понедельник, 4 марта 2013 г.

Согласие на виновность родителя

Многие родители уже столкнулись с настойчивым требованием школьной или детсадовской администраций подписать «согласие на сбор персональных данных о подопечном» и его семье.
Ювенальная юстиция
Несмотря на декабрьское послание президента, его обнадеживающее выступление на родительском съезде 9 февраля, решение Архиерейского Собора в защиту семьи, исполнительная власть не собирается ослаблять ювенальные тиски, десятилетиями создаваемые под давлением международных фондов.

Множество антисемейных законопроектов в Государственной Думе, временно приостановленных всплеском родительского сопротивления, – лишь видимая часть ювенального айсберга. Отступать торговцы детьми явно не собираются.
Еще 31 мая 2011 года Госдума ратифицировала решения Гаагской «Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» (от 25 октября 1980 года), уничтожающей кровное биологическое родительство в угоду нетрадиционным «семьям». Плохо переведенная, не адаптированная к русским традициям и языку Конвенция стала основным элементом стратегии уничтожения семьи ювенальными технологиями, скелетом ювенальной юстиции. Она используется односторонне – только исключительно против российских родителей. А Министерство образования вместо того, чтобы защищать наших детей, активно собирает на них досье для западных заказчиков.
В Конвенции предусматриваются следующие формы отчуждения родительских прав:
Читать далее »

Православный календарь 5 марта (20 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Льва, еп. Катанского
Священномученика Николая пресвитера
Преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
Преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Благоверного кн. Ярослава Мудрого
Священномученика Садока, еп. Персидского
Преподобного Агафона, папы Римского
34 Преподобномученников Валаамских (1578).
Св. Елевферия, еп. Турнайского (531).
Св. Евхария, еп. Орлеанского (740).
Святой Болкан, епископ Деркенский
Поученіе. Св. Левъ, епископъ катанскій
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прп. Льва, еп. Катанского. Тропарь, глас 4.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Льве,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Прп. Льва, еп. Катанского. Кондак, глас 8.
Якоже светильника превелика, Церковь имать, всеблаженне,/ тебе, паче солнца сияюща,/ юже твоими молитвами сохрани, блаженне,/ непобедиму, и непоколебиму от ереси всякий, и нескверну,/ яко приснопамятный.
Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Тропарь, глас 6.
Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая./ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Темже воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко даров а нам преподобномученика славна/ и молитвенника о душах наших достоблаженна.
Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Ин кондак, глас 2.
Из млада, Корнилие чудный,/ трудом и подвигом себе предав,/ игуменом Псково-Печерстей обители поставлен был еси,/ образом веры и постническаго жития всем быв,/ многия люди к Богу привел еси/. За своя же великия добродетели/ завистию от злых гоним,/ мученически душу свою Богови предал еси./ Того ради с верою возопиим:/ преподобномучениче Корнилие достославный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Кондак, глас 4.
Светлый светильник Православия/ и сугубая/ Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,/ поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.
Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 8.
Блага Небесная ради дел твоих стяжавый,/ благости тезоимените, Агафоне,/ моли Благаго Господа, молим тя тепле,/ яко да не лишит нас вечных благ Своих.
Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 2.
Ведый известно, яко снедию род человечь испаде из рая,/ постом же паки вниде в онь,/ постное избрал еси себе житие,/ в немже крепце подвизался, блаженне Агафоне,/ и бесовская шатания тем низлагая,/ приял еси целебныя дары от Христа Бога,/ Емуже присно молися о душах наших.
Pages: 1 2 3

Похвала Ярославу

Единственный русский государь, за которым в потомках закрепилось прозвание Мудрый, – великий князь киевский Ярослав, сын Владимира, Крестителя Руси.
Великий князь Ярослав Мудрый Однако слово «мудрость» рядом с его именем в летописях встречается только раз – в публицистической вставке в Повести временных лет, когда под 1037 годом говорится, что Ярослав «заложи город великий», с Златыми вратами и церковью Благовещения на них, «заложи же и церковь Святую Софию» и другие храмы, «и при нём начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы множиться, и монастыри зачинаться». Отдельно отмечается любовь Ярослава к церковным уставам и «прилежание к книгам», которые «читал он часто в ночи и дни», и созданный им в Святой Софии центр русской книжности.

