вторник, 23 октября 2012 г.

Каждый христианин — монах

Что лучше для духовного мира человека — семейная жизнь или монашество? Почему решение уйти в монастырь не должно приниматься в спешке и быть импульсивным? Какие сложности ждут послушника в стенах обители? Как быть с родными, остающимися в миру? На эти и другие вопросы «Правде.Ру» ответил наместник Донского монастыря игумен Парамон (Голубка).
Юлия Богородская
Отец Парамон, что лучше — семейная жизнь или монашество?
— Каждый христианин стоит перед выбором, как лучше послужить Богу. Один путь — создание семьи, а другой — монашеская жизнь, и в зависимости от внутреннего устройства каждый выбирает свой путь, но ни один из них не является лучшим.

Главная цель и женатого, и монаха — это спасение души. Вспомните преподобного Макария Великого, который думал, что достиг монашеского совершенства. Господь отправил его к двум женщинам в город, которые смогли угодить Богу наравне с ним. Макарий спросил их, как они смогли это сделать. Оказалось, что они старались жить в мире, смиряясь друг перед другом, и это в глазах Бога перевесило все подвиги преподобного Макария Великого. Прочитайте статью Иллариона Троицкого «Единство идеала Христова», где он говорит о том, что одни и те же заповеди существуют как для монахов, так и для мирских людей, и все должны их исполнять.
— По разным причинам. Главное — решение это должно быть осознанное, ведь этот путь выбирается раз и на всю жизнь. Человек должен честно определиться, зачем он это делает, потому что, оказавшись в монастыре, он может впасть в уныние, не обретя там желаемого идеала. Именно поэтому в монастырь не принимают сразу, человеку дают возможность сначала потрудиться, почувствовать монашескую жизнь изнутри. Потом он проходит послушнический период — обычно год-два, но некоторые люди могут и дольше оставаться послушниками, и только после того, как сам человек решит принять монашеский постриг, его постригают. Никаких постригов по уговору или по принуждению не существует.
Сейчас многие люди, далекие от церковной жизни, осуждают монахов за выбранный путь — все думают, что они убегают от мира, от проблем…
— Все внешне выглядит именно так: жены нет, тещи нет, жизнь комфортна, от скольких проблем убежал! Преподававший у нас в семинарии о. Артемий Владимиров часто говорил, что если мы хотим пройти наивысшую школу смирения, нам нужно жениться, потому что ни один духовник не смирит так человека, как его жена. Монашество и семья — два разных пути, одинаково сложных. Если кто-то убегает в монастырь от жизненных проблем, то совершает большую ошибку, так как в монастыре он столкнется с большими проблемами.
В чем заключается суть монашества?
— Монашество состоит из трех вещей — молитвы, послушания и келейного правила. Это довольно нелегкий путь, так как, вступая на эту тропу, человек сталкивается с теми проблемами, с которыми не сталкивался в мирской жизни, потому что в монастыре брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. Человека начинают мучить сомнения, испытывается его стойкость. Самостоятельно, без опытного духовника и святоотеческих чтений молодому монаху этот путь не осилить, поэтому когда человек окормляется у более опытного подвижника, он избегает многих ошибок.
Почему при пострижении человеку дается новое имя?
— Священномученик Илларион (Троицкий) говорит, что как при крещении, так и пострижении человеку прощаются все грехи, он отрекается от прошлой греховной жизни, сбрасывает мирские одежды, заново рождаясь, добровольно становится младенцем, чтобы возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа. Некоторые говорят, что при пострижении происходит обновление крещальных обетов. Поэтому как при крещении, так и при пострижении человеку дается новое имя.
Вообще, по сути, каждый христианин — это монах, но настоящий постриг обязывает человека быть достойным звания воина Христова, потому что это звание — не набор каких-то правил поведения, а внутреннее состояние человека. И если человек внутренне преображается, то постепенно преображается его внешность, и поведение. Но на этом пути его поджидают большие опасности, искушения и сомнения.
Какие это опасности?
— Одно из самых главных искушений монаха — одиночество, которое нужно полюбить. Если человек не живет правильной духовной жизнью, то увлекается, к примеру, современными информационными технологиями. Всего этого монах должен избегать не в силу каких-либо запретов, а потому что все его личное время будет заполнено ненужной информацией, через которую у человека развиваются страсти. Для монаха это вдвойне страшно, потому что он начинает вести образ жизни, только внешне напоминающий монашеский. Нередко это приводит к тому, что монах может даже уйти из монастыря. Это очень печальные случаи, так как данные им обеты с него не снимаются — он становится клятвопреступником.
Другое искушение — стремление монаха жить по своей воле, воспринимая послушание как желание других подчинить его себе. Когда же инок воспринимает это повеление как волю Божию, ему очень легко жить в обители.
Монах отрекается от прошлой жизни — но ведь в прошлой жизни у него остаются родители, которым нужна помощь. Как с этим быть?
— Когда человек женится или выходит замуж, разве он каждый день бывает в родительском доме? Конечно, нет. У него своя семья и он уже не может много времени уделять родителям. Или вспомните житие Сергия Радонежского: он хотел в раннем возрасте уйти в монастырь, но ушел только после смерти родителей.
Монахам не запрещается общаться ни с друзьями, ни с родителями, тем более, если монашествующий — единственный ребенок в семье. Из Донского монастыря монахи ездят в к родителям. Я и сам езжу к ним. Родители для меня не стали менее значимы после ухода в монастырь. Бывает, что когда один из родителей умирает, другой уходит в монастырь к сыну или дочери, принимает постриг — так появляется возможность ухаживать и следить за родителем прямо в монастыре.
Страницы: 1 2

