суббота, 18 февраля 2012 г.

Неделя о Страшнем суде

Страшный Суд
Страшный суд,

Страшный суд

семнадцатый век, липа
Страшный Суд.

Страшный Суд
XVIII в. 210, 2x176 см
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Икона

Икона "Страшный Суд"
Россия, XIX век , дерево, левкас, темпера, 108 х 74 см

На иконе из Ростовского музея в центре верхней части композиции изображена Троица во славе, состоящей из пересекающихся двухцветного круга и красного ромба, в углах которого представлены символы четырех евангелистов. Над образом Троицы - два ангела, свивающие небо в свиток, а слева от нее расположен второй круг славы с композицией, посвященной Отосланию на Суд Иисуса Христа. Всю эту половину регистра занимает изображение небесного воинства, прославляющего Троицу. Часть ангелов во главе с архистратигом Михаилом низвергает в адскую бездну силы тьмы - падших ангелов. Ниже, в центре следующего яруса, представлен восседающий на престоле в сиянии славы Христос, пришедший судить мир. Правой рукой Он благословляет, а левой поддерживает раскрытую книгу, стояюпгую на коленях. По сторонам от Христа изображены Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов с раскрытыми книгами в руках, а у Его ног - коленопреклоненные Адам и Ева. Еще ниже изображен Престол Уготованный с крестом, орудиями страстей и раскрытой книгой. Рядом с престолом - ангелы, держащие развернутые свитки, и трубящие ангелы. В облаках представлена десница Божия с весами, перед которыми изображена человеческая душа в виде полуобнаженного юноши. На одной чаше весов лежит белый плат, символизирующий покаяние, а другую пытаются перетянуть на свою сторону черти, которых изгоняет копьем ангел. Справа и слева от престола представлены праведники и грешники (народы), восставшие на суд. Среди праведников, изображенных в шесть рядов, по "чинам", - множество русских святых (их имена написаны на нимбах). Перед грешниками изображен пророк Моисей, указывающий им на Христа, в Которого они не поверили во время Его первого пришествия на землю. Из надписей следует, что это евреи, персы, турки, арабы, кезалбаши, измаилтяне, литва и немцы. Под "народами" представлены сцены отдания землей и морем мертвецов, которые воскресают, чтобы предстать на Суд. В этом же регистре изображено видение пророка Даниила (Дан VII) и история пророков Илии и Еноха (Откр. XI, 1-13). Еще ниже представлен привязанный к столбу обнаженный человек. Это "милостивый блудник", который ради милостыни был избавлен от вечных мук, а из-за блуда лишен Царства Небесного. В правом нижнем углу иконы изображена геенна огненная в виде красного зверя с исходящим от него пламенем, внутри которого сидит сатана с душой Иуды. Из пасти ада к ногам Адама поднимается извивающийся красный змей. На нем видны кольца с надписями, называющими мытарства, уготованные человеческой душе после смерти. Напротив представлено шествие праведников к вратам рая. За его белыми стенами с многоярусными башнями изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников ("Лоно Авраамово"), благоразумный разбойник и Богоматерь, восседающая на престоле в окружении ангелов. Выше представлены монахи, возносящиеся в Небесный Иерусалим. В нижней части иконы в 16 клеймах изображены муки грешников в аду.
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

