суббота, 9 февраля 2013 г.

Житие святого Ефрема Печерского, епископа Переяславского

святитель Димитрий Ростовский
Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский; http://svavva.ru
Память: 28 января / 10 февраля
После блаженного Варлаама1, боярского сына, блаженный Ефрем евнух, человек знатного рода и благородного происхождения, весьма любимый князем Изяславом2 и заведовавший у него всем его хозяйством, пришел из княжеского дома к преподобному отцу нашему Антонию и просил его, вместо служения князю, приобщить его к слугам Царя Небесного и возложить на него Святой ангельский образ иноческого чина.
Читать далее »

Слова подвижническія. Преп. Исаакъ Сиринъ

Свѣдѣнія о преподобномъ Исаакѣ Сиринѣ и его писаніяхъ
Слова подвижническія. Преп. Исаакъ Сиринъ  Цѣлую тысячу лѣтъ по смерти преп. Исаака Сирина, именно-съ начала VIII в. до начала XVIII-го, въ Европѣ ничего не знали о немъ, кромѣ его имени и сочиненій. Ученые строили догадки о личности его.

Одни принимали нашего автора за одно лицо съ Исаакомъ, пресвитеромъ Антіохійскимъ, извѣстнымъ полемистомъ и стихотворцемъ V в.; другіе ученые считали его за одно ліцо съ Исаакомъ, спасавшимся въ Италіи около города Сполеты, о которомъ говоритъ св. Григорій Двоесловъ въ 3-й книгѣ своихъ „Діалоговъ«1. Греческія же и славянскія рукописи съ сочиненіями преп. Исаака сообщали, что онъ был „епископомъ Ниневійскимъ и отшельникомъ».
Такъ дѣло обстояло до 1719 года.
Въ 1719 году въ Римѣ вышелъ въ свѣтъ первый томъ „Bibliothecae orientalis clementino-vaticanae: de scriptoribus syris orthodoxis", Ios. S. Assemani Suri Maronitae.
Здѣсь, на стр. 444-445, помѣщено составленное анонимнымъ авторомъ арабское жизнеописаніе преп. Исаака. Это жизнеописаніе, не говоря точно о времени жизни и смерти преподобнаго, ни о мѣстѣ его рожденія и кончины, даетъ, однако довольно много интересныхъ свѣдѣній о его жизни.
По этому жизнеописанію преп. Исаакъ вмѣстѣ со своимъ роднымъ братомъ поступилъ въ монастырь Мар-Матѳея2.
Когда братья стали выдаваться изъ среды другихъ своею ученостію и подвижничествомъ, брату св. Исаака было предоставлено начальствованіе надъ монастыремъ и управленіе монахами А св. Исаакъ „по исполненіи монашескаго порядка", т. е. пройдя вполнѣ искусъ общежитія, удалился въ отшельническую келлію, находившуюся неподалеку отъ монастыря, гдѣ всецѣло отдался безмолвію и уединенію, отлучивши себя отъ человѣческаго общества. И хотя братъ настаивалъ въ частыхъ письмахъ къ нему, чтобы онъ вернулся въ монастырь, однако преподобный оставался непоколебимъ въ своемъ намѣреніи3 . Когда же слава о его учености и святости жизни распространилась повсюду, онъ былъ возведенъ на епископскій престолъ великаго города Ниневіи. Но, увидя грубые нравы жителей этого города и чувствуя себя не въ силахъ исправить ихъ4 и въ то же время тоскуя по тишинѣ и миру отшельнической келліи, онъ отказался отъ епископства и удалился „въ святую скитскую пустыню", гдѣ и жилъ до самой смерти, достигнувъ высочайшаго совершенства въ богоугодной жизни. Жилъ этотъ святой въ началѣ седьмой тысячи лѣтъ отъ сотворенія міра.
Вотъ что узнала о св. Исаакѣ Европа съ 1719 г, и только это она и знала о немъ и до 1890 г., когда французскій ученый сиріологъ аббатъ Chabot открылъ и опубликовалъ твореніе сирскаго историка VIII в. Іезудены, еп Басры5 .
