суббота, 24 марта 2012 г.

Лествица райская, Скрижали духовные

Видение Иоанна Лествичника
Лествица или скрижали духовные

Лествица райская, Скрижали духовные — основное сочинение Иоанна Лествичника
I. Рукописи и издания. На древнегреч. языке существует не менее 73 рукописей «Лествицы», максимальное их число относится к XI и XIV вв. Среди рукописей есть богато иллюстрированные, напр. пергаменный кодекс 915.50 афонского мон-ря Ставроникита, где перед каждым Словом изображается монах, каждый последующий стоит на более высокой ступени лестницы.
Впервые текст «Лествицы» был напечатан иезуитом М. Радером, который издал сначала Слово «К пастырю», а затем всю «Лествицу» вместе с различными греч. схолиями, к-рые приводятся после каждой ступени. Это несовершенное издание, основывающееся на малом числе рукописей и на новогреч. переводе еп. Максима (Маргуния) Киферского.
Написана в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). Сочинение относится к разряду аскетической литературы.
Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна:
«Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, — в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии.
— Димитрий Ростовский. Жития святых (30 марта)
«Ступени»
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 слов, представляющей собой «ступени» добродетелей по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к Лествице следующим образом:
Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.
«Ступени» можно сгруппировать следующим образом:
Группа Ступени
Борьба с мирской суетой: (ступени 1-4) Отречение мирского жития; Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире); Странничество (уклонение от мира); Послушание
Скорби на пути к истинному блаженству: (ступени 5-7) Покаяние; Память о смерти; Плач о своей греховности.
Борьба с пороками: (ступени 8-17) Кротость и безгневие; Удаление памятозлобия; Несквернословие; Молчание; Правдивость; Отсутствие уныния и лености;
Борьба с чревоугодием; Целомудрие; Борьба со сребролюбием; Нестяжание.
Преодоление преград в аскетической жизни: (ступени 18-26) Искоренение нечувствия; Малый сон, усердие к братской молитве; Телесное бдение; Отсутствие боязливости и укрепление в вере; Искоренение тщеславия; Отсутствие гордыни; Кротость, простота и незлобие; Смиренномудрие; Низложение страстей и укрепление добродетелей.
Душевный мир: (ступени 27-29) Безмолвие души и тела; Молитва; Бесстрастие;
Вершина пути — союз трёх главных добродетелей: (ступень 30) Вера, надежда и любовь
Изображение Лествицы Иоанна часто встречается на иконах, в книгах, на нравоучительных лубках и т. д. Изображается лестница от земли к небу, по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (условно обозначенный разломом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы.
Иллюминированные рукописи Лествицы, наглядно представляющие идеалы монашеской аскетики, появляются во второй половине XI века. Некоторые содержат развернутый цикл иллюстраций различных ступений покаяния и аскезы, но изначально в греческих рукописях было лишь выполненное чернилами изображение лестницы с 30-ю ступенями, увенчанной крестом.

Девять Заповедей Блаженства

Девять заповедей блаженства

Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья.

Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются.

Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья.

1 Блаженны нищие духом (греч. πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное.
2 Блаженны плачущие (греч. πενθοῦντες , скорбящие), ибо они утешатся.
3 Блаженны кроткие (греч. πραεῖς), ибо они наследуют землю.
4 Блаженны алчущие и жаждущие правды (греч. δικαιοσύνη& nu;, праведности), ибо они насытятся.
5 Блаженны милостивые (греч. ἐλεήμονες), ибо они помилованы будут.
6 Блаженны чистые сердцем (греч. καθαροὶ τῇ καρδίᾳ), ибо они Бога узрят.
7 Блаженны миротворцы (греч. εἰρηνοποι&omicron ;ίв ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.
8 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
На церковнославянском языке по Мф 5, 3-11

1 Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное
2 Блажени плачущии, яко тии утешатся
3 Блажени кротцыи, яко тии наследят землю
4 Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся
5 Блажени милостивии, яко тии помиловани будут
6 Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
7 Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся
8 Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное
9 Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах: тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас.

На церковнославянском языке по Мф 5, 3-11
1 Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное
2 Блажени плачущии, яко тии утешатся
3 Блажени кротцыи, яко тии наследят землю
4 Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся
5 Блажени милостивии, яко тии помиловани будут
6 Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
7 Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся
8 Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное
9 Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах: тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас.