Из переписки преподобного Амвросия Оптинского с мирскими лицами


1. О том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе
В Евангелии сказано: «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою?» (Мк. 8: 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство безсмертной души своей.

На тело, это жилище червей, этот повапленный гроб, обращаются все наши мысли, от утра до вечера, а на безсмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души — только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.
Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и делает, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.
Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди готовы иногда на труды всякого рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.
Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ, или избирают врача незнакомого и неопытного, и скрывают перед ним то, что уже известно и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах.
Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.
Так мы не знаем достоинства души своей, и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод.
Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез?» (Иер. 9: 1).
У нас же, большей частью, забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных.
Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные — вечны, безконечны и неотъемлемы.
Всеблагий Господи! Помози нам презирать все скоропреходящее, и пещися о едином на потребу спасении душ наших.
4. Как подражать Богу
Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: Бывайте убо подражателие Богу, якоже чада возлюбленная (Еф. 5: 1).
Истинные христиане могут подражать Богу особенно исполнением следующих трех Евангельских заповедей:
1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть... Яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45).
Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближайшим, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.
2. Святой апостол Петр пишет: Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении, но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1: 14-16).
Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души.
3. Сказано в Евангелии от Матфея: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5: 48).
Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10).
Как бы кто-либо из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели, или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: широка заповедь Твоя зело (Пс. 118: 96).
Перед этой-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землей и пеплом, и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершении, сие да мудрствуим (Флп. 3: 13-15).
Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 24 октября ( 11 октября ст.ст.)

Апостола 70-ти Филиппа, единого от семи диаконов (I).
Преподобного Феофана исп., творца канонов. еп. Никейского (ок. 850).
Преподобного Льва (Леонида) Оптинского (1841).
Преподобного Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Собор Оптинских старцев
Мучениц Зинаиды и Филониллы (I).
Новосщмученика Иувеналия (Масловского), еп. Рязанского (1937).
Воспоминание чуда от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Бейруте.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобнаго Феофана епископа Никейского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/ Феофане премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобнаго Феофана епископа Никейского глас 2
Возгремев Христово Божественное воплощение,/ безплотныя враги до конца обличил еси,/ чудне Феофане./ Сего ради вси верно и благочестно вопием ти:// моли непрестанно о всех нас.
Тропарь апостола Филиппа глас 3
Апостоле святый Филиппе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Филиппа глас 4
Языков ловец пречудный/ и учеников Христовых собеседник,/ апостолов предызбранный,/ Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/ покрывает от обстояний того хвалящия./ Тем согласно зовем ему:// спасай вся молитвами твоими, апостоле.
Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.
Кондак Собора преподобных старцев Оптинских глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.
Pages: 1 2 3

Как жить по Правде Божией...

