четверг, 29 августа 2013 г.

Подводные пути к зарубежному признанию Московского патриаршеств

 Теймур Атаев
Ориентир – Балтийское пространство
Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович
Параллельно пробитию Иваном Грозным решения по легализации его царского титула Константинополем1, он активничал и на международном поле. Так, в 1560 г. к нему приехал гонец «от цысоря Римсково и навышшого короля Фердинандуса Ерином» (подразумевается король Германии, император Священной Римской империи Фердинанд I).

В переданной грамоте говорилось «о ливонских немцех, чтобы царь и великий князь не воевал, называючи их своими поданными Римские области». В ответной грамоте Иван IV, подчеркнув, что ему государство «Бог дал», и напомнив о взаимоотношениях Москвы с предшественником Фердинанда — Максимилианом I, сообщил о готовности учинить обо "всех делех договор"2.
Последовавшее же в 1561 г. официальное добро патриаршего престола на царские регалии Ивана IV, позволив Москве почувствовать себя несколько увереннее, привело к новому раунду борьбы за получение путей выхода к Балтийскому морю, как первого шага к геополитическому продвижению в западном направлении.
Начавшиеся Иваном Грозным еще в 1558 г. военные действия подвели к активизации Швеции и Литвы. Согласованная же позиция Ганзы и Ливонии по недопущению Москвы к самостоятельной морской торговле и поспособствовала очередному направлению Иваном IV в 1561 г. "всеа Русии бояр и воевод своих в Ливонскую землю немец воевать"3. Данная линия обосновывалась намерением положить конец контролю транзита московской торговли ослабевшей Ливонской конфедерацией (Рижское архиепископство, епископства Дорпат, Курляндия и др.). Сохранение же статус-кво ограничивало возможности купцов, лишая Москву возможности свободно импортировать стратегическое сырье. Война, однако, затягивалась, и в 1573 г. в послании шведскому королю Юхану III Иван IV конкретизировал, что «Ливонскую землю мы не перестанем завоевывать, пока нам ее Бог даст». При этом он попытался продемонстрировать свое царское превосходство: «Ты пишешь свое имя впереди нашего — это неприлично, ибо нам брат — цесарь Римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться им братом, ибо Шведская земля честью ниже этих государств». Кроме того, "Римская печать нам также не чужда: мы ведем род от Августа-кесаря"4.
Данный контекст был далеко не случайным, т. к. практически в эти же сроки Иван IV подготовил как бы духовное наставление (можно сказать, в форме политико-религиозного завещания). Призывая в нем крепко держать «православную христианскую веру» до смерти, он вновь продекларировав идеологическую канву по обоснованию самодержавной царской власти: "Сына же своего Ивана благословляю царством Руским, шапкою мономаховскою, и всем чином царским, что прислал прародителю нашему, царю и великому князю Владимеру Мономаху, царь Константин Мономах из Царяграда. Да сына же своего Ивана благословляю всеми шапками царскими и чином царским"5.
Хотя, например, российский историк, член Президиума Духовного Управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЕР) Фарид Асадуллин отмечает, что "шапка Мономаха — это ни что иное, как скроенный по восточным образцам головной убор, по одной версии, пришедший к нам из Египта, по другой, переданный непосредственно русским царям золотоордынскими ханами"6.
Католическое посредничество в московско-польском противостоянии
Что касается Ливонской войны, на ее ход значительно повлияли происшедшие в Европе политические изменения. Еще в 1569 г. Люблинская уния объединила Польское королевство и Великое княжество Литовское (ВКЛ) в единое федеративное государство — Речь Посполитую, представившую «собою» одно «нераздельное и неотделимое тело, а также не отдельную, но одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ из двух государств и народов». В новом образовании предусматривалось наличие выборного короля, общих сейма и сената, единой внешнеполитической деятельности.
В то же время, документ фиксировал, что великий князь литовский "остается всецело и нерушимо при своем титуле, сановниках, всех должностях и почетных званиях"7. Однако, сохранение Литвой некоторых элементов суверенитета было достигнуто за счет утери ряда земель (современная Украина), переходивших под юрисдикцию Польши. В частности, к Польше, в качестве воеводств, отошли: Киевское, Волынское (центр — Луцк), Русское (центр — Львов), Подольское (центр — Каменц), Брацлавское (центр — Брацлав), Белзкое8. В составе ВКЛ остались лишь белорусские земли и заселенное белорусами Брестское воеводство. Лидирующая роль Польши в Речи Посполитой была настолько очевидной, что государство нередко именовалось Польшей.
