вторник, 13 ноября 2012 г.

Священники большого города. Отец Алексий Гостев

Почему осложнились отношения интеллигенции и церкви. О чем нужно помнить христианину, если его смущают высказывания некоторых иерархов. Почему реабилитация нужна не только наркоманам, но и их родственникам
Александр Борзенко
Возраст: 45 лет.
Образование: русское отделение филологического факультета МГУ.
Работа: настоятель храма Святителя Николая села Аксиньино Одинцовского района Московской области.
Про свой путь в церковь
Систематически ходить в храм я начал в 1980-х годах. Я тогда занимался с репетиторами, ездил на какие-то курсы в университет, и мой маршрут пролегал через станцию «Кропоткинская». Там находится замечательный храм Ильи Обыденного, один из лучших московских приходов того времени. В нем служили прекрасные священники, регулярно звучали проповеди, что, надо сказать, тогда было редкостью — во многих московских храмах проповедовали только по большим праздникам. А в Обыденском и проповеди были, и прекрасный хор, и сама атмосфера была удивительно одухотворенная и интеллигентная. Позже я узнал из литературы, что в этой церкви служил свои первые после рукоположения литургии отец Сергий Булгаков. В двадцатые годы философ Лосев здесь звонил в колокола. Я очень благодарен Богу за то, что оказался, скажем так, в духовном поле этого храма.
После школы я поступил на русское отделение филологического факультета МГУ. Постепенно оформлялось мое желание посвятить жизнь церкви. Занимался я изучением Достоевского, что немало способствовало обращению к богословским проблемам. После защиты диплома возник вопрос: идти в аспирантуру или в семинарию. На пятом курсе я пришел в церковь Троицы в Хорошеве — это уже было в перестройку. Читал, помогал в алтаре — и так провел полный церковный год. После этого хотел просить у духовника благословение для поступления в семинарию.
В этот момент храмы в массовом порядке стали отдавать церкви, и стало очевидно, что если РПЦ не начнет присылать туда священников, то эти храмы могут оказаться в руках у сектантов или будут использоваться не по назначению. Тогда стали рукополагать не только тех, кто закончил семинарию, но всех, кто был более или менее готов и имел рекомендацию духовника. Так и получилось, что вместо поступления в духовную школу я сразу стал священником. Мне было тогда 23 года.
Про служение в разрушенном храме
Я часто вспоминаю, как мы с моим товарищем впервые приехали в Аксиньино. На месте храма были руины, помещение занимал совхозный склад, где хранилось сено, а вокруг была такая буйная растительность, что поначалу у меня сложилось ощущение, что мы просто-напросто ошиблись адресом и прибыли не в то село.
В течение месяца я служил молебны и панихиды, а потом выдали антиминс, и я стал совершать литургию — в условиях, близких к походным. За год до этого остов шатра колокольни снес ураган, и он упал прямо на крышу храма. И сперва пришлось заниматься восстановлением кровли, потому что иначе дожди и снег привели бы к тому, что обрушился бы свод. Так понемногу началась реставрация, одновременно проводились богослужения, и жизнь прихода стала постепенно возрождаться.
Первые годы мы с женой снимали жилье у прихожан на Николиной Горе. Это был старинный дом, который, к слову, был построен композитором Мясковским. Представлял он из себя сруб на лесном участке, вода была в пятидесяти метрах в одну сторону, туалет — в пятидесяти метрах в другую. Словом, жизнь в таких условиях сложно было назвать комфортной, но я помню ощущение счастья, когда мы проснулись после первой ночи в этом доме: небо, сосны, выпал первый снег.
Так мы жили два года, потом перебрались в помещение бывшей крестильни при храме. В советские годы этот дом занимал сельсовет. В данном случае проявилась паразитарная сущность советской власти: за семьдесят лет в селе ничего не построили, и даже для сельсовета использовали церковную крестильню! А дом священника был преобразован в клуб, который тогда, в начале 90-х, работал, что называется, на износ. Так что когда нам этот клуб передали, дом фактически уже не подлежал восстановлению. Лишь через десять лет удалось построить на этом месте дом причта. К слову о церковном доме. Изначально он принадлежал протоиерею Георгию Колоколову, бывшему настоятелем храма до начала тридцатых годов. Это был выдающийся пастырь, законоучитель ряда учебных заведений округи, член краеведческого общества. В 1931 году его отправили строить Беломорканал, а после краткого освобождения вновь арестовали, обвинив в контрреволюционной пропаганде, и расстреляли на полигоне в Бутове. На Архиерейском соборе 2000 года протоиерей Георгий Колоколов был причислен к лику новомучеников российских.
Церковь и интеллигенция
Интеллигенция в некотором смысле уникальное русское явление. В европейских языках отсутствует само понятие интеллигенция. Она возникла именно в России в конце девятнадцатого века как слой людей из самых разных сфер жизни, живущих идеями, культурных и творческих, иногда оторванных от действительности и слабо связанных с жизнью других классов общества. Формирование этого слоя, как правило, происходило под знаком либерализма и свободомыслия. С духовенством у интеллигенции до определенного времени было мало точек пересечения. Ситуация меняется на рубеже столетий, когда лучшие представители интеллигенции разочаровываются в революционной идеологии и обращаются к религиозным ценностям. Некоторые из них становятся священниками, как, например, Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Этот процесс был отчасти запечатлен в сборнике «Вехи», столь раздражавшем, и не случайно, в свое время Ленина.
В советские годы появляется так называемая советская интеллигенция, но также сохранялись традиции интеллигенции подлинной, и, как правило, это были глубоко верующие люди: Сергей Фудель, Алексей Лосев, Сергей Аверинцев и многие-многие другие. Под гнетом советских гонений и общей культурной и духовной дегенерации лучшие представители интеллигенции и духовенства солидаризировались и сплотились. В целом, к сожалению, как духовный уровень интеллигенции, так и уровень интеллигентности духовенства в этот период существенно понизился. И нельзя сказать, что после перестройки эта ситуация изменилась кардинально.
Новое время принесло новые проблемы и новую поляризацию. В начале 90-х наметилась тенденция к сближению всех сравнительно здоровых сил общества и возникли надежды на духовное, культурное и социальное возрождение, особую роль в котором должна была играть Русская церковь. В действительности все оказалось сложнее и печальнее. Романтизм иссяк. Огромный кредит доверия, которым пользовалась в обществе церковь, постепенно уменьшается. Увы, нам не удалось встать во главе нравственного и социального возрождения, которое остается величиной скорее искомой, чем данной и даже заданной. И духовенство оказалось в этой ситуации не впереди общества, но внутри его, разделяя его проблемы и весь извилистый путь последних десятилетий. Интеллигенция и духовенство сегодня вновь входят в фазу отчуждения, как это было до революции и в целом продолжалось в советский период. История показывает нам, что это не идет во благо ни обществу, ни церкви. Необходим диалог. Гордыня, сознание исключительности и нетерпимость не украшают ни представителей интеллигенции, ни представителей духовенства. Диалог неизбежно предполагает доброжелательность, открытость, готовность слушать и понимать. К этому должны мы стремиться — как в общем, так и на уровне личных контактов и взаимодействия.
Страницы: 1 2