Въ сочинсніи Іезудены „de castitate" (de la Ghastete), куда авторъ по словамъ сирскаго писателя Ebed-Iesm», «со6ралъ исторіи всѣхъ святыхъ и основателей (монастырей)», говорится, между прочнмъ, и о св. «Мар-Исаакѣ, епіскопѣ Ниневін, который отказался отъ епископства и написалъ книги о монашеской жизни».
Вотъ что Іезудена разсказываетъ объ этомъ Исаакѣ:
Онъ былъ поставленъ въ епископы Ниневіи патріархомъ Георгомъ въ монастырѣ Беѳ-Абэ. Послѣ управленія своего въ теченіе пяти мѣсяцевъ Ниневійскимъ діоцезомъ, въ качествѣ преемника епископа Моисея, онъ отказался (отъ епископства) по причинамъ, Богъ знаетъ какимъ, и удалился жить на гору... Мату (Matout), которая окружаетъ мѣстность Беѳ-Гузайа (Beit-Houzayé), и жилъ въ уединеніи вмѣстѣ съ отшельниками, находившимися тамъ. Потомъ онъ ушелъ въ монастырь Раббанъ-Шабуръ. Онъ весьма прилежно изучалъ Священныя книги, до такой степени, что потерялъ зрѣніе вслѣдствіе пылкости въ чтеніи и своего поста6. Исаакъ былъ достаточно свѣдущъ въ знаніи Божественныхъ тайнъ: онъ составилъ труды о духовной жизни монаховъ.
Исаакъ покинулъ свою временную жизнь въ глубокой старости и сложилъ свое тѣло въ монастырѣ Шабуръ. Онъ былъ изъ Беѳ-Катарайа (Beit-Katarayé)».
Безъ сомнѣнія, Іезудена говоритъ о томъ же св. Исаакѣ Сиринѣ, о которомъ говоритъ и анонимный авторъ у Ассемана, потому что странно было бы думать, что могли быть два Исаака, оба — епископы Ниневіи, которые по краткомъ времени отказалисъ отъ престола и т. д. Но въ то же время эти свидѣтельства о св. Исаакѣ противорѣчатъ другъ другу въ нѣкоторыхъ своихъ пунктахъ, и даже весьма рѣзко. Сдѣлаемъ сравненіе ихъ.
Іезудена дополняетъ Ассемановскій разсказъ указаніемъ родины и времени жизни св. Исаака. «Онъ былъ, — говоритъ Іезудена, — изъ Беѳ-Катарайа». Беѳ-Катарайа, по словамъ Bedjan’a, находится на берегу Персидскаго залива, «по сю сторону Индіи»7. Далѣе, Іезудена говоритъ, что св. Исаакъ былъ поставленъ въ епископы Ниневіи патріархомъ Георгомъ въ преемники Моисею, а патріархъ Георгъ и епископъ Ниневіи Моисей жили во 2-ой половинѣ VII в.8. Значитъ, и св. Исаакъ жилъ во 2-ой половинѣ VII в., а умеръ, вѣроятнѣе всего, въ первой половинѣ ѴIII-го.
О монастырѣ Мар-Матѳея Іезудена ничего не говоритъ.
О епископствѣ и отказѣ отъ него оба автора говорятъ одинаково, но, пo Ассеману, св. Исаакъ удалился послѣ сего въ «святую скитскую пустыню», подъ которой естественнѣе всего разумѣть Египетскую, извѣстную подъ такимъ названіемъ, а Іезудена говоритъ, что св. Исаакъ удалился жить на гору Мату, окружающую мѣстность Беѳ-Гузайа (современный Хузистанъ), которая лежитъ выше сѣвернаго берега Персидскаго залива.
