суббота, 5 января 2013 г.

Православный календарь 6 января (24 декабря ст.ст.)

Навечерия Рождества Христова
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобномученица Евгения Римская
Преподобный Николай монах Болгарский
Прмч. Иннокентий (Беда) (1928).
Сщмч. Сергия Мечёва, протиерея (1942).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Предпразднства Рождества Христова. Тропарь, глас 4.
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся./ Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3.
Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися отроча Младо, Превечнаго Бога.
Тропарь преподобномученицы Евгении Римской, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евгения/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Преподобномученице Евгении Римской Кондак , глас 2.
Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь,/ в рабий образе от Девы нам соединися,/ Иже тя в лик дев свещеносиц вчини/ и с мученики сочета, Евгение,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.
Pages: 1 2 3

Убунту. Философия соучастия и сосчастья

Убунту: я существую, потому что мы существуем
Вадим Карелин,
«Человек без границ»
Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил: «Тот из вас, кто первым добежит до дерева, получит все».
Когда он сделал знак, дети крепко сцепились руками и… побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались сладкими фруктами. Удивленный ученый спросил у детей, почему они так сделали, ведь каждый из них мог получить приз единолично. На что дети ответили: «Обонато!». Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные?
«Обонато» (или убунту) на их языке означает «я существую, потому что мы существуем».
Убунту – это африканское этическое учение, своего рода гуманистическая философия, опирающаяся на доверие людей и их взаимосвязи. Некоторые считают убунту коренной африканской философией и мировоззрением, другие же полагают, что основные принципы убунту были сформулированы лишь в последнее время. Различия во мнениях связаны с тем, что философские учения и религиозные взгляды африканских племен до сих пор недостаточно изучены. Как говорят исследователи, «большинство учений скорее устные, чем письменные, их проживают, а не рассказывают о них в прессе».
Отсутствие каких-либо письменных источников существенно осложняет изучение убунту, но нисколько не умаляет сам феномен. Попробуем по крупицам собрать то, что известно об убунту сегодня.
Они счастливы!
Происхождение понятия. Слово «убунту» пришло из африканских языков зулу и коса и может быть примерно переведено как «человечность по отношению к другим» и «вера во вселенскую силу участия, объединяющую все человечество». Аналогичные термины есть во многих африканских диалектах. Они также означают великодушие, вежливость и человечность по отношению к другим. Считается, что понятию «убунту» очень сложно найти эквивалент в западных языках. Когда в Африке нужно дать высокую оценку кому-то, можно просто сказать: «Yu u nobuntu» – «Такой-то человек имеет убунту». Это будет означать, что он щедр, гостеприимен, дружелюбен, полон заботы и сострадания. И делится тем, что у него есть.
Определения. Лейма Роберта Гбови, либерийская активистка-миротворец, лауреат Нобелевской премии мира за 2011 год, дала самое известное определение принципу убунту: «Я есть, потому что мы есть». Это короткое и афористичное определение наполнено глубоким смыслом. Я не существую оторванно, изолированно, обособленно. И мое существование определяется не мною (или не только мною). Мы настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что обособленного существования просто не может быть: мы живая часть огромного живого Целого. И каждый из нас таков, каков он есть, каждый из нас существует потому, что существуем мы – Целое. Мое личное существование обусловлено существованием Целого, миниатюрной, но неотъемлемой частью которого я являюсь. Согласитесь, нелегко сходу принять такую идею!
Далай Лама XIV и Десмонд Туту
Англиканский архиепископ Десмонд Туту (первый чернокожий епископ в ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира 1984 года) написал в 2003 году в своей книге «Нет будущего без прощения»: «Человек с убунту открыт и доступен для других, принимает других, не страдает оттого, что другие лучше и способнее, и все это – на основе глубокой убежденности, идущей от понимания того, что он или она принадлежит великому целому и умаляется, когда другие страдают или угнетены». Получив богословское образование и проработав некоторое время в Великобритании, Десмонд Туту сохранил мировоззрение коренного африканца. Борясь с апартеидом, он делал ставку не на насилие, а на изменение сознания сограждан, видя в идеологии убунту прекрасную для того платформу.
Позднее, в 2008 году в одном из выступлений Туту говорил: «Одним из понятий в нашей стране является убунту – суть человеческого бытия. Убунту, в частности, говорит о том, что вы не можете существовать как человек изолированно. Это говорит о нашей взаимосвязи. В одиночку не можете полноценно быть человеком, и когда у вас есть это качество – убунту, вас узнают по вашей щедрости. Мы слишком часто считаем себя индивидуальностями, отделенными друг от друга, в то время как мы соединены и то, что мы делаем, влияет на весь мир. Когда мы делаем что-то хорошее, это распространяется вовне, это для всего человечества».
Нельсон Мандела, первый чернокожий президент ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира 1993 года, приводит следующий пример: «Путешествующий по стране остановится в деревне, и ему не нужно будет просить еды или питья. Как только он останавливается, люди дают ему еду, заботятся о нем. Это один из аспектов убунту, но есть и другие. Убунту не означает, что люди не должны становиться богаче. Вопрос в том, собираетесь ли вы поступать так, чтобы сообщество вокруг вас могло стать лучше».
Если бы Декарт знал убунту… Постойте-постойте, спросит вдумчивый читатель, но какое лично я имею отношение ко всем этим африканским сказкам? Тем более, мы прекрасно знаем, что в реальной жизни все совсем иначе: ты можешь рассчитывать только на себя и на ближайших друзей в лучшем случае. О какой глобальной взаимозависимости может идти речь, если мы с детства приучены и привыкли мыслить категориями отдельных личностей, каждая из которых уникальна и от других не зависима?
Так в том-то и дело, что мы именно «привыкли» мыслить каждую личность независимой. Но это не означает, что мы делаем это сознательно. Скажем больше, это не означает, что каждая личность на самом деле настолько независима, как нам кажется. Взгляд на мир, который мы исповедуем (именно «исповедуем», как религию, не задумываясь подчас о его происхождении и основах) не такой уж древний. Начало ему было положено в XVII веке Рене Декартом, представлявшим Вселенную в виде большого «механизма», состоящего из отдельных независимых частей и работающего по предустановленным законам. Каждая индивидуальность, человек в этом случае — тоже часть этого механизма. Самостоятельная часть, изначально отдельная от общества. Ключевой момент индивидуальности в картезианской философии – ее самодостаточность. «Cogito ergo sum», «Мыслю, следовательно, существую» – это положение Декарта не только дало мощный импульс научному мышлению, но и посеяло первые семена индивидуализма, пышно расцветшего уже в наше время. Многие из его плодов нам слишком хорошо известны: всеобщая разобщенность, расовые и социальные противоречия, политика, поставленная на службу отдельным личностям, а не народу в целом.
Для большинства людей на Западе Ubuntu – это, прежде всего, операционная система, основанная на идеологии OpenSource. На логотипе Ubuntu изображены три человечка, держащиеся за руки. Это означает сообщество людей, готовых безвозмездно делиться своими разработками на благо ближних, это символ взаимопомощи и постоянства. Оказывается, идеология убунту очень практична и мы вполне готовы следовать ей – как минимум в IT-сфере.
В убунту индивидуальность понимается несколько иначе, а именно – в контексте ее взаимоотношений с другими индивидуальностями. Люди существуют только во взаимосвязях с другими людьми, и по мере того, как меняются эти взаимосвязи, меняются и характеры самих людей. Проще говоря, индивидуальность человека есть следствие, производная его взаимосвязей с другими людьми и с окружающим миром в целом. Он не один, он часть целого. Он как звено в цепочке: звено только тогда становится звеном, когда связано с соседними звеньями; без этого оно просто кольцо. Таким образом, понятие «индивидуум» применительно к какому-либо человеку в убунту расширяется на множество людей, с которыми связан человек. Чтобы это понять, человеку с западным индивидуалистическим мышлением требуется перейти от изолированности к солидарности, от независимости к взаимозависимости, от индивидуальности как части сообщества к индивидуальности как сообществу. А это непросто.
Страницы: 1 2

