воскресенье, 14 июля 2013 г.

Стёбщики. Последняя битва

Рокотов Валерий
Стёбщики. Последняя битва Шутят все. На всех теле- и радиоканалах. Оппозиционных и неоппозиционных. Есть каналы, на которых, кажется, только и делают, что шутят: ТНТ, «Перец», СТС, новый канал «Пятница»… Надрываются от смеха социальные сети – стебаются надо всем. Есть ли альтернатива глумливому электронному ржанью?

Интернет-телевидение – это территория мысли. Изгнанная из официального ящика, мысль человеческая здесь закрепилась и обживается. Здесь видишь людей, которых достали «либеральное» мракобесие и капитуляция, прикрытая державной риторикой. Здесь опровергается ложь, предъявляются факты, но главное – идёт мировоззренческий поиск.
И невозможно не видеть растущую волну ненависти к этой альтернативе со стороны тех, кто топит мир в пошлости.
Работают люди: листают ветхие книги и всматриваются в наш бессмысленный мир. Они ищут идею и стремятся дать опору русскому мужику – чтобы он не квасил, страдая от тоски неразгаданной, не дрался дома с женой, а видел звёзды и горизонты.
Очень хочется, чтобы у мыслителей наших всё получилось складно и вдохновляюще, потому что нет ничего печальнее, чем мир без надежды.
На самом деле национальная философия уже существует. Просто пока её не оформили в потрясающие слова. Пламенные беседы и толстые книги ещё не сжаты до нескольких горящих страниц.
Большая страна ждёт великого слова. Его ждёт мелкий и средний бизнес. Его ждут выжившие крестьяне и рабочие, недобитые учителя и учёные, а также служащие, томящиеся в застенках всевозможных контор. Его ждут дальнобойщики, челноки и гастарбайтеры, приехавшие сюда с намерением стать русскими. Всем им тяжело, неуютно и душно. Им неохота жить безыдейно и тупо. Им хочется ощутить то, что в их жизни и заботах есть смысл. Но больше других ждут великого слова стёбщики.
Стёбщики – это слуги антиэлиты, развивающие инфернальную журналистику. Это убийцы смысла. Не стоит их путать с сатириками, под которых они упорно косят. Все сатирики что-то отстаивали. Твен боролся с духом растления старой Европы, грозящим его юной Америке. Гашек ненавидел капитализм и сражался за новый мир против белых и белочехов. Зощенко показывал мелочь, дребезжащую в душе обывателя. Ильф и Петров противостояли идиотизму и косности, переживая за социализм и желая, чтобы он обновлялся. Очень сложно обстояло с Аверченко. Он метил в яростных большевиков, а попадал в трепетных русофилов, которые, сидя по кабакам, пропили и проболтали Россию. С Булгаковым оказалось ещё сложнее. Не верил он в будущий рай, но соревноваться в сатирических формах хотел. Поэтому бил по тому, что его лично достало – хамству и торжеству хама.
Эти ничем похожим не озабочены. Им глубоко параллельны и русский мир, и русские смыслы. Даже сатирическое соревнование. Им мила одна пустота. Они несут философию твари как философию раскрепощения и превращают журналистику в чёрт знает что.
Стёбщики всегда били по скрепам. Раньше – по КПСС. Нынче – по РПЦ. Один тут взялся стебать патриарха. Ржёт, что к патриарху приходит Бэмби. Вот интересно, кто приходит к нему самому? Фредди Крюгер?
В 90-е годы ребята с невиданным рвением выполняли поставленную задачу. Это было время стёба без берегов. Сегодня их бизнес не процветает. Всё выстебано, талант применить не к чему. Заказы перепадают не по специальности: состряпать заметку жалкую или дать пинка тому, кто выпал из элитной обоймы. Сегодня это стареющие животные мира московской прессы, которые томятся и опасаются, что стали никому не нужны.
В отсутствие дела стёбщики раскормили лица, обленились, притухли. Им уже всё не в радость. Вот если бы протрубил рог и позвал на великую битву! Вот тогда бы они очнулись, вытрусили знамёна и в последний раз по-настоящему напряглись. Тогда бы вернулся привычный азарт – как в старые добрые времена, когда долбали по красным, белым и всему святому на свете. Тогда бы настала полоса радости, вспоминать о которой будет приятно до конца дней.
Они, конечно, дождутся. Как только прольётся слово, тут же протрубит рог. Мумии оживут, помолодеют, исполнятся вдохновения и вступят в свой закатный окончательный бой. Начнётся такое мочилово, какого ещё не бывало.
Мечта стёбщиков – стать элитариями. А это возможно в одном только случае: если выяснится, что без них смыслы возвращаются в жизнь, без них страна избавляется от паразитов. В 90-е стёбщики старались вовсю, но в элиту желанную не попали. Им дали денег, должности, похлопали по плечу и закрыли дверь перед носом. Оставили в качестве коллективного бронепоезда «на запáсном пути». Теперь они свой шанс не упустят. Они же догадываются о том, чем заняты господа. Создаётся гностический клуб. Ничем другим вакханалия русского бизнеса кончиться и не могла. Это естественное устремление тех, кто воспринимает бизнес как оргию. Стёбщики потребуют членства в элитной ложе и получат его. Не нужно быть медиумом, чтобы это увидеть.
Работают люди: спорят, соединяют, осмысливают, а потом вынырнет шваль, скорчит рожу, оскалится и ничего не оставит от слова живого, кроме скелета обглоданного. И ясно, что гром не грянет и танки Т-34 не сойдут с постаментов, чтобы передавить эту кодлу стебущуюся.
Страницы: 1 2

