понедельник, 17 декабря 2012 г.

Поученіе. Преставленіе свт. Гурія, архіепископа Казанскаго

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Уроки изъ его жизни: а) Богъ въ благопотребное время воздвигаетъ св. дѣятелей въ вертоградѣ Своей церкви, — б) святость жизни есть одно изъ условій привлеченія благодати Божіей къ христіанину, в) Промыслъ Божій незримо руководитъ всѣхъ, направляя ихъ на путь спасенія.
Святитель Гурій, архіепископ Казанскій
I. Тамъ, гдѣ жилъ преп. Сергій съ родителями, предъ удаленіемъ въ пустыню, въ Радонежскомъ городкѣ родился св. нынѣ прославляемый Гурій, въ крещеніи Григорій; родители его были дворяне Руготины, бѣдные и не очень извѣстные.

Въ домѣ благочестиваго отца сынъ получилъ благочестивое воспитаніе и обученъ былъ читать и писать. Сыновья незнатныхъ дворянъ обыкновенно служили тогда если не въ службѣ великаго князя, то при домахъ богатыхъ княжескихъ фамилій. — Такъ служилъ въ домѣ князя Ивана Пенькова и Григорій Руготинъ. Григорій былъ уменъ и смышленъ, нрава кроткаго и уступчиваго, честности неподкупной; онъ любилъ ходить въ храмъ Божій на молитву, молился и въ домѣ; любилъ цѣломудріе и, охраняя его, держалъ постъ; подавалъ нищимъ милостыню, какую только могъ. Умъ, строгая честность и благочестивая жизнь Григорія пріобрѣли особенную довѣренность къ нему князя и его супруги: Григорію поручено было все управленіе по княжескому дому. — Товарищи Григорія стали завидовать счастію его. Завистъ, мучившая бѣдныхъ, довела ихъ до того, что они оклеветали невиннаго предъ княземъ въ тяжкомъ преступленіи, касавшемся чести его супруги. Гордый и вспыльчивый князь, не разобравъ дѣла, хотѣлъ убить Григорія. Сынъ князя былъ остороженъ: онъ представилъ отцу, что такая расправа только опозоритъ домъ ихъ, и упросилъ не спѣшить исполненіемъ приговора, столько опаснаго для нихъ самихъ. Удержавъ порывы гнѣва, князь придумалъ другую мѣру мести. Была выкопана яма, и въ ней опущенъ срубъ; сюда-то велѣлъ онъ запереть Григорія. Только малое отверстіе сверху темницы пропускало въ нее свѣтъ и въ то же окошко бросали Григорію на пять дней по снопу овса и опускали немного воды. Тяжко было положеніе невиннаго страдальца: природа отвращается отъ страданія и неправды — и Григорій на первый разъ не могъ не чувствовать горькой скорби. Но благочестивая душа его скоро помирилась съ темницею. «Мученики, думалъ Григорій, терпѣли и не то, при всей своей святости; темница избавила меня отъ соблазновъ и тревогъ мірскихъ; это уединеніе оставляетъ мнѣ полную свободу готовиться къ вѣчности, — а для чего и жить на землѣ, если не для вѣчности?» И вотъ блаженный Григорій «въ такой бѣдѣ наипаче простирается на славословіе Божіе, терпя и благодаря Бога о всемъ». — Уже проходилъ второй годъ заключенія, когда одинъ изъ товарищей по княжескому дому, бывшій другомъ ему, упросилъ суроваго сторожа Григорьева — дозволить подойти къ окну темницы и поговорить съ заключеннымъ; добрый товарищъ ночью подошелъ къ окну и, спросивъ о состояніи заключеннаго, вызвался доставлять ему приличную пищу. Григорій, поблагодаривъ друга за участіе, сказалъ: «безъ наказанія, которое терплю я, душа моя могла остаться неисцѣленной; благодареніе Богу за все! въ пищѣ не имѣю я нужды: а прошу друга моего приносить чернила и бумаги, я стану писать азбуки, а другъ будетъ продавать ихъ и деньги послѣ покупки бумаги станетъ раздавать нищимъ». Такъ Григорій и въ темницѣ хотѣлъ, чтобы дѣти учились закону Божію, также какъ хотѣлъ помогать бѣднымъ, самъ терпя крайнія нужды. — Спустя два года неожиданно въ дверяхъ темницы блеснулъ свѣтъ. Григорій, сотворивъ молитву, толкнулъ дверь, — она отворилась. Страдалецъ понялъ, что Господь даруетъ ему свободу Онъ взялъ икону Божіей Матери, бывшую съ нимъ въ темницѣ, и пошелъ изъ темницы прямо въ обитель Іосифа волоколамскаго, извѣстную тогда по строгой жизни иноковъ.
