суббота, 5 октября 2013 г.

Икона Божией Матери, именуемая Мирожская


Мирожская икона Богоматери

Мирожская икона Божией Матери
http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=631&Itemid=3
XVI век, Россия, Псковский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Дерево, темпера,  144 х 112 см
Иконографические особенности "Богоматери Мирожской" привели некоторых исследователей (прежде всего, Ф.А. Каликина) к выводу о том, что сохранившаяся икона XVI века копирует более раннее произведение с прижизненными изображениями Довмонта и Марии. На это указывают иконография Богоматери, находящая аналогии в памятниках XII-XIII веков ("Богоматерь Великая Панагия" в ГТГ): индивидуальность черт князя (высокий лоб с залысинами), древний тип одежд предстоящих и отсутствие нимбов, необычное для XVI века, когда Довмонта уже почитали как святого. Кроме того, композиция иконы близка ряду византийских и сербских памятников XIII-XIV веков с портретами донаторов - заказчиков икон или росписей. Таким образом, древний оригинал "Богоматери Мирожской", по всей видимости, был заказан князем Довмонтом и княгиней Марией и вложен в Мирожский монастырь. Не исключено, что это утраченное произведение, в свою очередь, копировало более древнее изображение Богоматери, прославившееся чудесами в конце XII столетия. С древними изображениями связана не только иконография Богоматери на псковской иконе, но и трактовка Ее одеяний. Ассист, покрывающий всю поверхность одежд, образует широкие рельефные складки и резко отличается от штрихового ассиста, типичного для произведений XIV-XV столетий. При этом стилизованные орнаменты одежд Довмонта и Марии глубоко своеобразны и имеют аналогии в некоторых псковских памятниках XVI века (икона "Апостол Матфей и архидиакон Стефан", фрески Успенского собора Псково-Печерского монастыря, скульптура "Святитель Никола Можайский" там же). Другие иконы Довмонта и Марии, относящиеся к XVI веку (псковская икона из собрания А.И. Анисимова в ГТГ), по стилю и иконографическим деталям отличаются от их изображений на Мирожской иконе, поскольку не являются непосредственными копиями древнего образца. Личное письмо "Богоматери Мирожской" основано на приемах, известных по псковским произведениям 1540-1550-х годов.Икона "Богоматерь Мирожская" принадлежит к иконографическому типу "Богоматерь Воплощение". Богоматерь изображена в рост, с руками, воздетыми в молитвенном жесте. На Ее груди, в складках мафория, видна полуфигура Младенца Христа, благословляющего обеими руками. В верхних углах иконы представлены поясные архангелы. По сторонам от Богоматери в молитвенных позах изображены псковский князь Довмонт и его жена княгиня Мария. Рядом с их фигурами помещены киноварные надписи: "Бл(а)говерны княз Домантъ в с(вя)томъ [крещении] / / Тимофеи"; "Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... // жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев] //скаго".
Икону Псковского музея отождествляют с чтимым образом Богоматери, находившимся в Спасо-Мирожском монастыре (празднуется 24 сентября; служба напечатана в Минее 1666 г.).
По преданию, первое чудо от Богородичного образа из Мирожского монастыря совершилось в 1192 или 1198 году. Однако древнейшее достоверное известие о Мирожской иконе, обладавшей такой же иконографией, что и памятник Псковского музея, относится ко второй половине XVI века. Это Сказание, составленное псковским книжником Варлаамом и посвященное чудесному истечению слез из очей Богородицы в 1567 году. В Сказании приводится описание иконы: "В той же ... церкви боголепнаго Преображения Господня бе бо икона Матери Божия, образ Пречистая Богородицы, чистыя голубицы, честнаго ея Воплощения, местная, на злате. На той же бе иконе написан молебным образом на десной стране благоверный князь Домант Псковский, нареченный во святом крещении Тимофей, да тутож на другой стране образа Матери Господня написана молебным образом княгиня Мария, супруга того князя Доманта...". Судя по тексту Сказания, икона воспринималась как покровительница Пскова, "...понеже бо Богородица молится со слезами к Сыну Своему Христу Богу нашему за град и люди, живущая в нем". После чуда от Мирожской иконы, она была перенесена в городской Троицкий собор. Согласно псковскому преданию, в 1570 году царь Иван IV увез чудотворную икону в Москву. На основании этой легенды некоторые исследователи считают икону Псковского музея списком, исполненным для псковичей взамен вывезенного образа. По мнению Т.В. Кругловой и В.Д. Сарабьянова, первоначально в Мирожском монастыре почиталось фресковое изображение Богоматери Заступницы 1140-х годов, расположенное на предалтарном пилоне монастырского Спасо-Преображенского собора. Икона "Богоматерь Мирожская" является одним из древнейших памятников с изображением псковских святых - благоверного князя Довмонта, в крещении Тимофея (день памяти 20 мая), и его супруги княгини Марии, в иночестве Марфы (день памяти 8 ноября). Довмонт, живший во второй половине XIII века, происходил из литовского княжеского рода и первоначально был язычником. В Повести о Довмонте, составленной во второй половине XIV столетия (распространенная редакция относится к рубежу XVI-XVII вв.), сказано, что в 1266 году он бежал из Литвы в Псков, где Бог "вдохнул в него благодать Святого Духа", и принял крещение. Став псковским князем, Довмонт служил псковичам, защищал от врагов "дом Святой Троицы" и прославился как храбрый воин и политический деятель, укрепивший псковскую независимость. В 1299 году князь скончался и был погребен в Троицком соборе. Жена Довмонта Мария была дочерью князя Дмитрия Александровича и внучкой Александра Невского (в надписи на иконе ошибочно названа дочерью Александра). После смерти мужа она постриглась в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и была похоронена. Очевидно, уже в XIV веке Довмонта, наряду с князем Всеволодом-Гавриилом, почитали как покровителя Пскова.
Мирожская икона Божией Матери