Украинский церковный вопрос: взгляд из Константинополя

 Митрополит Сардийский Максим
(Константинопольский Патриархат)
Данная статья фактически является неофициально выраженной позицией Константинопольского Патриархата по украинскому церковному вопросу. Опубликована в журнале «Клирономиа», издание Патриаршего центра святоотеческих исследований, Фессалоники, 1973 год, том 5, часть 1, стр. 199-244.
Украинский Церковный вопрос
В связи с настойчивым желанием, которое неоднократно и настоятельно выражала часть православных украинцев, возглавляемых митрополитом Мстиславом (Скрыпником) из Соединенных Штатов Америки относительно их вхождения, через архиепископа Северной и Южной Америки Иакова, в юрисдикцию Вселенского Патриархата, и в связи с ведущимися с прошлого года переговорами, Священный Синод Русской Церкви, рассмотревший подробно этот вопрос на своем заседании от 2 февраля 1972 года, в письме от 16 марта 1972 года Блаженнейшего Патриарха Московского Пимена на имя приснопоминаемого Вселенского Патриарха Афинагора, выразил свое удивление и беспокойство ведущимися переговорами, объясняя этот факт недостаточной осведомленностью Вселенского Патриархата касательно «антиканонического» положения украинцев Соединенных Штатов.

