суббота, 3 ноября 2012 г.

Беседы на Книгу Бытия. Беседа 5. Патриархи. Часть 3-я


Окончание. Начало Здесь
Священник Олег Стеняев
Прообраз последних времен
     У Апостола Павла об израильтянах сказано: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10, 11). Рассмотрим слудующий прообраз: любящий отец Иаков-Израиль посылает своего возлюбленного сына к другим своим детям. Он приходит к ним, и эти другие дети не принимают его, продают за сребреники. Вы уже догадались, что это за прообраз.
Иаков-Израиль олицетворяет Бога Отца, посылающего Сына Своего Иисуса Христа в этот мир, который не принимает Его. И за тридцать сребренников Иуда предает Сына Божия.
Находясь в Египте, Иосиф женился на египтянке, и родились у него два сына – Манассия и Ефрем. Когда же он, будучи царедворцем, приходит к своему родному отцу, Иаков, любя Иосифа, называет его сыновей своими детьми и вводит их в двенадцать колен Израилевых. В послании апостола Павла сказано: не Мой народ назову Моим народом (Рим. 9, 25). Манассия и Ефрем символизируют собою народы, произошедшие от Хама и Иафета, бывшие первоначально язычниками, но через страдания Сына Божия Иисуса Христа на голгофском кресте получившие доступ к божественной благодати. И теперь они могут обращаться к Небесному Отцу так же, как и народ Его избранный: Отче наш. В Иисусе Христе язычники получают спасение.
Сейчас появилось много еретиков, утверждающих, что никакого креста не было, что Иисус был распят на столбе. Иеговисты изображают Иисуса прибитым к столбу. Также считают и многие другие сектанты. Посмотрим, как в Писании показывается знак голгофского креста. И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои... (Быт. 48, 13-14). Таким образом, в книге Бытия, написанной задолго до Рождества Христова, уже указан знак нашего спасения. О каком столбе можно вести речь?!
В Послании к Евреям апостол Павел говорит: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр. 11, 8-10).
 Царство благодати и Царство славы
     Теперь о главном в нашей беседе. Авраам, Исаак, Иаков были странниками. Когда мы читаем повествование о них, то видим, что они беспрестанно переходили из одного населенного пункта в другой. Почему? У апостола Павла есть слова: и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр. 11, 13). Они искали града небесного, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог.
Мы с вами представляем, каково будет царство антихриста, каков будет Страшный суд. Но царство антихриста определено во времени как непродолжительное – три с половиной года. Страшный суд тоже будет недолгим. А вот что будет в вечности для каждого из нас? Какова эта вечность, ожидающая человека, когда время прекратится?
Православная церковь учит о грядущей вечной жизни, что настанет тогда конец Царства благодати, так как это Царство рождено страданиями Иисуса Христа, Своею Кровью омывающего род человеческий. И однажды двери благодати закроются. Земная история закончится Страшным судом, и наступит другое Царство. Преподобный Макарий Великий говорит, что наступит Царство славы.
В Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть (1 Кор. 15, 22-26).
     Существует в протестантском богословии ложное мнение, что Царство Христа заканчивается Царством благодати, а далее, в Царстве славы, – Бог Отец. Но в действительности, Царство Отца это и есть Царство Сына, и наоборот, Царство Сына и есть Царства Отца, ибо Отец и Сын одно есть. (Я и Отец – одно [Ин. 10, 30]). Святитель Зенон Верон-ский учил, что Христос всегда царствовал со Отцом Своим. Святитель Кирилл Иерусалимский с возмущением восклицал: Дерзнул некто говорить, что по скончании мира Христос не будет царствовать... богохульствует таким образом к своему осуждению!
