суббота, 22 июня 2013 г.

Стяжавшая любовь. Книга первая

Продолжение. Начало Здесь
Удовиченко Вера Федоровна
Савчук Анастасия Николаевна
 Добрый учитель
Монахиня Вениамина,
Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь,
г.Киев
Стяжавшая любовь Священное Писание говорит нам: «С советом вся твори» (Сир.32,21). Поэтому и я обратилась к старице блаженной монахине Алипии в году в момент необыкновенно тягостного состояния моей души с вопросом о выборе монастыря. Матушка с большим одобрением отнеслась к моему желанию и посоветовала мне поступить в Киевский Флоровский монастырь.

С большой благодарностью я вспоминаю ее наставление и понимаю, что именно она поддержала меня в трудный момент моей жизни. Монашество было для блаженной святыней ее сердца! «У добрых учителей и уроки добрые» — так писал святитель Василий Великий. Именно с этой позиции и можно оценить деятельность Матушки. Все ее советы и наставления всегда были направлены к наибольшему Богоугождению и исполнению воли Божией.
Повела меня к Старице инокиня нашего монастыря, которую познакомил с матушкой Алипией протоиерей Николай Фадеев. Он благословил обращаться к Старице за благословением и наставлениями. И так вдвоем мы с ней поехали за советом. Получив благословение поступать во Флоровский монастырь, мы приехали к игумении. Нас согласились принять, но у меня не было прописки. Игумения сказала, что если я пропишусь хотя бы в Киевской области, она примет меня в монастырь. В то время без прописки в монастыре находиться было опасно, так как милиция проверяла на этот счет монастырь. Вскоре молитвами матушки Алипии все устроилось. Мне помог отец Геннадий, впоследствии схиигумен Геронтий Киево-Печерской Лавры и я прописалась в Киевской области в доме председателя сельсовета. Таким образом, я стала насельницей Свято-Вознесенского Флоровского монастыря. Но история с пропиской на этом не закончилась. Через некоторое время председатель сельсовета, ничего не говоря, выписал меня. Я не знала об этом три года. В моей памяти очень четко запечатлелся этот скорбный момент моей жизни. Узнав о случившемся, я поехала в сельсовет, и, поставив печать о выписке и дату, ехала в електричке и неудержимо плакала, моя жизнь в монастыре представлялась теперь почти невозможной. Мысленно я взывала к матушке Алипии: «Матушка Алипия, помоги, погибаю». Прописки теперь нет — кто поверит мне, что я не знала об этом? Без монастыря я не мыслила своей жизни, это было для меня основное, я с детства об этом мечтала. Каждый камень этой святыни был мне необыкновенно дорог.
Вечер, мороз, зима. Скорбь на душе. Страшно, холодно. Иду к матушке Алипии в Голосеево. А она вышла мне навстречу и встречает со словами: «Сколько будете мучить девку с пропиской? Прекратите издеваться!» Вот какая прозорливость! По благословению все обошлось и устроилось, и вскоре я смогла прописаться в городе Ирпене.
Однажды мы шли с матушкой Алипией мимо Голосеевской пустыни, которая сейчас уже открыта. И она показывает на это место: «Девки, смотрите — тут еще будет монастырь и служба». А мы подумали: «Как же здесь будет служба? В таких руинах?» И вот прошло время — сейчас, слава Богу, монастырь восстанавливается, идет служба, монахи приносят молитвы Богу, и предсказание матушки Алипии исполнилось. Прославлен преподобный Алексей Шепелев, к которому Матушка всегда, когда мы приходили к ней, посылала поклониться. Только после того, как мы посещали место его упокоения, Старица начинала беседовать с нами.
