вторник, 4 июня 2013 г.

Из тетрадей иеросхимонаха Серафима Карульского, часть 7-я

Продолжение.  Начало здесь.
О «прелести»
В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры.
Читать далее »

Белые голуби

Продолжение. Начало 
Мельников-Печерский П. И.
VI
  Павел Иванович Мельников-Печерский. Белые голуби  Условия, при которых, по учению хлыстов, человек может достигнуть таинственного воскресения, состоят: а) в самоотвержении, преданности и уничижении, б) в погребении самого себя и в) в умерщвлении плоти.

Самоотвержение, преданность и уничижение составляют главнейшее правило людей божьих. Радаев, указывая на себя, говорил ученикам своим: «и вы того достигнуть можете, и будете то же, что и я, пройдите лишь все степени самоотвержения, преданности и уничижения». Поэтому хлысты, безусловно, подчиняют волю свою воле таинственно-воскресших, думая, что подчиняются самому богу, пребывающему с ними в лице тех людей. Они до такой степени послушны своим «кормщикам», что невозможно представить подчинение другому лицу, которое бы превосходило подчинение им людей божьих или скопцов. «Иди за мной, -- говорит Радаев, -- и куда я пошлю, и велю что делать, делай без размышлений, что требую от твоей собственности — без жаления подавай, и отнюдь своей воли не смей иметь, ты не должен ничего делать без моей воли и без моего благословения». Если таинственно-воскресший велит ограбить кого-нибудь, убить или даже самому себя лишить жизни, хлыст или скопец исполнит это без думы, без сожаления, и никогда не придет ему в голову, что он совершил преступление; он останется в полной уверенности, что исполнил святую волю самого господа. Что хлыстовские и скопческие старшины отдают такие повеления, может служить доказательством показание пророка Никифора Майданского, который при допросе говорил, что он свято исполняет повеление Арины Лазаревны, объявившей ему, что явная милостыня до бога не доходит, а только одна тайная, и что если для сотворения тайной милостыни нет у него ничего, то должен он украсть у богатого и подать нищему тайно. Чистота и безбрачие составляют, по понятиям хлыстов, самую высокую добродетель, без которой нельзя достигнуть таинственного воскресения. Чистота и безбрачие заповеданы самим саваофом Данилой Филипповичем, но если пророк велит нарушить чистоту, это исполнится, как веление бога. Так, Радаев в посланиях своих хотя и завещал «хранить чистоту яко зеницу ока», хотя на беседах беспрестанно твердил: «пребудьте в чистоте, так велит бог», но иногда с последним звуком подобных речей обращался к шестнадцатилетней ученице, говоря «не я, но дух святой велит тебе идти со мною», и девушка, без стыда, без размышления, спешила повиноваться, с глубоким убеждением, что она исполняет волю божью, что она обязана исполнить ее. По произведенному следствию оказалось, что Радаев был в связи с тринадцатью женщинами и девушками. Все эти женщины единогласно показали при допросах: «сказал он мне, что это надо сделать по воле божьей, а не по его, ибо в нем своей воли нет, чему веруя, я согласилась». Радаев не отрекся в этом пред судом. «Я делаю это, -- сказал он пред следственной комиссией, -- не по своей воле, а по воле святого духа, во мне действующего». По учению хлыстов и скопцов, самый тяжкий грех — гордость, уничижение же себя телом и духом составляет первейшее условие для достижения таинственного воскресения. {Священник Иван Сергеев в своем «Изъяснении раскола, именуемого христовщина или хлыстовщина» говорит что учители хлыстовские на беседах дают иногда друг другу оплеухи. Получившие ее подставляют другую щеку, и кто терпеливее сносит заушения, тому приписывается больше святости.}
