. былъ главнымъ вдохновителемъ церковнаго самосознанія во времена несторіанскихъ движеній, смѣнившихъ собою аріанскую смуту. Замѣчательно, что и на этотъ разъ доминирующее значеніе принадлежало александрійской церкви въ лицѣ ея виднаго представителя, какимъ дѣйствительно и былъ св. Кириллъ ал. и по своей административной, и, главнымъ образомъ, по литературной дѣятельности. св. Кириллъ ал. — безусловно великій отецъ Восточной церкви. О его жизни до временъ выступленія въ 412 году въ званіи архіепископа александрійской церкви намъ извѣстно очень мало. Сохранились только краткія свѣдѣнія, что онъ приходился племянникомъ знаменитаго Ѳеофила, архіепископа Александрійскаго, и еще въ молодости прекрасно изучалъ Священное Писаніе и творенія лучшихъ представителей христіанской учености — Діонисія Александрійскаго, — Аѳанасія Великаго, Василія Великаго, Амфилохія Иконійскаго, Аммона Адріанопольскаго, Іоанна Златоуста (о чемъ свидѣтельствуютъ многочисленныя выдержки изъ твореній указанныхъ отцовъ въ его сочиненіяхъ). Нѣкоторое время онъ былъ строгимъ подвижникомъ нитрійскихъ монастырей (письмо 25 къ Кириллу Исидора Пелусіота). По желанію Ѳеофила, Кириллъ вступилъ въ клиръ ал. церкви, среди которой пользовался большою популярностію, какъ назидательный проповѣдникъ. Когда въ 412 году скончался Ѳеофилъ, александрійскіе христіане предпочли Кирилла всѣмъ прочимъ кандидатамъ и выразили желаніе видѣть его архіепископомъ александрійской церкви. Такимъ образомъ, въ 412 г. началась его церковно-общественная дѣятельность въ званіи епископа. По своему характеру она раздѣляется на два періода: а) донесторіанскій, до 428 г., обнимающій первые семнадцать лѣтъ его епископскаго служенія, и б) несторіанскій, до 444 года, — года его смерти, — посвященный, главнымъ образомъ, на борьбу съ Несторіемъ и его ересью.
Еще до борьбы съ несторіанствомъ, св. Кириллъ ал. проявилъ энергичную адманистративно-научную дѣятельность. Главнымъ образомъ, онъ боролся съ новаціанствомъ (Сократъ, Ц. И. VII, 7), іудействомъ и язычествомъ. Особенно упорна была его борьба съ язычествомъ, которое въ данное время пользовалось покровительствомъ александрійскаго префекта-язычника Ореста и вдохновлялось философскою дѣятельностію извѣстной Ипатіи, женщины-философа. Ипатія, находившая административную поддержку въ Орестѣ, считалась оплотомъ язычества и вызывала чувство недовольства въ храстіанскомъ населеніи. Это чувство негодованія не рѣдко отливалось въ форму открытыхъ столкновеній между язычниками и христіанами. Во время одной демонстраціи Ипатія была убита. Нѣкоторые историки (Шреккъ, Толандъ, Арнольдъ и др.), на основаніи свидѣтельствъ древняго языческаго писателя Дамасція, считаютъ самого Кирилла ал. непосредственнымъ вдохновителемъ убійства Ипатіи, во другіе болѣе безпристрастные ученые (Коппаликъ; см. подробнѣе въ его сочиненіи: Cyrillus von Alexandrien: eine Biographie nach den Quellen gearbeitet, 1881) совершенно оправдываютъ Кирилла ал. въ непосредственномъ и даже косвенномъ участіи въ убіеніи Ипатіи, считая это злодѣяніе дѣломъ такъ называемыхъ параволановъ, — этихъ членовъ погребальной общины, которые на ряду съ выполненіемъ погребальной профессіи отличались крайнею разнузданностью своихъ нравовъ и являлись постоянными участниками всевозможныхъ возмущеній. Замѣчательао, что