Принятый въ число братства, Григорій принялъ монашество и имя Гурія. Иноческая жизнь уже знакома была ему по темницѣ: въ темницѣ привыкъ онъ и къ посту, и къ безмолвію, и къ постоянному Богомыслію; отъ своей воли отучили его въ княжескомъ дому. — Потому-то блаж. Гурій «бысть монахъ чуденъ и живяше по монастырскому чину и обычаю, игумену и братіи повинуяся», какъ пишетъ блаж. Гермогенъ. — По высокой духовной жизни своей въ 1542 г. онъ былъ избранъ въ игумена обители Іосифовой. Пробывъ настоятелемъ обители девять лѣтъ безъ двухъ мѣсяцевъ, блаженный Гурій по болѣзни (темничная жизнь разстроила здоровье его на всю жизнь) сложилъ съ себя заботы начальствованія и два года жилъ на покоѣ, въ постѣ и Богомысліи, приготовляясь, самъ не вѣдая того, по устроенію Промысла Божія, къ великому служенію въ должности святителя русской церкви.
Для завоеваннаго казанскаго царства соборъ опредѣлилъ избрать архіепископа. Это мѣсто служенія въ тогдашнее время было чрезвычайно важно: здѣсь надлежало быть съ апостольскою ревностію и чистотою души, чтобы благоплодно проповѣдывать святую вѣру незнающимъ ея. Потому и избраніе архипастыря происходило необыкновеннымъ образомъ. По совершеніи молебнаго пѣнія митрополитомъ изъ четырехъ жребіевъ взятъ былъ съ престола одинъ, и это былъ жребій Гурія; потомъ взятъ одинъ изъ двухъ, и это былъ опять жребій сего блаженнаго мужа. Февраля 7-го 1555 г. св. Гурій соборомъ архипастырей рукоположенъ въ архіепископа казанскаго. По прибытіи въ Казань святитель и жизнію и словомъ сталъ всѣхъ приводить ко Христу. Невѣрующіе видѣли, что жизнь его — любовь святая, любовь благотворительная для всѣхъ безъ различія, и во множествѣ обращались ко Христу. На второмъ году служенія своего святитель началъ строить близь Казани Зилантовъ монастырь. По уставу святителя, иноки сей обители занимались обученіемъ дѣтей чтенію и письму, преимущественно же закону Божію. Благочестивое желаніе знакомить дѣтей съ вѣрою и правилами христіанскими, пробудившееся еще въ темницѣ, теперь развилось въ немъ съ особенною силою. Еще и понынѣ, спустя 300 лѣтъ, жители Казани не начинаютъ учить дѣтей своихъ грамотѣ, не испросивъ благословенія святителя у нетлѣнныхъ мощей его. Такъ извѣстна въ томъ краю любовь святителя къ дѣлу образованія дѣтей. И труды евангельскаго проповѣдника въ странѣ мрака были благотворны. Божественный мужъ, свидѣтельствуетъ Гермогенъ, одинъ изъ преемниковъ его, ученіемъ своимъ привелъ ко Христу множество душъ. Послѣдніе три года жизни святитель Гурій лежалъ на одрѣ болѣзни, не могъ совершать служенія и даже ходить въ храмъ, но духъ его молился и молитвою низводилъ благодать небесную на его паству. — Въ великіе праздники носили его къ литургіи въ храмъ Благовѣщенія Богоматери, построенный имъ: здѣсь сидѣлъ или даже лежалъ онъ, слушая службу Божію: келья его и безъ того была у придѣла страстотерпцевъ Бориса и Глѣба; но душа его горѣла желаніемъ молиться вмѣстѣ съ паствою своею въ дни общей хвалы и молитвы. — Блаженная кончина его послѣдовала 5 декабря 1563 г., и святое тѣло его положено было въ Преображенской обители. (См. Житія святыхъ, сост. преосвящ. Филаретомъ, архіеп. черниговскимъ, мѣс. декабрь).
