четверг, 14 февраля 2013 г.

Слово на Срѣтеніе Господне

Приготовляя къ принятію Царя славы торжество, достойное настоящаго праздника Господня, апостолъ Павелъ благоустрояетъ ряды церковнаго собранія и говоритъ: братіе! не дѣти бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте (1 Кор. 14, 20).
Сретение Господне
Ибо въ такомъ случаѣ (т. е. съ совершеннымъ умомъ) священное собраніе будетъ служить къ чести и славѣ Бога Всесовершеннаго, Которому мы празднуемъ нынѣ, отъ Котораго — всякій даръ и совершенство, Которому мы содѣлались стѣлесниками и сонаслѣдниками.

Какъ тогда, когда войска приготовляютъ царю торжественное шествіе, прилично, чтобы избранные для несенія его на копьяхъ воины были преукрашены, и чтобы предъ царемъ несли изящное изображеніе его лица: такъ и намъ необходимо встрѣчать спасительные и духовные праздники, преображаясь обновленіемъ ума нашего и отлагая ветхаго человѣка и нося въ себѣ, насколько это возможно людямъ, подобіе Божественнаго образа. Самый сонмъ горнихъ духовъ, услаждаясь спасеніемъ человѣковъ, празднуетъ вмѣстѣ съ земнородными, когда послѣдніе на землѣ лобызаютъ ангелоподобную жизнь. И тогда, когда (если можно такъ выразиться) въ началообразный день настоящаго праздника во образѣ Божіи сый и зракъ раба Принявшій, исполняя предписаніе закона, будучи сорокадневнымъ младенцемъ, приходитъ въ храмъ съ Рождшею и Приносящею установленныя жертвы: тогда чиноначалія безплотныхъ, склонивши выи, какъ рабы, невидимо приготовляютъ богоприличное торжество и покланяются неизреченной премудрости, ожидая откровенія тайны, сокрытой въ Богѣ, все сотворившемъ. Воспоминаніе сего нынѣ празднуя, будемъ, подобно безплотнымъ умамъ, питаться духовными созерцаніями, станемъ причастниками ихъ достоинства, не закрывая ока душевнаго тѣнью закона, но открытымъ лицемъ взирая на славу Господню (2 Кор. 3, 18).
Изреченіе закона: всякъ мужескій полъ, ложесна разверзаяй, святъ Богу не могло исполниться ни на комъ иномъ, какъ только на воплотившемся Богѣ. Онъ одинъ, неизреченно зачатый, — единственный въ духовномъ смыслѣ мужескій полъ (представитель мужескаго пола) и достойно именуется святымъ, какъ и (архангелъ) Гавріилъ, благовѣствуя Богородицѣ о животворящемъ рождествѣ, а равно и упоминая о законоположеніи, къ Нему одному относившемся, сказалъ (Лук. 1, 35): тѣмже и раждаемое свято наречется Сынъ Божій (ибо наименованіе святаго вполнѣ соотвѣтствуетъ Божественному чудодѣйствію, разверзающему дѣвственную утробу). Хотя о всѣхъ первенцахъ сказано, что они называются святыми (поелику получили это наименованіе чрезъ посвященіе ихъ Богу), но о перворожденномъ всея твари ангелъ сказалъ: раждаемое свято, ибо, по слову пророка, Онъ съ самаго рожденія отринулъ лукавое и избралъ благое (Ис. 7, 16). Господь всяческихъ (уже предопредѣливъ пораженіе первенцевъ египетскихъ) повелѣлъ Моисею: освяти Ми всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго всякая ложесна въ сынѣхъ Израилевыхъ отъ человѣка до скота (Исх. 13, 2). Это Божественное повелѣніе такъ ясно изглагается въ книгѣ Числъ: и всякое разверзающее всяка ложесна отъ всякія плоти, елика приносятъ Господу, отъ человѣка до скота, тебѣ да будутъ: но токмо искупленіемъ искупятся первенцы человѣчестіи, и первенцы скотовъ нечистыхъ да искупятся. И искупъ его отъ единаго мѣсяца, сцѣненіе пять сикль, по сиклю святому. Обаче первородная тельцевъ, и первородная овецъ, и первородная козъ, да не искупятся: свята суть: и кровь ихъ проліеши у алтаря (Числ. 18, 15-17). Итакъ, Божественный голосъ соединилъ первенцевъ Израиля съ нечистыми животными: поелику они въ подзаконномъ служеніи не имѣли истинной чистоты и святости; находясь въ состояніи безсловесныхъ, іудеи были недостойны возносить словесную службу и быть приводимыми въ духовное всеплодіе къ таинственнѣйшему жертвеннику Новаго Завѣта. Въ выкупъ за нихъ обыкновенно приносились кровавыя жертвы, установленныя закономъ, причемъ, конечно, намѣреніе законодателя направлялось къ духовному совершенству. Приводимыя же въ жертву животныя, кровь которыхъ узаконено было проливать предъ жертвенникомъ, ясно назывались святыми, и, конечно, въ этомъ образно предначертывалась истина: ибо предавшій Себе за ны приношеніе и жертву Богу въ воню благоуханія (Ефес. 5, 2), Господь нашъ Іисусъ Христосъ, дѣйствительно и истинно святъ. Пророческимъ духомъ предвозвѣщая отверженіе первенцевъ израильскихъ и приношенія тѣлесныхъ жертвъ, пророкъ Михей говоритъ: Въ чемъ постигну Господа, срящу Бога моего Вышняго? Срящу ли его съ тельцы единолѣтными? Еда пріиметъ Господь въ тысящахъ овновъ, или во тьмахъ козлищъ тучныхъ? Дамъ ли первенцы моя о нечестіи моемъ, плодъ утробы моея за грѣхи души моея (Мих. 6, 6-7)? Итакъ, блаженный Михей назвалъ первенцевъ Израиля по плоти первенцами нечестія. Но вотъ воплотившійся Богъ вмѣстѣ съ рожденіемъ Своимъ умертвилъ порожденіе діавола — грѣхъ, — освящаетъ же Богу и Отцу не только первенцевъ человѣческихъ, но и весь родъ человѣческій. Какъ въ древности законоположительное слово прообразовательно приводило къ Богу, вмѣсто первенцевъ, колѣно, получившее въ удѣлъ священнослуженіе: такъ теперь — въ свѣтломъ образѣ истины мы должны знать, что архіерей и посланникъ исповѣданія нашего, преподобный, безскверный, отлученный отъ грѣшникъ и вышше небесъ бывый, приводится тѣлесно Богу и Отцу взамѣнъ искупаемаго Имъ человѣчества, и это тѣмъ преимущественнѣе, что мы видимъ, какъ все человѣчество оказалось ниже Его настолько, насколько безъ всякаго прекословія благословляемый стоитъ ниже благословляющаго (Евр. 7, 7). Древле цѣна левитскаго служенія отдавалась только за одинъ израильскій народъ, и левиты служили выкупомъ за однихъ только первенцевъ (Числ. 3, 12. 41). Христосъ же, архіерей грядущихъ благъ, и не по чину Ааронову, но по чину Мелхиседекову, перемѣнивъ священство тѣмъ, что онъ былъ изъ другого колѣна (ибо извѣстно, что отъ колѣна Іудова возсія Господь нашъ), — совершилъ и перемѣну закона, приведши насъ отъ сѣни законной къ Евангелію царствія небеснаго; по чину же Мелхиседекову Онъ привелъ Себя Отцу въ замѣну не за одного только Израиля, всѣ народы, и сталъ архіереемъ исповѣданія всѣхъ людей. Цѣна же пяти сиклей, назначенная закономъ за каждаго изъ первородныхъ, прикровенно указываетъ на то, что каждый изъ насъ долженъ посвятить Богу всякое чувство и дѣла, совершаемыя чрезъ чувства, и приносить ихъ чистыми Создателю, какъ святой и законный выкупъ... Итакъ, Спаситель былъ принесенъ, согласно требованію закона, во храмъ видимо, духовно же принесъ къ Отцу начатокъ нашего смѣшенія и показалъ все его святымъ и достойнымъ стать приношеніемъ Богу. Къ сему въ древности стремился законъ, и къ этому направлялись какъ законоположеніе о первенцахъ и замѣнѣ ихъ левитами, такъ и оцѣнка дидрахмами. И пока ночь невѣдѣнія покрывала все, — законное служеніе, на подобіе звѣздъ, давало нѣкій блѣдный и малый свѣтъ; когда же взошло Солнце правды, явился Востокъ свыше, и возсіялъ день спасенія: свѣтильники законныхъ установленій затмились отъ лучезарнаго свѣта благодати... Но воспоемъ побѣдную пѣснь Человѣколюбцу, напитавшись истинно небесной пищи, напившись воды изъ истиннаго камня, пойдемъ къ горѣ Божіей Хориву — къ высокому ученію Евангелія, дабы внять гласу Божіихъ трубъ — словесамъ блаженнаго Луки, возглашающаго тайноводительства Святаго Духа.
Страницы: 1 2

Православный календарь 15 февраля (2 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Новомч. Иордана Трапезундского (Греч.).
Новомч. Гавриила Константинопольского (Греч.).
Мч. Агафодора Каппадокийского (Греч.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Задостойник
Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Ирмос 9 песни, глас 3.
В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем Перворожденное Слово, Отца Безначальна, Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем.
Величание     Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Тропарь, глас 1.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 2.
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство,/ едине Человеколюбче.
Pages: 1 2 3