среда, 21 августа 2013 г.

Иисус Христос (продолжение)

Анри Дидон
Книга первая. Происхождение Иисуса
Глава пятая. Отрочество и юность Иисуса. Его воспитани
Анри Дидон, Иисус Христос Жизнь Христа-Младенца и Отрока в Назарете может быть рассказана  двух словах: «Он был в повиновении и преуспевал...»1. Он был в повиновении у отца и Матери и «преуспевал в премудрости и в возрасте и любви у Бога и человеков».

Ничего необыкновенного, выдающегося, ничего, по-видимому, что превосходило бы собой законы общечеловеческие. Физически Он развивается как и все прочие дети и из года в год выказывает ум и достоинство, силу и прелесть, свойственные Его возрасту. Никакое препятствие не останавливает этого совершенного развития. Страсти при своем пробуждении производят смятение и волнение, нарушающие равновесие в человеческом организме,— в душе Иисуса все полно гармонии. Зло в какой бы то ни было форме даже слегка не коснулось Того, Кто родился святым2, и в Котором "обитает вся полнота Божества телесно"3.
Материальное существо его находится под властью души, всецело его изменяющей, а душа проникнута Духом Святым, который наполняет ее, делает божественной. Никакая психология не в состоянии изучить проникновения божественного в душу Иисуса, и никакая наука никогда не поймет всю красоту этого тела, развивающегося и вибрирующего под лучами и импульсом души, всецело объятой Бесконечным, Его веянием, Его благостью.
Он — Младенец, идеальный Отрок, как со временем Он будет идеальным Мужем. Между Ним и сынами земли следующая разница: лучшие из нас стремятся к совершенству, никогда не достигая его, а Христос является истинным его олицетворением. Полное личное единство божеской и человеческой природы делало Его достоянием бесконечную истину и любовь и непрерывную, бесконечную красоту; но оно не мешало развитию в Его уме опытных знаний, добродетелей, усилий воли, а также не исключало для Него возможности труда, физической усталости и страданий. Это неотъемлемое достояние сына земли. Иисус пожелал быть им вполне, со всеми его слабостями, невзгодами, даже смертностью. Его единство с Богом освобождает Его только от греха и несовершенства.
Душа может заключать в себе самые разнообразные свойства и настроения, которые живут в ней одновременно, ни мало не уменьшая и не исключая друг друга. Вдохновение божественное совместно с опытным знанием, небесные радости — с невыразимыми муками и энергичная борьба — с невозмутимым спокойствием.
Nazareth, city where Jesus grew up, becoming a carpenter
...Иисус воспитывался в маленьком городке Назарете, как и все галилеяне Его возраста.
Младенцем Он принимал участие в их тихих забавах. Юношей Он вмешивался в толпу Своих сверстников, беседовал с ними, жил их жизнью; Он изумлял их Своей мудростью, но ореол благости — достояние душ смиренных и кротких — постоянно осенял Его.
В воспитании молодых израильтян в Иудее во времена Ирода нет ни малейшего сходства с нашим современным воспитанием. В наше время главную роль в нем играет школа, она отрывает ребенка от родительского дома с самого детства и кончая юношеским возрастом. В это время ребенок всецело находится в руках учителей. У евреев в то время школ еще не было. Только в Иерусалиме существовала одна школа под названием «Бэт- Гассефер» — Дом Книги. Открытая за сто лет до Рождества Христова неким фарисеем по имени Симон Бен Шэтах4, она сделалась образцом для всех прочих, которые с 64 года стали открываться по всем городам и селениям по приказу первосвященника Иисуса Бен Гамала5.
Еврейский ребенок воспитывался в родительском доме, в синагоге, в мастерской. Дома он пользуется советами отца и матери; в синагоге учится читать Тору; в мастерской изучает какое-нибудь ремесло.
Иисус в мастерскойплотника Иосифа
Домашнее воспитание евреев, исключительно религиозное и патриотическое, сосредоточивалось на законе, нравственности и истории. Цель его была формировать сознание, запечатлевать в нем Закон Божий, верность его предписаниям и любовь к своему народу. Он был честью и силой народа, наиболее верного своим преданиям. У домашнего очага под его влиянием загорается патриотизм в душе ребенка; в сердцах отца и матери черпает он вместе со страхом Божиим познание заповедей божественных и знакомится с национальными стремлениями Израиля, с его великим назначением.