Рассказ Инги Эйкевог, сбежавшей из Норвегии. Часть 4

Продолжение. Начало Здесь
Анна Кисличенко
Как ей удалось уехать
Продолжаю рассказ Инги о том, насколько отличаются наши представления от норвежских.
Придет ли у нас кому-то в голову кормить 11-месяного малыша свиным паштетом? Ну разве что в самых крайних обстоятельствах. Другая культура, другие традиции. Насчет закаливания я, кстати, согласна с норвежцами. Итак, рассказ Инги:

В начале июля муж убедил меня всей семьёй переехать в дом его родителей, удалённый от города, объясняя это тем, что мне необходимы помощь и возможность отдыха от каждодневных забот. Позже мне стало ясно, что основной целью являлось желание контролировать то, как я кормлю и забочусь о ребенке, с тем, чтобы под руководством свекрови как можно скорее склонить меня к принятию норвежской «системы».
Практически сразу после переезда начались разногласия в этом вопросе. Супруг настаивал на прогулках с ребенком в дождливую и очень ветреную, на грани с штормом, погоду. Аргументом служило то, что местные дети должны гулять в любую погоду (мороз, снег с дождём, сильный ветер), главное, чтобы у ребенка была «соответствующая одежда для дождя». Ведь такого же принципа придерживаются и в детских садах. То, что по этой причине дети часто заболевают и вынуждены пропускать посещение детского сада, никого не волнует. В Норвегии принято закалять детей.
Все мои просьбы освободить или защитить комнату, где играл ребенок, от острых и просто опасных для его здоровья и жизни предметов, как то гранитная основание камина с острыми краями, на которое то и дело норовился забраться наш сын, который ползал, только-только учился ходить и поэтому часто падал, были встречены с недоумением. Ответом послужило объяснение, что испытывая боль, дети должны «учиться». В Норвегии не принято что-то запрещать детям (кроме конфет в будние дни). Это расценивается как ограничение их свободы. Понадобилось полчаса, чтобы убедить мужа прислушаться ко мне.
Мне особо запомнились два случая. Находясь у нас в гостях, сестра мужа, медик, пыталась запретить мне промыть рану на голове у нашего сына, который, будучи под её присмотром и моего мужа, получил её, ударившись об острую деталь мебели. Моё желание промыть и продезинфицировать рану было встречено с недовольством, как будто я усомнилась в её профессиональной компетентности. Как мать я не имела право на собственное мнение.
Когда на следующий день после того, как заболел наш сын, к нам в гости приехали родители мужа, я попросила их не тревожить сон ребенка, которому стало немного лучше после высокой температуры. Они громко разговаривали и шумели и разбудили сына. Свекр объяснил мне, что дети должны приучаться спать при любом шуме с тем, чтобы не мешать родителям вести привычный образ жизни (позже таким же мнением поделился и сотрудник мужа, гордившийся тем, что его ребенок мог спать при включенном телевизоре.)
Мой муж горячо поддерживал такую точку зрения. Несмотря на мои просьбы, свекр и свекровь очень шумно и активно играли с больным ребенком, которому был показан покой и отдых (так рекомендовала врач в коммерческой клинике, куда мы обратились), и который перевозбудился настолько, что у него снова поднялась повышенная температура, он отказывался от еды, плакал и не мог заснуть. Мои тревоги за состояние сына только насмешили свекра, он говорил: «Ничего, поест и поспит потом». Когда я поделилась с ним, что уже несколько дней после нашего приезда в Норвегию ребенок страдает расстройством кишечника и причиной может быть кишечная инфекция, свекр ответил, что незачем волноваться, ведь ребенок выглядит нормально. На моё замечание, что у нас в России принято обращаться с этим тревожным фактором к врачу, он довольно жестко сказал, что теперь я больше не в России, я в Норвегии. Кстати, на ту же жалобу в детской поликлинике медсестра ответила уже привычной для меня фразой: «У детей это бывает, само пройдёт».