историкъ Сократъ (въ Церк. Ист.), при своемъ враждебномъ отношеніи къ Кириллу ал., оправдываетъ его въ убійствѣ Ипатіи. Ни разу не возводали на него вину въ этомъ злодѣяніи и всѣ его многочисленные несторіанскіе оппоненты, старавшіеся отыскать темныя стороны въ его жазни и дѣятельности. Кириллъ ал. дѣйствовалъ въ борьбѣ съ язычествомъ, a равно — съ іудействомъ и новаціанствомъ исключительно мирными средствами нравственнаго воздѣйствія путемъ слова и убѣжденій. Уже въ донесторіанскій (до 428 г.) періодъ Кириллъ ал. написалъ цѣлый рядъ сочиненій, которыя обнаруживаютъ въ немъ недюжинные литературные таланты и глубокую богословскую эрудицію. Главное вниманіе Кирилла ал. за этотъ періодъ было обращено на изученіе Священнаго Писанія. Кассіодоръ (Lib. de inst. div. lit. t. II, p. 508 r.) и Никифоръ Каллистъ (Hist, eccles. кн. XIV, гл. 14) свидѣтельствуютъ, что Кириллъ ал. объяснилъ въ своихъ трудахъ все Свящ. Писаніе. Если объединить всю экзегетическую литературную производительность св. отца, то она сводится къ слѣдующамъ результатамъ: 1) «О поклоненіи Богу духомъ и истиною» — трактатъ въ 17 книгахъ (Mignt gr t. LXVIII), въ которомъ раскрывается главная мысль, что Христосъ отмѣнилъ законъ Моисея только въ буквѣ, а не по духу; характеризуя въ послѣдовательномъ изложеніи таинственный духовный смыслъ всѣхъ постановленій Моисеева обрядоваго закона, св. отецъ представляетъ связную исторію божественнаго домостроительства нашего спасенія. 2) «Изящныя изреченія» (Γλαϕυρὰ y Migne gr. t. LXIX, col. 1-678) — сочиненіе (въ 13 книгахъ), составляющее продолженіе предыдущаго трактата; въ немъ, на основаніи Пятокнижія Моисея, дѣлается попытка представить связную исторію ветхозавѣтней церкви отъ Адама до Іисуса Навина, съ оттѣненіемъ выдающихся фактовъ ветхозавѣтной исторіи, характеризующихъ христіанскую идею божественнаго домостроительства о спасеніи людей. Эту же идею проводитъ онъ и въ дальнѣйшихъ истолковательныхъ трудахъ. 3) «Толкованіяхъ на книги пророка Исаіи» (Migne gr. t. LXX), 4) «Толкованіяхъ на 12 малыхъ пророковъ» (на Захарію и Малахію у Migne gr. t. LXXII, col. 9-364, а на остальныхъ 10-ти въ LXXI-мъ томѣ) и 5) «Толкованіяхъ на Псалмы» (Migne gr. t. LXIX, col. 699-1247), по 19-й Пс. включительно. Всѣ эти толкованія сохранились въ полномъ видѣ. Извѣстны также отрывки его толкованій и на другія ветхозавѣтныя книги — на пророка Іезекіиля, книги Царствъ, Пѣснь Пѣсней, пророка Іереміи, Варуха и Даніила. (Migne gr. t. LXIX, col. 679-1294; t. LXX, col. 1451—1462). Изъ новозавѣтныхъ книгъ сохранились толкованія на Евангелія Луки и Іоанна (изъ 12-ти книгъ послѣдняго имѣются нынѣ только 7-я и 8-я1 Migne gr. t. LXXIII-LXXIV, col. 9-756), а въ незначительныхъ отрывкахъ также толкованія на Евангеліе Матѳея, на Дѣянія Апостольскія, на посланія Ап. Павла къ Коринѳянамъ (первое и второе), къ Евреямъ и Римлянамъ, на соборныя посланія Ап. Іакова, Петра (первое и второе), Іоанна (первое) и Іуды (Migne gr. t. LXXIV, col. 758-1024). Bo всѣхъ своихъ толкованіяхъ Кириллъ ал. придерживается александрійскаго метода: усматриваетъ не только историческій, но и духовно-таинственный смыслъ. Въ новозавѣтныхъ толкованіяхъ особое вниманіе обращаетъ на уясненіе ученія о лицѣ Сына Божія, что вызывалось, конечно, потребностями противоаріанской борьбы.