Хилиазм. Первое и второе воскресения
     Теперь о ложном учении, заполнившем весь протестантский мир и даже захватившем часть православных христиан, – о хилиазме, тысячелетнем Царстве Христовом. Учение это основывается на неправильном прочтении двадцатой главы Откровения Апостола Иоанна Богослова. Существует несколько вариантов заблуждений по этому поводу. Одни считают, что наступит царство антихриста, придет Христос, разрушит его, умертвит антихриста дыханием уст своих, будет Страшный суд и начнется тысячелетнее Царство Христово.
Другие считают, что, явившись в этот мир, Христос уничтожает существующую систему вещей, царствует тысячу лет с верующими на этой земле, потом на короткое время будет дана свобода антихристу, затем Христос уничтожит антихриста дыханием уст своих и будет Страшный суд. Иными словами, будет вначале первое воскресение мертвых, когда воскреснут праведники, потом тысячелетний период жизни на земле, потом царство антихриста, Суд, второе воскресение, и наконец – вечная жизнь. Так, например, еретик Апполинарий, осужденный Вторым Вселенским Собором 381 года, считал, что задолго до кончины мира Христос придет на землю, поразит антихриста, воскресит праведных и будет царствовать с ними (чувственно) тысячу лет, потом воскресит грешных и осудит их.
С точки зрения православной догматики, оба мнения глубоко ошибочны. Царство Христово, тысячелетнее Царство, уже существует. Оно началось тогда, когда Иисус Христос на голгофском кресте сказал: Совершилось. И продолжается это Царство до сих пор. К сожалению, в этом вопросе заблуждались даже многие святые отцы, осуждавшиеся в свое время за это церковью. Почему же возникает ошибка?
Что такое первое воскресение? Это воскресение в земной жизни, когда неверующий становится верующим, язычник – христианином. Второе воскресение – это воскресение плоти по окончании царства антихриста. Но в Царство Небесное после этого воскресения попадут только те, кто прошел первое воскресение, то есть те, которые воскресли из тьмы неверия к вере. В Откровении сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и за-ключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (Откр. 20, 1-3). Мы уже говорили, что власть диавола на земле, выражаясь современной терминологией, нелегитимна. Она не имеет права на существование. Так же, как и грех не имеет права на существование после голгофской жертвы Христа. Он продолжается вопреки свершившейся реальности.
Святители Василий Великий и Григорий Богослов, блаженный Августин решительно отвергали учение о каком-либо тысячелетнем царстве, о том, что после воскресения мы будем еще тысячу лет жить на земле. В Откровении и в Евангелии мы читаем, какой будет участь праведников и нераскаянных грешников. Праведники услышат: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Нераскаянным же грешникам будет сказано: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25, 41).
Что такое вечность? Что такое вечные муки? Что ждет людей во время Царства славы? Об адских мучениях святитель Иоанн Златоуст писал так: Нестерпима геенна и мучения в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться одной блаженной славы (славы в Царствии Отца Небесного), и возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: не вем вас (не знаю вас)... Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас.
В Евангелии от Матфея сказано: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 11-12). Наказания вечности будут разными: одни будут в гееннском огне, других будет съедать червь, третьи будут в кромешной тьме. По-разному люди грешили и по-разному они будут наказаны. Сынами царства, которые будут извержены во тьму внешнюю, здесь названы те христиане, которые были таковыми только по названию, но не жили по вере православной, не сохранили своего достоинства.
В Синайском патерике, в слове 55-м, есть история о том, как некий старец имел беспечного ученика. И когда старец говорил ему: “Брат, позаботься о своей душе, ведь умрешь – и на мучения идти”, он не обращал внимание на эти слова. И вот ученик этот умер. Старец молился, чтобы дано ему было видеть, в каком состоянии пребывает его ученик: “Бог наш, дай мне увидеть душу брата”. И однажды сподобился он видения: ад, ученик его в геенне огненной, только голова торчит наружу. С ужасом воскликнул старец: “Не этой ли муки ради молил я тебя позаботиться о душе своей, чадо?” На что несчастный ученик его ответил: “Слава Богу, отче, что по крайней мере голова моя в покое находится – по молитвам твоим на голове епископа стою”. Старец дивился: на чем это он стоит? На голове епископа!