Страшный суд

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец света — вселенский Страшный суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время его Второго пришествия. На ней изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.
Во время Страшного суда все когда-либо существовавшие живые и мертвые будут воскрешены во плоти. Над ними Иисусом будет осуществлен суд, и каждый заслужит приговор сообразно со своими земными делами — либо вечное блаженство в раю, либо вечные муки в аду (Мф.25:1-13, 25:31-33).
Иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.
- Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х век).
- Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
- Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие – по грудь, и лишь третьи – по шею», в зависимости от степени их вины.
Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния». Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.
Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков.
Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку — живописи христианских катакомб. Первоначально Суд изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах. Затем в V—VI формируются отдельные части повествовательного изображения, которые затем к VIII веку в Византии сложутся в законченную композицию.
Изображение этого сюжета включает не только иконопись, но и система росписи православного храма (и в Византии, и на Руси), где он располагается обычно на западной стене. Западная Европа также использовала данный сюжет (например, Микеланджело в Сикстинской капелле). Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет — в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии — сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атенском Сионе (XI в.), в церкви в Икви (XII век), грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (1-я четверть XIII в.)
В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании христианским «философом» (православным проповедником) запоны с изображением Страшного суда для проповеди христианства князю Владимиру, что повлияло на будущее крещение самого Владимира и Руси. Изображения Страшного суда были действенным средством, помогавшим к обращению язычников. На Руси композиции Страшного cуда появляются очень рано, вскоре после Крещения.
Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет — Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.), затем следуют фрагменты росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира.
Иконографический канон Страшного cуда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков, складывается в конце X — начале XI веков. В XI-ХII веках был создан целый ряд важных образов Страшного cуда. Наиболее известные: росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески Сант Анджело ин Формис, две иконы с изображением Страшного cуда из монастыря святой Екатерины на Синае (XI—XII вв.), две миниатюры Парижского Евангелия, пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, мозаика базилики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто (1163 г.), и близкого по времени собора в Трани.
Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля). Н. В. Покровский, исследователь XIX века, указывает, что до XV века русские «Страшные суды» повторяют византийские формы, на XVI—XVII века приходится пик развития этого сюжета в живописи, а концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством — особенно в юго-западной России (под воздействием западноевропейских влияний).

Акафист в память Всеобщего Воскресения и Страшного Суда

Иконография иконы «Страшный суд»

Проповеди:

О Страшном суде. Митрополит Антоний Сурожский

Неделя о Страшном Суде. Митрополит Антоний (Храповицкий)

О Страшном Суде. Неделя мясопустная. Протоиерей Александр Шаргунов

О Страшном Суде. Протоиерей Вячеслав Резников

О Страшном Суде. Святитель Игнатий Брянчанинов

Беседа о Страшном Суде Святитель Иоанн (Максимович)

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Неделя о Страшном Суде. Проповедь протоиерея Николая Гундяева

Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. Протоиерей Родион Путятин

Слово в Неделю о Страшном Суде Есть ли адские муки? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Видео:

Страшный суд

Страшный Суд

Страшный суд, протоиерей Артемий Владимиров

Страсти по Андрею. (Андрей Тарковский). Библейский сюжет

Картины:

Иероним Босх. Семь смертных грехов

Страшный Суд. Картины

«Страшный суд». Художник Павел Рыженко

Страшный Суд. Микеланжело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)

Страшный суд. Джотто

Аудио:

Мытарства бл.Феодоры (житие св.Василия Нового) mp3


Православный календарь 19 февраля ( 6 февраля ст.ст.)

Неделя о Страшнем суде

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Вукола, еп. Смирнского
Святителя Фотия, патриарха Константинопольского
Мученицы Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила
Мученика Иулиана Емисского
Мученицы Фавсты и мчч. Евиласия и Максима
Мучениц Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.

Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921).
Сщмч. Василия пресвитера (1930).
Новосщмч. Василия Надеждина, пресвит. Московского (1937).
Сщмч. Александра пресвитера (1938).
Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI).
Прп. Дорофеи схимницы, Кашинской.
Свт. Маела, еп. Ардахского, ученика св. Патрика (488) (Кельт. и Брит.).
Мчч. Фавста, Василия, Сильвана и свв. мчч. Дарионских в Константинополе (Греч.).
Прп. Иоанна Фивского, монаха (Греч.).
Св. Иакова, Сирийского (460).
Св. Ведаста, еп. Арасского (540).
Св. Аманда, ап. Маастрихтского (675) (Нидерл.).
Преп. Арсения Икалтойского (1127) (Груз.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Вукол. Тропарь, глас 4.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3