понедельник, 22 октября 2012 г.

Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, или Борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ


Акафистная Зографская икона Божией Матери  Подлинная чудотворная икона эта находится въ Славяно-Болгарскомъ Зографскомъ Георгіевскомъ монастырѣ на Аѳонѣ и достопамятна въ исторіи борьбы Аѳонцевъ, и именно славянскихъ, а также и другихъ иноковъ, за святое Православіе Восточной Церкви противъ нечестивыхъ замысловъ римскихъ епископовъ — папъ, и даже при содѣйствіи имъ самихъ греческихъ — царя и патріарха «ради политическихъ нуждъ», — лестію и дарами, огнемъ и мечемъ и всевозможнымй насиліями замануть и загнать въ ловушку святогорскихъ монаховъ, накинуть на нихъ петлю — унію, и подчинить Аѳонъ — Риму, а монаховъ — папѣ, т. е. признать ложь за истину, а заблужденія за правоту. Эта икона Богоматери есть, такъ сказать, явная латинъ Обличительница, а православныхъ Предвозвѣстительница, Покровительница и Защитительница...

Земной удѣлъ Царицы Небесной подобенъ видимому нами небосклону, или поднебесью, сіяетъ многоразличными и многоблагодатными звѣздами — чудотворными и благодати причастными иконами Всепречистыя Владычицы Богородицы и святыхъ угодниковъ Божіихъ, непрестанно изливающими небесную благодать на всѣхъ смиренныхъ насельниковъ и благоговѣйныхъ посѣтителей Аѳона, по всей Россіи, и по многимъ мѣстамъ во всѣхъ странахъ свѣта, т. е. по всей вселенной, и красуется небесными согражданами и святыми на «сей горѣ святой» просіявшими — святителями, мучениками, исповѣдниками и преподобными, — этими земными ангелами и небесными человѣками, престолу Божію предстоящими и за весь міръ молящимися...
Въ числѣ одной изъ таковыхъ иконъ Богоматери на Аѳонѣ есть въ Зографскомъ монастырѣ небольшая икона Ея, называемая «Акаѳистною» и «Предвозвѣстительницею», а въ числѣ святыхъ въ обители этой — 26 славныхъ исповѣдниковъ и страдальцевъ за святое Православіе Восточной Церкви. Съ этою иконою и съ этими мучениками сопряжено цѣлое историческое событіе, къ которому тѣсно соприкасается другое. Оба знаменательны и исторически документально достовѣрны. Одно изъ нихъ можно озаглавить: «Борьба Аѳонцевъ противь уніи съ Римомъ», а второе — «Страданія Аѳонцевъ за несогласіе на унію съ Римомъ».
Прежде еще неудачныхъ слѣдствій Флорентійскаго собора (въ 1439 г.), и даже за все время отпаденія Западной церкви отъ Вселенской-Каѳолической и отсѣченія отъ нея Восточною Церковію, Западъ, въ лицѣ своихъ гордыхъ, упрямыхъ и «безгрѣшныхъ» папъ, всяческими способами и средствами, силился увлечь, все болѣе и болѣе съ теченіемъ времени потрясаемую политическими обстоятельствами, Византійскую имперію къ уніи Восточной Церкви съ Западною, т. е. къ единенію, но подъ непремѣннымъ условіемъ главенства римскихъ папъ... Самъ Византійскій императоръ Михаилъ VII Палеологъ (1260—1282), вступившій на престолъ, или вѣрнѣе похитившій его отъ своего предмѣстника, законнаго наслѣдника юнаго императора Іоанна IV Ласкариса (1259), котораго потомъ онъ ослѣпилъ, — содѣйствовалъ въ томъ Западу, во исполненіе своей клятвы, данной имъ чрезъ своего представителя на Ліонскомъ соборѣ (въ 1274 г.) папѣ Григорію X (1271—1276). Властолюбивый похититель престола только чрезъ это соединеніе, или несчастную и гибельную унію съ Римомъ, надѣялся при помощи папы отвлечь намѣреніе западныхъ католическихъ государей снова идти для завоеванія Константинополя, 58 лѣтъ передъ тѣмъ бывшаго во владѣніи латинянъ, и даже получить отъ нихъ военную помощь и этимъ спасти свою ослабѣвшую имперію отъ близко надвинувшихся турокъ, отъ сосѣдственныхъ народовъ, отъ дикихъ воинственныхъ племенъ и отъ самихъ латинъ, на себѣ же удержать императорскую корону.
