воскресенье, 16 сентября 2012 г.

Православная Церковь при новом Патриархе, часть 4-я

Продолжение. Начало Здесь
Сергей Филатов
Вопрос о присутствии религии в армии был прин­ципиально решен одновременно со школьным вопросом, когда президент объявил, что духовенство будет допущено в войска для окормления верующих. Но вопрос о капелла­нах был заволокичен армейским начальством, и только осе­нью 2010 г. состоялись конкретные решения о внедрении православных священников в армию. Многолетняя мечта Кирилла сбылась.

Однако уже имеющиеся прецеденты периодического присутствия священнослужителей в войсках вызывают серьезные сомнения в адекватности ситуации этого при­сутствия. Зачем священник идет в войска? Ответ оче­виден: чтобы обеспечить религиозные права верующих военнослужащих, предоставить им возможность жить в соответствии с их верой. У нас в стране около 10% практикующих верующих, тех из них, кто носит воен­ную форму, и должно коснуться пастырское окормление военных священников. Но церковное начальство ведет себя так, будто собирается заниматься чуть ли не всеми, кто состоит в вооруженных силах. Однако большинство военнослужащих — неверующие (или по крайней мере не являются практикующими верующими), к ним воен­ные священники не должны иметь отношения. Кроме того, присутствие православных священников в армии автоматически требует пропорционального присутствия духовенства всех конфессий и религий, чьи верующие служат в армии. Чтобы не допустить опасных межкон- фессиональных напряжений в армии, свобода выбора должна быть соблюдена неукоснительно. О мусульманах же говорится только в неопределенно будущем времени, а о протестантах и католиках вообще не слышно. В ре­чах на военную тему высшее духовенство РПЦ часто и много говорит о военно-патриотическом воспитании, о «православном воинстве», но не видно попыток понять специфику духовных и моральных проблем военных. Ес­ли они и есть, то это дело второе. Создается впечатление, что РПЦ собирается не окормлять свою паству, находя­щуюся в армии, а выполнять роль политорганов. А это неприемлемо с точки зрения Конституции и вредно как для армии, так и для РПЦ.
Казалось, что к 2010 г. процесс возвращения государ­ством движимой и недвижимой собственности в руки РПЦ в основном завершился. Ряд политических решений, при­нятых Горбачевым, Ельциным и Путиным в 1988 — 2008 гг., удовлетворил очевидные, первоочередные потребности РПЦ в храмовых зданиях. Церковь нашла способы обеспе­чивать богослужение необходимыми иконами и священ­ными предметами без того, чтобы крушить национальные музейные коллекции. Сложность и скандальность отъема художественных ценностей у музеев в предыдущие годы, учитывая, что первоочередные (и не только первоочеред­ные) потребности РПЦ уже были удовлетворены, казалось бы, должны были привести к плавному отказу от предъяв­ления дальнейших претензий. Однако реституция право­славных культовых зданий и религиозных художественных ценностей вступила в новый этап развития сразу после из­брания нового патриарха. Патриарх Кирилл начал про­двигать законопроекты, касающиеся передачи религиозно­го имущества в собственность религиозных объединений, а также финансирования государством памятников куль­туры и архитектуры, которые будут переданы в собствен­ность РПЦ. Дискуссии вокруг «церковной реституции» возникли в СМИ и в музейном сообществе с такой силой, как будто на протяжении последних двадцати лет РПЦ ни­чего не передавалось. Монастыри и храмы, иконы и дру­гие ценности также перетекали во владение церкви в по­следние два десятилетия, происходили и многочисленные конфликты музеев и епархий. Но именно сейчас возникла перспектива тотальной «клерикализации» национального художественного достояния Средневековой Руси. 30 ноя­бря 2010 г. президент Медведев подписал закон о возвра­щении имущества религиозного назначения религиозным организациям. Руководство РПЦ добивалось принятия этого закона наиболее громко и использовало очень рез­кую риторику. Вот лишь один характерный пример: вы­ступая 20 ноября в Кронштадте после литургии в Свято- Никольском Морском соборе, патриарх Кирилл заявил: «Принятие этого закона было очень сложным. Огромные силы были брошены на то, чтобы этого не произошло. По­токи лжи в прессе, возбуждение низменных страстей — все это имело место точно так же, как тогда, когда закрывались храмы и разрушались святыни. Это означает, что враг ро­да человеческого не оставляет надежды стереть из памяти людей священные символы и великие ценности». Люди, критически относящиеся к тотальной передаче в собствен­ность РПЦ всей недвижимости «религиозного назначения», фактически названы слугами сатаны, т. е. работающими на абсолютное зло. Поскольку реституция в России не прово­дилась и не проводится, признание права на реституцию исключительно за РПЦ трудно назвать очевидным прояв­лением справедливости. Небесспорна и потребность веру­ющего народа в церковных и монастырских зданиях, кото­рые РПЦ по этому закону получит. К настоящему времени она уже получила от государства сотни зданий монасты­рей, большинство из которых не может ни восстановить, ни заселить монахами и монахинями (их просто нет в та­ком количестве). Завладение зданиями церквей в центрах исторических городов в наши дни также часто не является результатом реальной нужды. В центрах городов, как пра­вило, за последние двадцать лет уже открыто достаточно храмов, чтобы удовлетворить верующих.