В Норвегии принято поить детей, в том числе и в возрасте до 1 года, холодным молоком или соком прямо из холодильника, как будто про риск ангины при этом здесь даже не слышали.
После того, как стало заканчиваться закупленное в России детское питание, к которому привык ребенок (детское питание в местных супермаркетах, соответствующее возрасту ребенка, в отличие от сделанного в России, почти не содержало мяса и ребенку не нравилось, да и выбор его был невелик, хотя перед переездом муж убеждал меня, что ассортимент очень обширен) свекровь и муж стали снова стали приучать его к рациону норвежского детского сада — бутерброды с паштетом из свиной печени, консервами из макрели в томатном соусе и сладким «сыром», спредом, по вкусу и составу показавшимся мне варёной сгущёнкой. В последнем содержалось 8% сахара, что совсем нежелательно для младенческого организма.
Повторяя слова медсестры, муж настаивал, что ребенку нужен «жир». Мои попытки обратить внимания мужа на статьи педиатров, пользующихся международным признанием и уважением, где говорилось, что детям, а тем более грудного возраста, жир не нужен и даже вреден, были встречены отрицательно. Муж и свекровь перекармливали ребенка сливочным маслом, переработать которое его ещё неразвитая для его возраста печень не могла.
Я стала замечать у ребенка признаки гастрита — желтое нёбо и налёт на языке, потеря аппетита, плохой сон.
Был случай, когда с целью не дать мне вмешаться в процесс кормления ребенка, свекровь повышала голос и пыталась принудить меня покинуть кухню, где мой муж кормил ребенка хлебом с «сыром», подозрительно напоминающим варёную сгущёнку.
Однажды, заметив, что муж дал ребенку красное яблоко, я предупредила его о риске аллергии и предложила давать сыну только зеленые яблоки, сок из которых он привык пить. Муж не прислушался к моим словам. На другой день тело сына покрылось красной сыпью. Несмотря на мои возражения в доме родителей мужа продолжали давать ребенку красные яблоки, а сыпи становилось всё больше. Пришлось обратиться к врачу, который подтвердил причины аллергии. Мне было обидно, что меня не только не считают компетентной в вопросах кормления сына, но и вообще не принимали во внимание.
Моё несогласие с такими методами питания игнорировалось. Или я слышала от мужа заученную им фразу: «Моя мама 20 лет проработала в детском саду, она — профессионал. Дети в Норвегии растут на этом питании». Замечу, что никакого педагогического образования для работы с детьми дошкольного возраста у свекрови нет. По словам мужа — только курсы. Такова половина воспитателей в детских садах в Норвегии.
Когда по приезду в Россию я поделилась навязываемым ребенку рационом с его детским врачом, он был поражён, т.к. слышал об этом впервые.
Спустя несколько дней после переезда к его родителям сильно обострилось наше с мужем несогласие по поводу кормления и заботы о ребенке.
Однажды муж пришёл с работы сильно задумчивым и напряженным. Заметив это, я поинтересовалась, что произошло. После того, как, казалось бы, он прислушался к моим доводам и признал их разумность, он вдруг признался, что его последующее поведение было ложью и игрой, т.к. менять свою точку зрения он был не намерен, а переубедить меня он не мог.
Для меня это было шоком. Мы сильно поссорились.
На основании того, что я не разделяю норвежской «системы», муж обвинял меня чуть ли не в ненависти к их стране. Хотя от меня ни разу не прозвучала какая-либо критика в адрес Норвегии и её образа жизни! Он говорил, что я должна быть счастлива, что я приехала в самую благополучную страну на свете, в то время как Россия — страна неблагополучная и даже опасная для жизни нашего сына.
Страницы: 1 2