Монахиня Вениамина Монахиня Вениамина
Однажды я почувствовала невыносимую боль в голове. Поставили диагноз воспаление тройничного нерва. Эта болезнь очень трудно поддается лечению и сопровождается очень острой болью, по силе напоминающей резкую зубную боль. У меня часто бывали приступы, сопровождающиеся опуханием лица, я с трудом двигалась, не могла даже наклониться и одеть обувь. Лечиться не было возможности. Послушания на кухне и в погребах не позволяли полностью выполнять предписания врача, часто я бывала на холоде и болезнь не отступала, а только прогрессировала. Один раз я даже одела шапку-ушанку на голову и в таком виде работала. Лекарства облегчения не давали. Облегчение я получала только в келии матушки Алипии — там боль всегда отступала. Промучилась я так около трех лет. И вот однажды у меня начался приступ. Состояние мое было такое, что, не откладывая, я тут же на такси поехала к матушке Алипии. Она первым делом перекрестила мне голову, дала воды и я уснула. Сон придал мне сил, боль утихла и Матушка утешила меня, сказав, что больше у меня таких приступов и болей не будет, что и испблнилось.
Киев. Свято-Вознесенский Флоровский женский монастыр Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь, г.Киев
«Мудрый принимает скорбное, как достойный того и считает себя заслужившим больших скорбей, нежели те, которые с ним случаются, и радуется, что удостоился немного поскорбеть в нынешнем веке, в облегчение многих мучений, которые приготовил себе в будущем», (преп. Петр Дамаскин) Скорби и искушения имеют очистительную силу еще и здесь на земле: как золото, пройдя через огонь, очищается, так и душа человека очищается через горнило искушений. Поэтому св.Отцы считали даже неполезным для человека быть свободным от искушений. «Пойди, молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение и то сокрушение и смирение, которые имел ты прежде; ибо посредством искушений душа усовершается», — сказал один старец преподобному Иоанну Колову. (Достоп.сказ.) Игумения Агнесса воспитывала нас, закаляла в нас твердость духа к смиренному перенесению скорбей. Все это пошло нам на пользу. Она стремилась, чтобы мы были настоящими монахинями. Но поначалу, конечно, нам было очень тяжело. Мы были молодыми, послушания тяжелые, трапеза монашеская, скудная, болезни — все это без духовной поддержки вынести было тяжело. И вот именно матушка Алипия была тем человеком, молитвами и поддержкой которой мы прошли испытания и научились монашеской жизни. Многие сестры нашего монастыря благодарны ей. К ней можно было прийти в любой момент. Когда мир души потерян, когда какие-то проблемы даже в материальном плане — она всегда со всей искренностью принимала во всем этот участие. И, несмотря на то, что к ней приходило много людей, что она никогда не спала и не отдыхала, она никогда не отказывала в приеме и всегда радовалась нашему приходу: «Золотые мои монашечки!» — с такими ласковыми словами встречала она нас. Матушка утешала меня в моих скорбях в монастыре и предсказала, что скоро положение изменится, а игумения даже попросит у меня прощение. Я подумала, что Матушка меня успокаивает для того, чтобы я не переживала и вскоре забыла об этом случае. И вот как-то иду я в монастырском садике недалеко от игуменского корпуса. На небольшой аллее повстречалась мне игумения. «Прошу у тебя прощения, — сказала она, — ты на меня не обижайся. Я хочу, чтобы ты была хорошей послушницей, поэтому я тебя и наказываю, и ругаю. Ты зла на меня не держи — я хочу сделать тебе небольшой подарок». Я очень удивилась подобной речи. Прошло некоторое время. Нужно сказать, что послушания я проходила во многих местах: на кухне, просфорне, погребе, также и на клиросе и на колокольне. И вот как-то я работала на монастырском дворе и ко мне подошла игумения и протянула подарок — ткань для нового подрясника и белую полотняную рубашку. Так исполнились слова матушки Алипии.

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастыр Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь, г.Киев
В связи с размышлениями о монашеском пути в жизни, вспоминается случай с моей двоюродной сестрой. В то время, о котором пойдет речь, ей было девятнадцать лет. Она приехала ко мне в монастырь и ей, еще юной девушке, очень понравилась монастырская жизнь: и устав, и форма. Тут же она приняла решение остаться в монастыре. Я объясняла ей, что монашеский крест — это терпение и смирение, он тяжел и кажется легким только внешне. Ничего нет тяжелее монашеского креста. Просто Господь помогает, и люди с Божией помощью проходят этот путь. Но все-таки сестра пришла к игумении и попросилась в монастырь. Сестру приняли. Вскоре мы посетили с ней келию матушки Алипии.
