суббота, 23 февраля 2013 г.

Христос и Сатана

(кодекс Юниуса)
Плач Падших Ангелов
1
Знает то всяк, на земле живущий:
Небес государь велик и всеславен —
Закон и границы он миру поставил,
Светил небесных ход он устроил,
Земли и скалы воздвиг недвижимые,
Дал морю наказ, океану бескрайнему —
— Пусть омывает тверди пределы;
Рекам — чтоб воду земле приносили;
А облакам — поля орошать бы.

Внешнюю бездну повелитель объемлет
Над Миром Срединным лежит его право.
Взирает царевич с небес высоких
На основанья земли и моря.
От взгляда его ничто не укроется
Капли дождя многомудрым исчислены —
Не падет безведанно да не единая.
Отмерил время до дня и часа
Сколько стоять чертогу земному.
Время покорно святому владыке —
Духом Святым, незримым витязем,
Расчистил долины на лике земном
И горы воздвигнул великогордые
За шесть дней кратких свершилось деянье.
И кто может вникнуть умом пытливым
В тайны срединного мирозданья?
Кто, кроме Бога, все сотворившего?
Доброподатель, даритель радостей
Создал Адама из праха земного,
Род человеческий, смерти подвластный.
После того род великий он создал —
Ангелов гордых, дружину небесную.
Но много нашло кончину бесславную:
Верность забыли, сердцем воскичились,
Черные мысли на ум приходили:
Впору б самим стать небес владыками,
Славой облечься, лишь богу приличною.
Доброту государеву презрели неверные
И горький удел обрели в наследие:
Пламя адское, бездна темная
Теперь их вотчина на веки долгие
Вместо высоких чертогов небесных,
Славных пиров у властителя милого.
Но вечная мука судилась предателям,
Темница бездонная, ненасытимая.
Справедливая казнь заслужена, тяжкая,
И мера ее лишь владыке ведома.
Тут голос возвысил клятвопреступник,
Изрек слова диавол, горечи полные:
«Утрачена нами слава былая,
Дом наш мрачен, огнем объятый,
Смертной отравой устелена горница.
Близок конец уж, нам уготованный:
Горе горькое, плач безутешный —
Не слава былая, не радость застолий
В чертогах небесных, златоукрашенных.
Знали мы радость пред ликом властителя,
Во славу Ему пели песни веселые
Во дни былые, богатые радостью.
Но слава наша ушла безвозвратно,
В небесной дружине другие уж витязи,
Словом и делом господину верные.
Мне же за сердце многонадменное
Вечный удел — оковы тяжелые».
Тут отвечали ему товарищи,
Помыслом грешны, цепями скованы:
«Лживою речью нас склонил ты
Бросить спасителю службу верную.
Мыслил ты, будто силу имеешь
Над небом высоким, престолом Божиим
И миром срединным, людей обителью,
И править достоин государевой вотчиной
Более Бога, владыки исконного.
Но ты побежден, повержен, сильный,
И связан крепко оковами пламенными,
И мы с тобой твою скорбь разделяем.
Прельщены были словами красными,
Ныне же лик твой противен товарищам».
Так говорили слова печальные
Стоном, не голосом, ангелы падшие.
К вождю говорили, навеки поверженному.
Христос многохрабрый поверг их дружины,
Радости отнял от клятвопреступников.
Лишились злодеи сиянья славного
Надмившись без меры сердцами высокими.
Утрачены ими былые радости,
Чертог их — темница, горящая пламенем.
Бледные ликом, красы лишенные,
Скитаться по мрачным бездны просторам
Им суждено за деяния злые.
2
Молвил тут снова дух-злоначальник,
Мукою огненной снова терзаемый,
Радости прежней в речах его не было.
Черный от пламени копий отравленных,
Слово сказал, слезами окроплено:
«Ангелом был я, господним воителем,
Радости знал я пред ликом всевышнего,
Вместе со всею дружиною верною.
Но в сердце явились думы темные.
Свергнуть решил королевича юного,
Владеть восхотел государевой вотчиной
Вместе с дружиною, мне лишь верною.
Но не судилась победа воинству,
И наш удел — эта бездна страшная,
Тяжко проклятье, что нами заслужено:
В недрах земли темница глубокая.
