вторник, 18 сентября 2012 г.

Приходское духовенство: Особенности менталитета и неканоническое поведение (вторая половина XIX – начало XX вв.)

А.В. Скутнев
Российское православное духовенство во второй половине XIX в. постепенно утрачивало сословные черты, превращаясь в профессиональную группу. Менялся со временем и его менталитет. Каждое духовное лицо обладало определенными чертами, которые выделяли его из остального населения и делали представителем своей социальной общности.

При этом ожидаемое обществом и церковью поведение священно- и церковнослужителя подчас резко контрастировало с его действительным поведением. Многократно повторенное девиантное поведение в конечном счете стало восприниматься обществом как вполне ожидаемое. На взгляд Т.Г. Леонтьевой, «так называемое неканоническое поведение становилось привычным для повседневной жизни духовенства»1.
Духовное лицо, в силу специфики профессии, в отличие от простых граждан должно было соответствовать своей социальной роли не только на работе, но и вне ее. Любое действие священнослужителя становилось публичным и рассматривалось обществом как профессиональное. Самый незначительный проступок или отклонение от нормы, допущенное священно- и церковнослужителем в быту, трактовались обществом как проявление непрофессионализма. Духовное лицо обязано было контролировать абсолютно все свои действия и поступки, чтобы соответствовать представлениям населения об идеальном пастыре. Единичный поступок бросал тень на все духовенство. Русская православная церковь пыталась всеми способами бороться с отклоняющимся поведением с помощью различных инструментов, своего рода «мер социального контроля».
Статья написана большей частью на материалах одной епархии – Вятской. Если Тверская епархия, на материалах которой исследовала приходское духовенство Т.Г. Леонтьева, является типичной по своей относительной благополучности, то Вятская епархия – типично неблагополучная.

