воскресенье, 18 ноября 2012 г.

Православный календарь 19 ноября (6 ноября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Павла, патриарха Константинопольского, исп. (350).
Преставление прп. Варлаама Хутынского (1192).
Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567).
Преподобного Луки, эконома Печерского, в Ближних пещерах (XIII).
Преподобного Варлаама Керетского (XVI).
Священномученика Никиты, еп. Орехово-Зуевского, 1937
Мученика Ильи Фондаминского Парижского (1942).
Преподобного Луки Тавроменийского (ок. 800-820).
Преподобномученика Гавриила (Гура), 1937
Св. Леонарда Ноблакского (559)(Галл.)
Святителя Димитриана еп. Ситерийского Кипрского (915).
Святителя Иллтуда (Иллтид) Уэльского
Священномученика Николая (1937)
Сщмч. Анатолия, Арсения (1937),
Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937).
Новомч. Григория Крестоносца (1936).
Сщмч. Василия пресвитера (1938).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Преподобного Варлаама Хутынского. Тропарь, глас 3.
Иже на земли леганием, / пощением же и бдением / тело твое изнуряя, преподобне, / вся плотская мудрования умертвил еси; / и исцелений струя независтная явился еси / верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Преподобного Варлаама Хутынского. Ин тропарь, глас 8.
Богодуховныя благодати исполнився/ и разжегся любовию Животворящия Троицы,/ млад явися Богу угождаяй,/ ревнуя святым отцем преподобным,/ великия труды возлюбив,/ и понесл еси, и демонския посрамив, множкества низложил еси,/ и преставися в вечный покой,/ и ныне подаеши просящим неоскудное исцеление,/ исцеляя многоразличныя недуги,/ молимтися, святый преподобие отче Варлааме,/ непрестанно молися ко Господу о душах наших.
Преподобного Варлаама Хутынского. Кондак, глас 8.
Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси/ и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится,/ имея мощи твоя в себе,/ егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:/ радуйся, преподобие Варлааме, отче наш.
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. Тропарь, глас 3.
Божественныя веры исповеданием / другаго Павла тя Церковь, ревнителя во священницех, показа, / свозопиет ти и Авель ко Господу, / и Захариина кровь праведная. / Отче преподобне, Христа Бога моли / дароватися нам велией милости.
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. Кондак, глас 2.
Облиставый на земли, яко звезда Небосветлая,/ Кафолическую просвещавши Церковь ныне,/ о нейже и страдалъчествовал еси,/ душу твою, Павле, предложив,/ и, якоже Захариина и Авелева,/ ясно вопиет твоя кровь ко Господу.
Свт. Германа, архиеп. Казанского. Тропарь, глас 4.
От юности иго Христово усердно восприимь, / бденными подвиги поста и молитвы прославился еси. / Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем, / вкупе со святителем Гурием воззван был еси, / идеже яко первоначальник созданной тобою во граде Свияжске обители и достойный первосвятителю преемник явился еси. / Духом предстоя престолу Владычню, молися, святителю Германе, со святителем Гурием / Православней пастве во благочестии преспевати, тьме иноверия светом веры разгнатися.
Свт. Германа, архиеп. Казанского. Ин тропарь, глас тойже.
Яко великим пастырем единонравна/ и учителем вселенный единомысленна,/ Церкве Божия служителя усердна/ и строителя Тайн Христовых благоговейна,/ стекшеся, благовернии людие,/ Свияжския обители Богомудраго основателя/ и Казанския новопросвещенныя паствы святителя Германа/ песньми и пении восхвалим, глаголюще:/ не престай присещати молитвами твоими на всю паству твою/и в вере и благочестии блюди невредимо.
Свт. Германа, архиеп. Казанского. Кондак, глас 4.
Бодрствуя в молитвах,/ послушания добрый рачитель быв,/ в терпении стяжал еси душу твою,/ делы смиренномудрия и кротости изрядствуя,/ престол святотельства благоверием и благочестием украсил еси,/ отче священноначальниче Германе,/ моли Христа Бога о всем стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем светлое украшение.
Свт. Германа, архиеп. Казанского. Кондак, глас 4.
Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбонисными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.
Прп. Варлаама Керетского. Тропарь, глас 1.
Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, / мир оставил еси, / житейскую печаль и всяк мятеж мира сего / любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, / евангельски Христу последовал еси, / и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси, / и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси, / Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая, / Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая, / и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага, / не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися, / и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя, / против зельнаго обуревания плаваше, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / и около Святаго Носа непроходимый путь морский / от ядовитаго червия / благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими, / и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, / и, равноангельное житие пожив, / темже и по преставлении источаеши чудес благодать / иже верою приходящим к тебе / Варлааме, преблаженне отче наш, / вопием ти: моли Христа Бога, / да спасет души наша.
Прп. Варлаама Керетского. Кондак, глас 2.
Все умное свое желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси,/ и, житейския молвы отринув,/ в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/ добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/ и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне со Ангелы Святей Троице предстоя,/ отнюду же и Всевидящее око, твоя труды видев,/ даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/ иже тебе с верою почитающим,/ исцеление подававши невидимо/ и милишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/ от враг видимых и невидимых ненаветны,/ да вси тебе вопием:/ преподобие отче наш Варлааме, моли непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3

