суббота, 10 августа 2013 г.

В Пскове попрощались с отцом Павлом Адельгеймом (Видео)

Пскове завершилась церемония прощания со священником Павлом Адельгеймом.

Отпевание началось сегодня, 8 августа, после утренней службы в храме святых Жен Мироносиц, где Павел Адельгейм служил до 2008 года настоятелем, а затем — обычным священником. Гроб с телом отца Адельгейма установили в храме накануне. Утреннюю службу, по свидетельствам очевидцев, посетили несколько сотен человек, а попрощаться со священником пришли больше тысячи человек.
В храм Жен-Мироносец в Пскове, где в четверг прощаются с отцом Павлом Адельгеймом, идут не только прихожане мученически погибшего священника, но и все те, кто был знаком не только со словом, но и делами отца Павла.
Храм Cвятых Жен-Мироносиц — здесь отец Павел Адельгейм служил больше десятка лет — был восстановлен с его помощью. Прихожане вспоминают его как человека, который никому и никогда не отказывал в благословении или в совете.
Местная жительница: «Ну, что можно в этом горе сказать? То, что он действительно человек, большой и добрый, в его доме двери всегда были открыты».
Местная жительница: «Человек светлый был, добрый, умный. Стихи нам читал, проповеди хорошие были. Понимаете, это горе для всего города. Поэтому столько народа здесь».
Смерть Павла Адельгейма в Пскове шокировала многих. Он был известен не только как хороший оратор, как проповедник, как человек, который организовал приют, но и как человек, который не стеснялся говорить то, что думал.

Своими глазами

Иерей Павел Адельгейм.
Вступительное слово
Своими глазами, сердцем, душою, разумением.
Своими глазами. Иерей Павел Адельгейм Пятьдесят лет священнослужения отца Павла Адельгейма — это годы скорбей, потерь и лишений. Но и радости. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33) — сказал Господь и заповедовал радоваться: «и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11).

Та радость, которая возможна только в спасительном предстоянии перед Богом, — Истины, Правды и Церкви Его ради, ибо сказано: «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Христос для мира непобедим и ему непод­властен, каким бы страшным и нелепым этот мир ни казался, — в этом, пожалуй, главный вывод по прочтении книги отца Павла «Своими глазами». 35 лет пролежала она под спудом, почти за­бытой, как свидетельство о том, что, кажется, и быльем поросло, но вот, неожиданно для самого автора попросилась на свет.
Призвание к служению о. Павел ощутил еще в отрочестве, когда начал помогать теперь прославленному церковью старцу Севастиану в Казахстане, где жил со ссыльной матерью. И с тех первых шагов со старцем по нескончаемым дорогам широко раз­бросанного прихода это призвание звучит в нем не ослабевая, обрастая обертонами новых смыслов, открывая всю глубину Божьего замысла о человеке. В разные годы служения священ­ника лишали свободы, здоровья, семьи. Потом — построенного храма, созданной школы, одного за другим двух приходов. Таковы плоды правдоискательства, которые на протяжении ве­ков мало в чем изменились, разве что в деталях.
В 30 лет он был арестован по «антисоветской» статье и непра­ведно осужден. Но именно в лишениях открылся ему метод осоз­нания действительности, прежде всего — церковной. Суть ме­тода — в аналитическом сопоставлении существующих законов и реальной действительности. Казалось бы, дело совсем бес­перспективное в государстве, само существование которого началось с произвола и беззакония, где Произвол давно следует писать с большой буквы и где к нему привыкли, как к погодному явлению. Где, наконец, только Произвол и умеет уважать себя заставить, а закон вызывает смех, хоть и не без горечи: «закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло», «закон — тайга, а прокурор — медведь», «законы святы, да судьи супостаты». А если вспомнить замечание Гоголя, что в России всегда были две беды — дураки и дороги, то пословица «дуракам закон не пи­сан» зазвучит особенно красноречиво. Так стоит ли уделять столь пристальное внимание закону там, где он попирается на каждом шагу? Тем не менее, именно анализ и сопоставление, то есть в данном случае сопоставление законов и постановлений о церкви, принятых в советском государстве, с церковной прак­тикой 70-х годов открывает истинное, исторически уникальное и, по сути, трагическое положение церкви, а точнее, если уж быть точным до конца, Московской патриархии (МП), в кото­ром она тогда оказалась.