Въ 1273 г. Палеологъ отправилъ почетное посольство къ папѣ въ Римъ изъ сторонниковъ «уніи» для разсужденій объ условіяхъ уніи и заключенія уніи съ Римомъ. Хитрый Палеологъ еще съ папою Климентомъ IV (1265—1268) завелъ сношенія о соединеніи церквей. Послѣ смерти Климента въ періодъ около трехъ лѣтъ междупапства поддерживалъ ихъ съ кардиналами — блюстителями папскаго престола и по восшествіи на престолъ Григорія X возобновилъ, продолжалъ и довелъ до... прискорбнаго конца...
Всякій разъ и каждое посольство Падеолога въ дѣйствительности состояло изъ приверженцевъ не уніи, а его самого, — кто страха ради наказанія, кто достиженія ради почестей, ожидаемыхъ или обѣщанныхъ, кто по другимъ какимъ не безгрѣшнымъ причинамъ, — и никто, конечно, не по убѣжденію совѣсти, что унія дѣйствительно необходима, и что римская церковь дѣйствительно безъ погрѣшностей и заблужденій, а греческая и съ погрѣшностями и въ заблужденіяхъ, и что непремѣнно надобно подчиниться «святому» и «безгрѣшному» папѣ римскому... Воля императора на словахъ была: «спасать имперію», а въ его умѣ: «удержать на своей головѣ корону». И вотъ за это... онъ рѣшился и уполномочилъ пословъ: подчинить папѣ Восточную Церковь... спасти тѣло... и погубить душу... Въ общемъ итогѣ всѣхъ этихъ замысловъ императора было одно: за какую бы то ни было цѣну, но спасти имперію... и такъ или иначе совершить соединеніе — унію съ Римомъ. Константинопольскій патріархъ тогдашняго времени Іосифъ Исповѣдникъ (1268—1274; 1282—1283), узнавъ о такихъ глубоко-прискорбныхъ намѣреніяхъ императора, которому до патріаршества былъ духовникомъ, немедленно разослалъ окружное посланіе (энциклику) къ епископамъ и всѣмъ православнымъ, предостерегающее ихъ отъ задуманной императоромъ уніи съ Римомъ и затѣмъ (2 января 1274 г.) оставилъ патріархію и удалился въ монастырь.
Святогорцы-иноки не остались безучастными зрителями опасной для Церкви затѣи царя и не побоялись гнѣва царева, но всѣ сообща написали и представили Михаилу Палеологу «вѣроисповѣдное посланіе», въ которомъ основательно доказали, что ни первенствъ, ни главенствъ папы, ни поминовеніе его въ церквахъ, ни служеніе Евхаристіи на опрѣснокахъ, ни прибавленіе къ Символу Вѣры «и отъ Сына», — не могутъ быть терпимы, и, назвавъ латинянъ и ихъ сообщниковъ еретиками, умоляли Михаила оставить многотревожное и опасное предпріятіе1.
Преемникъ Іосифа, патріархъ Іоаннъ XI Веккъ (1275—1282), бывшій хартофилаксомъ2 и сначала усерднымъ противникомъ уніи, по избраніи на патріаршество, дѣйствовалъ по властолюбію, согласно преступной волѣ и намѣреніямъ императора, и принялъ постановленіе Ліонскаго собора (въ 1274 г.) о состоявшейся на ономъ уніи, чѣмъ и подчинилъ Восточную Церковь римскому папскому престолу.
