вторник, 17 сентября 2013 г.

Благолюбие, т.1 (продолжение)

Тема 1. О том, что никому, даже самому большому грешнику никогда не следует отчаиваться, но каяться и надеяться на спасение
А.  Из святого Палладия
Благолюбие т.т.1-2 Преподобный отец наш Иоанн Ликский1 (о нем подробнее пойдет речь ниже в главе о необходимости избегать общения с женщинами), рассказал нам:
—   В одном городе жил юноша, погрязший во множестве тяжких грехов, но по Божьему произволению раскаялся в сво­их бесчисленных пороках, пошел на кладбище, закрылся в гробнице и, пав ниц, принялся оплакивать свою прежнюю жизнь, стеная из самой глубины сердца.

По истечению недели ночью явились бесы, которые и прежде отравляли ему жизнь, и закричали:
—   Вот ты где, нечестивец! Столько времени наслаждался блудом, а теперь вдруг ни с того ни с сего надумал стать целому­дренным и благочестивым. Поздно, брат! Доброго христианина из тебя уже не выйдет. Ты по уши погряз в наших пороках — на что надеешься? Лучше вставай и пойдем скорее отсюда. Зажи­вешь по-прежнему — блудницы и кабачники ждут тебя. Неуже­ли откажешься напоследок повеселиться всласть? Все равно у тебя нет никаких надежд на спасение — суд над тобой будет скорым. Что зря убиваешься и спешишь поскорее получить наказание, несчастный? Кара и так неминуема. Ты совершил столько всякого зла — не скроешься. Что молчишь? Или забыл нас и больше не хочешь с нами знаться?
Но юноша продолжал скорбеть, не отвечая им, будто не слыша. Ничего не добившись, бесы набросились на него и, из­бив до полусмерти, исчезли. Бедняга лежал неподвижно, весь в синяках и чуть живой, продолжая тяжко стонать и каяться.
Тем временем разыскивавшие беглеца родственники, об­наружив его на кладбище в плачевном состоянии, поняли, что с ним произошло, и принялись уговаривать беднягу вернуть­ся домой, но он отказался.
На следующую ночь опять явились бесы, избили юношу пуще прежнего и все же не смогли заставить его покинуть гробницу. Когда снова пришли родственники, он не согласил­ся уйти оттуда, сказав им, что скорее умрет, чем вернется к распутству.
На третью ночь бесы били его с особым остервенением и чуть было совсем не лишили жизни. Но убедившись, что сло­мить затворника не удастся, унеслись с воем:
—   Ты победил! Победил! Победил!
С тех пор ничего подобного с ним больше не случалось. До конца своих дней он оставался в гробнице, живя в чис­тоте и подвизаясь в добродетелях, превратив могилу в спа­сительную обитель, и Господь удостоил его дара явлений и чудес.
1.   Лико, или Ликополь (Волчий город — греч.) — один из древних городов Среднего Египта, расположенный на левом берегу Нила. Собственно именем Ликополя в древности, как и ныне, назывался Сиут, считавшийся священным городом.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Православный календарь 18 сентября (5 сентября ст.)