Этот фрагмент летописи историки выделили как «Похвалу Ярославу». Похвала в устах летописцев – дело редкое. Ключевое слово в тексте, идущем далее, – «мудрость».
Что определяет мудрость правителя? В «Похвале» об этом сказано вполне определённо – всё от Премудрости Божией. И ссылается летописец на ветхозаветную книгу Притчей Соломоновых, где от имени самой Божией Премудрости сказано: «Я, Премудрость, вселила свет и разум и смысл я призвала… Мои советы, моя мудрость, моё утвержденье, моя крепость. Мною цесари царствуют, а сильные пишут правду. Мною вельможи величаются, и властители держат землю. Я любящих меня люблю, ищущие меня обретут благодать».
Как же искать, дабы обрести? Ответ следует тут же, и столь же однозначный: «Если поищешь прилежно мудрости в книгах, то обретёшь великую пользу душе своей. Ибо кто книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читающий пророческие беседы и евангельския учения, и апостольские, и жития святых отцов воспримет душе великую пользу».
Не слишком ли ограничивает летописец источник мудрости, называя лишь Священное Писание и книги церковных учителей? А другие книги? А родительские наставления? А опыт исторический? А собственные шишки, набитые в обстоятельствах, прежде не случавшихся?
Разъяснение мы найдём в «Изборнике» 1076 года. В этой книге, составленной монахами на основе Ярославовой библиотеки, собраны библейские речения и поучения святых отцов (прославленных христианских богословов и устроителей Церкви), отрывки из житий святых – всё то, что названо источником Премудрости Божией в «Похвале Ярославу». «Изборник» был составлен в связи с интересом сыновей Ярослава к такого рода литературе и одновременно стал источником, питающим собственно русскую учительную (наставительную) литературу.
Слово «изборник» обычно переводят на современный язык как «сборник». Но в данном случае «изборник» ближе к современному понятию «избранное» – то есть книга, в которой самое главное, значимое, актуальное…
Так вот, в составе «Изборника», помимо переводов с греческого, есть два текста славянских – они прошли обработку в царстве Болгарском, то есть ближе по образу мысли и актуальности смыслов. Это «Слово некоего калугера (монаха) о чтении книг» (с тем же смыслом, что и «Похвала Ярославу»). И поучение, названное «Наказание богатым», – это квинтэссенция православного представления о праведной власти. Мерило всех мерил и всех времён. Всё прочее из неё выводится или к ней присовокупляется.
   «Наказание богатым»
«Наказание» в русском языке тех времён звучало не так страшно, как сегодня. А как «наказ», «наставление».  Слово «богатый» понималось шире: тот, кто изрядно наделён от Бога – не только имуществом, но и властью. И умом, и красотой. Вообще чем-то изрядно. Иронически-уничижительно человек той поры даже мог сказать о себе покаянно, что он «богат грехами».
«Наказание богатым» в «Изборнике» 1076 года – это по сути наставление правителям. Впрочем, власть и богатство всегда «ходили рука об руку».
Как же наставляют правителей монахи «от учения книжного»? Какой дают наказ?
«Сколь великим ты сподобился от Бога благом, столь же, и более того, ты должен воздать (то есть сотворить добра).
Сколько силою ты превзошёл всех, столько и делами добрыми просиять и потрудиться должен».
Почему непременно так? А потому что: «Если есть зависимые от нас, то и нам найдётся небесный Владыка.
Так будь со слугами своими, как молишь Бога быть с тобой.
Отвори уши свои нищим и страждущим, и к тебе Божий слух откроется».
Всё вроде бы понятно, но накладно для богатого. Истинное наказание, в современном смысле, – всё время соизмерять свою власть и состояние с ответственностью, полезными трудами и благотворительностью. Сподобился величия и богатства, так трудись, раздавай добро (во всех его разновидностях), делай другим то, чего сам бы желал для себя более всего… И главное, сколь ты властен, столь же и подвластен – небесному Владыке (как писал Лермонтов, «есть и Божий суд… он не доступен звону злата…»).
Основательно озадачив властителя таким христианским максимализмом, монахи добавили в «наказание» и нечто более понятное в смысле житейском, менее расточительное: «Если хочешь ото всех почёт иметь, будь сам для всех благодетелем». Здесь по крайней мере подсказано, что надо делать тому, кто «хочет иметь». И ещё есть такой совет психологического свойства: «Тогда наречётся тот истинным властелином, когда сам собою владеет и дурным страстям не даёт власти над собой».
Принципиальны для мудрого правителя советы «Наказания» о том, как суд вершить. «Разумей тяжбу медленно, рассуждение же твори не торопясь». И опять о том же: «Разумно судьям выслушивать (терпеливо) спор (сторон), не сподобишься ведь правду изобрести, спеша отбежать или отогнать». Мы приводим выражение «правду изобрести» без перевода – так в оригинале, – уж больно оно хорошо! Правду в суде надо именно «изобретать» – это как составление «изборников», труд подвижнический, проникновенный, а не холодная штамповка, глядя в соответствующую (а ведь это ещё вопрос, чему и насколько!) статью Судебника.
Здесь, однако, надо оговориться: у всякой настойчивой рекомендации есть обратная сторона, всему должна быть мера. И прения сторон нельзя выслушивать бесконечно. При Ярославе Мудром в отечественное законодательство, «Правду Русскую», была включена такая статья: уполномоченные князя, вершащие суд, и взиматели штрафов не должны задерживаться на месте суда и исполнения его решений вместе со своими помощниками более недели. И знаете почему? Да потому, что по закону содержание их возложено на местное население. Если пришлось ввести такую ограничительную статью – значит, были злоупотребления невольным гостеприимством! И вряд ли оттого, что судебные чиновники слишком увлекались чтением «Наказания богатым»...
Спустя несколько веков некто неизвестный из русских книжников вынужден был написать «Наказание князьям, которые дают власть и суд небогобоязненным и лукавым мужам». Князья всё более передоверяли судебное дело своим наместникам и тиунам (холопам, облечённым, однако, особыми полномочиями над подданными князя) – что, может быть, и неизбежно при росте населения, – но те, по словам автора «Наказания», проявляли и нерадение, и корысть. А князю от того – «беззаконная прибыль». Неизвестный книжник обращается к авторитету Ветхого и Нового Заветов, он даже приписывает (скорее, заимствует из некоего неканонического сказания) императору римскому Тиберию казнь Пилата и его жены за суд над Христом не по совести. К строгости он призывает и князей Руси. Причём главным злом от неправого суда он называет не сами его последствия для жизни людей, а надругательство над их душами, над их верой в истину.
Страницы: 1 2 3