Страницы: 1 2

Православный календарь 4 ноября (22 октября ст.ст.)

Неделя 22-я по Пятидесятнице, о Лазаре и богаче
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Празднование Казанской иконе Божией Матери
Равноапостольного Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167).
Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна ( ок. 250, 408-450).
Преподобного Лота Египетского.
Священномученика Серафима, архиеп. Угличского (1937)
Мучеников Александра еп., Ираклия воина и жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II-III).
Преподобномученика Мины, архиеп. Рязанского (1937).
Священномученика Александра Андреева, прот. (1937)

Андрониковской иконы Божией Матери
Якобштадтской иконы Божией Матери.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской
глас 4
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Тропарь равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца глас 4
Истины проповедник и чудотворец дивен показался еси,/ сирот отец и нищих заступник,/ бодрый пастырь словеснаго стада, бесом страшен,/ всех убо от тех нападений заступай, вопиющих ти:/ Аверкие отче наш,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольско глас 8
Яко священника превелиикаго и апостолов совсельника,/ Церковь почитает тя, вся верных, Аверкие:/ юже твоими молитвами соблюдай, блаженне,/ непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну,/ яко приснопамятный.
Тропарь семи отроков Ефесских глас 4
Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак семи отроков Ефесских глас 4
Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.
Ин кондак семи отроков Ефесских глас 4
Прославивый на земли святыя Твоя/ прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/ преславным востанием отроков/ показал еси Воскресение неведящим е,/ нетленна одеяния и телеса явив,/ и царя уверил еси вопити:/ воистинну есть мертвых востание.
Pages: 1 2 3

Апокалипсис в учении древнего Христианства

Лекция (вступление к курсу отца Серафима о книге
Апокалипсис), прочитанная в Платине в 1980 году
на летних занятиях Ново-Валаамской
Богословской академии.
   1. Неправильный подход.
Наше время — XX столетие и особенно последняя его часть —более, чем какое-либо прежнее, подходит под определение апокалиптического, то есть времени, в которое совершаются такие события, что конец света видится совсем близким.

Суть изобретений нашего времени такова, что даже очень рационально мыслящие люди говорят о возможности уничтожения целых стран и даже всего человечества или оружием, таким, как термоядерные бомбы, или из-за производства современных монстров — загрязнение среды, химические и биологические эксперименты и так далее.
Принимая во внимание особенности нашего времени, не удивительно, что книга Апокалипсис сейчас популярнее, чем когда-либо прежде. Поэтому в начале этого курса мне хотелось бы указать Вам на то, каким будет наш подход к этой книге.
Сегодня и интерес к этой книге, и большинство книг о ней носят, преимущественно, очень поверхностный характер. Одна из наиболее популярных книг по этой теме — это «Последняя великая планета Земля» Хэла Линдсея, протестанта-евангелиста.
На обложке ее написано: «Проницательный взгляд на невероятные предсказания, касающиеся нашего поколения». Он говорит об Израиле, о России, о Гоге и Магоге, конце мира, ядерной войне. При чтении всего этого у Вас голова идет кругом.
Написана она в развязном тоне: «Россия — это Гог». «Гог, что ты задумал?» и т.п. При поверхностном чтении очень легко увлечься этой книгой. Когда же Вы ее заканчиваете, то Вас просто трясет от волнения от всего происходящего. Встречаются такие фразы, как: «Взгляните на Иран,» «Понаблюдайте, что будет дальше делать Россия». В ней говорится, что, когда в Европе объединятся десять народов, то есть когда десятая страна вступит в общий рынок — это знамение, это десять рогов зверя. Северный царь -— это, очевидно, Россия; Египет — это южный царь; Китай — восточный царь и т.д., через какое-то время у читателя голова вдет кругом.