Страницы книги «Своими глазами» писались в тяжкие для Церкви времена, в середине тех самых 70-х. Но когда они были легкими? Вопрос риторический, прежде всего, потому, что у Церкви Христовой не было и — приходится признать и это — не может быть легких времен, как не было их у тех, кто стояние за Правду и Истину принял как крест и призвание. Спаситель Сам определил Церковь как форму Своего присутствия на земле и в словах, обращенных к Апостолу, предрек ее эсхатологиче­скую судьбу: «Ты — Петр, и на сем камне Я Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Не одолеют вои­стину. Но попытки одолеть, начавшиеся еще во дни Страстей Господних, не прекращались никогда: огнем, мечом, ложью, лу­кавством, лестью, угрозами и посулами, извне и изнутри — через семена лицемерия и стяжательства земных благ. Сколько крови, сколько страданий! Но и — сколько ликующих побед, свиде­тельствующих непреложность слова Божия. Подтверждение тому — жизнь и труды священника Павла Адельгейма, участ­ника, свидетеля и летописца последних церковных времен, вме­стивших в себя годы борьбы с церковью двух государств — атеи­стического и уже провозгласившего православие едва ли не официальной идеологией. Как показывает жизнь, погибельно то и другое. Такова уж природа государства с его утилитарно­потребительским отношением к людям, как к полезным иско­паемым, будь то плоды человеческой деятельности — обще­ственной, научной, художественно-творческой, или сам человек во всей его земной полноте, с его работой, семьей, надеждами, радостями, прозрениями. Но государству, как Старухе из пуш­кинской сказки, мало власти над человеком, рано или поздно оно захочет, чтобы и Святой Дух был у него на посылках. Госу­дарство всегда было и будет готово признать любого бога на усло­виях служения этого бога ему, государству. Дилемма все та же: мораль и целесообразность, между которыми пролегла обжи­гающая черта противостояния Божиих Заповедей соблазнам и требованиям князя мира сего.
Захватив власть и поставив себе целью полное уничтожение церкви в России, большевики начали с уничтожения физиче­ского — казней, часто зверски-изощренных, изъятия ценностей, или, проще говоря, грабежа, изгнания из храмов, монастырей, уничтожения святынь. Но, как ни старались они выполнить ле­нинский завет «расстрелять как можно быстрее и как можно больше священников», антицерковный блицкриг не удался, по­требовалась осада. И церкви были предложены условия суще­ствования: всецелое реальное подчинение государству при за­конодательно декларированном от этого государства отделении. Потребовался иерарх, который, согласился бы возглавить на этих условиях церковь. Один за другим отпали и фактически были уничтожены три возможных преемника, названные патриархом Тихоном: митрополиты Кирилл (Смирнов), Петр (Крутицкий) и Агафангел (Преображенский). На условия властей согласился митрополит Сергий (Страгородский), с именем которого и свя­зано начало Великого Компромисса — подписание известной Декларации 1927 года.
Разумеется, и у него, как и у трех вышеназванных иерархов, был личный выбор. Но — и об этом нельзя забывать — был ли он у Московской Патриархии? Совершенно ясно, что не будь митрополита Сергия, нашелся бы другой, пятый, десятый. Выбор мученичества всегда исключительно личный и не мо­жет быть выбором организации. Теоретически государство могло бы ее попросту упразднить, но, как образно замечает о.  Павел, советское государство терпит инородное тело церкви в своем организме, как вставной глаз: «Он бесполезен, но лицо без него выглядит слишком свирепо». Перейдя границы допу­стимого, компромисс стал гибельным: «Своими руками Московская Патриархия надела себе на шею петлю, в которой сегодня задыхается», — пишет автор. Мы не увидим ее конца, корабль будет тонуть не сразу, но он уже терпит бедствие. Возможно ли обновление? На вопрос о спасении Иисус ответил: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:27). Но это уже пути Господни, которые для нас неисповедимы и до времени скрыты.