Это несчастное согласіе и единеніе «ради политическихъ нуждъ и опасностей», имѣло весьма прискорбныя послѣдствія для Православной Восточной Церкви, такъ какъ латиняне и латиномудренные убѣждали православныхъ къ уніи не силою Евангельскаго слова и постановленій Апостольскихъ и Соборныхъ, и писаній Отцевъ и Учителей Церкви, а обнаженнымъ мечемъ, обманами, насиліями и всевозможными неистовствами. Тысячи жертвъ падали подъ ихъ мечемъ, а еще больше были гонимы, мучимы, ограбляемы и страдали за вѣрность чистотѣ и святости Православной Восточной Церкви.
Но такъ какъ Святая Гора всегда оставалась и остается оплотомъ страждущей Церкви на Востокѣ, то, чтобъ сокрушить основныя утвержденія Православія, латиняне на пути въ Константинополь вторглись на Аѳонъ. Здѣсь они убѣждали монашествующихъ словомъ, увлекали обѣщаніями, принуждали угрозами и мучительствами къ уніи съ Римомъ, т. е. къ признанію надъ Аѳономъ главенства и власти римскаго папы.
Немногіе изъ иноковъ увлекались силою латино-папистскихъ убѣжденій, да и то только наружно, боясь пытокъ и смерти и, пока висѣлъ мечъ надъ головой, соизволяли на ненавистную и проклятую унію и все таки отрекались отъ вѣры отцевъ своихъ — преподобныхъ Аѳонскихъ. Большая же часть иноковъ-святогорцевъ кровію запечатлѣли и жизнь свою отдали за свое исповѣданіе и вѣрность къ Православной Восточной Церкви. Они съ твердостію обличали (въ лицѣ незванныхъ посланниковъ) папу, въ его святотатственномъ усвоеніи себѣ главенства церкви и намѣстничества Іисуса Христа, Который одинъ только и былъ, и есть, и будетъ Главою Своей Святой Церкви.
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Православный календарь 23 октября (10 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Евлампия и Евлампии (303-311).
Святителя Иннокентия (Смирнова), еп. Пензенского (1819).
Прпеподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1891).
Блженного Андрея, христа ради юродивого, Тотемского (1637).
Собор Волынских святых
Преподобного Вассиана Константинопольского (V).
26 преподобномученников Зографского монастыря от латин и 4 мирян.
Преподобного Феофила исповедника (VIII).
Святителя Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122).
Мученика Феотекна (III-IV).
Священномученика Феодора (Поздеевского), архиеп. Волоколамского (1937).
Зографской Иконы Божией Матери, именуемой «Акафистная».
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Амвросия глас 5
Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.
Кондак преподобного Амвросия глас 2
Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь мучеников Евлампия и Евлампии глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.
Кондак мучеников Евлампия и Евлампии глас 3
Доблия мученики и братию по плоти,/ мудраго Евлампия и Евлампию, почтим:/ тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося:/ сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала.
Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского глас 4
Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого глас 8
Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Тропарь Собора Волынских святых глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ людии Волынстии радуются,/ и с ними вся Российская Церковь ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских/ святителя Стефана чуднаго,/ иерархом Волынским первопрестольника,/ и святаго благовернаго Ярополка/, блаженнаго страдальца Богомужнаго,/ и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/ и победоноснаго Феодора, Острбжскаго князя Богодарованнаго,/ и преподббнаго Иова Почаевскаго присноблаженнаго/, ихже молитвами, Господи,/ землю отеческую нашу в Православии и мире утверди,/ и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную,/ Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/ благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней иконе на горе Почаевстей/ и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/ Иулиании, блаженный девы Ольшанския,/ и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.
Ин тропарь Собора Волынских святых глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ обитель Печерская радуется/ и с нею благословенная Почаевская Лавра ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ преподобных и Богоносных отец Печерских,/ от нихже волею Божиею изыдоша/ первоначальницы иноческаго жития на горе Почаевстей,/ ихже молитвами, Господи,/ землю отечественную нашу в Православии и мире утверди/ и помилуй всех, имуще купно о нас Молитвенницу и Заступницу усердную,/ Пречистую Матерь Свою Богородицу,/ от лет древних благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней Своей иконе во обители Почаевстей/ в просвещение и спасение душ наших.