Православный календарь 14 ноября (1 ноября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
Преподобного Давида Евбейского (Греч.).
Мученицы Елены Синопской (XVIII).
Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918).
Священномученика Сергия, архиеп. Елецкого,
Священномученика Димитрия (1937).
Мч. Петра (1941).
Мцц. Кириены и Иулиании (305-311).
Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586).
Мч. Иакова Афонского и двух учеников его: Иакова и Дионисия (Греч.).
Сщмч. Александра и мц. Елисаветы (1937).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Космы и Дамиана. Тропарь, глас 8.
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:/ туне прилете, туне дадите нам.
Космы и Дамиана. Кондак, глас 2.
Благодать приймше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,/ мир исцеляюще чудесы.
Тропарь святых безмездникам, глас 8.
Святии безсребреницы и чудотворцы,/ посетите немощи наша:/ туне приясте, туне дадите нам.
Кондак святых безмездникам, глас 2.
Благодать приймше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии;/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,/ мир исцеляюще чудесы.
Pages: 1 2 3

Иеромонах Савва (Янич). Вероотступничество. Еесь всех ересей


Иеромонах Савва (Янич)
  

 Вероотступничество. Иеромонах Савва (Янич) Книга сербского иеромонаха Саввы (Янича), оригинальное название которой «Экуменизм и время апостасии», даёт подробную историческую картину развития вероотступничества во вселенском православии, предсказанного к концу времен. Этот печальный процесс начался в Константинопольском Патриархате и постепенно затронул все поместные Церкви, включая Сербскую, к которой принадлежит автор книги, и Русскую, в которой церковный народ ведёт упорную борьбу за её оздоровление. Издатели данного русского перевода хотели бы внести свой посильный вклад в эту борьбу.