Этими же потребностями было вызвано написаніе имъ и спеціальныхъ догматико-полемическихъ трактатовъ, изъ которыхъ теперь извѣстны слѣдующіе три: 1) «Сокровище ученія о Святой и Единосущной Троицѣ» (Migne gr. t. LXXV, col. 9-656), 2) «Семь собесѣдованій о Святой и Животворящей Троицѣ» (Migne gr. t. LXXV, col. 657-1124) и 3) «Книга о святой и Животворящей Троицѣ» (Migne gr. t. LXXV, col. 1124—1146). Въ этихъ произведеніяхъ главною темою служитъ раскрытіе ученія о Божествѣ Сына Божія и Святаго Духа противъ лжеученія Евномія и духоборцевъ. Особенно цѣнны его разсужденія по вопросу о Святомъ Духѣ. Къ нимъ обращаются очень часто католики для доказательства своего ученія о Filioque, хотя самое обоснованіе филіоквистическихъ тенденцій не выдерживаетъ строго научной критики (см. объ этомъ въ сочиненіи † проф. А. Ѳ. Гусева, Старокатолическій отвѣтъ на наши тезисы по вопросу о Filioque и пресуществленіи, Казань 1903 стр. 77 сл., гдѣ можно найти и католическое, а также старокатолическое, толкованіе мѣстъ изъ сочиненій св. Кирилла ал., по вопросу о Filioque). Первое и третье изъ указанныхъ сочиненій по преимуществу положительнаго характера: они посвящены выясненію основъ положительнаго христіанскаго ученія о Сынѣ и Святомъ Духѣ. Третье же сочиненіе — полемическаго содержанія и посвящено критикѣ евноміанскихъ положеній. Между прочимъ, «Сокровище ученія...» замѣчательно еще въ томъ отношеніи, что въ немъ проглядываютъ первые проблески позднѣйшаго схоластицизма: здѣсь цѣлый рядъ подраздѣленій — вопросовъ и отвѣтовъ, мельчайшихъ доказательствъ и обоснованій.
Съ момента распространенія въ обществѣ несторіанскихъ заблужденій (съ 428 г.) начивается второй и послѣдній періодъ жизни и дѣятельности св. Кирилла ал. Борьба съ несторіанствомъ и его заблужденіями съ этихъ поръ поглощаетъ все вниманіе св. отца до самаго конца его жизни. Св. Кириллъ началъ борьбу съ Несторіемъ — лишь только прошла первая молва объ его заблужденіи, лишь только его злополучныя рѣчи, произнесенныя въ Константинополѣ въ порицаніе термина «Богородицы» (Θεοτόϰος), проникли въ Египетъ, въ различные египетскіе монастыри и произвели здѣсь среди монаховъ сильную смуту. Александрійскій пастырь блиставшій своимъ богословскимъ образованіемъ, умомъ и начитанностію и въ то же время отличавшійся неусыпною пастырскою дѣятельностію и энергіей, сразу замѣтилъ своимъ тонкимъ умомъ, что въ основѣ нападокъ Несторія на терминъ «Богородица» лежитъ вовсе не простое недомысліе, а цѣлая доктрина, посылки которой заключаютъ въ себѣ положенія, противныя общему духу христіанскаго міросозерцанія. И вотъ, желая предостеречь отъ лжеученія Несторія весь христіанскій міръ и, въ частности, монаховъ подчиненныхъ ему египетскихъ монастырей, онъ посылаетъ одно за другимъ свои первыя противонесторіанскія сочиненія во всѣ концы римской имперіи. Прежде всего онъ предостерегаетъ отъ ереси особымъ окружнымъ посланіемъ, которое прямо предназначалось монахамъ нитрійскихъ монастырей. Далѣе такъ называемое пасхальное посланіе, которое ежегодно разсылалось александрійскимъ епископомъ въ силу постановленія никейскаго собора (325 г.), съ извѣщеніемъ о днѣ празднованія Пасхи, точно также содержало въ себѣ подобное предостереженіе. А послѣ того какъ св. Кириллу ал. сдѣлалось извѣстно, что Несторій не только не прекращалъ своей пропаганды, а, напротивъ, сдѣлалъ даже порученіе пресвитеру Фотію написать особое опроверженіе на указанныя выше посланія, получившія въ это время широкое распространеніе, — тогда св. Кириллъ ал. нашелъ нужнымъ сдѣлать предостереженіе уже самому Несторію и съ этою цѣлью написалъ ему дружественное письмо съ указаніемъ на его неправомысліе.
