среда, 5 сентября 2012 г.

Православный календарь 6 сентября (24 августа ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Арсения Комельского
Равноапостольного Космы Этолийского (1779).
Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца (1479).
Празднование в честь явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому
Прп. Аристоклия, старца Московского (1918).
Святой мученицы Сиры, девы Персидской (558).
Священномученика Евтихия
Совятого мученика Татиона (305).
Преподобнго Георгия Лимниота (ок. 716).
Преподобномученика Серафима
Святителя Мартирия, архиепископа Новгородского (1199).
Петровской иконы Пресвятой Богородицы
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь святителя Петра глас 4
Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.
Ин тропарь святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца глас 4
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства прият паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак святителя Петра глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.
Ин кондак святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца глас 4
Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем/ Божественное сияние.
Тропарь преподобного Арсения Комельского глас 4
Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Арсения Комельского глас 8
Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь венную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.
Pages: 1 2 3

Православная Церковь при новом Патриархе, часть 3-я

Продолжение. Начало Здесь
Сергей Филатов
Предстоятель и тандем
Бурная активность патриарха Кирилла побудила свет­ские власти сделать ряд серьезных шагов навстречу РПЦ. Процесс пошел после неожиданных решений президен­та Медведева, принятых им 21 июля 2009 г. на встрече в Барвихе с главами «традиционных» религий и прави­тельственными чиновниками. После встречи Медведев заявил: «Я принял решение поддержать эти две инициа­тивы: обучение основам религиозной культуры и светской этики в российских школах, а также я считаю своевре­менным организовать на постоянной основе работу свя­щеннослужителей в рядах вооруженных сил».

Проблема присутствия религии в общеобразовательной школе была и остается, пожалуй, самой острой во взаимоотношениях церкви и государства (да и общества) со времени распада СССР. Несмотря на существование различных компро­миссных предложений, в общественных дискуссиях чаще всего сталкивались две полярные точки зрения.
Первая, церковная, утверждает, что для воспитания нравственной личности, для воспитания сознательного патриота России необходимо в какой-то форме препода­вание православия. Даже для детей людей, не являющих­ся православными (атеистов, мусульман и т. д.), знаком­ство с православием необходимо, поскольку они являются гражданами России, а православие — основа культуры, менталитета, государственности нашей Родины. Подобная позиция отказывается признавать идейное и религиоз­ное многообразие России. Практически она ставит своей подспудной задачей тотальное обращение всех в адептов РПЦ и оценивает все не принадлежащие РПЦ идейные позиции маргинальными и чуждыми интересам России.
Вторая позиция, секулярная, отказывает религии в праве в каком-либо виде быть представленной в школе на том основании, что ее присутствие по сути будет на­вязыванием народу определенного мировоззрения. При­сутствие религии в школе будет серьезно препятствовать формированию самостоятельных ответственных граждан страны. А это в корне противоречит конституционной норме об отсутствии в России каких-либо официальных идеологий. Компромиссные же предложения о праве ро­дителей выбирать для детей различные мировоззренче­ские курсы в соответствии с их убеждениями также кате­горически отвергаются, так как, по мнению секуляристов, это приведет к разделению общества на отдельные ми­ровоззренческие группы, будет способствовать развитию межрелигиозных и мировоззренческих конфликтов, ро­сту взаимного непонимания. По существу секулярная по­зиция также является достаточно авторитарной. Ее пафос неприятия мировоззренческого многообразия близок па­фосу советской пропаганды, требовавшей единообразия во имя единства. Не признавая за религией права на рав­ное с собой присутствие в школе, секуляристы фактиче­ски провозглашают себя единственными носителями ис­тины. Единство мыслится не как результат гармоничного сотрудничества людей различных мировоззрений, а как продукт навязанных сверху бюрократией идеологиче­ских установок.
Компромисс по вопросу религии в школе вообще в принципе сложен, но он вдвойне сложен в России, так как основные оппоненты (представители РПЦ, атеисты, мусульмане) являются представителями авторитарных идеологий, не склонных к компромиссам. А если оказыва­ются в школе, то часто не видят ничего зазорного в том, чтобы проповедовать нетерпимость (а то и ненависть) к инакомыслящим. Опыт присутствия православных свя­щенников в школах некоторых регионов дал много отвра­тительных примеров унижения и преследования детей протестантов. А руководство РПЦ ни разу даже не изви­нилось за недопустимое поведение своих представителей. Известно много случаев, когда мусульмане подвергали угрозам и остракизму людей, обратившихся в христиан­ство из ислама. Как можно пускать в школу людей с подоб­ными установками? Отдельную проблему представляет со­циальная доктрина РПЦ. Ведь она по существу отрицает демократию и права человека. И что, в школе люди, пред­ставляющие православную культуру, будут отрицать рос­сийскую Конституцию, вообще принципиальный выбор демократического пути развития нашего народа? Опыт стран Европы и Америки показывает, что при большом разнообразии в путях решения этой проблемы (в одних странах религию широко пускают в школу и оплачивают ее присутствие, в других развита система религиозных школ, в третьих — система воскресных школ и т. д.) ве­рующие люди на практике имеют возможность без особых финансовых, бюрократических и иных сложностей дать своим детям религиозное образование по собственному выбору. В то же время нигде не допускается пропаганда вражды к инаковерующим и инакомыслящим, нигде рели­гиозные учителя не выступают противниками демократи­ческого выбора. И Россию рано или поздно постигнет та же судьба: верующие будут иметь возможность (которой они сейчас в большинстве случаев лишены) дать своим де­тям религиозное образование и воспитание, но, с другой стороны, светская власть установит жесткие барьеры для пропагандистов религиозной нетерпимости и антидемо­кратических взглядов в школе. Вопрос в том, как долго мы будем искать свою форму исторического компромисса.
Страницы: 1 2