Введение

 Будет бо время, егда здраваго учения не послушают,
но по своих похотех изберут себe учители, чешеми слухом:
и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим. 4, 3-4)
Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия
и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24).
Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите тeлеса
ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение
ваше, и не сообразуйтеся вeку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего,
во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 1-2).
 В настоящее время в мире существует не так много людей, которые твердо верят в то, что только Православная Церковь сохранила подлинный лик Богочеловека Христа и все богатство Его учения, переданного нам в Священном Писании, через святых Апостолов и их последователей. Только наша Церковь, которая еще называется Единой, Святой и Кафолической (Соборной), имеет право именовать себя Православной, поскольку она есть «Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3,15) и «врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Именно о ней Господь сказал: «...Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Другими словами, нет сомнения в том, что Истинной и Единой Церковью, которую основал Господь, является Церковь, бережно хранящая Христову истину. В бурной истории Христовой Церкви неоднократно предпринимались попытки приспособить слово Евангелия к погибающему в грехе человеку, по-новому истолковать Евангелие, но Церковь все же сумела сохранить свою чистоту не оскверненной духом этого мира, которому она всегда была и останется чуждой. Традиционализм, который в настоящее время все больше и больше вызывает негативное отношение, является одной из главных черт Православной Церкви. Господь передал нам Свою истину однажды и навсегда, и мы должны стремиться жить в соответствии с этой истиной и активно познавать ее, а не открывать путем научно-богословских изысканий, поскольку абстрактной истины не существует, только Господь единственно и есть «путь, истина и жизнь». Вместе с тем Господь призывает нас привести всех людей к полноте Православия, а не приспосабливать веру к людям. Одна из важнейших задач нашей Церкви не спустить на землю Царство Небесное, а возвысить до него людей, преобразовать их и в этом преображенном виде соединить со Христом.
С другой стороны, существует множество неправославных «христиан»-еретиков, которые находятся вне Церкви Христовой и образуют общества нечестивых (συστηματα πονηρευομενων1), поскольку «как могут быть членами Соборной церкви те, кто отверг апостольскую веру, кто создал новые вредные труды, те, кто забыл божественные слова Писания, а людскую неправду провозгласил новой мудростью»2. Итак, те, кто оставил Богом данную веру, не могут называться христианами3.
К сожалению, в нынешнее смутное время и в нашей Православной Церкви появились люди, которые на свою Церковь смотрят иначе, нежели Святые Отцы, мученики и исповедники. Эти современные отступники Православия и протагонисты новой ереси экуменизма4 активно работают над созданием так называемого «нового христианства», посредством которого враг рода человеческого стремится основать свою лжецерковь (анти-церковь) и с ее помощью подготовить приход лже-Христа. Целью этих людей является приведение Церкви в соответствие с духом сегодняшнего времени; они стыдятся перед «передовым» и «свободным» западным обществом открыто исповедовать Православие. Вместе с различного рода еретиками они с ложным смирением возводят хулу на Церковь, признавая, что врата ада уже якобы победили Христову Церковь5, что она поделена и мы «все должны покаяться и снова примириться». Только тогда, по мнению этих новых учителей, мы обретем единую, неделимую и истинную Церковь Христову. До недавнего прошлого эти же самые люди оправдывали свой диалог с еретиками желанием разъяснить им Православную истину, а сегодня они продают уже самое Православие и мечут бисер перед свиньями.
И все же мы знаем, что эти мрачные цели никогда не осуществятся, так как Церковь Христову уничтожить невозможно. Она и при скончании века дождется своего Жениха Христа чистой и непорочной, не оскверненной грехом предательства. Вопрос лишь в том, сколько людей поймут, что это и есть истинная Церковь Божия и в ней обретут спасение?


1. Св. Кирилл Иерусалимский, т. 33, 1048 А. Здесь и далее, если специально не оговорено, примечания автора.
2. Св. Афанасий Великий, т. 27, 152 С.
3. Тот же Святой Отец апостольски и святоотечески благовествует эту истину о православной вере, говоря: «Мы храним веру Кафолической (Соборной) Церкви, которую Господь дал, Апостолы проповедали, святые Отцы сохранили. Ибо на ней основана Церковь, и тот, кто отпадет от нее, тот не христианин и не может называться христианином» (К Серапиону, 1, 28:  т. 26, 593 С-596 А).
4. «Экуменизм – это общее название псевдохристианства и псевдоцерквей Западной Европы. В нем всем своим сердцем пребывает весь европейский гуманизм с папизмом во главе. А все это псевдохристианство, все эти псевдоцеркви не что иное как ересь из ересей. Всему этому евангельское название: всеересь» (Православная Церковь и экуменизм, архим. Иустин Попович, Салоники, 1974).
5. Архиепископ Джорданвильский Аверкий говорит: «Врата ада не одолеют Церковь», однако они одолели и, бесспорно, могут одолеть многих считающих себя столпами Церкви, как показала нам история Церкви».
Страницы: 1 2