— Матушка, это моя сестра, живет в монастыре, — представила я ее.
— Нет! Это Федорова невестка!
— Матушка, да она же у нас в монастыре на послушании!
— Нет, это Федорова невестка.
Вскоре сестра ушла из монастыря, поступила в регентский класс в Ленинград, вышла замуж за священника. Ее свекром был протоиерей Федор. Так слова матушки Алипии дословно сбылись.
Также такой был случай. Я была знакома с почаевскими монахами, часто с ними общалась, так как мой духовник жил в Почаевской лавре. И вот в 1988 году один из иеромонахов позвонил мне в монастырь и попросил, чтобы я была гидом и помогла устроиться в Киеве иеромонаху Роману Матюшину — православному поэту. Отец Роман служил тогда в Псковской области в поселке Кьярово. Он был насельником Псково- Печерского монастыря и по благословению наместника служил на приходе, так как священников не хватало. Матушка игумения дала келию. В это время открылась Киево-Печерская Лавра, которая произвела на отца Романа большое впечатление и он принял решение остаться в этом монастыре. Наместник Лавры владыка Ионафан дал свое благословение. Я посоветовала батюшке поехать к блаженной матушке Алипии и сделать так, как она благословит. Мы поехали. Я представила его Старице: «Матушка, вот иеромонах Роман, он служит на приходе, в Псковской области, но ему понравилась Лавра Киево-Печерская и он хочет жить в монастыре — он все-таки монах... Благословите — служить ему на приходе или жить в Киево-Печерской Лавре? Владыка Ионафан его уже благословил». Сразу Старица промолчала и в это время молилась. Когда мы собрались уходить, мне пришлось повторить свой вопрос. «Выпьешь чашу и будешь на приходе», — ответила Матушка. Мы не поняли тогда значение ее слов, решив, что слова ее касаются угощения, предложенного нам за трапезой. «Матушка, ну скажите — так, где ему быть? На приходе или в Лавре?» — снова спросила я. Старица уже ничего не сказала, и мы ушли, как нам казалось с нерешенным вопросом.
Вскоре отец Роман был принят в число братии Киево-Печерской Лавры и назначен на послушание — был служащим иеромонахом, а также блюстителем Ближних пещер, пел на клиросе. Прихожане знали, что у него прекрасный голос, что он составляет христианские песнопения, слава о которых уже была к тому времени большой и к нему начали ходить за наставлением и благословением. А это, конечно, часто рождает зависть, начались искушения, и отец Роман был вынужден уйти из монастыря. Вот о какой чаше говорила матушка Алипия! Это была символическая чаша скорбей, а не чаша в нашем обычном понимании, после вкушения которой он опять оказался на приходе. Позже, когда отец Роман уже был в России, мы снова встретились с ним и признали, что слова Матушки были пророческими.
Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 23 июня (10 июня ст.ст.)

День Святой Троицы. Пятидесятница.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Василия, еп. Рязанского (1609).
Святителя Иоанна, митр. Тобольского (1715).
Свт. Павла, митр. Тобольского (1770).
Сщмч. Митрофана, 1-го пресв. Китайского (1900).
Мч. Антонины девы (ок. 313).
Собор Сибирских святых.
Собор Рязанских святых
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Священномученика  Тимофея, еп. Прусского (361-363).
Сщмч. Василия Победоносцева, впресвитера (1918).
Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).
Прп. Феофана Антиохийского (369).
Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).
Мч. Неаниска Мудрого, Александрийского (Греч.).
Свт. Астерия, еп. Петрского (IV).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Тропарь, глас 8.
Наставниче благочестия,/ сиротствующих питателю,/ скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный,/ душею страждущих скорый помощниче,/ теплый молитвенниче о всех ко Господу,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Кондак, глас 2.
Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель,/ вдов и сирот утешитель,/ дивный врач немощствующих,/ младенцев и отроков наставник,/ родителем же пресветлое радование,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога подати стране нашей в вере утверждение,/ воинству нашему на враги победу и одоление,/ людем же своим велию милость.
Тропарь Собора Сибирских святых, глас 3.
Церкве Христовы светольницы,/ всея России украшение,/ святои вси, в земли Сибирстей просиявши,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Собора Сибирских святых. Ин тропарь, глас 4.
Церкве Христовы светольницы,/ всея России украшение,/ страны Сибирский просветотелие,/ от тьмы древняго неверия и прелести идольский люди избавльшии,/ наставницы благочестия, святителие Христовы:/ Димитрие, Иннокентие, Иоанне,/ Софроние, Павле, Мелетие/ и апостоле Иннокентие/ с праведными Василием страстотерпцем и Симеоном Верхотурским,/ Престолу Господа Вседержителя предстояще,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Свт. Павла, митр. Тобольского. Тропарь, глас 3.
Прославим, вернии, благочестие возлюбившаго/ и от юности иго Христово усердно восприимшаго,/ ревностнаго святителя Церкве Российския,/ в Богоспасаемом граде Тобольске подвизавшагося./ Ты же, Богомудре отче Павле,/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ моли спастися всем нам.
Свт. Павла, митр. Тобольского. Кондак, глас 8.
Звезду церковную, от Киево-Печерския Лавры возсиявшую/ и чрез Новград в Сибирскую страну достигшую,/ идеже ревностно служением своим сияющую,/ святителя почтим,/ Тобольския митрополии столетие венчавшаго:/ радуйся, отче Павле, всея Сибири чудотворче.
Свт. Василия, еп. Рязанского. Тропарь, глас 4.
Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемъ,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на нейже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемь,/ богоспасаемаго града Рязани достигл еси/ и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Свт. Василия, еп. Рязанского. Кондак, глас 8.
Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 3.
Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения/ приемый свыше благодать чудотворения/ и к Богу велие дерзновение стяжавый,/ постником удобрение, Силуане,/ Тому молися,/ да подаст нам мир и велию милость.
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 8.
В бденном и трезвенном молении/ и крепком всегдашнем пребывая пощении,/ тело свое умерщвлял еси, Силуане преподобие,/ и многих учением твоим в тыяжде добродетели наставляя,/ привел еси Христови./ Емуже в веселии днесь предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.
Pages: 1 2 3

Церковное поминовение усопших


Церковное поминовение усопших
Тема настоящего доклада – «Церковное поминовение усопших», иными словами, молитва Церкви о наших преставившихся братьях. Доклад состоит из двух частей. В первой мы постараемся дать исторический обзор этого вопроса, то есть рассмотреть традиции и церковную практику заупокойных служб с самого ее зарождения до времени, когда окончательно установился богослужебный порядок.
Исторический экскурс, как в данном конкретном случае, так и в любом другом вопросе, касающемся богослужения, делается не из любопытства к истории, но обусловлен причинами более существенными. Так, мы обосновываем законность наших литургических действий, в данном случае, молитв об усопших, совершаемых Церковью для упокоения их души и утешения живущих. Так мыслит, проповедует и живет традиционная Церковь, каковой и является Церковь православная.
Традиция подтверждает и освящает нашу современную практику. Мы не вводим новшеств, но следуем чину, восходящему к Господу Иисусу Христу, святым апостолам и отцам Церкви. На этом смирении и доверии мы зиждемся, и во имя его мы продолжаем нашу духовную и литургическую жизнь в лоне Церкви, уповая на милость Божию и веря, что Его милосердие победит множество грехов наших. Об этом мы говорим с дерзновением во время коленопреклоненных молитв на вечерне в день Пятидесятницы, являющихся по сути своей заупокойными молитвами: «Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших» (первое коленопреклонение, первая молитва).