Любовь АКЕЛИНА: Отец Владимир, в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Всякое безразличие к Правде Божией — это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией Правды, там дебри, там безпамятство, там, в конце концов, смерть. Очень жёстко сказано. Так что такое Правда Божия?
Протоиерей Владимир ВОЛГИН: А всякая истина по-своему жёстка. И Правда Божия, и любовь святых не бывает приторно-сладкой. Правда Божия так же требовательна, как Сам Господь требователен к нам, очень строго взыскивающий с нас за каждое неправильное слово, за каждый поступок, за каждую мысль, воплощённую в слове или деле. Заповеди Божии — это и есть Правда Божия, Правда Божия о человеке и его душе.
Подумайте, а что такое правда вообще? Это мерило, это, если хотите, канон, связанный с истиной благовестия Христова. Это правило, которому мы должны следовать.
Правда Божия отличается о правды человеческой. Возьмём, к примеру, следующую ситуацию.
Люди вступили в брак и даже повенчались. И вдруг союз мужчины и женщины, чьи души соединены на Небесах, разваливается. Распадается брак… Так вот это правда человеческая. Когда кто-то из супругов говорит: я тебя не люблю, — это его правда. Но она не укладывается в Правду Божию.
У Бога — другое. Господь Иисус Христос говорит, что, если человек женится на разведённой, он прелюбодействует. Или если женщина вышла замуж за разведённого, то она тоже прелюбодействует. Господь говорит, что вступившие в брак муж и жена — плоть едина. И человек да не разрушает этого союза, скреплённого на Небе.
И когда неверующие люди, желавшие жить по своей правде, спрашивают Его: а вот Моисей давал разводные письма, — Господь отвечает: «Это по жестокосердию вашему». Потому что они, эти неверующие, искали другие истины, потому что их жёсткие сердца не могли вместить Божественной истины, потому что они всегда искали кривые пути, всегда хотели сидеть на двух стульях…
Любовь АКЕЛИНА: Люди постоянно ищут оправдания своим поступкам.
Протоиерей Владимир ВОЛГИН: Именно. Они искали себе оправдания. И так во многих других ситуациях правда человеческая часто идет вразрез с Правдой Божественной.
Любовь АКЕЛИНА: Многие православные считают, что Правда Божественная — это и есть наша национальная идея…
Протоиерей Владимир ВОЛГИН: Да, может быть, русские всегда находились в поиске национальной идеи и Правды Божией. Но часто мы одно принимаем за другое.
Вспоминается роман Достоевского «Братья Карамазовы». Иван Карамазов искренне печалится даже о слезинке ребёнка. Для него большая трагедия, если ребёнок чем-то мучается, например, тяжёлой болезнью. Из-за слезы ребёнка он страдает. Сочувствуем ли мы Ивану? Конечно. Сострадаем ли больным детям? Конечно. И всё же это человеческая правда. Правда Ивана Карамазова, наша с вами правда.
И с точки зрения человеческой истории, человеческого взгляда на земную жизнь, если мы думаем, что с этой жизнью всё заканчивается и мы уходим в небытие, тогда мы считаем правильно. Что — да, мы живём в жутко несправедливом мире, мире лжи и неправды. И тогда мы невольно задаёмся вопросом, а зачем живём, зачем нужна такая полная скорбей жизнь. Тогда мы будем вместе с Иваном Карамазовым удивляться, рыдать и трагедизировать нашу жизнь, плакать над слезой ребёнка, над страданиями родителей.
Да весь всемирный философский опыт сводится к тому, что наш мир полон страданий, печалей и воздыханий. Весь мир страдает…
Как-то передо мной сидел миллиардер. Он мне говорит: у меня есть всё. А у самого семья рушится, в бизнесе нестроения, что-то с детьми не так. И человек, имеющий все блага жизни, вдруг спрашивает: а дальше-то что? Это его правда — человеческая. Он ищет выхода из тупика, который его сжимает, душа его ищет выход. Ему нужен кислород. А этот кислород и есть Правда Божия.
Но эту Правду может дать только Господь — и только в перспективе будущей жизни.
Возьмём один распространённый пример. Сейчас многие любят читать Ветхий Завет. А вся его история полна крови, катаклизмов, войн, землетрясений… И вот люди начинают обвинять Ветхий Завет и Бога в особой жестокости, во всех грехах человеческих. Например, народ израильский идёт из египетского пленения в землю обетованную, и Господь говорит ему: «Когда ты войдешь в землю палестинскую, уничтожай все народы, чтобы от них не осталось и следа». И называется несколько народов. С точки зрения человеческой, это — ужас! Но посмотрим с точки зрения Божественной… Чаша беззакония перечисленных народов была преисполнена. Поэтому Бог и повелевает израильскому народу очистить свою будущую землю от нестроений, безнравственной жизни и духа беззакония, которыми была наполнена эта земля. Вот Правда Божия, и только с этой точки зрения мы должны рассматривать свои обстоятельства жизни.
Я люблю приводить такой пример. Допустим, мы имеем собственных детей. Мы их ругаем, когда считаем, что они поступают не так, мы считаем, что ругаем справедливо.
Любовь АКЕЛИНА: Нет, наверное, такого родителя, который не поучал хотя бы раз своего ребёнка.
Протоиерей Владимир ВОЛГИН: Именно. А когда я вижу, что родители ругают своих детей, я считаю, что они неправы. Мне жалко детей. Думаю, зачем же они их так ругают.
Страницы: 1 2