Кондак Собора Волынских святых глас 8
Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли,/ похвальная восписуем вам, святии:/ Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/ Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/ Тем яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/ от всяких нас бед свободите/ да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарив:/ радуйтеся, преславнии угодницы Божий и земли Волынския украшение.
Ин кондак Собора Волынских святых глас 8
Избраннии от родов угодницы Божии,/ преподобнии Печерстии:/ Меркурие и Симеоне, Акиндине же, Лукиане, Памво и Поликарпе,/ Авраамие, Алексие, Евстафие, Елладие, Ефреме, Иерониме,/ Луко, Меладие, Онисиме, Персие, Павле, Сергие,/ Сисое и Феофиле, Анатолие же, Афанасие, Исидоре, Кассиане,/ Лаврентие, Пафнутие, Пиоре, Сисое вторый и Софроние/, от нихже изыдоша первоначальницы/ иноческаго жития на горе Почаевстей,/ вас не потаила есть земля,/ Небо же и райския селения отверзошася вам./ Темже мы, похвальная песни Богу,/ прославльшему вас в памяти вашей, приносите/ и честный Собор ваш вселюбезно почитающе,/ из глубины душевныя вопием вам:/ от всех бед вашими молитвами заступайте нас, зовущих,/ радуйтеся, Печерстии чудотворцы/ и обители Почаевския слава и утверждение.
Pages: 1 2 3

Уроки преподобного Трифона Вятского

протоиерей Александр Балыбердин
  Преподобный Трифон архим. Вятский прииде в монастырь с честными иконами и братия сретоша его с честию
21 (8) октября 2012 года исполнится 400 лет блаженной кончины преподобного Трифона (†1612), широко почитаемого православными жителями не только Вятской земли, но и всего Русского Севера. Всё это время его жизнь служит примером деятельной любви к Богу и Христовой Церкви. При этом каждое поколение духовенства, монашествующих и прихожан находит в ней назидательное для себя.

В начале пути
Будущий наставник монашества родился около 1546 года вдали от вятских пределов — в северной стране, нарицаемей Мезени1, ныне Мезенском районе Архангельской области. Когда-то здесь, на берегу реки Немнюги, всего в 60 верстах от Белого моря, находилась деревня Конешельская, которую принято считать родиной преподобного2. Сегодня на карте ее не найти. Время сильно изменило эти места. Однако место рождения святого не забыто — еще в начале XVIII века оно было отмечено деревянной часовней, которая сохранилась до наших дней. Местные жители называют часовню Трифон и дважды в году — на память преподобного в октябре и в четвертое воскресенье по Пасхе — совершают к ней паломничество.
О детстве и юности святого известно немногое. Его родители Дмитрий и Пелагея Подвизаевы были крестьянами и сына назвали Трофимом. В скором времени отец скончался, и отрок вместе со старшими братьями остался на попечении матери. Жития не сообщают о том, как родилось и окрепло в душе будущего подвижника искание монашеского жития. Было ли оно таинственным действием благодати Святого Духа или же возникло под влиянием бесед приходского священника, встреч с насельниками северных монастырей или паломниками — неизвестно. Но уже вскоре ему пришлось сделать выбор, определивший его жизненный путь. Едва Трофиму исполнилось 17 лет, старшие братья решили его женить. Избрав из числа прислуги пригожую девицу и нарядив в красивые одежды, братья подослали ее к Трофиму. Но та, по слову жития, хотя и жало своего языка сотре, крепкого же столба не поколеба. Льстивые и блазненные глаголы девицы не смутили юноши. По слову агиографа, не блуда ради сотвориша братья сия, но како бы сочетати его женитвенным браком и удержати во отечествии своем понеже живяста во всяком обилии довольне. Но именно это событие заставило Трофима сделать выбор — или завести семью и в трудах приумножать состояние рода, или же оставить мир сей и искать Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33) на путях иного, монашеского, жития.