Во второй половине XIX в. самым распространенным пороком в среде приходского духовенства, как и в более ранний период, было пьянство. Его неизменным спутником было недостойное поведение. В духовную консисторию со всех сторон поступали жалобы на священников, которые недостойно вели себя в нетрезвом виде. Так, в 1879 г. была прислана жалоба, что священники с. Курьинское Глазовского уезда А. Курочкин и М. Тукмачев «каждодневно бывают в нетрезвом виде и возбуждают между собой скандалы», а Курочкин, придя пьяный к больному, не смог говорить и лег к нему в постель спать2. Псаломщик с. Ключевское Слободского уезда В. Анисимов «в нетрезвом виде бесчинствовал, выбивая стекла и врываясь в дома, а также передразнивая слова священника в церкви»3. В 1907 г. на всю губернию был «ославлен» священник с. Всесвятского Слободского уезда Н. Медведицын, который, напившись, ночью «обругал площадной бранью» на улице часового, назвал всех полицейских «кровопийцами и дармоедами» и даже приказывал доложить об этом начальству4. На священника с. Чистопольское Котельнического уезда Левашева поступила жалоба, что он пьяный «испражнялся на улице»5. Священник с. Бурмакино Вятского уезда И. Рязанцев был наказан «за хождении в подпитии на колокольню для звона, и за играние на скрипке при народе, и за обругание дьячка»6.
Употребление спиртных напитков пагубно отражалось на исполнении служебных обязанностей. Так, вятский священник В. Москвин во время литургии, которую служил в нетрезвом виде, оступившись, «упал на алтарь, где и уснул, не окончив литургии»7. Священник с. Качки Елабужского уезда И. Бессонов в подобном состоянии пролил св. дары, а затем его вырвало прямо в алтаре8.
  Нередко сами прихожане и народные традиции провоцировали священнослужителей на пьянство. Во время престольных праздников священнослужители по традиции совершали молебны в домах прихожан. Крестьяне основательно готовились к приему гостей: закупали вино, варили пиво и брагу, готовили угощение. При обходе почти в каждом доме священнику и его спутникам подавали рюмочку. По воспоминаниям самих священнослужителей, «неосторожному в употреблении водки не возможно было выходить целый день трезвым, хотя бы то был молодой и крепкий человек»9. После молебна староста от имени сельского мира подносил священнику последнюю рюмку. Сами священнослужители также могли выступать в роли угощающей стороны. «Особо с угощением и водкой» полагалось встречать благочинного, его рассыльных, а также консисторских сторожей, которые везли метрические книги, исповедные листы и венчики10.
Пьянство как отличительный порок так прикрепилось к представителям духовного сословия, что стали даже говорить о наследственном алкоголизме. Известный протоиерей С. Булгаков с сожалением отмечал, что «алкоголизм скосил две молодые жизни моих братьев, по-своему трогательных и благочестивых, и только милостью Божьей я сам спасся от этой гибели»11. С другой стороны, осуждая пьянство отдельных священнослужителей, паства в гораздо большей степени была подвержена этой болезни. Именно духовенство в конце XIX в. выступило инициатором создания попечительств о народной трезвости, которые были образованы в 60 епархиях, в том числе и Вятской. В каждом приходском училище был организован кружок трезвости для воспитания учеников.
Часты были драки и взаимные оскорбления духовных лиц. Священник с. Святицкое Глазовского уезда А. Двинянинов принародно ругал причетника, называя его «подлецом и сукиным сыном»12. Псаломщики также не оставались в долгу. Священник с. Усть-Чепецкое Вятского уезда И. Новицкий вынужден был подать рапорт, что в течение двух лет «он и его семейство терпят со стороны псаломщика Н. Спасского страшные неприятности». Чашу терпения священника переполнила выходка 1 сентября 1905 г., когда Спасский пришел к нему в дом и в сенях разлил детское судно и обозвал его жену. Пришедшему за разъяснением Новицкому он сказал: «Я и тебе этим судном рожу твою разобью»13.
Немало священно- и церковнослужителей проявляло любовь к азартным играм. Вятская духовная консистория совместно с Епархиальным училищным советом в 1912 г. решали, что предпринять в отношении диакона с. Старый Торьял Уржумского уезда А. Мамаева и учителей церковно-приходских школ Н. Смирнова и И. Исакова, которые регулярно «кутили и играли в карты»14.
Крайне редко, но все же случалось, что священно- и церковнослужителей судили за развратные действия. Диакон с. Ржанопольское Ф. И. Мальчиков в 1855 г. был признан виновным в беременности девицы15. За подобный проступок находился под следствием священник с. Марисольское Уржумского уезда Г. Панаевский16.
Отдельные клирики совершали весьма эксцентричные поступки, чем шокировали паству. В 1883 г. в публичном доме г. Елабуги был обнаружен священник с. Умяк Б. Гаврилов17. В 1897 г. псаломщик с. Зюздино Глазовского уезда М. Чермных на площади ходил полуобнаженный, ругался и даже грозил сжечь село и зарезать пристава, а в конце дня «обнажил член и тайные уды и показывал их публике»18.
Рост девиантного поведения в среде приходского духовенства не был случайным.
Священно- и церковнослужители не могли не заметить, что все большее число граждан начинает воспринимать их как маргиналов. В самом обществе и на страницах печати преобладала критика духовного сословия. Высказывания в защиту духовенства однозначно воспринимались как тенденциозные, написанные по указу сверху. По выражению Б.Н. Миронова, «им все недовольны, и ему все ставится в вину»19. Священно- и церковнослужители, являясь наравне с дворянами самым грамотным и читающим сословием, вынуждены были постоянно читать о себе весьма нелицеприятные вещи. Необъявленную войну против РПЦ в Вятской епархии вела газета «Вятская речь». В ней регулярно печатались материалы, обличающие вятское духовенство.
В период первой русской революции и после нее стали регулярными покушения на имущество церкви и жизнь священнослужителей. Так, в 1912 г. шайка из пятнадцати вооруженных преступников ограбила Сухумский монастырь20.
Страницы: 1 2 3 4 5

Православный календарь 19 сентября ( 6 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) (IV).
Cвященномученик Кирилла, епископа Гортинского (III-IV).
Священномученика Димитрия пресвитера (1918).
Cвятого Ромила и с ним 11000 воинов (ок. 107-115).
Cсвятого Евдоксия , Зинона и Макария и с ними 1104 воинов (311-312).
Преподобного Давида
Святых мучеников Кириака, Фавста и Авива, и с ним 11-ти мучеников (ок. 250)
Преподобного Архиппа (IV).
Арапетской икон Божией Матери.
Киево-Братская икона Божией Матери (1654)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Тропарь Архангела Михаила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
Кондак Архангела Михаила глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.
Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского глас 3
Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.
Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского глас 3
Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.
Pages: 1 2 3

Слово первое (II)


Продолжение. Начало читать Здесь
В какой бы город ни вошли вы, приветствуйте его словами: мир городу сему»1, – говорит Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии2.