Речей моих спешно послушавшись,
Оставили вы отчизну милую,
Дом славный свой ради бездны темной.
Ушла навеки слава былая,
Не будет более в чертоге высоком
Медопитья веселого средь ангелов гордых,
Духом высоких вкруг вождя доброславного.
Канули дни веселья беспечного
И не пустят нас на застолье желанное
К воинам доблестным, числом великих.
Стали врагами мы государю.
Не выбраться нам из пучины пламенной:
На страже стоят свирепые чудища,
Драконы и змии, видом страшные,
Помощь они не окажут изгнанникам.
И нам от мучений укрыться некуда.
Государевой славой блистали мы , помнится,
И дни были светлы для гордых ратников.
Но свет короля не доходит в темницу
И солнце не бросит свой луч в эти бездны.
Сполна наказанье отмерено тяжкое.
Славой великою был облечен я
Пока не попал в немилость властителя,
За грех мой изгнан в пучины адские,
Себя погубив и соратников верных.
Но, иногда покидая темницу,
Земли пределы хочу обойти я,
Увидеть княжества, их славных правителей,
И вас навестить в горьком изгнании,
Кто мой удел разделить решился.
На прощение державца победного
Мы уповать не можем более.
Нечего падшим идти с повинной,
Милость просить у победителя.
Не даст государь нам звания прежнего,
Не посадит в застолье на место почетное.
Сын государев в славу облекся,
Сильный, царит над отцовской вотчиной.
Мне же судьба — скитанья долгие —
Удел изгнанника, бесславный, безрадостный.
Навек потерял я былых товарищей,
С кем вместе делил походы и пиршества.
Стали врагами друзья вчерашние
Поднял копье я на Всевышнего,
Престол господский стяжать желаючи».
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Православный календарь 24 февраля (11 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священомученика Власия, еп. Севастийского
Благоверного кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского
Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского
Прп. Георгия, игумена Кратовского, Сербского (1515)
Праведной Феодоры, царицы греческой
Св. Ведедикт Аниэнский (821) (Галл.).
Св. Гобнеты, игумения Корская (V) (Кельт. и Брит.).
Преподобный Кедмон Уитбийский,монах, поэт, (680) (Кельт. и Брит.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Тропарь, глас 1.
Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Ин кондак, глас 3.
Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.
Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Кондак, глас 8.
От юности, преподобие, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобие отче Димитрие, постников удобрение.
Сщмч. Власия. Тропарь, глас 4.
И нравом причастник,/ и престолом наместник Апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Сщмч. Власия. Кондак, глас 2.
Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.
Сщмч. Власия. Кондак, глас 8.
Священия помазанием и мучения кровию украсился еси, славне Власие,/ и сияеши всюду, в Вышних ликуя/ и нас назирая, в храм твой пришедшия/и в нем тебе непрестанно зовущия:/ всех нас соблюди.
Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила. Тропарь, глас 4.
Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твой от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.
Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила. Кондак, глас 8.
Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Прп. Георгия, игумена Кратовского. Тропарь, глас 4.
В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.
Прп. Георгия, игумена Кратовского. Кондак, глас 2.
Вышния славы желая, многострадальне Георгие,/ агарянскую прелесть поплевав, попрал еси/ и победы венец приял еси,/ Ангелом ныне свеселяся и мучеником соводворяяся,/ с нимиже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3

Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм. Введение

Продолжение. Начало Здесь
Введение
Эфиопия всегда вызывала любопытство у окружающего мира. «Одной из удивительных странностей истории» назвал эту страну известный британский историк Арнольд Тойнби. Эфиопия возникла на грани контактов с древними культурами Ближнего Востока, находясь в то же время в дремучей Африке.

Эта страна стала частью христианского мира еще при его зарождении, одновременно как бы прячась от него за высокими стенами мира ислама. Она впитала в себя основы библейской цивилизации, но все время, вплоть до наших дней, существовала как богатая и независимая культура. Секрет непрерывности ее существования и загадка ее противостояния различным историческим факторам способствовали созданию вокруг нее мистического ореола. Эфиопия не пала перед исламом, возникшим в непосредственной близости от нее, и не присоединилась к мощным империям, созданным им. Она не покорилась также ни европейской экспансии, включая попытки миссионеров заново сформировать эфиопское христианство, ни ее империалистической агрессии, достигшей своего апогея в Африке. Эфиопия нанесла удар пытавшемуся захватить ее исламу, и отразила также и притязания европейского колониализма. Эфиопия вступила в XX после большой победы в марте 1896 года в битве при Адуа против итальянской армии. В 1923, после создания Лиги Наций, Эфиопия вместе с Японией стала представительницей афро-азиатской независимости в семье суверенных стран. В этом статусе Эфиопия продолжала играть важную роль в мировой истории. Нападение фашистского лидера Муссолини на Эфиопию в 1935 г. было не только местью Италии за ее позорное поражение при Адуа, но и началом всеобщего скатывания ко Второй Мировой войне. Снова удостоившись независимости, Эфиопия стала символом освобождения всей Африки. В 1963 г. была создана Организация Африканского Единства, центр которой разместился в Аддис-Абебе.
Образ Эфиопии в глазах арабов и мусульман, христиан и европейцев, а также жителей Африки, с ее различными географическими районами и культурами, был, соответственно, полон разнообразия и противоречий. Тайна ее существования и выживания продолжала беспокоить ее врагов, и одновременно вызывала удивление у жителей других стран. Мусульмане Ближнего Востока наделяли ее такими свойствами, как злобность, злой умысел и ересь, но вместе с тем и высшим человеческим милосердием, благородством и особым правом на независимое существование. Христиане, из поколения в поколение, видели в ней воплощение дикости, но вместе с тем воспринимали ее как исполненное притягательности христианское царство, которое спасет Европу; как наивную, но сильную культуру, достойную уважения и любви. Африканцы во всем мире видели в ней образец самоуважения и способности черных сохранить свою независимость, хотя и не всегда были в состоянии по достоинству оценить ее внутренний мир.
Очевидные достижения Эфиопии, равно как и бедствия, постигшие эту страну, и ее экономическое отставание, привлекали к ней внимание. В последние годы и израильтяне вступили в круг заинтригованных этой страной. Откуда прибыли члены общины Бета Исраэль (Дома Израилева), новые граждане нашего государства? Что это за африканская страна, служившая им местом проживания? Каковы корни их еврейства, и каков источник древней библейской атмосферы, окутывающей их? В чем секрет тихой гордости на лицах старцев, и отчего молодежь переживает трудности приспособления к новой жизни в Израиле? Какова же Эфиопия, скрывающаяся за эфиопским обликом этих людей – страна с отсталой инфраструктурой, или с богатой духовной традицией? Страна жестких порядков и обычаев, или открытости и терпимости? Культура пассивности и смиренности, или динамичности, активности и инициативы? К какой структуре принадлежали эти люди, в какой среде они жили, что повлияло на их формирование?
Открытый Университет уже давно работает над преподаванием темы Эфиопии. В 1997 г. в рамках курса «Возникновение новых государств в Африке» вышла книга «Эфиопия – империя и революция на Африканском Роге». Последняя книга является также важным введением к данному учебнику, она содержит краткое описание истории Эфиопии с древнейших времен. Книга «Эфиопия – империя и революция» содержит обзор важнейших политических структур и в первую очередь – института императорской власти, и прослеживает историю этого государства до наших дней. Центральным моментом книги является обсуждение этнического аспекта развития истории. Эфиопия – «музей народов», по определению итальянского историка Конти-Россини – отличается исключительно богатым разнообразием этнических, языковых и религиозных групп. Наличие института императорской власти и государственной политической традиции, поощрявшей построение централизованного государства, с одной стороны, и наличие многочисленных этнических, языковых и религиозных групп, с другой стороны – все это создавало напряженность, которая в значительной степени оказывалась движущей силой в развитии внутренней истории Эфиопии. Книга «Эфиопия – империя и революция» обращает особое внимание на динамику борьбы между основной группой населения, говорящей на амхарском языке и стремящейся к контролю над всеми сферами жизни страны, и группой населения, говорящей на языке тигринья, тяготеющей к децентрализации. Данная книга выдвигает на обсуждение также оценку третьей по важности этнической группы (и первой по численности): оромо, и в этом контексте (а также и в других) обсуждает вопрос напряженности между христианскими и мусульманскими группами населения. Идя по пути обсуждения межэтнических конфликтов и касаясь образа власти в стране, книга поднимает вопрос о древних корнях Эфиопии, но концентрирует внимание главным образом на процессах, происходящих в Новое время. После рассмотрения достижений и неудач амхарских правителей, начиная с периода «начинающего Новое время» императора Теводроса II (1855—1868) и до современного военного диктатора Менгисту Хайле-Мариама (1974—1991), книга описывает победу народа тигринья в наши дни. С 1991 г. и до момента написания этих строк Эфиопия проходит процесс изменений как многонациональное государство, как федерация девяти разных провинций, которая строится в духе идей тигринья, а также и других этнических и языковых групп. Изложение материала затрагивает, естественно, также и другие важные темы. В книге подчеркивается гибкость политической культуры Эфиопии, непрерывная конкуренция между представителями власти в стране, преимущества и недостатки общественного устройства, в рамках которого даже сын простых крестьян мог достичь вершины политической лестницы. Книга «Эфиопия – империя и революция» касается также различных факторов, связанных с победами над внешними врагами, и той тяжелой цены, которую пришлось заплатить за эти победы – утрата гибкости и зацикленность консервативных моделей в обществе, застой, слабость тенденций модернизации почти во всех сферах жизни.
Эфиопская икона. Язычники Эфиопская икона. Язычники
Книга, лежащая перед вами, «Эфиопия – христианство, ислам, иудаизм», имеет цель углубить обсуждение истории этой страны и увидеть ее в ином ракурсе, сквозь призму религиозной культуры и межконфессиональной напряженности, существовавшей на протяжении многих поколений, живших в ней. Три великих монотеистических религии соприкоснулись в Эфиопии (книга не касается различных анимистических религий, часть которых сохранилась в Эфиопии среди групп населения, проживающих в удаленных от центра районах). Иудаизм, христианство и ислам прибыли в Эфиопию на заре ее и своей собственной истории и боролись на протяжении сотен лет за души верующих. В качестве арены столь длительного контакта между тремя религиями, Эфиопия является исключительным случаем. Знакомство с этими контактами призвано углубить изучение истории страны, а также обогатить понимание трех великих религий, рассматривая их с новой точки зрения.
Страницы: 1 2 3