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=632&Itemid=3

Мирожская икона Божией Матери
В наши времена появилась возможность проследить историю трёх князей ДОВМОНТОВ, живших в XIII веке.Перепутанных в истории.
До начала XVIII века в Троицком Соборе Пскова хранились меч и одежда князя ДОВМОНТА….
Но самое запустение Пскова и наследия святого ДОВМОНТА произошло в царствование Петра I.
800 лучших Псковских семей были высланы на Волгу.
Все церкви Довмонтова города были срыты и засыпаны землёю.
Иконы князя Довмонта и его супруги Псковской Святой Марии - Марфы (дочери или внучки Александра Невского) удалены из церквей.
С чудотворной псковской иконы МИРОЖСКОЙ БОЖИЕЙ матери исчезли лики князя ДОВМОНТА и его супруги Марии псковской святой Марфы.
Наглядным подтверждением этого до наших дней служит главный иконостас Елоховского Богоявленского собора Москвы, где слева от царских врат помещён образ Мирожской Пресвятой Богородицы, но без Довмонта и Марии.
Пропала служба Мирожской иконе, напечатанная в сентябрьской минее. Москва. 1666 г. (5)
О сыне ДОВМОНТА и Марии – ДАВИДЕ - непобедимом воине Великой Литвы написано:
1.Давид староста Гродненский Русский по происхождению…приходил на помощь Пскову против крестоносцев в 1322 году….
2.Давид сын Святого князя ДОВМОНТА псковского…, изменчески убит в 1327 году, не оставил потомства.
Икона Божией Матери, именуемая Мирожская
Празднование: 24 сентября/ 7 октября

Название иконы происходит от реки Мирожи в Псковской области, при устье которой располагался Спасский мужской монастырь. Здесь и явился образ Божией Матери в 1156 году. Позже на иконе прибавили изображения святого благоверного князя Довмонта, в крещении Тимофея (по правую руку от Богородицы), а по левую руку - его супруги, княгини Марии (в иночестве Марфы), внучки святого благоверного князя Александра Невского.
Прославилась икона в 1567 году во время морового поветрия в Пскове. Когда во время эпидемии в город принесли икону из Спасского монастыря, многие жители после молитвы перед святым образом получили исцеление.
В 1922 году монастырь закрыли, а Мирожская икона Пресвятой Богородицы была изъята в областной художественный и историко-архитектурный музей. Ныне в возрождённой обители чтится список (копия) древнего чудотворного образа.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Мирожская»

Арапетская икона Богоматери

Православный календарь 6 октября (23 сентября ст.ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977),
Мученика Иоанна Велльского, Янинского
Мученицы девы Ираиды Александрийской (ок. 308),
Священномученика Иоанна Панкратовича (1937)
Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении (109),
Преподобный Адамнан Ионский, игумен
Мучеников Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX)
Мученика Льва Кунцевича, миссионера (1918)
Словенской иконы Божией Матери (1635).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь Предтечи глас 4
Первее нераждающая неплоды, возвеселися,/ се бо зачала еси Солнца светильника яве,/ просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую./ Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.
Кондак Предтечи глас 1
Веселится светло Захария великий/ со всеславною Елисаветию сопружницею,/ достойно зачинающе Иоанна Предтечу,/ егоже Архангел благовести, радуяся,/ и человецы достодолжно почтим,// яко таинника благодати.
Pages: 1 2 3