Страницы: 1 2

Православный календарь 18 декабря (5 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный  Саввы Освященный (532).
Святитель Гурий, архиеп. Казанский (1563).
Священномученик протоиерей Илия (Четверухин) (1932).
Преподобномученик иеромонах Геннадий(1941).
Священноисповедника Сергия, пресвитера (1950).
Преподобный Карион монах и сын его Захария (IV).
Святителя Никиты, еп. Триерского (Галл.).
Преподобный Иустиниана, пустыника Уэльсского (560) (Кельт. и Брит.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прп. Саввы Освященного. Тропарь, глас 8.
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Савво, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Прп. Саввы Освященного. Кондак, глас 8.
Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия;/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем
ти:/ радуйся, Савво пребогате.
Свт. Гурия, архиеп. Казанского. Тропарь, глас 4.
Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Свт. Гурия, архиеп. Казанского. Ин тропарь, глас 4.
От младости удалялся земнаго мудрования/ и последовав скорбным путем Законоположителю своему Христу Богу./ Темже и Он тя воздарова на земли нетлением,/ на Небесех же со угодившими Ему архиереи ликовствуеши,/
Гурие святителю,/ моли Христа Бога/ подати отечеству нашему на враги победу,/ и мир мирови,/ и душам нашим велию милость.
Свт. Гурия, архиеп. Казанского. Кондак, глас 6.
Истине основание и веры утверждение/ и в поучениих преизящнаго свемы тя благочестию споспешника,/ апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника,/ постником купноревнителя, похваляем тя, Гурие святителю,/ и велия тайнника Божия благодати.
Свт. Гурия, архиеп. Казанского. Кондак, глас 4.
Чувственный страсти победив, чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси;/ того ради от Бога нетлением почтен, чудесы твоими вся удивил еси./
Молим убо тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:/ радуйся, отче предивный,/ граду Казани похвала и утверждение.
Pages: 1 2 3

Поученіе. Преподобный Савва Освященный

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
О десятой заповѣди закона Божія, запрещающей нечистыя мысли и желанія.
 Преподобный Савва Освященный
I. Въ день преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы освященнаго, который проводилъ жизнь святую и былъ такъ внимателенъ къ своему духовному состоянію, что каждую мысль свою, каждое желаніе и каждое чувство и малѣешее движеніе своего сердца подвергалъ тщательному самоосужденію,

дабы не погрѣшить предъ Господомъ не только дѣломъ или словомъ, но и мыслію, умѣстно будетъ, братіе мои, поразмыслить о томъ: съ такою ли осторожностію мы относимся къ своимъ мыслямъ и желаніямъ своего сердца, съ какою относился преподобный Савва «освященный», и не допускаемъ ли мы грѣховъ, прямо и ясно запрещаемыхъ десятою заповѣдью закона Божія.
II. а) Десятая заповѣдь, запрещающая нечистыя мысли и желанія, служитъ, бр. мои, дополненіемъ всѣхъ остальныхъ. Она объясняетъ намъ, что Богъ требуетъ отъ насъ не только внѣшней добродѣтели, но и внутренней чистоты; Онъ требуетъ отъ насъ жертву нашей воли, отъ которой происходятъ дурные поступки. Человѣческіе законы могутъ запретить только преступленія, видимыя на глазъ; человѣческія же мысли внѣ ихъ власти.
Сердце падшаго человѣка похоже на галлерею нечистыхъ представленій, подобную той, которую съ ужасомъ увидѣлъ пророкъ Іезекіиль. Но все окутано для насъ непроницаемой тьмой. Это скрыто отъ чужого глаза въ таинственной глубинѣ личности, которая въ каждомъ изъ насъ образуетъ какъ бы островъ, окруженный несудоходнымъ моремъ. Никто не можетъ ни взойти на него, ни подойти къ нему. Одинъ святой Законодатель можетъ превратить это обиталище и источникъ нечистыхъ желаній, эту мерзость въ очахъ Господа, въ Свое святилище. Одинъ Господь можетъ изречь законъ, запрещающій не только проступокъ, но и пожеланіе сердца.
б) Десятая заповѣдь учитъ насъ, что Богъ требуетъ повиновенія, не только наружнаго въ обрядахъ, но и сердечнаго.
Соломонъ говоритъ о лицемѣрѣ: «каковы мысли въ душѣ его, таковъ и онъ» (Притч. XXIII, 7). «Господь знаетъ мысли человѣческія» (Пс. ХСІІІ, 11). «Господь испытуетъ всѣ сердца и знаетъ всѣ движенія мыслей» (1 Пар. XXVIII, 9).
Фарисеи учили людей довольствоваться внѣшней чистотой чаши и блюда. Но этотъ законъ, требующій внутренняго чистосердечія, могъ бы научить ихъ тому, что для Бога эти внѣшніе обряды просто омерзительны, когда ими замѣняютъ правосудіе, смиреніе, любовь. Даже язычники признавали, что Богу угодно только послушаніе самаго сердца. Ихъ философы учили:
«Нечестіе и несправедливость находятся въ помыслахъ» (Аристотель).
«Человѣкъ, задумавшій преступленіе, виноватъ такъ же, какъ и совершнвшій его» (Ювеналъ)
«Завистливый взглядъ на чужую собственность подобенъ хищенію» (Ксенократъ).
в) Эта заповѣдь предупредительно благодѣтельна; она милостиво предназначена, чтобы спасти насъ отъ ошибокъ. Ея цѣль не стращать насъ, а воспитать. Подобно проблеску изъ вѣчности, она открываетъ намъ, гдѣ и какъ должны мы достигнуть единственной цѣли нашей жизни. Она говоритъ намъ, подобно пророку, сказавшему Іерусалиму: «смой злое съ сердца твоего, Іерусалимъ, чтобы спастись тебѣ: доколѣ будутъ гнѣздиться въ тебѣ злочестивыя мысли?» (Іер. IV, 14). А Соломонъ говоритъ: «больше всего хранимаго храни сердце твое, потому что изъ него источники жизни» (Притч. IV, 23). Да, вотъ гдѣ затрудненіе: легко быть внѣшнимъ образомъ почтеннымъ, легко придерживаться буквы закона, — но повиноваться всѣмъ сердцемъ, всѣмъ умомъ, всей силой, вполнѣ, безъ всякаго ограниченія въ пользу любимаго грѣха, придерживаться св. закона Божія постоянно, во время своенравнаго отрочества, пламеннаго юношества, подверженной искушеніямъ возмужалости, разочарованнаго возраста — кто изъ насъ такой честный и совершенный человѣкъ?
г) Эта заповѣдь показываетъ намъ, что нельзя вылѣчить ни одной болѣзни, не устранивъ причины ея.
Можетъ ли загрязненный источникъ доставлять чистую воду? Даетъ ли испорченное дерево хорошіе плоды?
Ахъ, братіе-христіане, сыны православной церкви, нужно бросить цѣлительную соль въ журчащій ключъ, а то рѣки, вытекающія изъ него, будутъ полны смертоноснымъ ядомъ. Нужно вырыть корни испорченнаго дерева, а не только отщипнуть его бутоны и срѣзать его вѣтки.