За счет польских сил резко вырос военный потенциал противостоящих Москве в Ливонской войне государств (Литва ведь практически была обескровлена). Надевший в 1576 г. польскую корону трансильванский князь Стефан Баторий не только вернул утерянный в начале военных действий Полоцк, но и осадил Псков, заключив при этом союз со Швецией.
После взятия последними Нарвы и ряда др. городов Иван Грозный отправил посла (Леонтий Шевригин) к римскому папе Григорию XIII и королю Германии (римский король) Рудольфу II с просьбой о посредничестве для примирения с Баторием. В переданной Папе грамоте говорилось, что с переходом польской короны к «посаженику турецкого султана» Баторию, он «нарушил крестное целование». В свете его союза «с неверными на пролитие христианской крови» Иван IV и озвучил желание «быть в единении» с Папой Григорием XIII и цесарем Рудольфом «против бусурманских государей». Посему в грамоте и озвучился призыв к Риму приказать Баторию, чтобы он "с бесерменскими государи не складывался и на кровопролитие христианское не стоял"9.
Папа положительно воспринял предложение Москвы, одной из причин чего являлось, безусловно, просчитывание перспектив продвижения в Северо-Западную Русь прокатолических настроений. В этом контексте можно отметить создание Папой еще в 1577 г. Греческой коллегии – для обучения духовенства (воспитанников из восточно-славянских земель Речи Посполитой, Ливонии, Москвы и др.) в униатском духе (в целях осуществления впоследствие пастырской деятельности на «православных» территориях).
Но, все же, главенствующим фактором в принятии на себя мировым католическим центром посреднических функций в московско-польском противостоянии были планы Рима образовать Лигу против осман (тем более что начавшаяся в 1578 г. война между Османской империей и сефевидской Персией вызвала в Риме надежды на ослабление турок). Так вот, инициаторами создания Лиги в составе структуры, наряду с другими государствами, одновременно виделись Польша с Москвой. Посему Папа принял решение направить в Москву в качестве посредника между сторонами экс-секретаря генерала ордена иезуитов, бывшего ректора Иезуитской коллегии в Авиньоне Антонио Поссевино.
Выбор кандидатуры был не случаен, т. к. ему удавалась реализация тончайших политических линий, в частности окончательное обращение в 1578 г. шведского короля Иоанна III в католичество. Однако, с Иоанном IV ситуация оказалась иной. По словам А. Поссевино, дозволив католическим священникам, «вместе с купцами, которые приедут с послами в Московию» свободно «оставаться здесь и совершать католическое богослужение», он отрицательно отреагировал на ракурс «публичных собраний и служб», тем более с участием местных жителей10.
В свою очередь, Баторий, в условиях своего военного преимущества, неоднозначно, мягко говоря, воспринял римское посредничество. Но Поссевино спроецировал для него перспективы лидерства (в мирных условиях) в вопросе объединения православия и католицизма в северных и восточных областях Речи Посполитой (юго-западная Русь), при первенстве, естественно, второй ветви.
К слову, в послании Стефану Баторию от 1579 г. Иван Грозный вопрошал: "Не потому ли ты надеешься быть величественнее нас, что отвергаешь наше происхождение от Августа-кесаря? Так поразмысли о своих предках и о нашем ничтожестве. Всемогущий Бог благоволил ко всему нашему роду: мы государствуем от великого Рюрика 717 лет, а ты со вчерашнего дня на таком великом государстве, тебя первого из твоего рода по Божьей милости избрали народы и сословия королевства Польского и посадили тебя на эти государства управлять ими, а не владеть ими"11.
Ну а миссия А.Поссевино привела к заключению в 1582 г. 10-летнего перемирия, по которому Россия отказывалась от Ливонии и белорусских территорий, приобретая лишь некоторые пограничные земли. Последовавшее же спустя год перемирие со Швецией вновь вернуло Москву к состоянию «отрезанности» от моря.
Со смертью Ивана Грозного, последовавший в 1584 г., Баторий решил было атаковать Москву, что вызвало поддержку А.Поссевино. Но Папа не предоставил добра, рассчитывая на объединенные действия поляков и русских против осман.
Страницы: 1 2 3