В письме содержатся историко-канонические сведения, изложенные сквозь призму интересов и выгоды Русской Церкви, которая характеризует возглавляемую Мстиславом (Скрыпником) группировку, носящую название «Украинская Православная Церковь в Соединенных Штатах и Южной Америке» как раскольническую. Это свидетельствует о том, что Русская Церковь, имеющая чувство обязанности и своего канонического долга по отношению к заблудшей пастве, преисполнена большой решимости содействовать ее возвращению в объятия Христовой Церкви, а также считает и предлагает чтобы «в вопросе Украинской Православной Церкви в Соединенных Штатах Америки и в Южной Америке любовь и единство, которыми характеризуются Константинопольский и Московский Патриархаты, были направлены со стороны Вселенского Патриархата на искреннее увещание предводителей этой «раскольнической» группировки к восстановлению канонической связи с их Матерью – Русской Православной Церковью».
В связи с этим Русской Церковью по этому вопросу приводятся следующие краткие историко-канонические сведения:
«В начале 1920 года группа радикальных украинских обновленцев, представляющая незначительную часть приходского клира и мирян из епархий нашей Церкви в Украине, по националистическим мотивам решила отделиться от Матери Церкви. Эти антицерковные движения не имели поддержки со стороны нашей иерархии, а высшая церковная власть Русской Православной Церкви наложила на раскольников соответствующие церковные санкции (согласно 31 Апостольскому правилу).
Однако, игнорируя эти предупреждения, и не имея благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всей России Тихона, раскольники в октябре 1921 года созвали в Киеве так называемый Всеукраинский Собор духовенства и мирян, в котором никто из архиереев Русской Православной Церкви не принимал участия. Это собрание, согласно определению святителя Василия Великого, подпадает под название «самочинного сборища» (1 правило). Этот псевдособор провозгласил создание Украинской Автокефальной Православной Церкви. Вождь отделившихся, тогда отлученный протоиерей, Василий Липковский был избран участниками «Собора» епископом новой «Церкви». «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено с нарушением всех канонов (Ап. 1, Ант. 19, Первого Всел. Собора 6, и других). Эта «хиротония» была совершена отлученными священниками и мирянами посредством возложения на Липковского мощей (руки) священномученика Макария, митрополита Киевского. Это святотатственное деяние было повторено и во время последующей «хиротонии» во епископа тоже отлученного протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» послужил основанием для верующего народа назвать этих новых раскольников «самосвятами». Самосвятский раскол характеризуется полным отделением от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и искажением учения о священных таинствах, которые раскольниками расцениваются как простые обряды, а также учения о свойствах членов Церкви, которые раскольники рассматривали под углом всенародной соборности. Этот раскол также отличается пренебрежительным отношением к православным канонам. Раскол не получил поддержки среди верующего народа Украины. Основная масса приходского духовенства и мирян решительно осудила раскольников. Убедившись в несостоятельности своих идей, самосвяты на собрании в 1930 году приняли решение о самороспуске. Однако, потерпев неудачу в Украине, сторонники самосвятского раскола обосновались в Соединенных Штатах Америки. В начале двадцатых годов между членами некоторых украинских общин юрисдикции Московского Патриархата в Северной Америке, созданных по национальному признаку, начала распространяться националистическая идеология, приведшая к отпадению этих общин от Матери Церкви и образованию ими отдельного украинского направления. Вожди этого направления в 1923 году обратились в Киев к «митрополиту Украины» Василию Липковскому с просьбой послать им «епископа» его юрисдикции. Этим «епископом» стал Иван Теодорович, который еще в 1921 году был «рукоположен» в городе Виннипег Василием Липковским и Нестором Шараевским. Прибыв в Соединенные Штаты Америки, «епископ» Иван Теодорович создал и возглавил маленькую церковную группу, которая сама назвала себя «Украинской Православной Церковью в Соединенных Штатах Америки». После окончания Второй Мировой войны в Украинскую Православную Церковь в Соединенных Штатах Америки прибыл «епископ» Мстислав (Скрыпник), принадлежавший во время войны к самочинно созданной, временно оставившей территорию Украины так называемой «Украинской Автокефальной Православной Церкви», предводители которой, находясь под влиянием националистической идеологии, были активными помощниками немецко-фашистских властей во время оккупации. Мстислав (Скрыпник) получил «незаконную епископскую хиротонию» в мае 1942 года в Киеве от также неканонически рукоположенных (Апост. правило 35) «епископов» Игоря Губы и Никанора Абрамовича, «хиротонии» которых возглавил лишенный священнического достоинства расколоучитель (Двукратн. 15) «епископ» Поликарп Сикорский. Кроме того, на всю «иерархию» Украинской Автокефальной Православной Церкви распространяется решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 8 сентября 1943 года о снятии с них священнического сана.
После смерти (в 1971 году) «митрополита» Иоанна Теодоровича Украинскую Православную Церковь в Соединенных Штатах Америки возглавил «епископ» Мстислав (Скрыпник)».
Поскольку мы наблюдаем, что вышеизложенные Русской Православной Церковью по украинскому церковному вопросу сведения являются неполными, имеют пропуски, а также несут опасность искажения исторической правды, вследствие чего могут сформироваться ложные впечатления и ошибочные суждения, которые могут вызвать совершенно ненужные для развития братских отношений между Поместными Православными Церквами недоразумения, то мы считаем необходимым приступить к более детальному обзору всего украинского церковного вопроса в дополнение к историко-каноническому положению, из которого возник и развился этот вопрос, а также в надежде на то, что таким образом мы внесем скромный вклад в объективную оценку исторических данных при исследовании этого церковного вопроса. На наш взгляд, украинский церковный вопрос можно разделить на три периода: первый период, где необходимо изложить предысторию вопроса, то есть историю Киевской Церкви от 996-997 года до конца XVII века – до ее подчинения Москве; второй период, то есть главную часть ее истории – от 1917 года по 1939 год; и третий период, то есть новейшую ее историю, а именно с 1939 года по настоящее время. Как раз обзоры этих трех периодов мы постараемся изложить в дальнейшем.
Страницы: 1 2 3 4