Это случилось около 1564 года, когда Московское царство стояло на пороге опричнины, готовой наложить кровавую печать на весь русский мир. Пройдет немного времени, и опричники с особой жестокостью обрушатся на Новгород Великий и его владения на Русском Севере, в которых проживал род Подвизаевых. Конечно, вряд ли родные Трофима могли предвидеть, как скоро и трагично изменится их жизнь. Потому и желали любым способом удержать юношу в родном селе. Да и сам Трофим только в этом случае мог рассчитывать на поддержку живших в довольстве родственников. Если же он решался оставить отчий дом, то полностью предавал себя в руце Божии (Прем. 3, 1). Даже сегодня это непростой шаг. Можем ли мы представить, что означало оставить свое отечество в столь непростые времена? Но Бог, от Которого стопы человека исправляются (Пс. 36), утвердил Трофима в решении оставить родительский дом.
Юноша не имел возможности поступить послушником в Соловецкий монастырь или другую прославленную обитель. «Виной» тому, как предположил исследователь жития протоиерей Андрей Дудин, могло быть незнатное происхождение преподобного. Известно, что в крупные и состоявшиеся монастыри в те годы принимали преимущественно выходцев из знатных родов, на содержание которых родные могли внести существенный вклад. Простолюдинам же нередко приходилось начинать путь с небольших и недавно созданных обителей.
Трофим с посохом странника направился в Устюг Великий, а это без малого семьсот верст пути. Почему он избрал Устюг, доподлинно неизвестно, но здесь в его судьбе принял участие священник Афанасьевской церкви Иоанн, в ком Трофим обрел своего духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак и направил его в городок Орел на реке Каме3, бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. С этого времени на долгие пятнадцать лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него пустыней первых монашеских подвигов и молитв.
В пермских лесах
Описывая пермский период в жизни преподобного, агиографы, как правило, описывают его труды и подвиги в Пыскорском монастыре4, где в возрасте 23 лет Трофим принял монашеский постриг с именем Трифон. Днем инок посещал церковные службы и исполнял труды послушания для братии: пек хлеб, готовил пищу, рубил дрова в лесу, на своих плечах носил в монастырь, ухаживал за больными. К утрени он являлся одним из первых, из церкви же выходил последним и в молчании шел в свою келью. Ночи инок проводил в молитвенных подвигах. Постели у него не было, для отдыха он ложился на землю. Летом, когда бывает много комаров, Трифон до пояса обнажал для них свое тело, а пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве.
Эти труды надломили здоровье подвижника. Он слег и заболел. Болезнь продолжалась уже сорок дней, когда в забытье инок увидел ангела, пришедшего взять его душу, и уже направился за ним по воздуху, как вдруг раздался голос, повелевший ангелу возвратить Трифона в обитель. Больной проснулся и рядом с одром увидел Святителя Николая. Святитель исцелил инока и тут же стал невидим. Когда же это чудесное посещение и усердные труды молодого подвижника вызвали зависть у братии, Трифон покинул монастырь и в течение нескольких лет странствовал в пермских пределах. Жил отшельником на реке Мулянке, где, как некогда святитель Стефан Пермский, срубил и сжег священное дерево остяков, обратив их ко Христу. Затем удалился на реку Чусовую, устроил келью и наставлял добрым советом местных жителей.
К сожалению, за этими подвигами потерялся урок, который в наши дни, возможно, заслуживает большего внимания. Но, чтобы в полноте его оценить, нам следует возвратиться в 1564 год, когда Трофим впервые пришел в Орел-городок.
В те годы Российское государство стояло перед задачей освоения Урала и Сибири. Эти труды были возложены на сольвычегодского купца и промышленника Анику Строганова, который получил от царя Ивана IV в беспошлинное владение земли по берегам реки Камы и вместе со старшими сыновьями Григорием и Яковом весной 1559 года переселился в Пермь Великую. В 1566 году Григорий и Яков Строгановы сделали расчетливый ход — попросили царя принять их владения в опричнину, что давало право по всем делам, кроме уголовных, быть судимым только государем или особо им назначенными лицами. Когда же в следующем, 1567 году их престарелый отец возвратился в Сольвычегодск, братья стали почти полновластными хозяевами Перми Великой, превосходившей по размерам современные Данию, Бельгию и Швейцарию.