Воспитание вменялось родителям в священную обязанность. В первенце своем они видели благословение Божие; бездетная семья казалась им обездоленной, проклятой; вот происхождение того горячего чувства любви, связывающего родителей и детей у евреев, и давшая еврейским семьям ту тесную сплоченность, которой нет у язычников. Римлянин имеет право убивать своих детей, лишать их наследства, бросать на произвол судьбы — еврей же считал своим священным долгом строго смотреть за своими детьми для вящего процветания семьи и величия народа. Евреи гордились численностью и благочестием своих потомков.
Еврейский законодатель внушает отцу семейства непрерывно поучать сына заповедям Божиим и постоянно говорит ему о милосердии Божием, дома ли, в пути ли, даже за столом; детям же он вменяет в обязанность почитать родителей. Эта заповедь следует в законе непосредственно
за поучениями об обязанностях к Богу.
Повинующихся ожидает благословение Божие, возмущение наказывается смертью. Стоит прочесть, как в Притчах6 Премудрость Божия поучает ребенка слушаться наставлений отца и не пренебрегать советами матери.
Дом, где вырос Иисус, совершенно похож на те, в которых живут палестинские арабы. Тип восточных домов не изменяется веками; обыкновенно он бывает квадратный, земляной или же сложенный из камней; вместо стен по большей части грубый плетень, вымазанный глиной, которая в свою очередь высушена на солнце и обмазана известкой. Крыша представляет собой террасу с балюстрадой; на нее взбираются снаружи с помощью передвижной лестницы или же прямо устраивают лестницу у стены. На террасе расположена так называемая верхняя комната, служащая местом молитвы; в жаркое время года на ней строится шалаш из ветвей или тростника, где можно провести ночь.
В домах обыкновенно бывает одна, реже две комнаты, и часто одно только отверстие — дверь; перед домом — дворик, обнесенный оградой из камней, не скрепленных цементом, или же из связок высушенного хвороста.
В одном из углов двора, около двери, хлебная печь, маленькое, круглое, глиняное сооружение; она закрывается подвижной крышкой, а дно ее выложено камнями, на которые кладется тесто.
Меблировка — самого первобытного свойства: две-три скамьи, стол, подушки, брошенные вдоль стен, матрацы и циновки; подсвечники, в одном из углов лампа, в которой горит масло; большой сундук для белья и платья, плетеная подушка, несколько урн и базальтовый жернов для зерна. Камин или, вернее сказать, очаг помещается иногда посреди комнаты; у двери каждого жилища привешен продолговатый ящичек, «мезуза»; в нем лежит свиток пергамента, на котором написаны фрагменты Закона, взятые из книги Второзакония7.
Источник девы Марии в Назарете. Поленов 1882 г. Источник девы Марии в Назарете. Поленов 1882 г.
Дом плотника Иосифа был первой истинной школой для Иисуса. Там рос Он около отца и Матери, научился у них читать Писание и слышал из их уст заповеди Божии и историю Своего народа. Отрок, чувствовавший и сознававший Себя Сыном Отца небесного, выслушивал приказания земного отца и Матери Своей, поучался от них заповедям Божиим; они посвящали Его, подобно прочим детям, в жизнь человеческую и ее познание.
Иисус был первенец и единственный Сын Своей пречистой Матери. Те, кого называли Его братьями и сестрами, в действительности только его двоюродные братья по Матери: отец их был Клеоп, а мать — Мария, сестра Матери Иисуса8. Все они были одной семьи, одного племени, одной крови с Ним; Он жил среди них. По-видимому, родственники Иисуса не были посвящены в божественные надежды, возлагаемые на Него и таинственно сиявшие над домом Иосифа и Марии. После ярких знамений Божиих над Отроком-Мессией опустилась завеса таинственности. Поставленный в обычные условия человечества, Он подвергался всем его законам. Только одна вера, поддерживаемая неизгладимыми воспоминаниями, да ежедневное лицезрение высоких добродетелей Отрока указывали Его родителям на необыкновенные и божественные свойства природы Иисуса.
Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 22 августа (9 августа по ст. ст.)

Проповеди
Успенский пост
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Святого Апостола Матфия (ок. 63).
Собор Соловецких святых.
Святого мученика Антония Александрийскогого
Преподобного Макария Оредежского
Преподобномученицы. Маргариты (1918).
Святых мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии, протоспафария Григория и двух юношей, за икону Христа пострадавших (730).
Преподобного Псоя Египетского (IV).
Свт. Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь апостола Матфия глас 3
Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Матфия глас 4
Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.
Pages: 1 2 3