Беззаветная борьба за недвижимость, сопровождаемая к тому же весьма кровожадной риторикой, обвинениями в адрес оппонентов в порочности и чуть ли не в преступ­ности, много повредила авторитету РПЦ и еще больше повредит. Теперь, когда в массовом порядке продолжится разрушение музейных комплексов и на их место заявятся несколько самоуверенных монахов, которые будут поучать граждан о добре и истине и о своем праве повсюду хозяй­ничать, уважения к РПЦ, мягко говоря, не прибавится. Неизбежные при переделе собственности конфликты не помогут церкви стяжать народную любовь. В РПЦ выкри­сталлизовывается строго централизованная система вла­дения и распоряжения всей полученной собственностью, что сделает более централизованной саму систему управ­ления. Кроме того, большинство храмов будет зависеть от бюджетных средств, выделяемых на реставрацию и восста­новление церковных памятников культуры. В настоящее время значительная часть памятников и брошенных церк­вей находится в упадке или не получает регулярного фи­нансирования. Когда РПЦ оформит право собственности на тысячи объектов, которые можно считать памятниками культуры, окажется, что на реставрацию и восстановление собственнику, т. е. Московской патриархии, придется выде­лить из государственного бюджета не 2 млрд руб., как было предусмотрено на 2010 г., а 20 млрд (и соответствующий счет будет немедленно представлен и оплачен безмолвны­ми россиянами). РПЦ добилась поставленной цели. Но за­чем она ее ставила? Зачем РПЦ нужны все здания монасты­рей и церквей? Ответ на этот вопрос совсем не очевиден. В интервью Михаилу Ситникову один из ведущих русских историков искусства Ольга Попова заметила: «...Почему материальные ценности так волнуют Церковь? Может быть, стоит проявлять большую заботу о других вещах? По опыту моих встреч с разными людьми я могу сказать, что это стремление к имущественным приобретениям нередко отталкивает их от Церкви. Всякого рода стяжания и так слишком много в обществе, которое просто задыхается от погони за материальностью»10. Сейчас РПЦ осваивает сот­ни монастырей по всей России. Очень часто это громад­ные архитектурные сооружения, рассчитанные на десятки и сотни насельников, требующие астрономических мате­риальных затрат не только на реставрацию и ремонт, но даже на содержание. Может быть, в России сейчас гигант­ский наплыв желающих принять постриг, бедным монахам некуда деться? Ничего подобного. Нередки случаи, когда много лет в гигантских монастырях обитают два-три мона­ха. Число новых пострижений весьма незначительно, в не­которых епархиях за последние годы не прибавилось ни одного нового послушника.
Возрождение церковной жизни во многих церков­ных зданиях в центрах исторических городов в наши дни также часто не является результатом реальной нуж­ды. В центрах городов, как правило, за последние двад­цать лет уже открыто достаточно храмов, чтобы удовлет­ворить верующих.
Потребность общин в иконах удовлетворяется воз­никшими за последнее двадцатилетие иконописными мастерскими. Они создают чудесные иконы, соответ­ствующие религиозным и эстетическим представлениям современных верующих. Эти образы специально созда­ются для храмовых пространств церквей-заказчиков. Недоступность до последнего времени основной массы икон, хранящихся в музеях, способствовала развитию церковного искусства, и это прекрасно!
РПЦ уже превратилась в заложника недвижимости, которая находится в ее пользовании. Для едва ли не боль­шинства насельников монастырей в современной России основным занятием стали строительство и ремонт, а так­же добывание денег на строительство и ремонт. Разве мо­настыри существуют для этого? Церковь превращается в вечную попрошайку бюджетных денег, потому что без помощи государства все это имущество невозможно со­держать в порядке. Но это только начало, пиррова победа патриарха Кирилла и его команды в борьбе за глобальную реституцию увеличит имеющуюся зависимость многократ­но. Представим, что было бы, если бы не было массовой передачи монастырских зданий РПЦ. Жаждущие аскети­ческих подвигов братья пошли бы в леса, овраги и боло­та и строили бы там свои церквушки и избушки. Конечно, внешне это было бы не так красиво, но сути монашеского делания соответствовало бы гораздо больше.
В пылу полемики о возможности передачи икон из музеев в церкви один из представителей РПЦ заявил, что у церкви достаточно сил, средств и специалистов, чтобы обеспечить сохранность древних шедевров церковного искусства. Допустим, что он прав. Я думаю, что в церкви, кроме того, достаточно сил, средств и специалистов для создания противопожарной службы, системы метеороло­гического наблюдения, производства пылесосов и многого другого. Но дело ли церкви этим заниматься? Церковь — не антикварная лавка, не художественный музей и не ре­ставрационная мастерская.
Страницы: 1 2

