среда, 28 ноября 2012 г.

Как не потерять контакт с ребенком. Беседа со священником Павлом Гумеровым

– Отец Павел, насколько, по вашему мнению, важно обсуждение и осмысление вопросов, касающихся сохранения контакта с ребенком – и в обычной жизни, и в духовной?

– Ощущение связи, общности с нашими детьми – это самое главное во взаимоотношениях с ними. Поэтому беспокойство любого нормального родителя о том, чтобы не потерять контакт с ребенком, понятно.

Именно об этом надо все время думать – каждый день, а не только о том, чтобы накормить, напоить ребенка, дать образование, чтобы у ребенка все было не хуже, чем у других детей. Ведь на самом деле, если наш ребенок будет в чем-то хуже обеспечен в материальном плане, чем другие дети, это нисколько не повредит ему: некоторое ущемление человеку даже полезно.
А я сам, как священник, которому приходится отвечать на вопросы людей, и как отец и глава семейства, стараюсь думать о важности сохранения связи родителей и детей постоянно.
– Почему же теряется связь с ребенком – он же плоть от плоти наш, родной, буквально связан с нами пуповиной?
– Иван Александрович Ильин, замечательный русский философ, говорил, что «утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле – искусство воспитания детей». И это действительно так. Воспитать ребенка – дело непростое: рождение его вовсе не означает, что все само собой, автоматически сложится в его воспитании. Например, в нашей стране поколение людей, детство и отрочество которых пришлось на начало 1990-х годов, росло в основном как трава – я имею в виду тех, кому сейчас лет по 20–25 и кому самое время создавать семьи и рожать детей. Но, к сожалению, многие из них инфантильны, не хотят создавать семью – не понимают, зачем это нужно: их родители не смогли показать им, в чем же ценность семьи.
Почему так случилось? Потому что родители почти не воспитывали их: в то время у родителей не было подчас физической возможности заниматься детьми: все много работали, и даже на нескольких работах, было много матерей-одиночек. Именно на это время, по статистике, приходится пик разводов и самоубийств. В той большой трагедии потери государства, которое хоть как-то защищало человека, давало какую-то цель в жизни и стабильность, многие побросали своих детей у телевизоров с развлекательными программами, телеканалами «2×2» – и побежали зарабатывать деньги: нужно было выживать. Этих родителей, конечно, можно понять, оправдать, но без общения их дети потеряли контакт с ними, а в результате в детей не было вложено самое лучшее, самое главное – получилось то, что получилось. Сейчас проблема отцов и детей стоит очень остро – поколения живут сами по себе.
– Как же не потерять контакт?
– Когда в определенной группе людей – на предприятии, в фирме, команде или в каком-нибудь другом сообществе – установились теплые, дружеские отношения, все болеют за общее дело, неформально общаются, поддерживают друг друга, мы обычно говорим: они живут как одна семья. А в современной семье мы, к величайшему сожалению, как раз редко наблюдаем такие взаимоотношения. Скорее наоборот: родные живут какой-то отдельной жизнью. Что мы видим в семьях, иногда даже многодетных? Каждый замкнут в кругу своих интересов: у жены – подружки, знакомые, мама; у мужа – чаще всего компьютер и телевизор; у детей – тот же пресловутый компьютер, Интернет, приятели, друзья. Даже драгоценное время отпуска и выходных, которое можно было бы отвести на общение, в современной семье стараются провести порознь: родителям хочется отдыхать отдельно друг от друга и от детей – так им комфортнее.
В результате теряется и без того слабый контакт с ребенком – ведь общность рождается только в общении. Если ты с кем-то долго не общаешься, теряются и душевные, и духовные связи.
Надо помнить, что дети не всегда будут рядом с нами. На общении с ребенком ни в коем случае экономить нельзя! Мы не должны упустить момент: ведь только до начала учебы в школе они рядом с нами в течение всего дня, потом мы видим их лишь несколько часов в день, а позже они вступают во взрослую самостоятельную жизнь без нас, и уже другие люди оказывают на них очень сильное и не всегда благоприятное влияние. Если мы не интересуемся жизнью ребенка, когда ему 10 лет, не знаем, с кем он дружит, какие у него увлечения, то когда ему исполнится 15, нам не о чем с ним будет говорить, а лет в 20 он вообще с нами общаться не будет, разве что по праздникам!
Нужно спешить: спешить делать добро, спешить вкладывать, спешить общаться с ребенком! Как сказал А. де Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения».
Чтобы не потерять семейные связи, нужно всегда помнить: как только мы вступили в семейную жизнь, мы уже не можем воспринимать себя отдельно от нашей семьи, от близких нам людей. Их радости и проблемы, интересы – общие с нами.