Свидетельское повествование «Своими глазами» — живой срез церковного бытия времен еще насквозь советских, когда, в от­личие от нынешних бархатных, ежовые рукавицы, в коих госу­дарство держало церковь, были еще крепки и колючи. Пове­ствование в основной своей части ограничено пределами Ташкентской епархии, где о. Павел начал свое служение. «Жизнь в других варьируется, — пишет он, — но, в принципе, положение одинаково. Я пишу, как понял, увидел, почувствовал».
Сегодня тем, чья церковная жизнь началась после поворот­ной для РПЦ даты — 1000-летия крещения Руси, — трудно пред­ставить, что церковью, даже внутренней ее жизнью, правили атеисты по должности — уполномоченные при органах государ­ственной власти всех уровней. Тогда в Узбекистане «советские уполномоченные по религии ставятся из сотрудников ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, то есть представляют самую консервативную и кос­ную часть чиновничьего аппарата, привыкшую к сталинским методам руководства. Уполномоченный по Узбекистану Рузме- тов — бывший Председатель Ташкентского КГБ, затем проку­рор Узбекистана, смещенный за провинности в уполномочен­ные. Его заместитель Кривошеев — чекист. Бухарский уполномоченный Шамсутдинов — чекист. Ферганский Рахи­мов — чекист. Они мыслят не правовыми и моральными кате­гориями, они руководствуются принципами вреда и пользы го­сударству».
Церковь, служа Богу, оказалась как организация в полном ус­лужении у безбожной власти. Ах, кабы знать, о чем думал ми­трополит, а потом патриарх Сергий, читая: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а дру­гого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нера- деть. Не можете служить Богу и маммоне!» (Мф 6:24). Отгородив церковь от общественной жизни, государство превратило ее в дойную корову: приходские доходы, собранные по крупицам нашими бабушками и матерями, поступали через епархиальные управления в МП, а та львиную их долю переводила в так назы­ваемый Фонд Мира, средства которого шли на поддержание про­коммунистических, то есть опять же атеистических режимов, за­говоров, партий и движений. А руководство МП получало за это государственные награды. Так патриарх (1945—1970) Алексий Симанский «... за деятельность в борьбе за мир награжден 4 ор­денами Трудового Красного Знамени, медалями СССР и мно­гими иностранными орденами»1. У его преемника патриарха Пи­мена (Извекова) три таких же ордена. Следующий, еще будучи митрополитом, успел получить только одно «Красное Знамя», но там скончался СССР, родилось новое государство, а с ним и новые награды, коих у нового Святейшего полный набор.
А вот еще один замечательный пример единения правящей партии и МП. После высылки из страны Александра Солжени­цына в 1974 году митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), потом патриарх Алексий II, писал: «Мера, применен­ная к А. Солженицыну Президиумом Верховного Совета СССР о лишении его гражданства СССР, является вполне правильной и даже гуманной и отвечает воле всего нашего народа, о чем сви­детельствует реакция советских людей на решение Президиума Верховного Совета. Церковные люди полностью одобряют это решение и считают, что к А. Солженицыну и ему подобным при­менимы слова апостола Иоанна Богослова „Они вышли от нас, но не были наши“ (1 Ин 2:19)»2. К слову, А. И. Солженицын от­казался от высшего ордена новой России, «Андрея Первозван­ного», зато патриарх стал первым его кавалером.
Пользуясь правом регистрации, власть через уполномоченных решала не только судьбу клириков, достойных, или, с ее точки зрения, не достойных окормлять паству, но и насильно насаж­дала угодных ей членов выборных органов в приходах, — опять же в интересах государства и официальной идеологии. В выс­шей степени красноречив случай, описанный о. Павлом, когда отчаявшиеся верующие в Душанбе просят убрать пьяницу-свя- щенника, позорящего свой сан. Все обращения тщетны: архие­рей кивает на уполномоченного, уполномоченный на архиерея. Дошли до секретаря горкома партии:
« — Что вы от меня хотите? Чтобы я помог вам избавиться от пьяницы-попа?
—  Да, да, — обрадовались верующие. — Помогите нам!
—      Да меня за это из партии выгонят!
И, увидев вытянувшиеся лица и удивленные глаза, пояснил:
—  В Душанбе сотни агитаторов-атеистов. Они обходятся го­сударству в копеечку. Для атеистической пропаганды от Кар- тавцева больше пользы, чем от них всех вместе взятых. Они ра­ботают с неверующими, Картавцев — с верующими. Они работают языком, Картавцев — личным примером. Они — на го­сударственных харчах, он — за счет вас, верующих. И вы хотите, чтобы я отказался от такого ценного сотрудника?