Братья, Господь наш и Бог Иисус Христос, сладчайший Вседержитель и владыка, создатель Ангелов и всей умной и чувственной твари, смилостивился
о нас и стал совершенным человеком от Духа Святого и чистых кровей Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, дабы спасти нас из рук диавольских, сделать нас Своими сынами и наследниками Его Царства, чтобы мы всегда радовались в Раю с Ангелами, а не пребывали в аду вместе с бесами.
Подобно тому как знатный человек, чтобы обрабатывать имеющиеся в его владении виноградники и поля, нанимает рабочих, так и у Господа весь мир подобен винограднику. Он призвал двенадцать апостолов, даровал им Свою Благодать и благословение и послал их учить людей во всём мире, чтобы те в случае, если захотят жить и на этой земле хорошо и мирно, а затем наследовать Рай, веровали и крестились во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Господь заповедовал апостолам, в какую бы страну они ни приходили, благословлять ту землю, в которой люди их принимают, а оттуда, где их отвергают, уходить, отрясши прах с ног своих.
Так, святые апостолы, как благоразумные и верные рабы Христовы, приняв Благодать Всесвятого Духа, поспешили благовествовать всему миру, они
стали говорить на всех языках, исцелять слепых, глухих, прокажённых и бесноватых и даже воскрешать людей из мёртвых. И в тех странах, где люди принимали святых апостолов, они проповедовали Христа, рукополагали иереев и строили церкви.
Они благословляли эти страны, так что те становились Раем на земле, местом радости и веселья, жилищем Ангелов и даже Самого Христа. А в тех странах, где люди их не принимали, апостолы отряхивали свои ноги и уходили, и над странами теми пребывало проклятие, а не благословение, становились они жилищем не Христа, но диавола.
Следовало бы и мне, братья мои, иметь сердце чистое, подобно святым апостолам, и Благодать Духа Святого, тогда я мог бы благословить селение ваше, но я не могу этого сделать.
Братья, во Христа нашего верую, Ему поклоняюсь, Его прошу очистить меня от всякой скверны плоти и духа, дать мне сил победить трёх врагов: мир, плоть и диавола. Ещё Христа нашего молю удостоить меня чести пролить кровь свою за Него, как некогда Он пролил её из любви ко мне.
Братья, хотел бы вам открыть причину, почему я стал путешествовать по миру. Среди бесчисленных милостей, которыми одарил меня Всеблагой Бог, Он сподобил меня, грешного, научиться грамоте и незаслуженно стать священником. Я стал монахом, ушёл на Святую Гору, где плакал о своих грехах семнадцать лет. Читая святое Евангелие, я нашёл слова, сказанные Христом нашим, что тот, кто печётся только о том, как самому спастись, и совсем не заботится о спасении своих братьев христиан, не будет спасён.
Братья, с тех пор как я услышал эти сладчайшие слова Христа Господа нашего, они много лет терзали моё сердце размышлениями о моих братьях христианах.
Что же мне было делать? Принимая во внимание мою безграмотность, я посоветовался с духовными наставниками, архиереями, патриархами и открыл им свой замысел, и все как один они стали меня побуждать к стезе проповедничества, говоря, что это дело благое и святое. Таким образом, получив поддержку Святейшего Вселенского патриарха Софрония, по его святым молитвам я вышел в мир просвещать своих братьев христиан.
Ах, если бы, братия мои, я был бы в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и проповедовать всему миру, что один Христос наш есть Сын и Слово Божие, и Бог Истинный, и Источник всей жизни! Как бы я желал это сделать! Но раз я не в силах сотворить великое, то делаю малое: иду из селения в селение и учу братьев моих христиан.
Итак, братья, я открыл вам своё сердце и мысли, и вам больше нет необходимости узнавать от других, кто я такой. Я человек грешный, но дерзаю просить сладчайшего Господа Иисуса Христа, чтобы Он умилосердился и сниспослал свыше Свою Благодать и благословение этому селению и всякой местности, где проживают христиане, благословил ваши дома, благословил мужчин и женщин, детей ваших, скот и творения
рук ваших.
Братья, если Господь когда-нибудь умилостивится и простит ваши прегрешения, да укоренит Он в сердцах ваших мир, любовь, согласие, кротость, пламенную веру, истинное Покаяние и удостоит вас и эту жизнь прожить хорошо, в мире и благоденствии, и чтобы после неё вы попали в Рай, вашу истинную родину, радовались там и веселились, славя Пресвятую Троицу.