С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел мы не будем интересны собственным детям. Они «уходят» от нас к друзьям, уходят из дома потому, что им неинтересно в нашей семье, где каждый сам по себе, живет только своими интересами, занят только своими делами… Ведь сегодня даже компьютер каждому интересен по-своему – даже тут интересы не пересекаются: жена «сидит» на женских сайтах, муж пропадает в «Одноклассниках», сын «режется» в онлайн-игры.
Хотел бы рассказать притчу – небольшую, вполне современную. Собственно, эта история могла бы случиться в любой семье. Как-то раз отец, глава семейства, приходит домой с работы – усталый, голодный, задерганный. В дверях его встречает маленький сынишка и спрашивает: «Пап, скажи, а сколько стоит час твоей работы?» Папа, услышав такое, удивлен и возмущен, но, сдержав свой гнев, отвечает: «Триста рублей». «А ты не можешь дать мне двести рублей?» – просит сын. Тут отец не выдерживает и кричит: «Марш в свою комнату! Я устал, хочу отдохнуть, а тебе, наверное, нужны деньги на твои дурацкие игрушки!» Через какое-то время папа, несколько успокоившись, заглядывает в детскую: «Сынок, прости, я погорячился, держи двести рублей». И тут сын достает из-под подушки еще купюру и говорит изумленному отцу: «Ой, папа, спасибо тебе большое! Вот теперь у меня ровно триста рублей. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра на час раньше и побудь со мной».
О чем эта притча? О том, насколько важно, особенно для мальчика – будущего мужчины, общение с отцом. О том, насколько важно для детей общение с родителями.
Большинство современных отцов (да и матерей), к сожалению, считают, что их основная забота – это зарабатывание денег; они забывают, что первостепенная забота о детях – это забота не о материальном достатке, а об общности с ребенком!
К священникам часто приходят с проблемами подросткового возраста: ребенок грубит, не слушается, сидит все время у компьютера, уходит к друзьям. Ясно, что это только верхушка айсберга, что сбой произошел гораздо раньше: еще в детстве были потеряны важные моменты налаживания отношений с ребенком. Многие думают, что раз ребенок маленький, то ничего не понимает: мол, пускай подрастет, тогда я и начну с ним общаться. Но наверстать упущенное очень трудно. Пока ребенок маленький, отцу и матери – обоим родителям – нужно в этом очень потрудиться. Ведь подростковые проблемы, как правило, связаны с тем, что в раннем детстве были упущены какие-то важные моменты воспитания.
Перед родителями стоит двойная задача. С одной стороны, они педагоги – а это слово в переводе с греческого означает «детоводители» – и должны ребенка вести за собой, создавать правильные образцы его поведения, воспитывать его вкус, музыкальный и художественный, давать нужные книги, учить необходимым навыкам, стараться вложить в него самое нужное, чтобы он сумел нормально войти во взрослую жизнь.
Вторая их функция – быть для ребенка самыми лучшими на свете друзьями, такими, которым он доверяет, на которых он может положиться, которые знают его, которые не отвергают и не отметают его интересов. При этом, конечно, важно соблюсти субординацию – быть старшими и авторитетными товарищами, но и не потакать ребенку во всем, чтобы он не сел на шею.
Нужно интересоваться тем, что волнует ребенка, какие у него друзья – и нужно приглашать их к себе домой. Запреты, которые не разъяснены ребенку, не только бесполезны, но и вредны для наших хороших отношений.
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 29 ноября (16 ноября ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола и евангелиста Матфея (60).
Священномученика Ипатия, еп. Гангрского.
Новосщмч. прот. Феодора Колерова и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929).
Преподобного Сергия, игумена Малопинежского.
Святителя Евхария Лионского, еп. (449).
Святой Лебуин, апостол фризов, покровитель Девентера, (773) (Нидерл.)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Апостола и евангелиста Матфея. Тропарь, глас 3.
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, / явльшуся на земли человеком за благость, / Тому последовав, апостол избранный явился еси / и благовестник Евангелия вселенней велегласен. / Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, / моли милостиваго Бога / да грехов оставление подаст душам нашим.
Апостола и евангелиста Матфея. Кондак, глас 4.
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,/ написав час судный.
Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского. Тропарь, глае 4.
Изволением Божественнаго разума/ вперив ум свой в Небесныя обители/ и равно Ангелом житие пожив на земли,/ сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив,/ священномучениче Ипатие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского. Кондак, глас 2.
Римскому отечеству светильник,/ Богозарными лучами концы светя,/ ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие,/ прося свыше мира и грехов оставления,/ молитвами защити ны, Ипатие многострадальне.
Pages: 1 2 3

