вторник, 25 сентября 2012 г.

Древний патерик. Часть четвертая


Продолжение. Начало Здесь
О воздержании
  О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души
1. Однажды братия из Скита пошли к авве Антонию. Взошедши на корабль, чтобы отплыть к нему, нашли они одного старца, отправляющегося в ту же сторону. Братия не знали его. Сидя на корабле, говорили об изречениях отцев и из писания; рассказывали также и о рукоделиях своих. Старец все молчал.

Вошедши в пристань, они узнали, что и старец отправляется также к авве Антонию. Когда они пришли к Антонию, он сказал им: доброго сопутника нашли вы в этом старце! Сказал и старцу: добрых братий и ты нашел, авва. — Они хороши, отвечал старец, но у них двор не имеет ворот: кто хочет, подходит к стойлу, и отвязывает осла. — Это сказал он потому, что они говорили все, что ни приходило им на ум.
2. Авва Даниил говорил об авве Арсении, что он проводил всю ночь в бдении; и когда к утру, по естественному закону, преодолевал его сон, то авва говорил ему: иди, злой раб, — и, заснув несколько сидя, тотчас вставал.
3. Авва Арсений говорил, что монаху, если он подвижник, довольно уснуть один час.
4. Говорил о нем авва Даниил: столько лет жил он с нами, и мы давали ему на год одну небольшую меру пшеницы; и когда приходили к нему, из нее же ели.
5. Говорил еще о нем, что он не более одного раза в год переменял воду, в которой размачивал ветви, но только подливал новой воды. Он плел из них корзины, и шил до шестого часа. Старцы спрашивали его, говоря: почему ты не переменяешь воды с ветвями, — она дурно пахнет? Он отвечал: за благовония и масти, коими наслаждался я в мире, надобно терпеть мне это зловоние.
6. Сказал еще: когда авва Арсений слышал, что все плоды поспели, тогда говорил сам от себя: принесите мне, — и один только раз вкушал, съедая от всех по немногу, и благодаря Господа.
7. Сказывали об авве Агафоне, что он в течении трех лет влагал камень в уста свои, доколь не научился молчанию.
8. Однажды авва Агафон шел с учениками своими. Один из них, нашедши на дороге небольшой зеленый стручок чечевицы, говорил старцу: отец, позволишь ли мне взять его? Старец с удивлением обратился к нему и сказал: ты ли положил его здесь? Нет, отвечал брат. Если не ты положил, как хочешь взять его? — заметил старец.
9. Один старец пришел к авве Ахиле и видит, что он выбрасывает кровь изо рта своего. Он спросил его: что это такое, отец? Ахила отвечал: это слово оскорбившего меня брата; я старался не открывать его, и молить Бога, чтобы оно было взято от меня, — и слово сделалось кровию в устах моих. Я выплюнул его, успокоился, и забыл оскорбление.
10. Однажды авва Ахила пришел в келью аввы Исаии, в Скиту, и нашел его ядущим. Он клал на блюдце соль, растворяя ее водою. Увидев старца, он спрятал блюдце. Старец, заметив, что он спрятал блюдце за корзину, говорил ему: скажи мне, что ты ел? Прости меня, авва, отвечал Исаия! Резал я ветви, и почувствовал жар; взял я в рот кусок с солью, но горло мое засохло от жару, и кусок не прошел. Потому я принужден был влить в соль немного воды, чтобы таким образом можно было мне вкусить. Но прости мне! — Тогда старец сказал: пойдите, посмотрите, как Исаия ест похлебку в Скиту! Если хочешь есть похлебку, то ступай в Египет.
11. Сказывали об авве Аммоне: когда он был болен и лежал в постели несколько лет, — никогда не позволял в своем помысле, чтобы посмотреть во внутреннюю свою келью, и видеть, что в ней находится. Ибо, по причине его болезни, ему много приносили. Когда ученик его Иоанн входил и выходил из нее, он закрывал глаза свои, дабы не видеть, что делает он: ибо знал, что Иоанн есть верный монах.
12. Авва Вениамин, пресвитер Келлий, сказал: пришли мы в Скит к одному старцу, и хотели дать ему масла. Он сказал нам: вот здесь стоит малый сосуд, который вы принесли мне назад тому три года: как вы поставили его, так он и остался. Услышав это, подивились мы образу жизни старца.
13. Рассказывали об авве Диоскоре Нахиатском: хлеб у него был ячменный и из чечевицы: каждый год он полагал начало одной какой-нибудь добродетели, говоря: в этот год я не буду есть вареного, или не буду есть яблоков, или овощей. Так приступал он к каждому делу: оканчивая одно, принимался за другое, — и это делал каждый год.
14. Старец сказал: потому я отвергаю удовольствия, чтобы пресечь повод плотского духа. Я знаю, что он всегда борется со мною, ища удовольствий, возмущает мой ум и отгоняет разумение.
15. Однажды Епифаний, епископ Кипрский, послал за аввою Иларионом и просил его так: прийди, повидаемся прежде разлучения нашего с телом! Когда пришел Иларион, они обрадовались друг другу. За трапезою принесена была птица, и епископ, взяв ее, подавал Илариону. Старец сказал ему: прости мне! с того времени, как принял монашеский образ, не ел я ничего заколотого. А я, сказал Епифаний, с того времени, как принял монашеский образ, не допускал, чтобы кто-либо заснул, имея нечто против меня, и сам не засыпал, имея что-либо против другого. Старец сказал: прости мне! твоя добродетель больше моей.
16. Говорили об авве Елладии, что он двадцать лет провел в Келлиях, и не поднимал глаз своих вверх, чтобы посмотреть даже на кровлю церковную.
17. Говорили об авве Зеноне: странствуя в палестине и утомившись, он сел у огуречного огорода. Помысл говорил ему: возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного? Но он отвечал своему помыслу: разве не знаешь, что воров подвергают наказанию? Испытай сам, на этом самом месте, можешь ли перенести наказание? Вставши, он пять дней простоял на жару, и будучи изнурен жаром, сказал сам в себе: не могу снести наказания! потом говорит своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ешь.
18. Авва Исаия сказал: люби более молчать, нежели говорить; ибо молчание собирает сокровище, а говорливость расточает.
19. Авва Феодот сказал: недостаток пищи сушит тело монаха. А другой из старцев сказал: бодрствование еще более изсушает тело.
20. Авва Иоанн Колов говорил: если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего задерживает воду и съестные припасы; и таким образом неприятель, погибая от голода, покоряется ему. Так бывает и с плотскими страстями: если человек будет жить в посте и голоде, то враги, будучи обессилены, оставят душу его.
21. Сказывал еще: однажды, идя по скитской дороге с своим плетением, встретил я погонщика верблюдов, который своими словами довел меня до гнева. Я убежал, оставив свои корзины.
Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 26 сентября (13 сентября ст. ст.)