Гдѣ находился монастырь Раббанъ-Шабуръ, куда, по словамъ Іезудены, удалился подъ конецъ жизни св. Исаакъ, неизвѣстно. Въ «studia syriaca» Rahmani9 есть свидѣтельство, что св. «Исаакъ былъ монахомъ и учителемъ на своей родинѣ». Но трудно рѣшить, относится ли это свидѣтельство ко времени жизни св. Исаака до его епископства, или — ко времени его жизни послѣ епископства10...
Вотъ все, что можно сказать о св. Исаакѣ. Можетъ быть, въ недалекомъ будущемъ, ученые, усердно занимающіеся теперь открытіемъ и изученіемъ сирской христіанской литературы, и откроютъ что-нибудь, чтó дополнитъ или поправитъ сказаніе Іезудены, но пока ничего больше о св. Исаакѣ мы не знаемъ. Въ VI-VII вв. въ Сиріи замѣтно было «значительное увлеченіе аскетическимъ идеаломъ жизни древней Церкви» или начальнаго монашества11. Это увлеченіе отразилось и въ сирской литературѣ; поэтому въ Сиріи появилось за это время довольно много аскетическихъ сочиненій12. Первое мѣсто среди нихъ принадлежитъ, безспорно, сочиненіямъ св. Исаака. И теперь даже, когда прошло цѣлыхъ 12 вѣковъ со времени ихъ написанія, эти сочиненія полны свѣжаго интереса, замѣчательно оригинальны и глубоко поучительны. Св. Исаакъ — великій психологъ и философъ, чтó видно, напримѣръ, хотя бы изъ одного его ученія о вѣдѣніи и вѣрѣ. Онъ — удивительный знатокъ Священнаго Писанія, Новаго и Ветхаго Завѣта, и обширной аскетической литературы, греческой и, по всей вѣроятности, своей родной, сирской13. Онъ, наконецъ, — мудрый и опытный наставникъ и руководитель въ христіанской духовной жизни: «Долгое время искушаемый въ десныхъ и шуихъ, — пишетъ самъ св. Исаакъ, — многократно извѣдавъ себя сими двумя способами14, пріявъ на себя безчисленные удары противника и сподобившись втайнѣ великихъ вспоможеній, въ продолженіе многихъ лѣтъ снискалъ я опытность и по благодати Божіей опытно дозналъ слѣдующее»15, чтó и предлагаетъ «для возбужденія и просвѣщенія душъ» своихъ читателей16 .
Св. Исаакъ былъ, повидимому, однимъ изъ плодовитѣйшихъ писателей. По свидѣтельству сирскаго писателя начала XIV в. Ebed-Iesu, «св. Исаакъ Ниневійскій составилъ семь томовъ о водительствѣ духа, о Божественныхъ тайнахъ, о cудахъ и о благочиніи (politia)»17. Даніилъ Тубанита, еп. Беѳ-Гармэ, по свидѣтельству того же Ebed-Iesu, «написалъ разрѣшеніе вопросовъ божественнаго пятаго тома св. Исаака Ниневійскаго»18. Что это за «томы», о которыхъ говоритъ Ebed-Iesu, неизвѣстно, и, повидимому, они не всѣ до насъ дошли. Въ 1909 году въ первый разъ вышелъ въ свѣтъ печатный сирскій текстъ сочиненій св. Исаака подъ заглавіемъ: «Mar Isaacus Ninivita de perfectione religiosa, quam edidit P. Bedjan». Здѣсь, судя по заглавію, помѣщено 107 словъ, или главъ, но издатель говоритъ, что это только «первая часть сочиненія св. Исаака»19, что онъ могъ бы издать и 2-ой и 3-ій томы этого сочиненія, если-бы только могъ свѣрить имѣющіеся у него манускрипты съ другими параллельными20. И издатель очень жалѣетъ, что не можетъ этого сдѣлать и издать эти новые томы, жалѣетъ потому, что тамъ «много прекрасныхъ страницъ».