На этом основании Радаев учил, что самое целомудрие девицы или чистая жизнь вдовы не что иное, как смертный грех гордыни, что девушка не должна хранить девства, дабы не было ей чем гордиться пред потерявшими себя подругами.
Другое условие для достижения таинственного воскресения состоит в отвлечении мыслей от всего внешнего. В каждом человеке, говорят хлысты и скопцы, есть царствие божье, то есть откровение бога, «внутреннее евангелие», по выражению Радаева. Нисходи в самого себя, опускайся в самого себя как в могилу, то есть «спогребайся Христу крещением в смерть», и ты услышишь говорящий в тебе дух божий, говорят люди божьи. Когда заговорит внутри тебя этот голос духа божья, ты таинственно воскрес.
Третье условие, необходимое, по учению ереси людей божьих и скопческой, для достижения таинственного воскресения, состоит в умерщвлении плоти. В доказательство тому они приводят слова апостола: «да упразднится тело греховное, да не царствует убо грех в мертвенном вашем теле во еже послушати его в похотех его, аще ли духом деяния плотские умерщвляете — живы будете», то есть таинственно воскреснете, -- прибавляют они. Образ умерщвления плоти у хлыстов различен: одни держат строгие посты во дни, определенные православной церковью, и даже прибавляют к ним еженедельный пост по понедельникам; другие, говоря, что «брашно не поставляет нас пред богом», совершенно отвергают постничество в определенные дни; некоторые хлысты едят всякую пищу, кроме мясной, без разбора, но в малом лишь количестве, другие питаются только хлебом, рыбой и медом, как яствами, об употреблении которых Иисусом Христом говорится в евангелии. Вообще собранные в разных губерниях сведения об умерщвлении хлыстами плоти, особенно же в постах, до такой степени разнообразны, что нет возможности определить, каждый ли «корабль», каждый ли даже сектатор держится особенных правил, или же постепенно переходит от одной степени воздержания к другой, подобно тому, как они, по словам Радаева, должны переходить различные степени самоотвержения, преданности и уничижения. Вероятнее всего, что правила последователей ереси людей божьих, до умерщвления плоти относящиеся, зависят от повеления таинственно-воскресших, которые в одном корабле повелевают одно, в другом — другое. В большей части кораблей хлыстовских и у всех белых голубей возбранено употребление мяса, вина, пива и табаку.
Безбрачие и чистота составляют непременное условие нравственности хлыстов. Вступающий в их секту, если женат, должен прекратить супружеские отношения с женой. Гласного расторжения брака при этом не бывает; живя в одном доме и одним хозяйством, супруги должны жить в братском согласии, но не более. Вообще собранные в разных губерниях сведения о безбрачии и чистоте хлыстов оказываются до крайности противоречивыми. Хлысты представляются то достигшими высшей степени бесстрастия, то предающимися иногда грубому развращению; то поставляющими себе в главную заслугу сохраняемое целомудрие, то признающими, что сохранение девства есть смертный грех, равный гордости. Все эти противоречия можно объяснить лишь тем, что каждый корабль людей божьих держится правил, предписываемых кормщиком, и что повеления сих исступленных людей не подлежат никаким обязательным для них правилам или уставам.