На вопросы, задаваемые верующими и неверующими, о том, какова польза для усопших от молитв, приносимых за них живущими, принимая во внимание, что «в аду нет покаяния», ответим, проследив идущую из глубины веков церковную практику. При своей кажущейся простоте фраза: «так это было до нас» – выражает все наше доверие, всю незыблемую и живую надежду нашу на милость Божию и одновременно всю нашу уверенность в том, что церковная практика, отражающая веру и истину откровения Божия миру во Иисусе Христе, является для всех нас гарантией того, что молитвы наши происходят согласно воле Божией и что они будут во благо душам усопших. То, каким образом это происходит, мы оставим на волю непостижимого и необъятного моря изобретательной любви Божией. Таков будет наш ответ на вопрос, касающийся заупокойных служб с литургической точки зрения.
Сейчас мы остановимся лишь на историко-литургическом аспекте этого вопроса.
Церковное поминовение усопших
Христианская Церковь уже с самого начала своего существования ввела особые молитвы об упокоении душ преставившихся отцов и братьев наших. Это является логическим следствием ее веры и учения о том, что усопшие верующие живут во Христе и после смерти и что общество любви между живыми и мертвыми не перестает существовать, проявляясь во взаимных молитвах. Живые молятся за усопших, а усопшие – в том числе и святые, имеющие к Богу дерзновение, – о живых. Так, были установлены особые молитвы и службы о преставившихся в память о них, то есть поминальные службы. Таким образом, Церковь продолжает общечеловеческие традиции и обычаи. Иными словами, похоронные обряды, существовавшие в эпоху пришествия Христа и в эпоху зарождения и распространения Церкви, христианизированные и очищенные от суеверий и предрассудков, приобретают новый смысл и содержание и продолжаются Церковью.
В Ветхом Завете содержатся сведения об иудейских обрядах, существовавших до Рождества Христова. В Книге Товита 4:17 есть указание: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных», которое подразумевает совершение поминальных трапез на могилах или раздачу милостыни бедным, очевидно, в качестве поминального обряда по умершим. Во Второй Книге Маккавейской 12:43-45 содержатся сведения о совершении жертв «за грех» «скончавшимся в благочестии». Иуда Маккавейский послал в храм Иерусалимский все необходимое для совершения жертв за погибших на войне. Родство со сходным, несомненно, более поздним, христианским обрядом очевидно.
Жертвы и приношения мертвым совершали и язычники. Уже с гомеровской эпохи были известны так называемые «заупокойные пиры», на которых, согласно повериям, умерший пировал вместе со всеми присутствующими. Эти заупокойные трапезы проводились в определенные дни после дня смерти: в третий, в девятый, в тридцатый и каждый год в день рождения умершего. И здесь родство с христианским обрядом очевидно.
Христиане продолжают, как и следовало ожидать, предшествующую традицию в двух направлениях: во-первых, раздача милостыни за умерших как выражение любви к ним и к бедным, а во-вторых, молитвы. Уже «Апостольские Постановления» (конец IV века) рекомендуют раздавать «из имения» умершего и «в поминовение его» милостыню нищим (Кн. 8:42). То же самое советуют Иоанн Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Псевдо-Афанасий и другие древние отцы Церкви и христианские писатели. Одновременно на могилах умерших совершаются «поминальные трапезы» или «поминки», кое-где сохранившиеся в различных, несколько видоизмененных формах и до наших дней. И эти «поминальные трапезы» также связаны с практикой раздачи подаяния, ибо на них совместно ели не только родственники и друзья умершего, но и священнослужители, бедные и путники (Апост. Постановления Кн. 8:44, «Исповедь» Августина VI, 2, Феодор Вальсамон и др.). Следует отметить духовный смысл, придаваемый «Апостольскими Постановлениями» этим совместным трапезам как делам молитвы и предстательства живых за усопших («Когда же позовут вас на памяти их, то вкушайте с благочинием и страхом Божиим, как могущие и предстательствовать о преставившихся (Кн. 8, 44).
Страницы: 1 2