Проповедь
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Пророка Захарии  и прав. Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи (I)
Память святого Урвана и еже с ним (370)
Память святого Авдия (V)
Память святых Фифаила и Фивеи (98-138).
Убиение святого князя Глеба, во св. Крещении Давида (1015).
Празднование святому Апостолу Петру, в Афире
Мученицы Раисы (Ираиды) (ок. 308).
Память святых Иувентина и Максима (361-363).
Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (1648)
Священномученика Алексия, архиеп. Великоустюжского, мч. Евфимия (1937).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь пророка Захарии
глас 4
Священства одеждею обложен, премудре,/ по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/ и был еси светильник и зритель тайных,/ знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/ и, мечем убиен быв в храме Божии,/ Христов пророче, с Предтечею моли// спастися душам нашим.
Ин.  Тропарь пророка Захарии и праведной Елисаветы. глас 2
Праведных Твоих Захарии и Елисавети, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:/ спаси душы наша.
Кондак пророка Захарии глас 3
Пророк днесь и священник Вышняго,/ Захария предложи, Предтечев родитель,/ трапезу своея памяти,/ верныя питая, питие бо правды всем растворив,/ сего ради скончавается,// яко божественный таинник Божия благодати.
Кондак праведной Елисаветы глас 4
Яко луна полна,/ Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/ и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./ Достойными убо Тя песньми ублажающе,/ Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.
Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского глас 2
Блажен еси, отче наш Афанасие,/ яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/ со умилением присно поя неседальное Пречистей,/ заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти./ Мы же, чтуще святыню твою,/ со дерзновением взываем ти:/ отче наш, преподобномучениче Афанасие,/ похвало и украшение наше.
Кондак преподобномученика Афанасия Брестского глас 4
Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие, и яко солнце пресветлое людям православным возсиял еси. Темже и Христос даром чудес обогати тя; да чтуще пресветлую память твою, зовем ти: поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне.
Ин кондак преподобномученика Афанасия Брестского глас 2
Яко постника благочестна и искусна,/ и страдальца произволением честна,/ и пустыни жителя сообразна,/ в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго,/ той бо змия попрал есть.
Тропарь благоверного князя Глеба глас 4
Мученик Твой, Господи,/ спасшеся веры ради,/ княже Глебе,/ труждающимся быстрый помощник/ и ненадежным надежа./ Ты бо болезни врачуеши притекающим к тебе с верою./ Темже и мы верою молимся/ от бед избави нас,/ чтущим любовию память твою.
Кондак благоверного князя Глеба глас 2
Днесь земля ублажается, напившися крови твоея,/ и храм освящается, приимши тело твое,/ великомучениче княже Глебе./ Желанием болезни твоея за грези предлагаема/ и удесы благоухания освящающи,/ подающи всему миру велию милость.
Pages: 1 2 3

«Умереть в своей постели — это так буржуазно…» Сорок дней назад в Пскове отпели и похоронили отца Павла Адельгейма

Специальный репортаж из осиротевшей церкви отца Павла Адельгейма
Елена Рачева
Отец Павел Адельгейм Сорок дней назад в Пскове отпели и похоронили отца Павла Адельгейма. Мы с коллегой приехали к отцу Павлу прошлой зимой, перед Рождеством.

Пришли почти так же, как позже — убийца: посторонние люди, ночью. Честно предупредили, что считаем себя атеистами. Нас усадили за стол, жена Адельгейма Вера Михайловна попыталась уступить мне свою кровать. Думали, что едем брать интервью, а остались жить. Не задавали вопросы, а слушали, до поздней ночи сидя с отцом Павлом на кухне: о конфликте с епархией, судах, вере, политике, лагере, литературе, духовном поиске, отношениях с Богом и людьми. Об этом и хочется вспоминать.
* * *
— Плохо пост вела, не соблюдала, это один грех. А второй — когда молодая была, так это... гуляла! Мужу изменяла. Ой, изменяла! Аборты делала, великий грех. Молодая была...
Древняя старуха не встает с постели уже полгода, а кается таким громовым голосом, что слышно по всей квартире. Я сижу на кухне в грязной хрущевке, пытаясь не слышать доносящейся исповеди.
— Господь и Бог наш Иисус Христос... Прощено чадо Зинаида... — тихо, на выдохе, молится отец Павел.
— Все теперь померли, а сама ногу сломала, лежу... — жалуется чадо Зинаида.
— Прощаю от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго духа...
Оба голоса затихают. Успокаивается, облегченно всхлипывает Зинаида.
Отец Павел выходит на кухню, садится: усталый, отяжелевший.
— Представьте взрослого человека, — говорит он, — который впервые в жизни приходит в церковь и говорит: я убил человека. Или: я изменил жене.
Конечно, можно сказать: «Ты теперь 20 лет причащаться не можешь», — а он и не причащался никогда. Все, что могу, — отпустить его грех. Сказать: давай приходи, проси у Бога прощения. Чтобы хоть тогда началась его сознательная жизнь. Она не измеряется количеством лет, а той полнотой, которую человек способен принять от бытия. День в бытии — уже дар.
* * *
Имя 75-летнего протоиерея псковской церкви Святых Жен-мироносиц стало известно несколько лет назад, когда он громко заявил о самоуправстве церковных иереев, стал воевать против реформ РПЦ и выступил в защиту Pussy Riot.
В советское время отец Павел отсидел в лагере, в новое — был уволен из двух приходов и едва не запрещен в служении. Несмотря на это, восстанавливал и строил храмы, брал на воспитание больных детей, создал регентскую школу и спаянную, преданную ему общину. Харизматичный, искренний и свободолюбивый батюшка стал примером хорошего попа даже для ненавистников РПЦ. Он был дан нам как человек идеальной, но не существующей церкви — образец пастыря, каким его представляет паства: жил скромно, носил старую рясу, выстаивал службы на деревянном протезе (ногу потерял в лагере в 1971 году), никому не отказывал в помощи, приюте и разговоре, а в проповедях не поднимался в метафизические выси, а говорил понятно, просто, красиво.
Удивительная для священника вещь: Адельгейм оставлял своей пастве свободу мысли, говоря о любви и бытии чаще, чем о покаянии и долге, и не требовал тупого соблюдения церковных правил.
«Подсвечники» или «захожане» — называл он обычных посетителей церкви: «Они приходят помолиться о том, чтобы муж не бил, сын не пил, внук не болел... Что еще им надо? Живут, принимая за церковь народные верования, самые примитивные: купание в проруби, блины на Масленицу... На самом деле вера — это то, что меняет человека, как его меняет любовь».
Павел Адельгейм

