вторник, 9 апреля 2013 г.

Афонские беседы. Часть 2.

Продолжение. Начало Здесь
Иосиф Ватопедский
Страсти, болезни души
1. Причина любого порока — тщеславие и сластолюбие. Тот, кто не возненавидел их, не может победить никакую страсть.
2. Корнем всех зол называется сребролюбие, но ясно, что состоит оно из двух предыдущих (то есть тщеславия и сластолюбия).

3. Три эти страсти — сребролюбие, тщеславие и сластолюбие — ослепляют ум.
4. Как только страсть действенно подчинит волю, она уже будет обладать человеком насильно.
5. Причины богохульства — самонадеяние и высокомерие; а жестокости и лицемерия причины — сребролюбие и тщеславие.
6. Кто возненавидит страсть — исторгает из себя предлоги к ней. А тот, кто окружен ими, борим страстью, даже если и не хочет того.
7. Нам следует возненавидеть дерзновенноглаголание, как яд ехидны, и убегать многих разговоров, как змей и порождений ехидновых. Ибо они легко вызывают забвение и совершенное прекращение внутренней борьбы, лишают душу первой радости от того мира, который происходит от чистоты сердца.
8. В то время, когда мы с негодованием противостоим страстям, и на нас еще сильнее воюют бесы, приводя на ум постыдные воспоминания, тогда мы еще больше должны опираться на нашу веру в Господа и больше надеяться на несомненное получение тех благ, что обещал нам Бог и которых по зависти спешат лишить нас враги. Потому что, если бы будущие блага не были столь великими, не нападали бы на нас бесы нечистыми помыслами, думая тем самым удовлетворить свою ярость, а нас привести в отчаяние многочисленными и нестерпимыми досаждениями.
9. Ничто так не губит добродетель, как шутки, остроты и пустословие. И, напротив, ничто другое так не обновляет душу и не приближает ее к Богу, как страх Божий, внимание и непрестанное поучение в Божественных Писаниях, а также, если кто вооружится молитвой и будет искать понемногу пользы бдения.
10. Одно доброе слово того некогда нечистого разбойника очистило, освятило и соде-лало его жителем Рая. И одно неподобающее слово не допустило Моисея в землю обетованную. Не будем же считать пустословие за малую болезнь, потому что склонные к осуждению других и пустословы отсекают для себя вход в Царство Божие. Человек злой на язык, даже если преуспеет в этой жизни, там, в другой, ничего не достигнет, но будет схвачен, как жертва, подвергнут наказаниям и погибнет.
11. Все, что мы сделали с пристрастием в прошлом, как изображения остается в памяти. И они, как тираны, мучают тех, кто подвизается, особенно когда диавол приводит эти воспоминания, чтобы помешать уму молиться и помнить о Боге.
12. Если принуждением и молитвой по благодати Божией подвизающийся избавляется от их (воспоминаний — прим. ред.) плена, тогда это явный знак, что грехи наши прощены.
Потому что до тех пор, пока возникают в душе страстные движения, ясно, что на них оказывает действие грех.
13. Страстную похоть иссушает воздержание в союзе со смиренномудрием; безудержный гнев смягчается любовью; ум, повсюду блуждающий, собирается напряженной молитвой с памятованием Бога. И так очищается трехчастие души.
14. Некоторые недоумевают, что из двух: помыслы порождают страсти, или страсти — помыслы? Я говорю, что помыслы рождаются от страстей, потому что если бы в душе не было страстей, ее бы тогда не одолевали страстные помыслы.
15. Пагубная страсть злопамятства встречается у людей властных, сластолюбцев и корыстолюбцев. Любви нисколько не следует предаваться ненависти. И более того, нужно горячо помолиться за того, кто тебя опечалил и оказать ему, чем можешь, благодеяние, чтобы спасти свою душу от смерти и чтоб и твоя молитва была не без дерзновения у Бога.
16. Нечиста та душа, которая исполнена злых помыслов, похоти и ненависти.
17. Тот, кто видит, что в сердце у него есть хотя бы капля ненависти к кому бы то ни было и за какую бы то ни было вину — совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу совсем не терпит ненависти к человеку.
18. Не слушай тех, кто осуждает и злословит, чтобы не потерять тебе любви Божественной.
19. Есть страсти телесные, а есть душевные. Телесные имеют причины в теле, а душевные — в предметах внешнего мира и помышлениях. Любовь и воздержание изгоняют страсти, первая — душевные, а второе — телесные.
20. Тот, кто отложил матерь страстей — себялюбие, с помощью Божией легко избавится и от других страстей: гнева, печали, памятозлобия. Но тот, кто подвержен первой страсти, если и не желает, уязвляется другими страстями.
21. Удались от зла и сотвори благо, то есть воюй с врагами, которых вызывало себялюбие, чтобы умерить страсти, а потом внимай, чтобы не усилились. Затем снова воюй, чтобы приобрести добродетели и попытайся их сохранить впоследствии. Такой именно смысл имеет библейское «возделывать и хранить» (Быт. 2:15).
22. От страстей, что в нас действуют, бесы заимствуют предлоги и приводят в движение худые помыслы. Затем ими же борют ум и насильно заставляют дать согласие на грех. После того, как ум побежден, его влекут ко греху мысленному и, как только совершится, ум плененный ведут к совершению греха делом.
23. Многословие и многоядение — причины разврата, а сребролюбие и тщеславие — причины гнева на ближнего. Мать и причина обоих — себялюбие.
24. Себялюбие есть страстная, несмысленная любовь к телу, которую можно бороть любовью и воздержанием.
25. Богу приятны любовь, благоразумие, созерцание и молитва. А плоти приятны обжорство, распутство и все, что разжигает эти страсти. Поэтому те, кто плотяны, не могут быть приятны Богу, а те, кто истинно Христовы, плоть распяли со страстъми и похотьми.
26. Печаль вызывается памятозлобием. Когда ум опечаливается, видя какого-нибудь человека, ясно, что держит против него зло. Пути памятозлобных, по Писанию, ведут к духовной смерти.
27. Если держишь зло на кого-то, помолись о нем и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти.
28. Не говори: «Не имею ненависти к брату моему», — когда сам не хочешь о нем вспоминать, но послушай, что говорит Моисей: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Лев. 19:17).
29. Кого-то могут не безпокоить страсти, когда отсутствуют причины, их порождающие, потому что достиг определенной степени безстрастия. Но когда они (причины — прим. ред.) появляются, страсти тотчас влекут ум такого.
30. Не желает Господь, чтобы ты ненавидел кого-то, имел печаль, гнев, злобу по причине чего-нибудь преходящего. И в этом нас уверяют все четыре Евангелия.
31. Любовь и воздержание освобождают душу от страсти. Чтение Божественных Писаний и созерцание избавляют ум от неведения. А истинная молитва поставляет пред Самим Богом.
32. Три суть наибольшие страсти, бывающие началом зла и рождающие любой порок: невежество, себялюбие и гнев (ярость). Каждая из них зависит от двух других и в них находит себе поддержку. От неведения Бога рождается себялюбие, от него — гнев и ярость на ближних, в этом нет ни у кого сомнения. Эти страсти помутняют наши естественные личные свойства и вследствие этого три силы души: разум, пожелание и раздражение (см. далее «Путь покаяния», пп. 22-25 — прим. ред.) действуют неразумно.
Страницы: 1 2