Когда мы бросаемъ застарѣлые грѣхи, то совершаемъ великій подвигъ, но этого еще не достаточно. Мы должны бросить не только самый грѣхъ, но и всякое поползновеніе. къ нему. Если мы въ глубинѣ своего сердца продолжаемъ любить грѣхъ, то мы не преобразились. Мы должны сдѣлаться мертвыми для грѣха. Св. ап. Павелъ подразумѣвалъ это, когда, мучимый тоской собственнаго опыта, онъ говорилъ, что мы должны совершить обрѣзаніе надъ самимъ сердцемъ; что мы должны распять плоть нашу съ ея страстями и вожделѣніями; что мы должны умертвить дѣянія нашего тѣла, умертвить члены наши на землѣ, нечестивыя желанія, алчность — подобіе идолопоклонства, такъ какъ за всѣ эти дѣла на сыновъ непокорныхъ возстанетъ гнѣвъ Божій. Вотъ необходимо какое обрѣзаніе и вотъ какіе дурные порывы должны быть изгнаны изъ насъ духомъ І. Христа. Вожделѣніе плоти, развращенность нашихъ тѣлесныхъ желаній, — сладострастіе глазъ, тщеславныя желанія и страсти ума, — хвастовство въ жизни, наше поклоненіе маммонѣ, наше себялюбіе, наша надменность, наше пустое тщеславіе — вотъ что необходимо искоренить (Рим. II, 29. Дѣян. VII, 51).
Мы должны поднять сѣкиру этой заповѣди на самые корни упомянутыхъ пороковъ, т. е. на нечистыя желанія, нашего сердца. Св. пророкъ и боговидецъ Моисей такъ же говоритъ намъ, какъ и І. Христосъ, что пока не отсѣчемъ ихъ и не бросимъ, мы не преобразимся и не спасемся (Мѳ. XVIII, 8).
д) Быть можетъ, вы думаете: «что худо-то въ одномъ желаніи? Что можетъ быть дурного въ неосязаемой мысли?» Отвѣтъ двоякій. Во-первыхъ, это неосязаемое желаніе, какъ вы говорите, имѣетъ для Бога большое значеніе. Его видятъ и слышатъ на небесахъ, и на небесахъ мы должны искать прощенія. Во-вторыхъ, когда лелѣешь порочную мысль, то она становится плодовитой матерью всѣхъ грѣховъ — это яйцо, изъ котораго вылупляется ехидна. Грѣховные помыслы предвѣстники грѣховныхъ дѣлъ. Грѣшное любопытство, скрытое подъ образомъ невиннаго ребенка, останавливается на границахъ искушенія и раскрываетъ двери къ грѣху; когда оно достигаетъ своей цѣли, то преображается въ огромнаго великана передъ тайнымъ, робкимъ, краснѣющимъ вѣроотступникомъ и раскрываетъ двери ко множеству случаевъ нравственныхъ паденій.
Какой грѣхъ въ одномъ, напримѣръ, нечистомъ взглядѣ, желаніи и помыслѣ? Но, вѣдь, они вовсе не такъ безвинны. Отъ этихъ горькихъ корней берутъ свой сокъ и свое питаніе виноградныя лозы Содома и грозды Гоморры. Нечестивый взглядъ Давида на Вирсавію (2 Цар. XI, 3), когда онъ прогуливался по дворцовой кровлѣ, — грѣшные помыслы Ахара (Нав. «VII, 21) утаить цѣнныя вещи (одежду, серебро и золото), — грѣшныя желанія Ахава (3 Дар. XXI) завладѣть виноградникомъ Навуѳея — развѣ они не были причиной многихъ золъ? Во-первыхъ, вожделѣніе повело къ прелюбодѣянію; во-вторыхъ — къ кражѣ, въ-третьихъ — къ убійству.
Единственный способъ освободиться отъ грѣха, это послѣдовать увѣщанію святого апостола Іакова: «очистите руки, грѣшники, исправьте сердца, двоедушные» (Іак. IV, 8).
Мы не должны допускать и мысли, что Богъ въ этой заповѣди назначилъ намъ неисполнимую задачу. Намъ не особенно трудно устоять противъ дурныхъ началъ, всею силою воли заглушить первые зачатки ихъ наклонностей. Когда же они облекутся въ дѣло, то ихъ не такъ легко побѣдить.
Страницы: 1 2