Заповедь 1: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене», часть1

«Нравственное богословие для мирян» СПБ 1901
прот. Евгений Попов

Почитай Бога умом

 Первая заповедь внушает человеку почитать Бога или служить Богу, прежде всего умом: потому что ум есть главная, владычественная сила всей природы нашей. Отсюда нарушениями первой заповеди могут быть:

Грехи неверия
 Неверие в слово Божие
Первый шаг наш к Богу—верить Его святому Откровению, в котором заключаются вечные истины, без которого мы были бы блуждающими. Между тем одни верят Библии, и не принимают в ней одного какого либо текста (как например: «идут cии в муку вечную» (Мф.25,46): но и «иота едина... не прейдет от закона» (Мф.5,18). Другие не признают откровением Божием и целых библейских книг: но со­став священных книг Библии не просто как либо произошел и принят в Церковь, а утвержден Вселенскими соборами (Афан.Вел.39 посл.). Есть, к крайнему сожалению, отвергающие все Божественное Откровение Ветхого и Нового Завета и желающие остаться с одною естественною, или натуральною верою. Но естественная религия, как видно из истории всех народов, непросвещенных христианством, была и находится в самом жалком состоянии. Как, в самом деле, человек одним своим умом может дойти до правильного познания Бога и достойного почитания Его? Он — бесконечно выше человеческого ума. Тех, которые совсем не веруют слову Божию, а веруют только своему уму, для которых свидетельство или учение слова Божия не составляет важности и окончательного заверения в вопросах относительно веры и богопочитания, тех (страшно сказать!) Церковь в неделю православия подвергает анафеме (отлучает).
 Отрицание Промысла Божия (деизм)
Есть люди, которые признают бытие Бога, но не признают Промысла Божия. По их мнению, «будто бы мир и все твари сами собой продолжают существовать по тем силам и законам, которые даны им вначале от Бога; будто бы в истории всего человечества и в ежедневной жиз­ни человека все бывает в силу сцепления обстоятельства, а нет постоянного живого участия Бога; словом, будто бы весь мир, после того как сотворен, уже не нуждается в постоянной и непосредственной поддержке от своего Творца и предоставлен самому себе». Все это совершенно проти­воречит слову Божию, в котором о видимой природе, например, говорится: «отвращу же Тебе лице, возмятутся» (Пс.103,29); т. е. живые твари, населяющие мир, в случае оставления их Творцом, смущаются даже до возвращения в прежний свой прах. И еще: «Отец мой доселе делает и Аз делаю» (Ин.5,17), т.е. на мир очевидны два действия Божии: творение и промышление о нем. Мир тогда бы только не нуждался в дальнейшем участии или содействии для своего существования со стороны своего Творца, когда бы он был всесовершен и решительно самостоятелен. Но таким он не был и не может быть, иначе он не отличался бы от Творца-Бога, который один есть всесовершенное и вполне самостоятельное, самобытное существо. Ограниченность же и несовершенство мира требуют Промысла Божия. А что в мире много нестроений и зла, этим не унижается до­стоинство божественного Промысла. При множестве неустройств еще не извращается весь порядок мира; на ряду с некоторыми неустройствами и беспорядками видим и чувствуем, что «прекрасен (вообще) мир Божий».
 Кратковременный только упадок веры в Промысл при взгляде на то, как зло торжествует, а добродетель угнетена