Каким образом происходит таинственное воскресение, Радаев в показании, данном следственной комиссии, рассказывает так: «Сначала я сомневался, не ошибочно ли я думаю, что во мне дух божий, полно, не вражий ли, но когда в сердце моем сказал дух: „молись божьей матери“, и я исполнил, молившись целую неделю, то дух святой стал мною „водить“, и когда случалось, что противился я духу, за это страдал недель по шести... Я стал жить в келье — в лесу, на пчельнике, куда перетаскал и книги свои, -- вдруг меня сильно двинуло и стало захватывать дыхание, и стал я умирать таинственно. После того ходил я исповедываться к священнику, но дух к причастию меня не допустил. Я сделался болен, а потом через неделю почувствовал в себе духа божья, говорящего: „вставай, иди причащаться“. Я встал и был весь здрав, но воли своей во мне уже не было. Я причастился и ободрился, начало меня „гонять“ и „водить“ духом божьим. С тех пор своей воли не имею, во всем во мне действует святой дух».
Достигший таинственного воскресения делается учителем своей общины и получает звание «кормщика корабля». {Пророк Никифор Майданский в показании своем сказал: «каждое общество (хлыстовское) имеет значение корабля, а на нашем золотом корабле кормщиком Василий (Радаев), который и на меня низвел святой дух».}
Власть его безгранична, самые безнравственные поступки его объясняются, как сказано выше, не иначе, как таинственной волей самого бога. Сомневаться в святости кормщика все равно, что сомневаться в святости и всемогуществе бога. {Так хлыст Федор Матрешкин о Радаеве показал: «та женщина, которая, по-видимому, с ним (Радаевым) поступает хуже, лучше поступает для души своей». Сам Радаев пишет в своем послании: «С которой я, по-видимому, хуже поступаю, та лучше устоит, потому что я сам за нее молиться стану; которая же опасается и бережется — не устоит. О, сколь велико безумие делают те, которые себя берегут! Разве он умнее бога? Коль себе великий убыток делают и душам: ведь это оне бога безрассудным почитают; не верят богу. Человек бренный учит бога, как его спасати! О, слепости! О, безумие! Ты ли умнее бога? Его рассуждаеши и его уставляеши, как тебя спасати? Его поступок самый скверный лучше твоей чистоты в миллион раз. Бог-то во едины сутки устроит в такую степень святости, что ты своими добрыми делами в двадцать лет до того не достигнешь. О, маловеры!»}
Пророки или кормщики весьма часто прикидываются юродивыми и нередко в самом деле оказываются страдающими черной немочью или падучей болезнью. {Василий Радаев в своем показании говорит: «с Никифором Майданским случается то же самое, что и со мною, только он прикидывается больше меня дурящим». Из сообщения священника Минервина г. Хотяинцову видно, что арзамасские хлысты по взятии Радаева под стражу стали юродствовать. «И столько сильны действия его (Радаева) обольщения, -- говорит священник Минервин, -- что оными пораженное сердце впадает в крепкое страдание тоски, и не могут они с ним переносить разлуки, в особенности же женский пол. Если они удерживаются страхом наказания или какой бы то ни было строгостью воспрещения от свидания с ним, то впадают в какое-то безумие и начинают юродствовать».}
Под такой личиной они почти всегда остаются незаметными как для полиции, так и для духовенства, народ же обыкновенно считает их так называемыми блаженными.
Страницы: 1 2