Строгановы строили города и крепости, развивали солеваренные, охотничьи и рудные промыслы, активно торговали с народами Сибири. При этом самыми крупными купцами и промышленниками этих земель они могли назначать вольные цены, благодаря чему вскоре нажили знатную пользу. Это привлекло в земли Строгановых множество безземельных, нетяглых и особенно беглых людей, которые стали заселять почти дремучие леса, расчищать и распахивать земли, работать на соляных варницах. Жизнь на новом месте давала возможность состояться, сделать карьеру, причем не только в мирской, но и в церковной жизни.
Спустя четыре века всё это повторилось. Только на этот раз в масштабах огромной страны. Для кого-то эти перемены стали испытанием. Кому-то открыли новые перспективы. В 1990-е годы миллионы людей впервые переступили порог храма. Тысячи приняли священный сан и оказались перед задачей возрождения церковной жизни, восстановления храмов и монастырей. Возможно, им покажется важным и в чем-то поучительным эпизод из жития преподобного Трифона, о котором мы хотим рассказать подробнее. Однажды зимой, когда стоял мраз велий, яко невозможно лица своего явити, Трофим в худой и заплатанной одежде шел высоким берегом реки Камы. На беду, мимо проходили слуги Строгановых. Решив поглумиться над беззащитным странником, они толкнули юношу вниз с обрыва, да так, что сошедший с горы снег совершенно засыпал его. Обидчики испугались, думая, что убили странника. Каково же было их удивление, когда выбравшийся из сугроба Трофим стал кротко молиться за них, прося, чтобы Бог не вменил им во грех жестокого поступка. Трофим с такой кротостью и любовью смотрел на своих обидчиков, что те, устыдившись, попросили у него прощения. Вечером этот случай стал известен в доме Строгановых.
На следующий день Трофим был в храме и, стоя у дверей вместе с нищими, прилежно молился Богу. В числе пришедших в церковь был и Яков Строганов. После заутрени Строганов подошел к Трофиму и стал просить его помолиться о больном сыне Максиме, пообещав, что в случае исцеления будет ему помощником на любое дело. Смиренный юноша сначала смутился, но затем уступил этой просьбе. И Господь, по его молитвам, исцелил наследника.
А теперь представьте, что всё это произошло с вами и именно на вас обратил внимание один из самых могущественных людей мира сего. Какие перспективы открыло бы это покровительство! Сколько всего можно было бы построить и устроить! Как прочно можно было утвердиться в мире сем или по крайней мере сделать его более безопасным и успешным.
Но не так думал Трофим. Перед ним в полный рост встал всё тот же выбор — между Царством Небесным, которое есть правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), и суетой мира сего. Только на этот раз мир сей олицетворяли не старшие братья, желавшие обманом привязать Трофима к имению, а могущественные Строгановы, покровительство которых неизбежно погрузило бы юношу в пучину страстей.
Возможно, вы поступили бы иначе. Но Трофим оставил Орел-городок и удалился в Пыскорский монастырь, чтобы трудами, молитвами и постом постоянно обновлять в себе искание Царства Божия, ради которого он и покинул родительский дом. Впоследствии так было не раз: как только мирская слава достигала подвижника, он немедленно оставлял место подвигов и шел искать новое пристанище.
Так случилось, что покинуть перм ские земли преподобному также пришлось по воле Строгановых. Это произошло десять лет спустя, когда подвижник жил на реке Чусовой. Однажды, расчищая от сорной травы поле, он нача ту подсеку палити огнем якоже обычай надлежит. Внезапно налетел ветер, и начался сильный пожар, в котором сгорели большие склады дров, принадлежащих Григорию Строганову. По его приказу преподобный был схвачен и заключен в оковы, но вскоре получил свободу при условии, что оставит Пермский край. И от того времени вложи Бог в сердце преподобному о Вятской стране.
Страницы: 1 2