Православный календарь 17 сентября (4 сентября по ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Вавилы, еп. Великой Антиохии,  и с ним трех отроков (251).
Пророка Моисея (1531 г. до Р.Х.)
Святых мучеников Феодора, Мианы, Иулиана, и Киона-311).
Святого Вавилы Никомидийского и с ним 84 детей (IV).
Святой мученицы Ермионии (ок. 117).
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (1867)
Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911).
Второе обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1989).
Собор Воронежских святых.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (1680)
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь святителя Иоасафа
глас 3
Святителю, Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.
Ин тропарь святителя Иоасафа Белгородского глас 2
Молитвенниче издетства преизрядный,/ Богоизбранный святителю Христов Иоасафе,/ правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являвши/ и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши./ Моли Христа Бога, да утвердит правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.
Кондак святителя Иоасафа глас 8
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.
Тропарь священномученика Вавилы глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Вавилы
Тропарь священномученика Вавилы глас 8
Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити// Христу молися, о многострадальне.
Тропарь пророка Моисея глас 2
Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Ин тропарь пророка Боговидца Моисея глас 2
На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее:/ и сего ради сподобился еси видети славу Божию,/ скрижали благодатныя закона прият/ и начертаний благодать в себе нося,/ и пророков был еси честная похвала,/ и благочестия великое таинство.
Кондак пророка Моисея глас 2
Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.
Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского. глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского.глас 8
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина глас 4
Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.
Pages: 1 2 3

Начало учебного года в Духовной Лечебнице

15 сентября прошёл первый день занятий этого учебного года на базе Духовной лечебницы «Прибавление ума», г.Алчевска.
Педагоги устали, некоторые в прямом смысле еле добрались до постели, но чувство радости от результативной работы превзошло немощь.
Неповторимые дети впервые переступили наш порог, некоторые занимаются второй или третий год, многие семьи нуждаются в нашей помощи, а значит, мы должны быть как всегда — на передовой!
Низкий поклон и Божией благодати меценатам, благотворителям и  всем, кто помог Духовной Лечебнице в благоустройстве, приобретении необходимых учебных и необходимых материалов для развития больных детишек.
Присоединяйтесь деятельно или молитвенно к нашему деланию, да даст нам всем Господь сил молить Его благость о помощи страждущим детям.
В наших рядах всем хватит места для тех, кто готов к соработничеству!
Желающим помочь в приобретении медицинского оборудования, средства реабилитации, учебных материалов, компьютерного класса обращаться к администратору портала «Алчевск Православный» — Дедищеву Анатолию

Начало учебного года в Духовной Лечебнице

Начало учебного года в Духовной Лечебнице при Свято-Геогргиевском храм е г. Алчевска

Начало учебного года в Духовной Лечебнице при Свято-Геогргиевском храм е г. Алчевска

Начало учебного года в Духовной Лечебнице при Свято-Геогргиевском храм е г. Алчевска

Начало учебного года в Духовной Лечебнице при Свято-Геогргиевском храм е г. Алчевска

Начало учебного года в Духовной Лечебнице при Свято-Геогргиевском храм е г. Алчевска
Руководитель Духовной Лечебницы Елизавета Дьяченко.