«Не надо по одной овце судить обо всем стаде». Интервью с главой пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым


 — Василий, минуло три недели со времени похищения и возвращения монахинь Покровского монастыря, а официальной позиции Церкви по поводу этого преступления так и не последовало. Чем ты это объясняешь?

— Я уже это объяснял необычностью ситуации. То, что произошло, совершенно несовместимо с Церковью.
— По факту — уже совместимо, и совместимо с руководством Православной Церкви на Украине. Эти скандалы бросают тень на всю Церковь, посмотри сеть — «проворовались», «зажрались», «связались с бандитами» и т.д. и т.п. Молчание официального церковного Киева только подливает масла в огонь. Отец Андрей Кураев заявил о «жалкости» церковной журналистики, о ее киевском провале.
— Я все-таки думаю, что журналистика существует не для того, чтобы насыщать сеть пищей для пересудов. Никто ничего не скрывал. Монахинь похитили в ночь на субботу, а в воскресенье, понедельник мы дали комментарии. Они, правда, не выходили за рамки информации, которую распространили правоохранители. И не должны были выходить.
— Почему?
— Потому что речь шла о реальной угрозе жизни людей. Прошло, слава Богу, все удачно: похитителей вынудили отпустить узниц. Было бы, согласись, гораздо хуже, если бы в сети гуляло десять версий похищения, чего от нас добивались едва ли не все СМИ, а монахинь, похитителей, свидетелей искали бы до сих пор. Как ищут еще одну фигурантку этого «лексусного» дела — Наталью Панько, которая пропала три месяца назад без вести. Дай Бог, чтобы она была жива-здорова. Когда дело касается криминала, тем более «покушения на убийство», надо быть очень осторожными в засвечивании лиц и фактов, чтобы не навредить. Это знает всякий журналист, который занимался расследованиями. То, что монахини освобождены, — это как раз удача, а не провал.
Что касается «лексусомании», то — загляни в свой архив — мы ее с тобой обсуждали года два назад, и отец Андрей часть этого обсуждения на свой форум выставлял. Это те самые «лексусы». Журналистика поднимает вопросы, а не решает их. Проблема была озвучена, доведена до церковной общественности, священноначалия. Правда, в морально-нравственном аспекте, а не в криминальном, о котором тогда никто не знал.