«Нерукотворное чудо» случилось в храме Святого Иоанна

 «Нерукотворное чудо» случилось в храме Святого Иоанна Русского (Прокопи, Эвия). Произошедший шокирующий факт лишил дара речи паломников и духовенства.
«Нерукотворное чудо» случилось в храме Святого Иоанна
Во время паломничества одна из женщин, паломница, тайком хотел забрать пояс Святого. По ее словам, таким образом она хотела вылечить тяжело больного близкого родственника.

Не чуя под собой ног, паломница вышли из храма с группой людей, положив пояс в сумку и пошла на станцию КТЕЛ, намереваясь затем уехать в Афины.
Но произошло чудо! Иначе не назовешь последующие события.
По неизвестной причине автобус не смог сдвинуться с места, без каких бы то ни было видимых технических поломок.
И тут вдобавок к этому зазвонили колокола.
Несчастная воровка поняла, что таким образом Святой ей делает предупреждение: «мол, все вижу!».
Пробормотав ничего не понимающему водителю автобуса: «Я срочно должна вернуть в храм то, что оттуда взяла», женщина сорвалась с места и побежала в церковь.
И вскоре снова вернулась в автобус, который беспрепятственно тронулся с места, вызвав удивление у пассажиров.
Пояс святого Иоанна Русского Пояс святого Иоанна Русского
«Чудесное событие» облетело всю Эвию, а затем Грецию, в очередной раз убеждая православных в силе духа Святого Иоанна Русского.
*Агиос Иоаннис Россос (Святой Иоанн Русский) – русский святой, один из наиболее почитаемых святых, которому поклоняется Православный мир.
Храм Святого Иоанна Русского расположен в Греции (Эвия). В храме находится святыня — нетленные мощи для поклонения.
Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 30 августа (17 августа ст. ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Алипий Печерский (ок. 1114).
Святой мученик Мирон (250).
Мученик Левкий Кесарийский
Прп. Левкия Волоколамского (1492).
Преподобного Пимена Угрешского (1880).
Святые мученики Павел и его сестра Иулиания (ок. 273).
Блж. Феодорита Кольского, просветителя лопарей (+1571)
Святые мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан (249-251).
Святой мученик Патрокл (270-275).
Священномученика Алексия пресвитера (1918).
Священномученика Димитрия пресвитера (1937).
Прп. Филиппа Сухонского, Янковского (+1662).
Прп. Илии Калабрийского.
Св. Тбели Абусеридзе Хахунского в Аджарии (13в.) (Груз.).
Свенская-Печерская икона Божией Матери
Арматийской иконы Божией Матери.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Кондак мученика Мирона
глас 4
Измлада Христа возлюбив, преславне,/ и Того соблюдая Божественныя заповеди,/ к Тому притекл еси весь цел,/ Мироне всечестне,/ и со Ангелы молишися прилежно./ Проси всем почитающим память твою// оставления грехов.
Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах
глас 8
Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ написовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.
Кондак преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах глас 2
От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской глас 4
Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской глас 3
Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.
Pages: 1 2 3