Конечно, во всѣхъ этихъ случаяхъ, — какъ показываетъ самый тонъ указанныхъ посланій, — александрійскій пастырь руководился благими цѣлями: онъ желалъ предостеречь отъ вновь нарождающагося заблужденія, въ смыслъ котораго, можетъ быть, — особенно на первыхъ порахъ — проникали очень немногіе. Нельзя думать, что оппозиція Кирилла въ данномъ случаѣ носила личный характеръ. До выступленія Несторія съ своимъ заблужденіемъ Кириллъ ал. находился съ нимъ въ дружескихъ отношеніяхъ, и когда получилъ извѣстіе объ избраніи (въ 428 г.) Несторія на каѳедру Константинополя, то выразилъ письменно свое чувство восторга по поводу такого избранія. Словомъ, ясно, что Кириллъ ал. дѣйствовалъ безкорыстно. Но въ Константинополѣ при дворѣ на дѣло взглянули иначе. Тамъ на внутренніе мотивы дѣятельности Кирилла ал. обратили менѣе всего вниманія и выказали недовольство по поводу того, что Кириллъ своими посланіями производитъ въ церкви новыя смуты. Были недовольны главнымъ образомъ тѣмъ, что только что установившееся въ церкви спокойствіе — послѣ упорныхъ аріанскихъ споровъ — снова нарушается. Конечно, подобное недовольство двора было произведено не безъ участія Несторія, который въ виду надвигающейся на него бури прежде всего долженъ былъ и, конечно, счелъ нужнымъ заручиться симпатіями двора по отношенію къ себѣ и антипатіями — по отношенію къ Кириллу ал. Пущены были въ дѣло и обычные въ данномъ случаѣ наговоры. Нашлись и какія-то обвинители св. Кирилла ал. изъ числа лицъ, проживавшихъ въ Константинополѣ и недовольныхъ его распоряженіями, какъ патріарха, въ сферѣ компетенціи александрійской церкви. Кратко сказать, началась все таже интрига, невинною жертвой которой быль одно время и Аѳанасій в.
Страницы: 1 2 3 4 5 6

ИЗ Иcтории Грузинской агриографии: «Мученичество царя Луарсаба»

Этнокультурный аспект
Greatercoat of arms of Georgia
История общественного и культурного развития Грузии сложилась таким образом, что в ее литературной жизни агиографический жанр, в частности, мученичества (мартирологи) продолжал жить даже в Новое Время, когда в Европе, в том числе и России, ему уже не было места1.

Еще до окончательной ликвидации в середине XV в. главного очага православия-Византийской империи-критический этап культурного развития грузин достиг своего апогея. По словам грузинских историков позднего средневековья, лишь в одной Картли продолжало существовать православие. Вся страна оказалась во власти исламских завоевателей. На протяжении XIV-XV вв. произошел провал в культурном развитии Грузии. «Со страшным государственным крушением, вызванным монгольским нашествием и послужившим чудовищно зияющею гранью между древнею и новою Грузиею, пошла ко дну почти вся древне-грузинская литература», -писал лучший знаток проблемы2.
Но с течением времени никогда до конца не замиравшая литературная жизнь грузин стала давать свои плоды. Так наступила эпоха грузинского Возобновления XVII—XVIII вв., связанная с изменениями внутри страны и международной обстановки того времени. Особое значение имели рост Русского государства и восстановление с ним связей отдельных грузинских царств и княжеств, прерванных монгольским господством.