Заповеди блаженства по Лк 6, 20-23
В синодальном переводе:
1 Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
2 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
3 Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
4 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
В переводе Кузнецовой:
1 Радуйтесь, бедные! Царство Бога ваше.
2 Радуйтесь, кто голоден теперь! Бог вас насытит.
3 Радуйтесь, кто плачет теперь! Вы будете смеяться.
4 Радуйтесь, когда люди вас ненавидят и когда изгоняют, оскорбляют и чернят ваше имя – и всё это из-за Сына человеческого. Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости! Вас ждёт на небесах великая награда!
В переводе Аверинцева:
1 Блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие.
2 Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.
3 Блаженны плачущие ныне, ибо вы посмеетесь.
4 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, когда отлучат вас, и оклевещут, и подвергнут имя ваше бесчестию из-за Сына Человеческого; радуйтесь в тот день и ликуйте, ибо вот, велика награда ваша на небе!
В современных переводах, учитывающих библейскую критику, в первом макаризме по Лк ничего не говорится о духе.
«Горе вам»
Относительно малоизвестен тот факт, что в Евангелии от Луки (Лк.6:24-26) Иисус Христос противопоставляет заповедям блаженства «заповеди горя», напротив:
1 Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (славянский текст — яко отстоите утешения вашего).
2 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.
3 Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
4 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо![4] ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Православный календарь 25 марта (12 марта ст.ст.)

Преподобного Иоанна Лествичника
Прав. Аарона Первосвященника.
Преподобного Феофана исп., Сигрианского (818).
Праведного Кира.
Праведного Финееса (ок. 1500 г. до Р.Х.).
Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604).
Преподобного Симеона Нового Богослова (1021).
Лиддской, нерукотворной (на столпе) икон Божией Матери (I).
Св. Александра исп. пресвитера (1933).
Сщмч. Иоанна пресвитера, прмч. Владимира (1938).
Сщмч. Сергия пресвитера (1943).
Св. Алфегия, еп. Винчестерского (951) (Кельт. и Брит.).
Св. Павла, еп. Леонского в Британии (572).
Св. Никодима Маммолского в Калабрии (990).
День восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (1917). (Груз.)
Блгв. царя мч. Димитрия Самопожертвователя, Грузинского (1289). (Груз.)
Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского (XIV).

Молитвы:

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 4

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне,/ твоя Божественныя добродетели,/ к Небеси возводящия ны:/ добродетелей бо ты был еси воображение./ Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, глас 1

Плоды присноцветущия,/от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Тропарь, глас 4.
Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,/ славне Григорие,/ и Того силою укрепляема/ евангельски шествовати изволил еси./ Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/ Егоже моли,/ да спасет души наша.

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Кондак, глас 3.
Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Прп. Феофана исп., Сигрианского. Тропарь, глас 5.
Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша.

Прп. Феофана исп., Сигрианского. Кондак, глас 2.
Свыше прием Божественное откровение,/ со тщанием изшел еси от среды молвы житейский/ и, уединився, преподобие, чудес приял еси действо/ и пророчества достоинство,/ богатства и супружницы лишився.

Прп. Симеона Нового Богослова. Тропарь, глас 3.
Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.

Прп. Симеона Нового Богослова. Ин тропарь, глас 1.
Внешний мудрости пребывая непричастен,/ Божественный же преисполнен был еси последи/ и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне./ Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием:/ слава тя прославлынему Христу,/ слава тя дивна Показавшему,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Симеона Нового Богослова. Кондак, глас 3.
Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Прав. Аарона Первосвященника. Тропарь, глас 3.
Стеблю Левиина корене,/ приимый чин древняго Мафусаила,/ он бо отча ради к Богу вознесения,/ ты же братня ради с Богом беседования,/ первосвященный во Израили молебниче о всех,/ умоли Бога купно с братом своим боговидцем,/ да избавимся от всякия скорби.

Прав. Аарона Первосвященника. Кондак, глас 3.
Преиспещрено имый одеяние от честных камений,/ процветенный священством, Аароне,/ твой сухий жезл процветущий/ прообразоваше от Нескверныя Пречистыя Девы Сына Божия рождество,/ истиннаго Священнопастыря старейшаго,/ Егоже моли со всеми освященными лики,/ да спасет ны по велицей Его милости.

Pages: 1 2 3