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335).
Священномученика Корнилия сотника (I).
Великомученицы Кетеваны, царицы Кахетинской (1624).
Мучеников Селевка и Стратоника (III).
Мучеников Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320).
Священномученика. Иулиана пресвитера (IV).
Преподобного Петра в Атрои (IX).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме
глас 4
Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,// всех Животе и Воскресение.
Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме глас 2
Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/ верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя,// Единe во святых Прославляемый.
Кондак обновления глас 4
Небо многосветлое/ Церковь показася,/ вся просвещающая верныя,/ в нейже стояще зовем:/ сей дом утверди, Господи.
Тропарь священномученика Корнилия глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Корнилие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Тропарь предпразднства глас 4
Животворящий Крест Твоея благости,/ егоже даровал еси нам недостойным, Господи,/ Тебе приносим в молитву:/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,// Единe Человеколюбче.
Тропарь предпразднства Воздвижения глас 4
Животворящий Крест Твоея благости,/ Егоже даровал еси нам недостойным Господи,/ Тебе приносим в молитву,/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,/ Едине Человеколюбче.
Pages: 1 2 3

Нановышиванка

(Украина через сто лет)
Психотропное сочинение
 — Ущипните меня кто-нибудь – я хочу немедленно проснуться! – затопал ногами директор, потрясая перед перепуганными восьмиклассниками пачкой сочинений. Он без стука ворвался прямо на урок истории вместе с учительницей литературы. – И если это окажется не сон, то мне останется только одно — прямо сейчас выброситься из окна!