Православный календарь 5 июня (23 мая ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Михаила исп., еп. Синадского (821).
Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164).
Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских
Преподобной Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой (1173).
Преподобного Паисия Галичского (1460).
Св. жены-мироносицы Марии Клеоповой.
Прмч. Михаила черноризца (IX).
Преп. Дамиана (в миру — царя Димитрия I) (1157) (Груз.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского. Тропарь, глас 4.
Апостолом сопричастник/ и к Богу молебник верен,/ добродетельми возшед на Небесная,/ и любовь возложил еси к Любящему тя,/ и неверныя люди обратил еси в веру./ Тем ныне, со Ангелы ликуя,/ предстоиши престолу славы всех, Царя Христа Бога:/ молися, святителю Леонтие,/ да спасет души наша.
Свт. Леонтия, еп. Ростовского. Кондак, глас 4.
Жития ради чистоты,/ Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей,/ вразумити люди многия/ твоими учении,/ Леонтие преподобие.
Собор Ростово-Ярославских святых. Тропарь, глас 4.
Облагочестный соборе,/ о людие избраннии,/ святителие преподобный и праведный,/ и благовернии граждане российстии,/ яко звезды, на тверди церковней/ страны Ростовский и Ярославский к Богу предстателие,/ величаем с любовию вас, по плоти наших сродников./ Вы же молитеся даровати мир стране и Церкви нашей,/ благословение и милость Божию всем людем,/ всепрощение и спасение,/ ходатаи бо есте приснии о нас ко Святей Троице.
Тропарь святителем Ростовским, глас 4.
Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумноживший,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавший спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовей Церкви.
Кондак. Святителям Ростовским, глас 4.
Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобный и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемый вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.
Свт. Ростовских — Леонтия, Исаии, Игнатия. Тропарь, глас 4.
Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.
Свт. Ростовских — Леонтия, Исаии, Игнатия. Кондак, глас 8.
Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.
Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой. Тропарь, глас 4.
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/ учившему во святилищи Божию слову,/ последовала еси, Евфросиние./ Славу временную и земнаго обручника оставльши/ и вся мирская презревши,/ краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/ крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/ и многия к Нему наставляющи,/ во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/ идеже моли, Егоже возлюбила еси,/ о чтущих благочестно память твою.
Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой. Ин тропарь, глас 4.
Богатство свое нищим расточивши/ и славу княжескую ни во что же вменивши,/ обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси/ и, уневестившися Жениху Христу,/ Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние./ Емуже ныне в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.
Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой. Ин кондак, глас 8.
Чистое свое девство и честное/ милостынею, яко светильник елеем, украсившую/ и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую,/ Евфросинию славную ублажим/ и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания/ и умильне к ней возопием:/ яко имея дерзновение ко Христу Богу/ моли избавитися зловония страстей и спастися душам нашим.
Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой. Ин кондак, глас 4.
Превитавши от земли Полотския,/ отечество свое, яко Авраам, наследовавши, Евфросиние,/ землю высоку сообразну — Горний Сион,/ темже тело твое душевным благомужествием, страданием постным/ яко жертву приносила еси/ милосердием Своим, Давшему Себе за человеки Жертву благоприятну.
Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой. Кондак глас 8.
Избранней Богом от самаго рождения/ и признанней на служение Ему,/ в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/ и преподобно пожившей,/ и ныне с Небесными силами Господа восхваляющей,/ о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/ с радостию и любовию воззовем:/ радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.
Прп. Михаила исп., еп. Синадского. Кондак, глас 8.
Яко архиерей всечестен и благочестия священнострадалец,/ прещения злоименитаго не убоявся,/ еретическое того противление победил еси,/ свободным гласом велегласно вопия:/ иконе покланяюся Христове и Пречистыя Того Матере./ Сего ради тя почитаем, Михаиле.
Прп. Паисия Галичского. Тропарь, глас 8.
Днесь возсия нам память твоя, славне Паисие,/ яко солнце светозарное, лучами озаряющи весь мир,/ тако и ты, преподобне,/ чудесы своими тьму нощи злых духов от нас отгоняя;/ днесь Небесныя силы, и святых Ангел,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся;/ днесь и мы, грешнии, припадающе честному твоему образу молимся:/ о, преподобне Паисие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, иже тебе почитающия.
Прп. Паисия Галичского. Кондак, глас 3.
Возсия, Господи, граду Твоему Галичу,/ яко светозарное солнце, угодник Твой Паисий,/ радостно вселенную озаряя своими чудесы,/ и приходящих с верою ко гробу его святому;/ тако молитвами Пречистый Богородицы от бед всех нас избави,/ и упраздни варварская шатания,/ яко мы, людие Твой, Господи,/ и град наш и страна вельми Тобою хвалится,/ и спасается молитвами преподобнаго Паисия.
Pages: 1 2 3