— Теперь узнали. В этом деле вскрылись многие поразительные детали. Пострадавшим оказался и епископ-секретарь Александр (Драбинко), которого, как пишут, «кинули» на три миллиона долларов. Зачем молодому архиерею столько «лексусов» и откуда у него такие деньги? На днях в сети появился сюжет украинского телеканала с особняком Драбинко под Киевом. Он тоже стоит миллионы. Выяснилось, что и квартиру в Киеве он купил, и недешевую. Для чего все это монаху? Сеть переполнена его собственными снимками о посещении стран и континентов: самолеты, крутые гостиницы, рестораны, пиво пенное. Жизнь удалась! Не каждый бизнесмен, построивший заводы и фабрики, за пять лет так «поднимется». Архиерейство на Украине — это сверхприбыльное занятие?
— Господь с тобой! Не надо судить по одной овце обо всем стаде! Ты же одессит, посмотри на митрополита Агафангела. Великий архиерей, возродитель Православия, открыл сотни храмов, десятки монастырей, восстановил с нуля Преображенский собор-красавец, самый крупный в Украине, гордость Одессы, и не за столичные бюджетные деньги. Патриаршую резиденцию восстановил, Кучма в ней принимал президента Румынии, потому что более достойного места в городе не нашлось. Детский дом, лучший в Украине, построил и содержит. Екатерина Ющенко, когда была первой леди, его посетила и была потрясена. И знаменитую семинарию, кузницу кадров, содержит, и трудится неустанно, а живет в хижине, в монастыре. Я был у него несколько раз: кабинет, библиотека, столовая — больше ему ничего и не надо. И так у большинства архиереев старшего поколения, у которых я и сам бывал. Огромное количество свершенных дел при скромности жизненных запросов.
Что касается сетевой информации об архиереях, то, сам знаешь, она отнюдь не блещет достоверностью. Ее всякий раз надо проверять и подтверждать.
— Ну, а кто будет ее проверять и удостоверять? В Церкви молчат, светским СМИ доверия нет. К тому же епископ-секретарь вряд ли похож на овцу, скорее он — золотой теленок. Руководил строительством кафедрального собора, скандал на скандале: одна проверка выявила разворовывание на 16 миллионов, вторая на тридцать, и золото какое-то пропало. Сняли со строительства, не успели с тем воровством разобраться, он уже в "лексусное " дело вляпался, теперь вот похищение, особняки. И при всем этом он ордена получает и сам их вручает, по заграницам ездит, служит, священников рукополагает. Кто-то на Украине обращает внимание хотя бы на имиджевые потери, которые он приносит Церкви?
— Не только обращают, но и реагируют. Хищения на строительстве выявили не светские СМИ, а митрополит Павел и митрополит Софроний и доложили о них Священному Синоду. Сам Священный Синод осудил архиепископа Александра за хулу и интриганство, сняв его со многих должностей. Есть жесткий комментарий архиепископа Митрофана по этому поводу. Так что реакция всегда была. Я уверен, что и на этот инцидент она будет, когда, естественно, следствие завершится. Репутационные потери для Церкви, конечно, велики, потому что в нашей истории архиереев иногда преследовали, но по политическим мотивам. Это, может быть, первый случай, когда православный архиерей оказался втянутым в какую-то сугубо уголовно-бандитскую историю. С похитителями, вымогателями, насильниками старались все-таки не дружить. И монахинь, я думаю, со времен Батыя никто никогда не похищал. У меня был один священник, так он говорит: вы знаете, на приходе люди только об этом и спрашивают, а я даже не знаю, как и что толком им объяснить. И такая же ситуация, думаю, на тысячах других наших приходах, и все 80 наших архиереев, уверен, уже по пятьдесят раз всякому встречному и поперечному вынуждены были отвечать, кто, кого и для чего похитил. Как говорят в Одессе: оно кому-то нужно?
— Ты говоришь, что всю правду об этом деле мы узнаем по окончании следствия. Но оно может длиться сколько угодно и под покровом «тайны следствия» кануть в лету.
— Тайна следствия имеет свои параметры, содержательные, временные. Она не может служить прикрытием непрофессионализма, бездеятельности или, хуже того, коррупции следователей. Дело резонансное, и милиция, прокуратура должны информировать общественность о ходе его расследования, как и полагается в демократическом государстве. Надо не лениться тревожить их этими вопросами. Конечно, подозреваемые могут быть заинтересованы в затягивании и в развале дела. Но у нас пока нет поводов не доверять правоохранителям. Впрочем, Синод может назначить свое административное расследование и расставить все точки в вопросах, которые касаются непосредственно Церкви. Это было бы и правильнее, чем ждать, когда прокуратура и суд расскажут нам, что, собственно, у нас произошло.
— А как Церковь оказалась втянутой в это «лексусное дело»?
— Не Церковь, а благотворительный фонд или какая-то другая структура, которая, как я понял, как-то была связана с Покровским монастырем. В Синодальном отделе по благотворительности о ней никто не знает. У нас Церковь не имеет статуса юрлица, но его имеют приходы, коих 12 тысяч, монастыри, епархии и другие структурные подразделения Церкви. Они могут учреждать благотворительные организации или в них участвовать. Эти организации могут добиваться каких-то таможенных, налоговых льгот, особенно если их лоббируют высокие чиновники. Возможно, там была такая же схема, которую уже 20 лет широко практикуют псевдоцерковные организации, тот же анафематствованный Филарет-Денисенко. Когда создаются благотворительные фонды, организации, которые на самом деле занимаются коммерцией с «криминальным сокрытием доходов от налогообложения» и финансируют раскол. Я, скажем, об этом филаретовском спруте много писал, приводил документы финансовых проверок. Через филаретовские братства и благотворительные структуры под видом гуманитарки проходили бытовая техника, оборудование, металл и пр. на миллионы долларов. Это бизнес. Много раз открывали по филаретовским конторкам уголовные дела, вели расследования, но коррупция и мафия бессмертны, а для торжества законности не хватало политической воли.
Страницы: 1 2