Волнение, которое возбуждает чтение такой книги, не приличествует человеку, изучающему Писание. Это на уровне скорее кинематографа или телевидения. Автор пишет на бульварном языке. В целом, его подход к этому вопросу не дает понятия, о чем эта книга, единственный результат чтения — возбужденное состояние читателя. Возможно, что-то, о чем он говорит, верно. Как знать? Быть может, Россия действительно — северный царь, но это вопрос второстепенный. Для автора это главное, но это не так. Главное — это что-то совершенно другое.
Не для того нам надлежит читать книгу Апокалипсис. Я знаю людей, которые прочитали ее, страшно переживая при чтении — они прочитали всю книгу за одну ночь, но когда закончили чтение, она не стала для них пищей духовной. Они в волнении, они готовы бежать на улицу за газетами, чтобы посмотреть, что собирается делать Россия, кто кого готов взорвать. В духовном плане они совсем не преуспели, поскольку все, что они делают — это теряются в догадках и рассуждениях, а цель книги — не в этом.
2. Откровение тайн.
Потому мы должны подходить к этой книге, к итогу библейских пророчеств, совершенно другим образом. Мы должны задать себе вопрос: «Зачем мы читаем эту книгу, книгу Апокалипсис?» Мы должны понять сначала цель написания этой книги. Можно сказать, что это книга тайн. В тайнах этих заключен некий глубинный смысл, который связан с началом и концом всего сущего, с конечной целью мира и человечества и откровением вечного Царства Божия. В Писании то и дело встречается это слово. В наших Богослужениях мы поем о тайне, бывшей до начала времен и неведомой Ангелам, то есть о тайне Воплощения Господа. Обычное в этом мире мы не называем тайнами. Такие явления, как Лох-Несское чудовище или Бермудский треугольник — это не тайны. Это загадки или странные, таинственные происшествия, но не тайны в том смысле, в каком о них говорится в Писании. С другой стороны, «Тайна, скрытая в глубине времен,» — это тайна о нашем спасении, об искуплении грехов наших Иисусом Христом, пришедшим в этот мир. Это нечто в мире сем, что уже вводит нас в мир иной, в вечное Царство Божие.
Мы также читаем в Библии о тайне беззакония1. Это тоже нечто очень глубокое, поскольку в определенном смысле это противоположность тайны, скрытой в глубине времен — это тайна
того, что творит диавол в мире. У диавола тоже есть вечное царство: он хочет всех низвергнуть в бездну ада. Тем и похожи творимые на земле дела, что начинаются они в этом мире, а ведут неведомо куда, в пропасть бездонную.
Поэтому и должно нам читать эту книгу, связанную с тайной всего будущего человечества и конца мира. Из курса истории Вы не узнаете доподлинно ни где она начинается, ни где заканчивается. Вы узнаете о возвышении народов, о падении монархий, но нигде в истории Вы не прочитаете о том, когда все внезапно закончится. А эта книга о том, что произойдет, когда закончится история человечества. Это часть тайны о том, как мы перейдем виной мир, в новый век.
3. Утешение страждущей Церкви.
Цель написания этой книги раскрывается в первом же ее стихе.
Она в том, чтобы показати рабомъ Своимъ, ( (рабам Христовым), имже подобаетъ быти вскорѣ ". То есть тема Апокалипсиса — это мистическое изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. Книга описывает борьбу Церкви против ее врагов, сугубо с диаволом, и ее победу над всеми врагами.
Это великое утешение, особенно во времена гонений и скорбей для христиан — в такие, как наше время. Благодаря этой книге исторические события, которые мы наблюдаем, укладываются в контекст всей битвы Церкви против сил зла и окончательной победы Церкви и открытия вечного Царства Небесного.
Каждый, кто читал о жизни гонимой Церкви в России, знает, что люди в этой Церкви часто сравнивают свою Церковь с женой, убежавшей в пустыню в последние времена (Ап. 12,6 и 14).