Убийца, разоруженный любовью

Богдан Сташинский, убив Степана Бандеру, потом «выбрал свободу»
Эта история очень интересна с точки зрения морали. Советы годами пытались вытравить из Богдана Сташинского всякие человеческие чувства, воспитывая из него выдрессированного робота-убийцу.

Это чудовище в человеческом образе они вооружили специально разработанным средством, предназначенным исключительно для бесследного уничтожения. И тем не менее любовь к своей жене-немке побудила Сташинского порвать с Советами, хотя, как следует из материалов суда над ним, в значительной степени сыграло роль и отвращение, которое он стал испытывать к своим хозяевам.
После бегства Сташинский сознался в двух преступлениях, прекрасно понимая, что поплатится долгими годами заключения. Летним вечером 1961 года в американский разведывательный центр в Западном Берлине позвонили из полицейского участка по обычному делу: человек, представившийся агентом советской разведки, приехал городской железной дорогой в западный сектор, обратился в полицию и требует связать его с американскими властями. Этим отчаянным поступком Богдан Николаевич Сташинский, которого в следующем месяце немецкий суд приговорил к длительному сроку заключения за убийство, покончил со своей карьерой в качестве советского осведомителя, разведчика и убийцы. Как всегда, он точно рассчитал время. На следующий день, 13 августа, Восточный Берлин был отделен от Западного сплошной стеной...
...Его бегство, которое в то время не вызвало особого интереса, позволило Западу получить подробные сведения об организации и методах действий советской системы шпионажа. Оно также раскрыло захватывающие подробности двух политических убийств, настолько тонких по замыслу, что по сравнению с ними самые таинственные уголовные дела выглядят просто примитивными. Агент Сташинский оказался исполнителем леденящего душу метода, придуманного советской разведкой специально для того, чтобы избавиться от двух политических деятелей, которые на протяжении многих лет сильно раздражали Кремль.
Еще задолго до того, как была назначена дата суда, западные разведчики долго проверяли признания Сташинского, пока не убедились, что он действительно бежал, что он не «подсадная утка» в игре контрразведок. Многочисленные попытки советской стороны высмеять показания Сташинского перечеркивались самой реакцией на его бегство: 17 ответственных работников разведки были сняты с должностей.
Богдан Сташинский с родней
Богдан Сташинский (слева крайний) с родней, мать и отец – справа
Сташинский, естественно, перешел на Запад по личным соображениям. Время и обстоятельства обратились против него. Руководство стало подозрительным и установило за ним слежку. Он сделался безработным шпионом с опасными обязательствами по отношению к государству, которому так преданно служил. Оказалось, что на Западе у него куда больше шансов выжить, хотя он и понимал, что придется отвечать на суде за два совершенных им убийства. Более того, бегство на Запад было единственным способом сохранить брак с немецкой девушкой, любовь к которой он ценил намного выше карьеры.
Хотя Сташинский был «безусловно» предан делу коммунизма, ничто в его подготовке с юности в советской системе шпионажа и в его последующей деятельности не давало оснований усматривать в нем безжалостного убийцу. История взлета и падения его шпионской карьеры не вызывает ни малейших симпатий к нему, но тем не менее это уникальный случай в анналах современной разведки – шпион встречает девушку, влюбляется и отказывается от своего ремесла.
Свою карьеру в советской разведслужбе Сташинский начал с предательства собственной семьи. Сташинские жили в небольшом западно-украинском селе Борщевица и много лет были связаны с националистическим движением. Задержанный милицией за мелочь – ехал без билета в поезде из школы домой – Богдан быстро попал в тенета КГБ. Услышав на допросе скрытые угрозы в адрес своей семьи, Сташинский тут же рассказал все, что знал, об их подпольной деятельности. Через несколько месяцев он уже работал на КГБ под агентурной кличкой и принимал участие в уничтожении остатков украинского национально-освободительного движения.