Но в ответ ему было молчание – все сидели, потупив глаза. Ещё бы! Таким директора показательного украинского лицея не видели никогда. Всегда идеально уложенные волосы сейчас  стояли торчком в разные стороны, а перекошенное лицо приобрело цвет подгнившего томата. Даже вышиванка была на нем какая-то покоробившаяся, с выступившими пятнами пота — подмышками и на животе.  Мало того, он был настолько вне себя, что перешел на русский, что вообще уму непостижимо в этих стенах. Говорят, что когда женщина тяжело рожает, слово «мама», она  всегда кричит на родном языке. То же самое, видимо, в минуты стресса происходит и с большими начальниками.
— Пожалуйста, Павел Андреевич, не убивайтесь так, — наконец вымолвила преподавательница истории, застигнутая его появлением в другом конце аудитории, когда доставала из шкафа карту Киевской Руси. От неожиданности и волнения она тоже забыла про мову. – Я уже слышала про эти сочинения — может, здесь просто какое-то недоразумение? Или чей-то неудачный розыгрыш?
— Розыгрыш? – взревел директор, с грохотом кидая пачку тетрадей на стол и открывая окно. -  Пусть лучше меня там внизу обведут мелом, чем какой-то шутник меня будет обводить вокруг пальца и играть со мной  такими серьезными вещами!
Свежий воздух подействовал на директора немного отрезвляюще, он глянул вниз, потом куда-то вдаль и снова повернулся к классу, зыркая на всех сквозь толстые стекла очков.
— Так вы говорите розыгрыш? Наивная вы учительница, Тамара Петровна, а еще классный руководитель! — сказал он. – А мне кажется здесь что-то совсем другое…  Где это видано, чтоб весь класс дружно такое понаписывал. Вот смотрите – я вытаскиваю из пачки первое попавшееся сочинение. Злыдарэнко Виктор. Тема сочинения — «Україна через сто рокiв. Якою я її бачу?» Открываем читаем: «У 2108-му роцi на територiї України всi люди матимуть шкiру гарного темно-шоколадного кольору…» Приехали! Витенька, детка, откуда у тебя такие мысли – может, это у тебя у самого потемнение в голове произошло – от того что много шоколада кушаешь? Ты же у нас, кажется,  на медалиста претендуешь?
Витенька встал, повесив голову ниже плеч.
— Ладно, садись, – махнул рукой Павел Андреевич. – Допустим, один ребенок у нас перегрелся на солнце. Бывает. Берем другое сочинение. Пожалуйста. Шакиль Олэна. Пишет: «Через сто рокiв українська мова майже повнiстю зникне. Нею будуть розмовляти лише у мальовничих галицько-этнiчних заповiдниках – заради розваги туристiв…» Господи праведный, что я только что прочитал? Олэна, девочка,  а твое как заболевание называется? Какой враг пробрался в лабиринты твоих извилин? Ты хоть понимаешь, что если не будет языка, то не будет и нации? Ничего вообще не будет! Да с кем я говорю — ты выглядишь, словно зазомбированная! Присаживайся, только вот не надо плакать. Пойди — умойся.
Олэна выбежала, разводя кулаками слезы.
— Берем наугад третью работу. Вот – Мыкола Кашунэзварыч, сын известного депутата-патриота. Посмотрим, что он насочинял: «На початку двадцять другого сторiччя слово «Україна» залишиться тiльки в словниках та iсторичних книжках, як i cаме поняття «українська нацiя». Воно теж стане архаїзмом — разом iз такими  словами, як «титульна», «кобзар», «СБУ», «гетьман», «вишиванка»  тощо».  Всё! Это уже контрольный – я щас упаду!
Но он не упал. Вместо него стала оседать учительница украинской литературы Ганна Иванивна, которая всё это время молча стояла с дрожащими губами возле него. Павел Андреевич едва успел ее подхватить и усадить на стул.
— Принесите кто-нибудь воды! – обратился он к классу, и несколько человек с облегчением покинули аудиторию, чтоб уже не вернуться.
Директор, сам приведя в чувства Ганну Иванивну, продолжил:
— И это, скажу я вам, попались еще самые мягкие сочинения. Тот бред, что написан у остальных, я даже не буду повторять.  Лицею – кранты, а мне — капец! Я просто обязан сегодня же заявить в органы державной безопасности! Да! Я подозреваю, что у нас в образцовом учебном заведении с национально-патриотическим уклоном апробировано секретное психотропное оружие одного из наших северных соседей.