Афонский старец Хаджи-Георгий


Наш священный долг писать о великих духовных деяниях современников, об их усердной борьбе за приближение к Богу. Понят но, что когда мы пишем о святых, то приносим этим пользу себе, так как воспоминаем об их делах и стараемся им подражать. А святых этот наш труд радует, они помогают и нам достигнуть их степени святости.

Если о добродетелях праведников мы должны говорить и писать, то тем более не должны замалчивать добродетелей невинно оклеветан­ных праведников, претерпевших гонения и ссылки, пострадавших из-за наших человеческих немощей, зависти и клеветы.
Грешники, если искренне покаются, спа­сутся. А невинно пострадавшие праведники, спасаясь, сверх того ещё получают награду за безропотно понесённые унижения. Они — любимые чада Божии! «Господь любит праведники»1. В Священном Писании превозносятся добродетели праведников, молитвы праведников слы­шит Бог. «Много бо может молитва праведнаго поспешествуема ».
В числе неправедно пострадавших святых отцов нашей Церкви и преподобный Георгий, Хаджи-Георгий — один из святых нашего време­ни, великий святой.
Имя его было славно. «Великий подвижник и постник!» — говорили про него. Оно стало на­рицательным. О великих постниках говорили: «Это Хаджи-Георгий!»
Когда я приехал на Святую Гору и стал, как и все новоначальные, обходить удел Божией Ма­тери в поисках «благоуханных цветов» (святых старцев), чтобы собрать с них для себя немного духовной пыльцы, то слышал, как все с благого­вением и восторгом говорили о Хаджи-Георгии. Услышанное заставило меня почитать его ещё больше. Я стал больше интересоваться его жиз­нью и подвигами. Познакомился с его «духовны­ми внуками» (послушниками послушников), его земляками-каппадокийцами: отцом Стефаном из монастыря Эсфигмен, старцем Василием из монастыря Каракалл, отцом Серафимом ико­нописцем и другими.
Из услышанного я извлекал духовную пользу и хранил в своей памяти. Теперь, ради духов­ной пользы ближних, записал всё это в тетрадь. Много я узнал из записок благочестивых русских паломников. Они писали не только о самом Хад- жи-Георгии, но и о его старце, и даже о старце старца, геро-Авксентии. Много рассказал мне и русский безмолвник отец Антоний Карульский.
Конечно, сколько ни пиши о великом старце Хаджи-Георгии, всё равно будет мало!
Да пребудут с нами его молитвы.
Аминь.
Житие преподобного отца нашего Георгия (Хаджи-Георгия)
Афонский старец Хаджи-Георгий
Преподобнейший отец наш Георгий родился и в селении Кермира Кесарии Каппадокской в 1809 году. Родители его были богаты не только добродетелями, но и вещественными бла­гами, которые щедро раздавали бедным. Его отца звали Иорданис, он был родом из Кермиры, а мать Мария была из Гёлвери.
Родив двух детей, Гавриила (Хаджи-Георгия) и Анастасия, они стали жить, как брат и сестра. Мать с детства привыкла к подвижничеству. Её сестра была монахиней, и она со своими детьми часто посещала её. Маленький Гавриил слышал от своей тётки разные рассказы о жизни подвиж­ников и в его детском сердце загорелось желание стать монахом. Он старался подражать им — строго постился и молился.