Они смотрят на себя как на живущих в апокалиптические времена. Поскольку во всем обществе царит богоборчество, и нигде для христиан нет утешения, сами они скрылись от гонений, то единственной отрадой для них становятся образы из книги Апокалипсис. Они показывают, что, несмотря на то, что все общество находится под пятой врага, Церковь в конце концов восторжествует. Поэтому гонимые люди, читающие эту книгу в такое время, обретают силы для своей многотрудной борьбы.
Когда силы зла обретают такую мощную форму, как современные богоборческие правительства, то очень просто отказаться
от борьбы тем людям, которые не понимают значения своей борьбы, смысла кажущейся победы зла в этом мире и не знают того, что Церковь Христова, в конце концов, победит. Таким образом, эта книга особенно много читалась и толковалась христианами во времена великих испытаний и гонений, но сектантами она читалась совершенно неправильно: во времена преследований они тоже обращаются к ней и, не вникая в глубины, мистический ее смысл, захваченные ее образами, они изобретают всевозможные новые доктрины, которые не соответствуют учению Церкви в целом, и, в итоге, договариваются до полной чепухи. Например, они открывают, что число 666 относится к той или иной персоне — папе римскому или еще кому-нибудь, и поэтому все у них обретает смысл только в связи с этим фактом, а когда история доказывает, что это неверно, это их угнетает. Конечно, не так следует читать эту книгу.
 4. Опасно полагаться на свое мнение.
Итак, мы не должны увлекаться специфическими образами этой книги, очень запоминающимися, драматическими образами — зверей, драконов, жен на небе и т.д. Мы не должны сами делать какие-либо фантастические заключения. Ни в коем случае нельзя ее просто взять, прочесть, а потом толковать так, как придет в голову. При чтении ее надо учитывать содержание Священного Писания в целом и то, как его толкует Церковь. Прежде всего, нужно читать ее при постоянном духовном окормлении — православным людям, которые ходят в Церковь, молятся каждый день, причащаются, читают Священное Писание (и не только эту книгу Писания) и другую духовную литературу. Если человек в целом ведет жизнь христианскую и если наше Православное Христианство — это сознательная брань, которую он ведет каждодневно в своих условиях, хотя бы творя некоторые молитвы и читая что-то из Писания каждый день, и осознавая, что мы — христиане, и брань продолжается, тогда нас не ошеломит какая-нибудь новая катастрофа, происшедшая в нашей жизни, или ложное истолкование каких-либо образов из этой книги не заставит сойтис ума.
Главное, мы должны читать эту книгу богобоязненно, не полагаясь на собственный разум. Каждый, кто читает подобные книги, в том числе книгу пророка Даниила, чьи образы весьма схожи, должен в самом начале запомнить, что не следует доверять всему, что придет ему в голову. Если нам кажется, что мы по собственному опыту или благодаря своим знаниям понимаем, к чему относится какой-либо абзац, то следует подвергнуть это сомнению. Не должно делать никаких выводов, пока мы не сверились со святыми Отцами, не посоветовались со своими священниками и не соотнесли это с собственным христианским опытом. Ни в коем случае не следует думать, что мы поняли просто потому, что что-то выдумали. Например, многие люди напридумывали всякой всячины о числе 666. Могут доказать, что это Наполеон, Гитлер, папа римский, цезарь и еще кто угодно. Но это совсем не значит, что сие верно — сие есть просто личные домыслы. Понимание Священного Писания — это дело всей жизни, и потому не стоит быстро решать, что мы много понимаем. Чем больше у нас сомнений по поводу собственного понимания, тем глубже мы начнем понимать, особенно если читаем и другие книги по этой теме, духовные книги и толкования.
Основные православные толкования, которые мы возьмем для данного курса, принадлежат архиепископу Аверкию Джорданвилльскому — это последняя глава его руководства к изучению Священного Писания Нового Завета. Большинство своих толкований он заимствует у Отца V века святого Андрея Кесарийского. Он —один из тех немногих авторов, которые написали толкование ко всей книге Апокалипсис.
Страницы: 1 2