Православный календарь 15 июля (2 июля ст.ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).
Святителя Фотия, митр. Киевского (1431).
Свтятителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458).
Празднование в честь ризы Богородицы (Груз.).
Святителя Иувеналия, первомч. Американского и Аляскинского.
Блгв. короля Стефана Великого, Молдавского (1504) (Рум.).
Св. Монегунды Шартрской (Галл.).
Обретение мощей новосщмч. священника Сергия Флоринского Ракверского в Эстонии (1918).
Пожайской иконы Божией Матери
Феодотьевской иконы Божий Матери
Ахтырской икоын Божией Матери.
Положеніе честныя ризы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы во Влахернѣ. (О благоговѣніи ко святынѣ). Прот. Григорій Дьяченко
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:

Тропарь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак Положения честной ризы Пресвятой Богородицы глас 4
Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая,/ даровала еси, священную ризу Твою,/ еюже священное тело Твое прикрывала еси,/ покрове всех человеков,/ еяже положение празднуем любовию/ и вопием со страхом Ти, Чистая:// радуйся, Дево, христиан похвало.
Тропарь святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского глас 4
Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/ святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/ с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/ пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/ в Церкви Его с Ним сочетавшаяся,/ святителю отче Иувеналие,/ предстоя ныне во Царствии Отца светов,/ о почитающих тя любовию молися,/ да мир и милость Спасова будет с нами.
Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского глас 4
Словес евангельских послушателю/ и Божественных учений рачителю,/ премудрый наказателю,/ всегда страху Господню поучаяйся,/ в молитвах к Богу простираяйся,/ заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,/ апостолом сопричастниче,/ вере Христовой утвердителю,/ пророчески вещателю, святителю Фотие,/ моли Христа Бога/ умирити мир и спасти души наша.
Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского глас 8
Троице сосуд явися честный твоим житием,/ святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,/ Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской глас 4
Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Ахтырской глас 8
Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику — / чудотворному Пречистыя Девы образу:/ сей бо нам свыше даровася,/ душам и телесем во спасение,/ емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ покрый и соблюди нас от всякаго зла/ Твоим к Богу матерним предстательством.
Pages: 1 2 3

Священнослужители о разводах

ВЦИОМ провел опрос с целью выяснить, что думают в России о разводах: кто в них виноват и насколько они допустимы.
Развод За последние десятилетия к разводам стали относиться мягче. Если в 1990 году 39% опрошенных заявили, что развод допустим только если семья уже фактически распалась, а 13% — что брак вообще следует сохранять любой ценой, а разводиться недопустимо, то сейчас доля придерживающихся этих взглядов упала до 28% и 10% соответственно.