От этих слов дрогнула теперь классная руководительница – из ее рук с грохотом выпал учебник по истории Украины, а из шкафа посыпались мапы.
— У вас, Тамара Петровна, что — руки не держат, извините меня за резкость? Вот так вы и класс не смогли удержать! Или может, у вас найдутся какие-нибудь свои объяснения тому, что произошло?
— Я не знаю… — тихо ответила историчка. Она была уже тоже на грани нервного срыва.  Про класс и говорить нечего. Даже самые бойкие балагуры сидели, как мертвые мыши.
— Хорошо, — провел директор рукой по своей седеющей шевелюре, немного удовлетворенный произведенным на всех воздействием, — давайте восстановим хронологию. Итак, когда писалось сочинение?
— В среду, — сказала девочка с первой парты и уточнила: – на четвертом уроке.
— Так, понятно, — директор достал из кармана брюк маленький блокнот и что-то записал. — Во время сочинения учительница вам подсказывала, о чем именно нужно писать?
— Та нi… як це можна! – подала голос Ганна Иванивна, сидевшая всё еще почти без чувств на стуле.
— Ганна Иванивна, — недовольно перебил ее Павел Андреевич, — я сейчас спрашиваю у детей. Своё дело вы уже сделали! Отдыхайте пока… Так подсказывала?
— Нет. Только вначале немного, — послышались голоса.
— А что конкретно? – оживился директор.
— Ну что с Украиной все в мире будут считаться, – стали вспоминать ученики. — И что украинские космонавты на Луне откроют новый кратер и назовут его кратером Голодомора, и там будет музей. И Украина вообще окончательно станет региональным лидером – в своем собственном регионе…
— В каком смысле «региональным»? – насторожился Павел Андреевич. – «Усё будэ Данбас!» — как на заборах пишут?
Ганне Иванивне снова сделалось нехорошо.
— Ладно-ладно, — успокоил ее директор. — Вы всё правильно говорили. Но тогда откуда у всех учеников такие мысли вдруг появились? Не знаете? Кстати, а какой был урок перед сочинением? Третий какой был урок?
— Третий был – урок истории, — снова доложила девочка с первой парты, посмотрев в дневник. – Вернее, должен был быть…
— А почему «должен был», его что — не было, Тамара Петровна?
— Так я ж вам говорила, Павел Андреевич, — сказала Тамара Петровна, придерживая одной рукой дверцу шкафа, — мне соседи снизу позвонили, что их заливает водой. Потом выяснилось что это не я их затопила, но два часа я потеряла…
— Ах да, помню…  Так, урока не было, и чем же целый час занимался класс?
— А к нам пришел Владимир Витальевич и рассказал много интересного про будущее человечества, — сказал кто-то.
— Какой Владимир Витальевич?
— Ну, футуролог, который заменял Тамару Петровну…
— Меня никто не должен был заменять… — удивленно подняла брови классная руководительница. — Тем более какой-то уролог…
— Так-так-так, — директор навострил уши. – Кажется, появился конец веревочки. А кто вам, дети, сказал, что он будет заменять.
— Вася Забродов. Он зашел в класс и объявил, что сегодня урок истории проведет  Владимир Витальевич.
— А тебе, Вася, кто сказал про этого Владимира Витальевича?
С задней парты поднялся долговязый Вася – все дружно обернулись на него — он был очень растерян и молчал.
— Вася, — поднял голос Павел Андреевич, – молчать будешь перед Советом нацбезпеки, когда тебя туда привезут в наручниках! А мне лучше всё выложить начистоту. Так кто тебе это сказал?
— Сам Владимир Витальевич…
— А почему именно тебе он это сказал? Ты что – его агент? Говори быстрей!
— Он мой дядя, — пролепетал Забродов. – Он приходил в школу взять у меня ключи, а когда узнал, что у нас образовалось окно, то сказал, что…
Вася запнулся.
— Продолжай!
— …что  не годится терять драгоценное время для учебы и что он сам сейчас проведет урок, который поможет нам, подрастающему поколению, лучше понять мир.
— Афффигеть! – только и вымолвил директор. – А как же его фамилия?
— Не помню… – на глазах Васи выступили слезы. – Он мамин брат. И она его всегда называет — «Карпуха».
Страницы: 1 2 3 4