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 10 февраля (28 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Собор святых новомучеников и исповедников Российских
Преподобного Ефрема Сирина
Преподобного Феодосия Тотемского
Преподобного Ефрема Печерского, еп. Переяславского
Преподобного Леонтия (Стасевича), архим.
Св. Феодора Богоявленского исп., пресвитера (1933).
Сщмчч. Игнатия, еп. Скопинского
Преподобного Ефрема Новоторжского
Преподобного Палладия пустынника Сирского (IV).
Преподобного Исаака Сирина, еп. Ниневийского
Прп. Иоанна Реоманского (Галл.).
прп. Иакова Порфирианского (Греч.).
Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прп. Ефрема Сирина. Тропарь, глас 8.
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Прп. Ефрема Сирина. Кондак, глас 2.
Час присно провидя Суда,/ рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/ делателен же был еси в делех учитель, преподобие./ Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.
Прп. Ефрема Новоторжского. Тропарь, глас 1.
Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.
Прп. Ефрема Новоторжского. Кондак, глас 8.
Яко Богоявленная Российская звезда,/ днесь сияя чудесы, явился еси, преподобие отче Ефреме./ Тем не престай моляся о стаде своем,/ сохраняли отечество твое, град же и люди,/ иже тебе верою почитающих/ и к честным мощем твоим усердно притекающих,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Богомудре Ефреме, отче наш.
Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского. Тропарь, глас 8.
Духом горя путешествия к святым местом, / странствовал еси в Греческую землю, / святителю Ефреме, / отнюдуже со многою пользою возвращаяся, / устав святаго Студийскаго монастыря списав, / аки некий многочестен дар, семо принесл еси, / имже и днесь Церковь Российская управляема / славит тебе, истиннаго о ней промысленника.
Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского. Кондак, глас 8.
Церкви Православной Российской по желанию Бргоноснаго Феодосия устав Студийский принесшаго,/ во святйтелех же светло просиявшаго/ и стадо свое добре упасшаго,/ восхваляем тя, Ефреме,/ яко молящася Господеви о всех нас.
Прп. Феодосия Тотемского. Тропарь, глас 1.
От юности, преподобне Феодосие, / желание твое ко Христу Богу вперил еси, / егоже ради град и отечество оставль / и славу суетную, яко прах вменив, / последовал еси преподобному Димитрию / и обители его сожитель был еси, / преселився ко граду Тотьме / и в междоречие вселився, / постом и бдением, и власяным одеянием, / и веригами тело твое удручил еси. / Сего ради Бог, видев твоя труды, / по преставлении твоем чудесы обогати тя: / бесы изгоняеши и слепыя просвещаеши, / от всяких недуг и бед избавляеши приходящия к тебе с верою и вопиющия: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Дающему тобою всем исцеление.
Прп. Феодосия Тотемского. Ин тропарь, глас 2.
От мирскаго мятежа изшед,/ преподобие отче наш Феодосие,/ и в тихое пристанище достиг,/ преподобному Димитрию сожитель был еси,/ и оттуду, Божиим Духом направляемь,/ во град Тотьму преселился еси,/ и во отоцех водных обитель себе воздвигл еси,/ идеже равноангельное житие пожив,/ последовал еси Христу,/ Егоже ради власяну ризу и вериги на теле твоем носил еси./ Смирением и нищелюбием украсився,/ славу суетную презрел еси/ и отеческое имение добре расточил еси,/ молением же к Богу и слезными струями бесы посрамил еси,/ темже по успении твоем Христос даром чудес обогати тя./ Имея убо дерзновение ко Господу,/ преподобие отче наш Феодосие,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Прп. Феодосия Тотемского. Кондак, глас 8.
Воздержанием плоть изнурил еси/ и непрестанными молитвами, яко Ангел, возвысился еси,/ струями же слезными бесовския полки погрузил еси./ И ныне во Свете невечернем ликуеши у Христа Бога/ и приходящим ко святому твоему гробу неоскудно исцеление подаеши,/ верою вопиющим тебе:/ радуйся, отче Феодосие Богомудре.
Pages: 1 2 3