 «Доколе грешницы восхваляться» (будут торжествовать), вопрошал Давид (Пс.93,3), и затем духом пророческим рассудил: «по лукавствию их погубит я Господь Бог» (Пс.93,23). Если взять во внимание общечеловеческую жизнь, то будет видно, что добро все-таки достигает своих целей и торжествует, а зло остается постыженным. Разве Господь Бог не всемогущ, чтобы оправдать, осуществить те благие цели, какие Он предположил вначале для мира и человека? «Концом дело красится», и конец миpa со всемирным судом, новая вечная жизнь с ее воздаяниями, покажут, на какой стороне победа.—Но и теперь, в примерах самой частной жизни, нередко представляются такие случаи: Бог неожи­данно карает людей, которые, будучи «сильными, хвалятся в злобе своей» (Пс.51,3), или же, не имея особенной внешней силы и значения, только грешат безнаказанно. По сему грех говорить: «до Бога высоко... верно, не видать, забыл Бог»! Христианин всего себя должен вручать Промыслу, помня учение евангельское: «вам же» (т. е. верным слугам Божиим) «и власи главнии вcи изочтени суть» (Мф.10,30).
 Пытливость при виде непонятных действий Промысла
 «Крепльших себе не испытуй» (Сир.3,21). Когда в чем ясны пути Божии, тогда человек и сам должен с благоговением удивляться этим путям и вслух других поведать их, чтоб вместе с другими прославить Бога. Но если пути Божии в каком либо деле до времени необъяснимы и таинственны, то излишнее старание познать, откуда они или к чему ведут, смелое толкование их для других, составляют грех; потому что тут начинается высокоумие, близка опасность заблудиться. Лучше на сей раз оставаться в «священном благоговейном недоумении».
 Будто Бог лицеприятен
 «Не на лица зрит Бог» (Деян.10,34). Богат ли кто или беден, даровит или скуден дарованиями, русский или иностранец православный, духовного или светского звания,—все пред Богом одинаковы, если истинно и правильно почитают Его. Пощаду от Него за что, или особенную милость в чем находят некоторые лица не просто как-нибудь, но или за свои добрые заслуги, добрые жертвы пред Ним, которые вполне открыты Ему и которых часто не постигают люди, или же по особенным преднамерениям Его об этих самых лицах. Таким образом, неосновательны подобные мысли, таящиеся в душе или прямо высказывае­мые: «чем достойнее меня такой-то? чем же я грешнее других? людям все, а мне нет ничего».
 Атеизм (безбожие)
 «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1). Мысль, что есть существо высочайшее и самобытное, Бог превечный, глубоко положена в душе человеческой и составляет для человека такую же действительность, как действительно то, что сам человек существуете на свете, или как верно, что дом не может построиться сам собой, часы не пойдут без мастера: стоит только среди светлой ночи стать в поле пред небом, усеянным звездами, и душа заговорит о Боге. Посему дойти до отрицания не только Откровения и Промысла Божия, но и самого бытия Бога, дойти до такой крайности, можно не иначе, как намеренно, или насильственно. Для этого надобно заглушить в себе при­родное убеждение о Богe,—убеждение, которое остается и в духах падших (Пс.13; 1Кор.1,14) (всего чаще развращенная жизнь наделяет человека таким неверием (Иак.2,19). Отсюда вина безбож­ника—вина ужасная.
 Пантеизм (всебожие)
Св. Писание нигде не сливает Бога с Его творением, и мир произошел не из существа Божия, а из ничего, по всемогущему слову Бога. Итак особое есть мир, и осо­бое отличное от мира и личное существо есть Бог: «той есть прежде всех» (Кол.1,17), «сын над всеми Бог» (Рим.9,15). (Деист чрез­мерно отдаляет Бога от мирa, а пантеист не в меру приближает божество к миpу). Затем, если б все су­ществующее было Бог или развитие божества, то в мирe не было бы перемен и недостатков, так как Бог ни­когда не изменяется и совершен во всех своих свойствах, во всей своей жизни. А между тем мы видим каж­дый день и на каждом шагу перемены, как в природе нас окружающей, так и в самих себе. В таком слу­чае и самые грехи разумных существ нужно было бы отнести к Богу, что, очевидно, будете верх безумия.
Страницы: 1 2