Братья, подобает учителю, прежде чем он захочет наставлять, узнать сперва, какие у него слушатели, также и слушателям о том, кто их учитель. Вот и я, братия, по благоутробию Христа нашего, удостоившись чести стоять на этом святом и апостольском месте, сперва узнал о вас и понял, что по милости Христа Господа и Бога нашего вы не нечестивцы, еретики или безбожники, а благочестивые православные христиане.
Вы веруете правильно, крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа и являетесь сыновьями и дочерьми Христа нашего. И я недостоин целовать ваши ноги, не то что учить вас, ибо душа каждого из вас дороже  всего мира. Хотелось, чтобы и вы, благородные, узнали обо мне. Мне известно, что обо мне говорят разное. Но если вы хотите узнать всю правду, я вам её расскажу.
Моё земное отечество – местность Апокуро, находящаяся в епархии епископа Арты. У меня, как и у вас, благородные братья, были отец и мать. Мой
отец, мать, весь мой род – все благочестивые православные христиане. Я, братья мои, человек грешный, худший из всего мира, но в то же время я раб Господа моего и Бога Иисуса Христа распятого. Я не достоин быть рабом Христовым, это Христос принимает меня по Своему великому милосердию.
Братья, во Христа нашего верую, Его славлю, Ему поклоняюсь, Его люблю. Подобает начинать поучение с Божьего благословения, а заканчивать словами благодарности Ему. Поэтому и мне так следует поступить: начать своё поучение со слов о Боге, а когда захочу закончить, – Его поблагодарить. Не то что бы я был достоин произносить и упоминать Имя Божие, это Господь снисходит до меня по Своему великому и безграничному милосердию.
Братья! Всеблагой и Всемилостивый Господь един, и тот, кто говорит, что богов много, – является диаволом.
Бог есть Троица – Отец, Сын и Святой Дух: едина природа, едина слава, едино царство, един Бог. Господь непостижим, необъясним и невыразим. Он Весь — свет, Весь — радость, Весь — милосердие и Весь — любовь. Нам нечему уподобить Святую Трои­цу, поскольку нет ничего подобного во всей Вселенной. Но чтобы немного помочь нашему разуму разобрать­ся, богословы нашей Церкви приводят много приме­ров. Среди прочего они говорят и о солнце. Оно, как мы все видим, одно. Один и Бог. И подобно тому как солн­це освещает этот видимый мир, так и Святая Троица освещает и видимый мир, и невидимый.
Итак, братья, солнце одно, но в то же время сос­тоит из трёх частей, оно имеет лучи, видимые наше­му глазу как линии или нити, у него есть и свет, кото­рый распространяется по всему миру. С солнцем мы можем сравнить Бога-Отца, с лучами солнца — Сына Единородного Господа нашего Иисуса Христа, а с сол­нечным светом — Дух Святой.
Чтобы постичь природу Пресвятой Троицы, надо сначала оставить зло и грехи, исповедоваться начис­тоту, причаститься Святых Христовых Тайн с боль­шим страхом и благоговением, и тогда Благодать Всесвятого Духа просветит наш разум и мы сможем Её постичь.
В Пресвятую Троицу мы, благочестивые право­славные христиане, веруем и Ей покланяемся. Она есть истинный Бог, и все так называемые «боги» вне Святой Троицы суть демоны. И не только мы веруем, прославляем и покланяемся Пресвятой Троице, но и Силы бесплотные — Ангелы и Архангелы — непрестан­но прославляют, поклоняются и славословят Пресвя­тую Троицу. Звёздам на небе и песку морскому равны числом мужи и жёны, пролившие свою кровь за Свя­тую Троицу, которые теперь пребывают в вечной ра­дости Царствия Небесного. Звёздам на небе и морско­му песку подобны числом мужи и жёны, отрёкшиеся от мира и удалившиеся в пустыню, где подвизались на протяжении всей своей жизни ради любви к Свя­той Троице. Они также обрели Рай, где теперь вечно радуются. Звёздам на небе и песку морскому равны числом мужи и жёны, которые в миру жили благо­разумно и целомудренно, постились, молились, тво­рили милостыню, совершали добрые дела — всё из любви к Святой Троице. Они и эту жизнь прожили хо­рошо и наследовали вечную радость Царствия Божия.
Нет места (даже размером с глаз блохи), где бы не было Бога. Братья, подобает и нам, когда собираем­ся совершить какой-нибудь грех, помнить, что Бог повсюду3, всегда в нашем уме и сердце, перед наши­ми глазами. Он видит всё, что мы делаем и о чём ду­маем. Когда мы совершаем грех, нам должно быть стыдно и перед Ангелами, в особенности перед нашим Ангелом-хранителем, перед Святыми, перед самими собой, наконец, как мы стыдимся грешить перед дру­гими людьми и даже перед малыми детьми.
Страницы: 1 2 3 4 5 6