Младший лейтенант
С рождественской службы возвращаемся глубокой ночью. Всю дорогу Адельгейм молчит, мрачно глядя вперед на асфальтовые ухабы, отвалы черного снега и унылые панельные пятиэтажки, — стандартный псковский пейзаж.
Вести праздничную службу отцу Павлу не дали. В 2008 году указом епископа Псковского Евсевия протоиерей был разжалован из настоятелей храма Жен-мироносиц (который сам же и восстановил) в простые священники.
Переводя на армейский язык, полковника поставили на должность младшего лейтенанта.
* * *
Конфликт отца Павла с псковской епархией начался лет 10 назад.
Священник — единственный в епархии — пошел на открытый конфликт с митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием. Главное, против чего три последних года протестовал Адельгейм, — новая редакция приходского устава, единая для церквей РПЦ. Едва приняв сан, патриарх Кирилл добился его регистрации в Минюсте.
Согласно старой редакции, приходом управляло приходское собрание из двадцати прихожан. В новой редакции устава эти полномочия перешли к епископам. Прихожан и священников лишили возможности решать, что будет происходить в их храме, вся власть перешла к патриарху и епископам.
Отец Павел не стерпел. В апреле 2011 года приход церкви Жен-мироносиц отказался голосовать за новую версию устава. Голосование перенесли — и 24 человека, которые отказались голосовать (включая тех, кто своими руками восстанавливал церковь, создавал приход), были исключены из приходского совета. Оставшиеся приняли устав едино- гласно.
Прихожане обратились в Псковский городской суд. Прошло десять заседаний, все — в пользу епархии.
Священник твердил: все процессы в церкви идут параллельно процессам во власти. Если там строят вертикаль, делят должности, берут взятки, пилят бюджет — о,кей, в церкви будет то же.
Вернувшись из Пскова, я попыталась найти другого священника, который отказался бы принять новый устав. Отец Павел оказался единственным.
* * *
Слушая, как Адельгейм рассуждал о церковных реформах, строительстве властной вертикали и патриархе Кирилле, действительно можно было принять его за либерала, раскольника, инакомыслящего от веры. На самом деле Адельгейм был консервативен.
Это первые, древние христиане не думали о власти. Не жаждали богатства и славы. Были терпимы к иноверцам. Как и они, отец Павел дословно следовал Библии, по которой «несть ни эллина, ни иудея», а не РПЦ, которая увлеклась патриотизмом: «РПЦ отталкивается от православных канонов, но это не православие. Это идеология».
По его конфликту с РПЦ становилось предельно понятно, что следование старым догматам и православным традициям для церкви — раскольничество.
Поэтому Адельгейм — не Лютер, а скорее протопоп Аввакум.
Кажется, свободомыслие для нынешней РПЦ — ересь. Если так, отец Павел был выдающимся еретиком.
«А вы пробовали чифирь?»
В храме Жен-мироносиц — воскресная служба. Церковь тесная, людная, темнеющая к высокому куполу. Мечутся по беленым стенам тени, молятся, стоя плечом к плечу, люди, отражаются в темных старых иконах огни свечей.
— Причащается раба Божия Евдокия... Катерина... Федор... — отец Павел встречает каждого прихожанина отдельным, только ему предназначенным взглядом: мягким, ласковым, почти интимным; помнит почти всех, может долго рассказывать про их судьбы, проблемы, страхи. И от этого нет в службе торжественности, обычного ощущения себя пылинкой перед Творцом, но есть и трогательность, и будничность, и единение одиноких усталых людей.
— Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Страницы: 1 2