Доля тех, кто считает, что разводиться можно когда хочется, и что хуже в любом случае не будет, напротив, выросла с 5% до 11%. Еще больше – с 36% до 48% — увеличился процент считающих, что все зависит от конкретного случая.
Главными причинами разводов чаще всего называют измену (24%), бедность (21%), непонимание, эгоизм, ссоры (19%), алкоголизм и наркоманию (16%).
На вопрос, кто из супругов чаще оказывается виноват в разводе, подавляющее большинство (64%) ответило: «оба». Если же винят кого-то одного, то чаще мужчину (12%), чем женщину (8%) – правда, мужчины чаще (12%) винят женщин, а женщины (18%) – мужчин. Еще 12% полагают, что виноватых в таких случаях нет.
«Как бы вы прокомментировали итоги опроса? Какие причины разводов кажутся самыми главными вам?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Сюжеты: Мнения священнослужителей:
Протоиерей Максим Первозванский
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников,
главный редактор журнала «Наследник»
Протоиерей Максим Первозванский Действительно за последние время отношение к браку в нашем обществе все больше уходит от религиозного или квазирелигиозного восприятия, когда брак — не просто сожительство или партнерство, а когда муж и жена дают друг другу обещания в любви и верности до гроба. Даже люди неверующие раньше женились «раз и навсегда», а развод допускался только в крайних случаях. Церковь регламентирует ситуации, когда развод возможен – это измена супругов или систематические свидетельствования о наркомании, алкоголизме и сумасшествии. Эти причины и в светской жизни являются достаточным основанием для развода.
Если в Европе, где брак многими воспринимается просто как партнерство, а люди могут после развода создать новые семьи и вместе дружить, не видя в том ничего страшного, то для наших людей еще недавно это было невозможно, т.к. развод воспринимался как трагедия, после которого взаимное общение прекращалось.
Сейчас отношение к барку дрейфует к европейскому: «Будем вместе жить, пока нам хорошо», — и регистрация в ЗАГСе не сильно меняет эти отношения. Люди стали понимать, что ЗАГС не заключает, а регистрирует браки, и это не обязательно на всю жизнь. Конечно, такое изменение отношений является причиной учащения разводов: как только в отношениях появляется напряжение, люди готовы разводиться, чувство долга у них слишком непрочно, чтобы подпирать брак в жизненных ситуациях.
Я считаю, брак не следует сохранять любой ценой, — Церковь регламентирует случаи, которые допускают развод, — но в других случаях надо брак сохранить. Причем сейчас многие разводятся в зрелом возрасте: годам к 40, вырастив детей, они находят новых партнеров и расстаются с прежними.
Вообще мы биологически так устроены: люди влюбляются не один раз в жизни. Основанием вступления в сожительство является именно влюбленность. Она же была мощным стимулом для заключения брака. Но если потом кто-то понравился на стороне, человек готов разрушать свой нынешний союз, возможно даже с детьми, оправдывая себя тем, что любовь превыше всего. Поэтому одним из главных оснований расторжений брака, кроме классических и названных в опросе, это не измена в чистом виде, а когда люди с легким сердцем сами идут на эту измену.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского
Комментировать тут, по-моему, особо нечего. Надо признать, что развод действительно стал для народа вещью обыденной и приемлемой. Что, естественно, печально. Это свидетельствует, что народ перестает понимать брак как святыню – относится к этому формально. Брак теряет в глазах людей свою ценность.
В чем причина? В том, что люди теряют христианскую мораль, которая некоторое время держалась по инерции, и все дальше погружаются в мир животных, для которых брака не существует. То есть происходит расчеловечивание. Утрата ценности брака – один из самых ярких признаков расчеловечивания.
Страницы: 1 2 3