Молодой Богдан Сташинский полюбил Львов
Летом 1951 года он попал в спецгруппу, отряд особого назначения, прибегавший к своеобразной тактике для выявления украинских подпольщиков. Особенно там любили прием, словно позаимствованный из детективных фильмов. Украинца, подозреваемого в связях с подпольем, арестовывали и везли машиной в другой город. По пути машина вдруг «ломалась» поблизости от крестьянского домика, куда конвоиры и вели арестованного на время «починки». В домике располагалась спецгруппа Сташинского, выдававшая себя за украинских партизан. Поднималась стрельба, конвоиры, пораженные холостыми патронами, падали навзничь в лужи куриной крови. Освобожденного арестанта отводили в схрон, где находились другие лжепартизаны. Здесь ему предлагали написать о своей работе в подполье, чтобы впредь партизаны имели основание защищать его. Получив письменные показания о его деятельности, «освободители» вели пленника в «партизанский отряд». Но увы, попадали в засаду, и их хватали советские солдаты в форме, которым доставался и уличающий документ. Команда Сташинского так удачно разыгрывала эту мелодраму, что многие подпольщики так и попадали на расстрел в полной уверенности, что им просто ужасно не повезло.
К 1952 году молодой Сташинский, красавец двадцати одного года, прошел огонь и воду в тайной полиции и сумел убедить свое руководство в том, что беззаветно предан коммунизму. Его начали готовить к серьезному заданию на Западе. Следующие два года он проходил интенсивное обучение в Киеве, изучая немецкий и польский языки и осваивая основы разведывательного дела. После успешного окончания занятий в его честь был устроен банкет. Затем Богдана отправили в Польшу, чтобы испытать его способности как агента: ему предстояло обернуться в новую личину, которую ловко разработали под его истинное прошлое и будущие нужды в Главном управлении контрразведки в Москве.
В отличие от прежних псевдонимов, которые ему давали, этот – Иозеф Леман – имел полную биографию. С июня по октябрь 1954 года Сташинский усваивал подробности жизни несуществующего персонажа. Он посещал каждую улицу и каждый дом, которые фигурировали в его легенде. Леман даже изучал производственный процесс на сахарном заводе, где якобы работал подростком. После этой кропотливой подготовки Сташинский уже под именем Иозефа Лемана очутился в Восточной Германии. Он работал листорезом, диспетчером в гараже, который обслуживал советское представительство при правительстве ГДР, переводчиком с польского языка в министерстве внутренней и внешней торговли. Но его шпионская работа была сугубо рутинной и никак не вдохновляла бывшего бойца спецгруппы. Он устанавливал контакты и передавал сведения другим агентам. В Западную Германию ездил рядовым курьером. Как-то его послали в Мюнхен записывать номера всех военных машин, какие встретятся. Он исполнял скучные обязанности и понятия не имел о событиях, которые вскоре перевернут его личную и служебную жизнь.

Паспорт Богдана Сташинского
На танцах в Восточном Берлине он встретил девушку по имени Инге Поль. Когда Иозеф Леман вел ее по танцплощадке, его внезапно охватило чувство, не имевшее ничего общего со шпионажем: он влюбился. Инге Поль, парикмахерша двадцати одного года, никак не напоминала фатальных женщин со страниц детективных романов. Внешность у нее была самая что ни на есть обыкновенная, иногда даже неопрятная. За столом она вела себя, словно волк. Интеллектуальными запросами не отличалась. Тем не менее она была искренне предана своему другу, который без памяти влюбился в нее.
Страницы: 1 2 3 4