Продолжение.
Начало Здесь
1.5.1 Возникновение и оформление: Амда-Цийон и его монахи
Тем, кто получил политический выигрыш от соединения такого развития
событий и ослабления династии Загве, стал амхарский военачальник по
имени Йекуно Амлак.
Используя внутреннюю слабость Загве и заключив союз с влиятельным
настоятелем монастыря Дабра Хайк, Иясусом Моа, Йекуно Амлак сумел
провозгласить себя царем Эфиопии в 1270 г. Дабра Хайк в это время был
известен как самый почитаемый монастырь в стране. Его настоятель получил
отныне важный статус при царском дворе. Около 220 лет позже, в середине
15 века, его место при дворе занял настоятель другого монастыря –
монастыря Дабра Либанос в провинции Шоа. Позднейшие традиции
сформировали мнение, что поддержка Йекуно Амлака в религиозной и
общественной сфере исходила из инициативы основателя и настоятеля этого
монастыря – святого Такла-Хайманота. Первоначально этот монастырь
назывался Дабра Ацабо, и мы скоро вернемся к нему.
Иллюстрация 29. Царь Йекуно Амлак, основатель новой династии, и монастырь Дабра Хайк на острове посреди озера Хайк.
Несмотря на то, что Йекуно Амлак вошел в историю как основатель новой
династии, стоит, быть может, начать историю перемен с деятельности
одного из его наследников. Амда-Цийон, правивший в 1314—1344 гг., был
первым из правителей этой династии, который оказался способен справиться
с основными проблемами страны и её власти. Только во время его
правления влияние новых амхарских царей обосновалось и получило
признание на всем Эфиопском нагорье. Достигнув контроля над торговыми
путями, усилив царскую армию и уничтожив противников на местах,
Амда-Цийон сумел упрочить положение амхарских правителей и поддержать их
претензии быть единственно законными наследниками аксумских царей и
династии Соломона. Он и его наследники настойчиво расширяли границы
царства, воюя с мусульманскими княжествами на юге. В процессе этого они
перестали носить титул просто царя, сменив его на титул Царя царей,
императора (титул Царь царей, правда, можно найти уже в надписях
аксумского периода 4 в., но регулярное его использование начинается
только со времён Соломонидов).
Иллюстрация 30.
Беседа глав монастырских толков: абуна Эвстатевос (справа) дискутирует с
абуной Такла-Хайманотом, а святой Георгий вслушивается в их споры.
Иллюстрация
31. Монастырь Дабра Бизан в районе Хамасен, современная Эритрея. Он был
основан в 1390 г. и стал важным центром приверженцев евстафианского
толка.
Область Шоа была районом появления и начала влияния правителей
Соломонидов. В Шоа произошло также важное политическое изменение в
истории эфиопской церкви: возникновение воинственных монашеских
движений, сопротивлявшихся царской власти. Духовенство Шоа, связанное с
монастырём Дабра Ацабо, отказывалось принимать дары правителя. Они
осудили полигамию, принятую в царском доме, и не признали права царей на
вмешательство во внутренние дела монастырей. Эти монахи, многие из
которых были выходцами из знати, которые были лишены высокого положения в
процессе расширения царства и централизации сил династии,
сопротивлялись усиливавшейся власти царя. Потерпев поражение в попытке
умалить силу царя на политической арене, они сделали это на религиозной
арене, предприняв усилия сохранить автономию церкви на местном уровне.
Несмотря на то, что в конце концов духовенство Шоа капитулировало перед
властью царей (изгонявших своих противников и награждавших тех, кто был
им верен), другие силы монастырской оппозиции не были уничтожены с такой
лёгкостью.
Иллюстрация 32. Монах в современной Лалибеле.
Второй региональный монашеский орден, названный по имени жившего в 14
в. святого Эвостатеоса (Евстафия), процветал в области Тигре в течение
почти 100 лет. Монахи этого ордена придерживались традиционных эфиопских
обычаев, таких как святость субботы, и противились попыткам египетского
епископа и некоторых царей объявить священным только воскресенье. Они,
так же как и монахи Шоа, имели тесные семейные связи с местной знатью,
многие из которой даже защищали их от попыток императоров наказать их.
Их конфликт с центральной церковью и неподчинение распоряжениям абуны
были так сильны, что вплотную подвели их к расколу и созданию
самостоятельной церкви.
Иллюстрация 33. Мария совершает чудеса, рисунок в рукописи из района
Годжама, 18 век (к сочинению «Чудеса Марии» мы еще вернёмся далее
[2.5.3.1].
В свете напряжённости между этими монахами и органами центральной
власти в стране неудивительно, что императоры не пользовались их помощью
в деле распространения христианства среди покорённых народов. Со своей
стороны, и монахи не видели себя обязанными подчиняться правителю только
потому, что он являлся христианином, и их деятельность усиливала
региональный, а не общегосударственный облик организации эфиопской
церкви. В связи с этим, и при отсутствии общегосударственного
организованного и поддерживаемого верховной властью плана обращения в
христианство, многие из народов, присоединённых к Эфиопии во времена
Соломонидов, сохранили верность своим традиционным религиям. Многие из
тех, кто приняли в эту эпоху христианство, сделали это поверхностно и
исключительно для отвода глаз.
Страницы: 1
2 3