«Конфликтология» преподобного Аввы Дорофея

Почему современен авва Дорофей
Протоиерей Михаил Дронов
     Проблема конфликтов между людьми сегодня для психологов и социологов стоит на важнейшем месте. Условия сегодняшней жизни — это все ускоряющиеся ее ритмы и постоянное общение с людьми; общение пусть поверхностное, но со столь широким кругом людей, какой не могли и помыслить себе учители нравственности ни в IV, ни даже в XVIII веке.

Однако все это вовсе не значит, что святоотеческие наставления для нас устарели.
Например, беседа О злопамятности преподобного аввы Дорофеях1, жившего в конце VI — начале VII веков, в общем-то предназначалась для монахов, как и все его поучения. Но по нескольким причинам она поразительно подходит сегодня для нас всех. Во-первых, сейчас нам особенно нужна его необычайная отеческая снисходительность к немощи новоначальных учеников. Во-вторых, для нас важна ситуация, в которой у аввы Дорофея возникала потребность давать именно такие наставления. Подобную ситуацию скопления большого числа людей, не связанных родственными узами или взаимоотношениями сверстников и в то же время постоянно общающихся между собой на основе взаимного равенства, тогда можно было встретить только в общем жительстве монахов.
В эпоху патриархального быта, которая, кстати, явные признаки своего отмирания стала подавать лишь каких-то 100–150 лет назад, жизнь людей была полностью замкнута на внутрисемейный круг и хорошо характеризуется известным афоризмом: “Мой дом — моя крепость”. Так что тот тип социальных отношений, который тогда был исключением и встречался только в “киновиях” и “лаврах”, населенных собравшимися туда для совместного духовного и телесного труда монахами, теперь стал повсеместной реальностью жизни. Теперь каждый человек не меньше половины своего времени проводит в “коллективе” людей, случайно оказавшихся вместе: группа детского сада; школьный класс; производственный коллектив; больничная палата; очередь; туристическая группа, — да мало ли еще что, всего не перечислишь. И везде человек так или иначе общается с окружающими “случайными” людьми, с которыми его сближает лишь общее дело или место.
Поэтому, как мы видим, поучения аввы Дорофея, возникшие в связи с проблемами взаимоотношений монашеской братии, через четырнадцать веков удивительным образом оказались актуальными для мирян в глобальных масштабах.
Развитие “конфликта” по авве Дорофею
     Речь пойдет не о семейных конфликтах, хотя их природа и механизм протекания сходны с прочими проблемами межличностных отношений. Родственность, однако, будь то близость супругов, отношения “отцов” и «детей» или взаимоотношение братьев и т. д., — это слишком глубокий и мощный фактор, который по своей природе гасит мелкие конфликты и как правило не дает им укореняться вглубь. Сегодня, когда одним из главных пороков общества признан страх вступать в глубокие межличностные контакты, когда люди предпочитают обходиться ритуальной ложью поверхностных полуконтактов, многие психологи говорят, что во взаимоотношениях близких людей конфликты — признак глубоких, искренних отношений. Избежать конфликтов все равно невозможно, но в их преодолении происходит более тесное единение людей. Что касается того, как их преодолевать, то путь, указанный аввой Дорофеем, одинаково подходит и для монашеской братии, и для сотрудников по работе или одноклассников, и для людей, связанных родственными узами.
Речь, однако, сейчас пойдет более всего об общении людей, объединенных весьма поверхностными связями, но в силу обстоятельств довольно тесно общающихся между собой.
«Случается, что между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие...», — так обозначает авва Дорофей начало конфликта, не углубляясь в детализацию его внешних поводов. Далее он насчитывает четыре этапа развития конфликтной ситуации от случайной стычки до глубоко затаенного в душе зла — злопамятства, если конфликт зашел слишком далеко. Эти этапы: 1) смущение; 2) раздражительность; 3) гнев; 4) собственно злопамятность.