Верующие ушли, понурив головы».
Нечего было и думать не только о публикации, но даже са- миздатском тиражировании книги во времена ее написания, что кончилось бы не только новым сроком для автора, но и Бог весть каким числом сроков для тех, у кого текст книги был бы обна­ружен соответствующими госорганами. Публикация вполне могла состояться в конце 80-х — 90-х, когда открылись «шлюзы» и потоки лежащей под спудом совестливой, в том числе рели­гиозной, литературы хлынули в читающее пространство. Однако автор — разумеется, не случайно — решил опубликовать книгу именно сейчас, после двадцати лет церковной свободы. Дума­ется, причин здесь несколько, они исчерпывающе изложены в новом, написанном к этому изданию авторском предисловии. Но все вместе они определяют сегодняшнее новое качество от­ношений в извечной триаде Государство—Человек—Церковь, где Христос нужен как эмблема, символ, как знак на флаге, но только не как Сын Бога Живого.
Аналитический метод сопоставления закона и действитель­ности, или, можно сказать, идеала и реальности, отец Павел применил и в другой своей книге, поздней по написанию, но ранней по изданию, название которой говорит само за себя: «Догмат о Церкви в канонах и практике» (2002 год). И здесь речь о произволе, но уже архиерейском, попирающем не просто за­коны, но вековые каноны Церкви Христовой, основанных на Священном Писании и установлениях Вселенских Соборов. Не мудрено, что с одной стороны книга вызвала яростное не­приятие правящего Псковского архиерея (хотя и без опровер­жения приведенных фактов), а с другой — массу живых откли­ков со всей России, из тех болевых точек, которых коснулся автор.
Когда-то первосвященники увидели в личности Христа угрозу своему благополучию и руками Пилата, то есть государства, убили Его. В советские времена в Нем видело угрозу государство атеистическое. Теперь, когда на место ложных политических идеалов пришел материальный интерес, в Нем с Его «мир Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин 7:7), — видят угрозу все, кто собственное благополучие, а значит, возможность влиять и властвовать, поставил превыше всего.
Но по-прежнему звучит призыв Христов, обращенный к бо­гатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на не­бесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21). Тогда юноша отошел с печалью. Нынешние архиереи отходят с раздражением на любого, кто осмелится свидетельствовать.
Нам, прихожанам отца Павла, хорошо известна вдохновляю­щая, проникновенная сила его проповеди, живого пастырского слова. Но слово это не теряет силу и в статьях, выступлениях, книгах, множестве постоянных публикаций.
В последнее время у него появилась и довольно обширная Интернет-аудитория на его странице в «Живом журнале», — но­вая форма диалога священника с паствой, начатого им полвека назад. Приведу запись в «Журнале» одного из посетителей, имеющую отношение к нашей теме: «Власть архиерея в церкви — это примерно то, что сказал Людовик XIV: „Госу­дарство — это Я!“ — чем и вошел в историю. То есть архиерей сам по себе является источником власти и права, следовательно, всякие уставы и канонические правила бессмысленны. Это очень похоже на армейский юмор: „1. Начальник всегда прав.
2.  Если начальник неправ, смотри п. 1“. Вот, примерно к этому, с заменой слова „начальник11, на слово „архиерей“, можно све­сти весь устав.
Но когда власть архиерея столь соблазнительна, то. дальше итак понятно. Сможет ли РПЦ осознать эту проблему, вот в чем вопрос?»3
Вопрос действительно пока остается открытым. Но жизнь нуждается в идеалах, и нельзя о них забывать: у каждого чело­века должно быть что-то, за что не жалко умереть. Как кораблю, чтобы не сбиться с пути, необходимо сверять курс по звездам, так и Церковь в земной своей ипостаси неизбежно будет обно­вляться, очищаться через Христа и Евангелие. И тех Его учени­ков, кто на призыв «иди за Мной» откликается «всем сердцем, душою, разумением» (Мф 22:37).
Виктор Яковлев.
Страницы: 1 2 3