Его отец Иорданис также был благочестивым человеком. Он занимался торговлей и большую часть времени проводил в разъездах. Это давало Марии возможность жить просто и заботиться о «едином на потребу»1. Вместе с маленьким Гав­риилом, который отличался большим благочес­тием, она с другими женщинами ходила на ночные службы в пещерные храмы или небольшие заго­родные церкви. Можно сказать, что даже моло­ко благословенной матери, которым питался Гав­риил, было пропитано подвижничеством.
Гавриил немного подрос и пошёл в школу. Хоть он и был очень смышлёным, наука ему не давалась. Он никак не мог научиться читать. Похоже, в этом было особое Божие устроение — чтобы чудес­ным образом выучилось читать это благословен­ное чадо. Целых четыре года мучился маленький Гавриил в школе, но не научился читать даже по слогам. Родители и учитель ругали его, и Гавриил убегал в пещеры. В окрестностях Кермиры, или, по-другому, Кермиля, была пещера с отпечат­ком стопы святого великомученика Георгия, туда чаще всего и убегал маленький Гавриил. Постился и молился со множеством земных поклонов, а ког­да чувствовал изнеможение, ел траву, что растёт в горах.
Однажды он пропал на месяц; нашёл пустын­ников, которые жили в горах, и стал подвизаться вместе с ними, живя в отдельной пещере. Потом его нашли родители и с тех пор перестали ругать за то, что он не может научиться читать.
Как-то раз мать ему сказала:
— Гавриил, дитя моё, пойди в церковь и попроси Божию Матерь помочь тебе научиться читать.
В их приходском храме была чудотворная ико­на Богородицы. После трёхдневного поста и много­часовых коленопреклонённых молитв маленький Гаврил ночью, чтобы его не увидели люди, пошёл в храм молиться.
У притвора храма он встал на колени и принял­ся со слезами молиться, потому что двери были за­перты. Он просил Божию Матерь: «Царица Небес­ная, помоги мне научиться читать!» Вдруг двери церкви распахнулись, вошла Богородица, взяла мальчика за руку, подвела его к иконе Христа и сказала: «Сыне Мой, пусть маленький Гавриил на­учится читать». «С этими словами, — рассказывал сам старец, — Она меня благословила, поцеловала и сказала: “Теперь ты умеешь читать”. И вошла в северную дверь алтаря».
Гавриил, видя, что Она не выходит, сам вошёл в алтарь. Обыскал весь храм, но найти Её не мог. Подошло время службы. Сторож, увидев откры­тые двери, Гавриила в храме, не зная, что и поду­мать, в недоумении спросил:
— Как ты здесь оказался ?
Гавриил в подробностях рассказал ему, как всё было. Сторож, дабы убедиться в истинности его слов, дал ему книгу. Гавриил стал читать красиво и чётко.
— На самом деле, это была Божия Матерь! — уди­вился сторож.
После такого чудесного события родители и все родственники стали весьма почитать Гавриила. А он продолжал ходить в пещеры и подвизаться. Собирал друзей и строил вместе с ними маленький монастырь с храмом и кельями, в котором сам был игуменом.
Страницы: 1 2