«Смущение» и «раздражение»
     «Смущение» — это завязка конфликта, естественная реакция на «слово брата, — как пишет авва Дорофей, — нанесшего оскорбление». «Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце», — в этом, согласно авве Дорофею, состоит начальный этап конфликтной ситуации.
Второй этап — раздражение; как его определяет авва Дорофей, — это «отомстительное восстание на опечалившего...». Чтобы точнее передать, в чем состоит раздражение, авва Дорофей находит еще другое его название: «Его также называют острожелчием (вспыльчивостью)».
В чем же состоит развитие конфликта на этом этапе? Смутившись, растерявшись в первый момент от неожиданно встреченного недоброжелательства, вслед за этим человек многократно «прокручивает» в памяти инцидент. При этом, разумеется, он начинает особо остро ощущать несправедливость того, “как со мной поступили", и разгоряченно перебирать в уме способы, которыми он «восстановит» справедливость. Авва Дорофей поясняет: «Если же ты будешь продолжать <...> раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: «зачем он мне это сказал, я и ему скажу то и то»; то от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар крови около сердца».
Не удовлетворившись собственным заключением сущности раздражения, преподобный Дорофей обращается к авторитету другого писателя-аскета, преп. Марка Подвижника: “как сказал блаженный авва Марк: «злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце»".
Во что перерастает раздражение?
     Итак, во что далее переходит раздражение? «Когда возгорится раздражительность, — объясняет переход от второго этапа состояния конфликта к третьему авва Дорофей, — если он <то есть брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много горящего уголья, и это есть гнев».
После весьма красочного описания порывов ярости, сделанного в свое время свт. Григорием Богословом, когда "законы отметались в сторону, врага, отца, жену и родных — всех сметал стремительный поток..."2, или же после описания гнева, оставленного свт. Тихоном Задонским, когда человек "негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке«3, показ гнева аввой Дорофеем может показаться слишком бледным.
Гнев авва Дорофей в сравнении с другими этапами развития злопамятности описывает наименее выразительно. Безусловно, на это есть свои причины. Прежде всего не требовалось в поучении к монахам, стремившимся контролировать каждый свой помысел (что, понятно, приходило не сразу), тратить время на борьбу с пороками, которых у них не было. Научиться держать себя в руках во внешнем поведении, — это первое, с чего начинал каждый из них еще в миру.
Ясно, что гнев учеников аввы Дорофея принимал иные, не столь ярко выраженные формы. Поэтому третий этап развития конфликта он обозначает, кроме „гнева“, еще другим словом: „Раздражение же <...> обращается в дерзость“. Значит, дерзость, то есть внутренняя решимость удовлетворить свою мстительность (неважно, будет ли она осуществлена), — это одна из форм гнева. Об этом особенно хорошо следует помнить нам, живущим в обществе, где также (правда, по другим причинам) слишком прямые проявления гнева считаются неприличными. Ярость и гнев в нынешнем „цивилизованном“ обществе позорны не потому, что они по сути — покушения на заповедь „не убий“, а потому что открывают постыдную слабость характера... А вот дерзость, то есть внутренне контролируемый гнев, в наше время почитается прямо-таки доблестью.
Однако человек, одержимый любой формой гнева, как подчеркивает преподобный Дорофей, претерпевает тяжелые мучения духа, он не свободен, он “побеждается сею страстию...», то есть страдает...
Страницы: 1 2 3 4