Протопресвитер Феодор Зисис,
профессор Фессалоникийского университета им. Аристотеля
Антоний Великий и современный экуменизм
1. Живая связь времён.
Схожесть ситуации в области межконфессиональных и межхристианских отношений
Память
преподобного Антония Великого1,
в Фессалоникийском храме которого, по милости Божией и с благословения
Святого, мы служим уже тринадцать лет, даёт нам повод ещё раз
обратиться к его замечательному «Житию» — литературному образцу для всех
последующих жизнеописаний Святых подвижников, составленному его
учеником, столпом Православия,
святителем Афанасием Великим3, архиепископом Александрийским.
Большая часть «Жития» посвящена аскетическим подвигам святого
Антония, его борьбе с демонами и соответствующим наставлениям, а также
поистине величайшим трудам Преподобного в качестве «градостроителя
пустыни, наполнившего её монастырями, явившегося основателем и
руководителем множества общин пустынножителей. «Он убедил многих
избрать иноческую жизнь, и, таким образом, в горах явились наконец
монастыри; пустыня населилась иноками, оставившими свою собственность и
вписавшимися в число жительствующих на Небесах».
Он был вынужден дважды прерывать своё многолетнее отшельничество и
возвращаться в мир, чтобы защитить Православие, на которое, как и ныне,
ополчались не только внешние, но и ещё более опасные внутренние враги.
Изначально христианство не выступало как некий «равноправный партнёр на
переговорах» с другими религиями, притязающий на часть истины,
которой, якобы, владеют все, по богохульному воззрению нынешних
организаторов межконфессиональных антихристовых встреч. Христианство
заявляло о себе как о единственной истине, единственном пути ко
спасению, как об истинном свете, противостоящем не просто более
слабому свету, но тьме неведения Бога, мраку заблуждения:
«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»3.
Христос не назвал Себя одним из путей, одной из истин, одним из светов
среди других путей, истин и светов. Как явствует из Его слов, Он —
единственный путь, единственная истина, единственный свет
:«Яесмь путь и истина и жизнь...»4 «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни...»5
За эту категоричность Евангелия, воспринимаемую некоторыми ныне как
проявление радикализма и фундаментализма, дорого заплатили Святые
апостолы и мученики, которые предпочитали страдания и пролитие крови
компромиссу с другими «истинами», встраиванию в «многокультурную
модель» межрелигиозных связей и встреч в духе лицемерной «любви».
Страницы: 1
2 3 4 5