Парадигмы предоглашения в древней церкви и их значение для современной практики предоглашения

Дашевская З.М.
Доклад на семинаре по предмету «Проблемы миссиологии, катехетики и гомилетики».
Апостолы и отцы церкви. Храм Всех Святых, стенопись 1992. Тбилиси
Данное сообщение посвящено рассмотрению основных парадигм1,   т.е. элементов, форм и концепций предоглашения в древней церкви в доникейский период ее истории, в связи с особенностями современной предогласительной практики.

Вначале предполагается дать краткую характеристику современного процесса предоглашения, затем рассмотреть источники (литургико-канонические памятники и свидетельства церковных писателей-апологетов и учителей церкви) для выявления примеров древней церковной практики, соответствующих предоглашению; в заключении будут обозначены те черты древней практики, которые могли бы быть востребованы при проведении предоглашения в современных условиях.
1. Предоглашением взрослых (речь пойдет именно о взрослых «нормальных» катехуменах) в настоящее время в практике, принятой в Содружестве малых православных братств, обозначают период, предваряющий собою первый этап оглашения. Содержание процесса предоглашения подробно изложено в диссертации проф. -свящ. Георгия Кочеткова2  и его же статье «Воспитательная миссия (воцерковление)»3.  Предоглашение имеет конкретную цель и задачи, принципы, средства и границы4.   Определяющим является сделанный предоглашаемым выбор, который может быть выражен в ответе на вопрос, считает ли человек себя верующим в Единого Бога и Христа Его5,  что позволяет прочитать над ним молитву 1-го оглашения. Формы проведения предоглашения сочетают (обычно последовательно) личные беседы, миссионерско-просветительские встречи различных типов, миссионерские открытые встречи, цикл регулярных встреч в группах. В настоящее время практика предоглашения еще не устоялась, но наиболее опытные катехизаторы считают достаточным предогласительный период в 2-3 месяца.
Предогласительные встречи в группах посвящены обсуждению основных тем миссионерских открытых встреч, т.е. вопросов веры, жизни, призвания человека. Из Священного Писания на предоглашении читаются и обсуждаются книги Премудрости и одно из синоптических Евангелий. К предоглашаемым не предъявляются строгие этические требования, участие в личной и церковной молитве не регламентируется. В современной практике предогласительные встречи имеют следующие особенности: большее внимание уделяется индивидуально каждому, превалирует личное общение, обсуждаются мотивы обращения, духовный путь пришедших. Катехизаторы отмечают принципиальное значение «обратной связи» с предоглашаемыми; характерной особенностью встреч является диалогичность6. В настоящее время в Содружестве малых православных братств используется форма тематического цикла бесед с элементами практики альфа-курса, который частично или полностью адаптируется катехизаторами с учетом православного контекста.
Указания на условные границы предогласительного периода мы находим в Священном писании7.   К содержанию предогласительной керигмы следует отнести призыв к покаянию и вере, т.е. к целостному изменению пути своей жизни и к обретению экзистенциальной основы для новой жизни, личностно обращенное призвание «не праведников, но грешников». Начатки веры во Христа могут еще не соединиться в этот период у предоглашаемых с полным осознанием глубины собственного выбора. Можно сказать, что семя веры, посеянное в человеке, за этот период дает первые всходы, и, услышав благую и радостную весть о Пути, Истине и Жизни, Полноте, Любви и Свободе, Спасении, Красоте и Творчестве, человек должен как бы «дозреть» до ответственного личностного вопроса: «Что мне делать?», подтверждая сделанный выбор веры осознанным желанием креститься и продолжить свое воцерковление8.
2. Обратимся к анализу источников, предварив его необходимым пояснением.
Термин «предоглашение» в отношении к древней церковной практике можно употребить достаточно условно; более корректное употребление предполагает непредвзятый поиск соответствия современного опыта традиционной церковной огласительной практике. Следует также учесть, что содержание термина «предоглашение», который мы находим у свт. Кирилла Иерусалимского, отличается от современного его употребления, т.к. соответствует беседе с оглашаемыми перед переходом ко 2-му оглашению.
2.1. Литургико-канонические памятники