Моральная оценка гомосексуализма в свете Евангелия

В данной статье мы попытаемся проследить, почему Церковь Христова стойко выступает против гомосексуального поведения даже сейчас, когда, казалось бы, многие моральные нормы прошлого утратили свое значение. Хотелось бы уточнить, что речь идет именно о поведении, а не о влечениях, которые не получают своей реализации, поскольку человек с ними борется.
В данной статье не рассматриваются психологические проблемы гомосексуально ориентированных людей.

Kаково отношение Иисуса к гомосексуальной практике?
Некоторые вводятся в заблуждение тем, что Сам Христос нигде не говорит, что это грех.
Однако если он о чем-то не высказывается конкретно, мы можем все же узнать это отношение по следующим признакам.
1. Несмотря на то, что некоторые разделяют Ветхий и Новый Завет, прежде всего мы обратимся к Ветхому. Поясню, почему это важно.
Христос — это Мессия, ожидаемый именно праведниками Ветхого Завета. Он — Исполнитель Ветхого Завета, всегда подчеркивает неразрывную связь между Собой и Откровением Ветхого Завета (Мф. 5:17). Он относится к Ветхому Завету как к Откровению Божию, постоянно цитирует его, говорит, что ни одна черта или йота из закона не прейдет, говорит, что христиане должны быть праведнее ревнителей ветхозаветного закона фарисеев (Мф. 5:20). Он никогда не снижает норм нравственности Ветхого Завета, а только повышает их (например, в Нагорной проповеди — Мф. вся 5 глава).
Таким образом, Он должен признавать то, что сказано о грехах, в т.ч. гомосексуализма в Ветхом Завете, хотя его подход к грешнику отличен от ветхозаветного. Он старается исправить человека, а не просто уничтожить носителя греха (Ин. 8:1-11).
Ветхий Завет относится к гомосексуализму как к мерзости, за которую полагается смерть (Лев. 20:13). Именно это было верхом беззаконий Содома (Быт. 19 гл). Сегодня этот эпизод перетолковывают, но следует заметить, что «познать» кого-то — именно так обозначается половой акт в Ветхом Завете. Конечно, не все содомляне были гомосексуалистами: Библия часто выражается образно, гиперболизированно. Но все они были грешны, за это и погибли. Из истории Древнего Востока мы знаем о языческой практике храмовой проституции (3 Цар. 14:24, 15:12, 22:46 — еврейский текст имеет мужчин-проститутов, на русский переведено нейтрально «блудники»), и именно с этими обществами так боролся Израиль.
Некоторые, тем не менее, возражают, что многие ветхозаветные постановления отменены. Например, в книге Левит речь идет о жертвоприношениях и разных ритуалах, которые больше не применяются. На это следует сказать, что Христос исполнил все, что касается жертвоприношений, сам став Жертвой. В Православной Церкови совершается теперь бескровная Жертва — Евхаристия (Причастие Тела и Крови Христовой). Моральные же установления остаются неизменными.
2. Единственная форма сексуальных отношений, о которой говорит Сам Спаситель — это супружеский союз между мужчиной и женщиной, и этот союз установлен Богом, свят и ненарушим (Мк. 10:4-12). Другой формой жизни христианина может быть отказ от полового общения (Мф. 19:12). Об остальном мы можем судить хотя бы потому, что даже похотливый взгляд на другого человека является грехом (Мф. 5:28), что уж говорить о похотливых действиях...
3. Христос и Его ученики — это одна и та же Церковь, и они ничего не прибавляют и не убавляют к учению Христову, а только разъясняют его с помощью Святого Духа (Ин. 14:26). И вот уже ученики Христовы очень конкретно выражаются по поводу гомосексуализма:
апостол Петр в 1 Петр. 4:1-5:
«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых».
апостол Иуда, брат Господень в Иуд. 1:7,8:
«Kак Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти».
апостол Павел в 1 Тим. 1:8-10, Рим. 1:21-27, 1 Кор. 6:9-11,
«А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению».
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

Страницы: 1 2 3