В этот период на поприще науки и литературы в Грузии выступает целая плеяда ученых и писателей, в новых исторических условиях стремившихся продолжить культурные традиции прошлого. Они, словно предвидя неизбежный конец Грузинского царства, "...спешили завещать потомству доступную им реальную яркость и глубину патриотического воодушевления, передать заветные, веками выношенные мысли тем, которые должны были стать на смену им на страже культурных интересов грузинского народа"3.
Одним из деятелей, поставивших перед собой такую цель, был католикос грузин Виссарион (груз. Бесарион, ум. 1738), сочинение которого «Мученичество царя Луарсаба» посвящено драматическим событиям, связанным с борьбой народов Закавказья против шаха Ирана Аббаса I в начале XVII в. Виссарион принадлежал к видному в средневековой Грузии роду, давшему своему отечеству целую когорту государственных и общественных деятелей. Как пишет Виссарион в приписке к одному из своих произведений, он был "родом Бараташвили из колена Орбелишвили«4. После пострижения в монахи он подвизался в известной еще с раннего средневековья Давид-Гареджийской пустыни (в Восточной Грузии), где вел аскетический образ жизни, чему и соответствовали его интересы переписчика общехристианских памятников именно аскетического направления5.
Содержание „Мученичества царя Луарсаба“ коротко сводится к следующему. Начинается оно с типичного для агиографических произведений энкомия, смысл которого заключается в актуальном для Грузии времени написания публикуемого мартиролога прославлении христианства и призыве следовать по проторенным мучениками путям во славу и спасение христолюбивых душ, а также в обосновании права царя Картли Луарсаба на сопричастность его сонму древних мучеников. Из этого исходит вся дальнейшая идеализация этого вполне реального героя, известного и по другим синхронным источникам. Согласно правилам жанра, упоминаются и родители героя-»боголюбивый царь, коего именовали Георгий, а матерь звали Тамар". При всей историчности конкретных лиц и фактов они втиснуты в обычные для агиографии формы повествования.
http://svavva.ru; Святой мученик Царь Грузинский Луарсаб
Святой мученик Царь Грузинский Луарсаб
За рассказом об идеальных родителях следует сообщение об идеальном детстве самого героя, естественно, одаренного также и незаурядной внешностью: «Взрастили его богоугодники царские учительством своим и паче в служении ко Господу» и т.д., а также научали его воинскому искусству.
Это был период, когда «множество злобствующих восстали на Грузию». В начале правления Луарсаба турки устроили набег на Картли, судя по произведению, силами крымских татар («крымцы»). В описании этого события агиограф передает некоторые подробности, имеющие немаловажное значение для воссоздания общей картины того времени. В связи с этими событиями в сочинении Виссариона впервые появляется пришедший на помощь Луарсабу противоречивый соратник грузинских царей Георгий Саакадзе («Георгий сын Саака») — «мужественный ратник и бесстрашный помыслами, который храбростью и отвагой наипаче превосходил всякого человека». В результате произошла жестокая битва, в которой грузины обратили неприятеля в бегство «так, что татары не были в состоянии повернуться лицом к грузинам».
За описанием этого события следует основной сюжет сочинения Виссариона-война против Грузии иранского шаха Аббаса (1587—1629), который «... в великом гневе неистовствовал на грузин и желал полного истребления христианства». Как и его предшественники, агиограф Виссарион расценивает нашествия иноверных государств на Грузию как войну против христианства вообще. Шах потребовал у Луарсаба его красавицу сестру себе в жены. Строгости христианских предписаний для таких случаев оказались тщетными, и картлийский царь удовлетворил требование шаха. Но когда последний потребовал и вторую сестру, потому что многоженство «нечестивым их законодателем было учреждено», то Луарсаб «и на слух не воспринял столь непотребное дело» и спешно выдал ее в жены кахетинскому царю Теймуразу I.
Страницы: 1 2