Митрополит Фессалоникийский Анфим: греки не имеют права на односторонние уступки

Изначально процент мусульман в городе и области Македония в целом был небольшим, но в результате миграций последних десятилетий из Западной Фракии и наплыва легальных и нелегальных мигрантов из мусульманских стран их количество возросло.
Митрополит Фессалоникийский Aнфим
Православные христиане в Фессалониках и Македонии, земле, освященной стопами апостола языков Павла, имея также перед глазами величественный храм святого покровителя города Димитрия Солунского, справедливо стали задаваться вопросом, неужели снова возвращаются те, кто держал нас в рабстве четыреста лет?

Митрополит Пирейский Серафим подверг резкой критике решение мэра Афин в поддержку строительства мечетей в греческой столице

Комментируя недавние слова мэра Афин Йоргоса Каминиса в поддержку строительства мечетей в столице Греции, митрополит Пирейский Серафим обрушился на градоначальника с резкой критикой.
Высокопреосвященнейший митрополит города Пирей Серафим/ Ο Σεβασμιώτατος Μητροπολίτης Πειραιώς κ. Σεραφείμ Так, Владыка Серафим полагает, что строительство мечети (первоначально речь шла о строительстве одной мечети в районе Элеонас в Аттике) за счет государственного бюджета в «исторической столице Европы – Афинах, напоенных кровью мучеников, пролитой ради свержения четырехсотлетнего рабства исламу, является частью прекрасно организованного плана по разрушению греческой самобытной православной культуры нашей страны, что происходит уже много лет».

Православный календарь 10 апреля (28 марта ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476).
Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830).
Апостола от 70-ти Иродиона (Греч.).
Преподобного Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского
Преподобного Ионы Климецкого, Олонецкого (1534).
Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754).
Преподобного Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).
Преподобномученика Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097).
Преподобного Иоанна Манглисского (1751) (Груз.).
Св. Николая Портникова, протоиерея (1931).
Сщмч. Василия Малинина, протоиерея (1938).
Мч. Иоанна Чернова (1939).
Мчч. Ионы и Варахисия и еже с ними (ок. 330).
Св.Тутило (Туаталя) из Сан-Галла
Св. Гунтрамн Франкский
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Тропарь, глас 4.
В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.
Св. кн. страстотерпца Бояна. Тропарь, глас 4.
Якоже Авель, от суда братняго смерть приял еси/ и кровь твою пролиял еси за Искупившаго ны честною Своею Кровию./ От земнаго же к Небесному преставився Царствию,/ княже и мучениче Енравоте-Бояне,/ моли Царя царей о нас, присных твоих.
Pages: 1 2 3