Апостольское предание Ипполита Римского датируется началом III века (215 г.) и считается важнейшим источником сведений о литургической жизни и о состоянии церковной дисциплины Римской церкви в начале III в. Апостольское предание свидетельствует, что огласительная практика Римской церкви четко фиксировала переход к 1-му оглашению; нормативный период оглашения в Римской церкви составлял три года9 Глава 15 «О неофитах, приходящих к вере» содержит сведения о людях, которые впервые приводятся к «слушанию слова», т.е. определяются в разряд «слушающих». «Они должны быть приведены вначале в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере»10. Такой вопрос означает, что мотивы обращения к вере должны быть достаточно ясны самому кандидату; от поручителей также требуется свидетельство. На 1-е оглашение не принимается «имеющий демона», тщательно исследуется и профессиональное занятие кандидата. Если он имеет профессию из списка запрещенных, то должен оставить ее, либо будет отвержен11. «Блудница или человек любострастный, … занимающийся делами, о которых непристойно говорить», отвергаются; «чародей» не допускается даже к собеседованию12. Существенно, что испытание происходит не в присутствии всего народа, возможно, чтобы не подвергать опасности жизнь верных, т.к. среди кандидатов могут оказаться люди с разными намерениями.
Апостольские постановления — компилятивный текст, появление которого датируют кон. III в. — не позже кон. IV в. Некоторое время эта книга входила в корпус Священного писания (85-е апостольское правило)13.
VII книга Апостольских постановлений открывается учением о двух путях, содержание которого обращено преимущественно к верным. В отношении огласительной практики порядок, указанный в Апостольских постановлениях, соответствует порядку Апостольского предания Ипполита Римского.
В книге VII, гл. 39 сказано о наставлении «имеющему огласиться словом благочестия», что соответствует, видимо, 1-му оглашению. Содержание катехизиса начинается с изложения  наставления «в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне единородном, в убеждении о Святом Духе». Катехумен должен в этот период «изучить порядок творения, пути промысла, … почему создан мир и почему человек поставлен господином мира», познать спасительные Божьи дела — «пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной». Учение относится и к личности человека: «пусть изучит природу свою — какова она». Далее на катехумена возлагается рука, совершается молитва14  и после нее оглашаемому должно быть предложено «учение о вочеловечении Господа и о Его страдании, Воскресении Его из мертвых и Вознесении». Содержание огласительного катехизиса, учитывая его длительность, а также и то, что молитва читалась не сразу, видимо, предполагает постепенность и последовательность научения. Можно предположить, что элементы предогласительного научения вошли в период 1-го оглашения, т.к. молитва с возложением руки содержит прошения, в целом соответствующие молитве 1-го оглашения над взрослым15.
Представляет интерес литургическая практика, изложенная в VIII книге Апостольских постановлений. Перед тем, как в собрании совершают молитву оглашаемые, из собрания удаляются «послушающие» и «неверные». После молитвы над оглашаемыми и их отпустом совершается молитва над одержимыми от духов, просвещаемыми и кающимися. Тогда в разряд «неверных» и «послушающих» попадают люди, по статусу соответствующие предоглашаемым, которые уже допущены в собрание, но молитва над ними не совершается, также не молятся и они сами, т.е. голоса в церковном собрании не имеют и должны быть вовремя удалены16. VIII книга Апостольских постановлений, как и Апостольское предание Ипполита Римского, содержит правила о приеме на оглашение и сведения о запрещенных профессиях. Приходящие называются «впервые приходящими к тайне благочестия», устанавливается общий срок оглашения — три года, но, так же, как и в Апостольском предании, отмечается, что «ценится не время, а поведение», т.е. огласительный период может быть сокращен в зависимости от результатов.
Приходящие к «тайне благочестия» уже, видимо, должны были принять решение и избрать некоторый путь, поэтому они могут вместить пусть начальные, но «тайны». Представляется, что в практике древней церкви граница между личным миссионерско-апологетическим свидетельством и приведением к «тайне благочестия» была обозначена более четко, что может объясняться требованиями церковной дисциплины и возникающей для церкви опасностью в периоды гонений.
Рассмотренные литургико-канонические памятники дают представление о существовавшей в древней церкви практике, которую можно условно соотнести с современным предогласительным опытом. Существенным представляется следующее.
Памятники не фиксируют стадию миссии и свидетельства, но определенным образом отражают более строгую доникейскую (Римскую) практику собеседования (испытания) при приеме на первое оглашение в статус «слушающих»». Подвергалась испытанию даже не вера, а жизнь приходящих, их «дела и занятия», т.к. по делам, т.е. по плодам, «познается дерево». Желающий войти в христианское общество должен был вести определенный образ жизни уже к началу 1-го оглашения, в противном случае кандидат на оглашение не принимался. Представляется, что в настоящее время вряд ли возможно ввести такие строгие требования, т.к. трудно ожидать от нашего современника, только определившего для себя направление пути, подобной решимости. Следует отметить и церковную ответственность за приводимых, возложенную на поручителей.

Страницы: 1 2 3 4 5

В МДА прошел семинар, посвященный вопросу создания новой учебной Библии на русском языке

31 мая 2013 года в Московской духовной академии прошел семинар, посвященный вопросу создания новой учебной Библии на русском языке.
В МДА прошел семинар, посвященный вопросу создания новой учебной Библии на русском языке
В семинаре приняли участие заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Александр Тимофеев,  заведующий кафедрой библеистики СПбДА протоиерей Димитрий Юревич преподаватели кафедры библеистики МДА М.В. Ковшов и П.А. Коротков, доцент ПСТГУ М.А. Скобелев, студенты и аспиранты библейского отделения МДА.