пятница, 15 февраля 2013 г.

Житие святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария

VITA SANCTI ANSKARII A RIMBERTO ET ALIO DISCIPULO ANSKARII CONSCRIPTA
Память 3/16 февраля
Святитель Ансгарий Гамбургский , епископ, "апостол Севера"
Начинается книга, содержащая житие, или деяния и кончину, Ансгария, первого архиепископа нордальбингов 3 и легата святой папской кафедры к свеонам и данам, а также славам4 и остальным народам северных стран, до сих пор придерживающимся языческого обычая. [31]
1. Хранящим и соблюдающим в любви ко Христу великое благочестие святым отцам и братьям, которые состоят в святом Корвейском монастыре, сыновья и ученики почтенного отца Ансгария, ныне обретшего вечное счастье в Господе, желают мира и процветания.
В течение долгого времени по милости Божьей услаждались мы благими дарами [нашего] пастыря, воспитывались проповедью и примером [его], укреплялись заслугами [его] и поручительством, ныне же мы лишены его присутствия — полагаем, что к скорби нашей, а к его радости. Ибо истинный слуга Божий, уклонявшийся ото всякого злого дела и в простоте придерживавшийся умеренности, проявлял такую верность [Господу], что, будучи взят отсюда, отошел без промедления к Тому, Кому [он] всегда посвящал себя со всем благочестием и к Кому всегда обращал дух [свой].
Считаем, что истинно нам должно радоваться о полученной им награде, а о нашей утрате молиться, дабы даром небесным заслужили бы мы божественную помощь Того, Чьей милостью был послан к нам такой пастырь. Ибо, пребывая среди разного рода несчастий, мы сознаем, что мы потеряли, и понимаем, что должны горевать о себе. Ведь когда он был жив, мы думали, что нет ничего, чего бы не было у нас, ибо полагали, что в нем имеем все. Короли оказывали честь святости его, церковные пастыри почитали его, клир подражал ему, а все люди дивились на него. И когда все провозглашали его святым и справедливым, нам казалось, что [и сами] мы также достойны хвалы, как тело, носящее столь чтимую и добродетельную голову.
Ныне же, лишенные прежнего дара, мы не надеемся на свои заслуги, а боязливыми сердцами опасаемся, как бы по грехам [нашим] не стали мы доступны укусам волков. Ибо весь мир лежит во зле 5 и более стремится к тому, чтобы искоренить истинное и святое, чем к тому, чтобы укрепить благочестие; и враг рода человеческого дьявол, чем более, — видит он — святую и праведную жизнь ведет какой-либо [человек], тем большим разнообразным искушениям его подвергает, лукавыми речами и лживыми обвинениями увлекая его, дабы тот отошел от святости, а другие бы не подражали ему. Итак, мы стенаем среди сих ужасных напастей, однако, боясь [32] различных зол, знаем, что нам следует прибегнуть к помощи Господа, Чье милосердие — верим мы — не оставит нас, пусть и недостойных.
Поэтому мы всем сердцем молим и призываем вашу снятую добродетель, чтобы вы соизволили вспомнить о нас и попросить Господа за нас, дабы не оставило нас Его милосердие, но наш добрый Помощник отвел бы от нас все грехи, и да будет нам убежище в милости Того, Кто не бросает верующих в Него. Итак, надеясь на Его милость, мы полагаем упование наше на милосердие Его и оставляем на суд Его то, что должно в будущем случиться и произойти с нами. Мы всеми силами сердца и духа [нашего] восхваляем и благодарим праведность и благодать Того, Кто позволил нам хотя на время быть под началом такого защитника6. Мы также благодарим [вас] за великие деяния вашего богоугодного наставничества и за святое благочестие [ваше], ибо [лишь] вследствие благодеяния и позволения вашего снискали мы такого отца.
Если кто захочет следовать его примеру, тот в какой-то мере получит на земле общение с небом. Если кто воспримет учение его, тот сумеет без блуждания пройти путь верного слуги Божия. Если кто внимет наставлениям его, тот научится беречься от западней врага7.
Итак, мы решили письменно изложить воспоминания об этом святом отце: и то, как он жил среди нас, и то из известного нам, что показалось нужным передать на письме для вас, досточтимые, чтобы как вы, так и мы восхвалили божественную милость, явленную через святого мужа, и чтобы его святое благочестие было достойным примером желающим подражать ему.
9. ...Случилось, что в это время8 к вышеупомянутому императору Людовику9 прибыли посланники свеонов. Между другими поручениями, которые входили в их посольство, они также довели до сведения милостивого цезаря, что среди их народа [33] есть много желающих принять христианскую веру, а сердце их короля уже склоняется к тому, чтобы допустить в страну священников Господа. Послы пытались снискать благорасположение Людовика, дабы он определил для их племени достойных проповедников.
Благочестивый император весьма возрадовался, услышав о подобной просьбе, и стал искать человека, которого можно было бы отправить в тамошние края и который взялся бы выяснить, готовы ли [свеоны] к принятию веры, как утверждали посланники, и положить начало почитанию Христа [в Свеонии]. Светлейший император посовещался с вышеупомянутым аббатом 10, не сможет ли тот случайно найти среди своих монахов кого-нибудь, кто возжелал бы во имя Христа отправиться в оные земли, или, по крайней мере, [послать туда] того, который ныне живет у Харальда11. Так сия миссия выпала на долю жившего у Харальда раба Божьего Ансгария...
11. Итак, преодолев сначала длинный путь пешком, а затем на судах переплыв отделяющее Свеонию море, они12 с огромными трудностями13 прибыли наконец в портовый город14 тамошнего королевства под названием Бирка15, где [34] были радушно приняты королем свеонов Бьёрном16 и сообщили его посланным, ради чего явились 17.
Узнав о цели их прихода и посоветовавшись об этом деле со своими верными 18, Бьёрн с общего согласия и одобрения разрешил Ансгарию и его спутникам остаться в Бирке проповедовать Евангелие, дабы все, кто хочет, могли свободно обратиться в христианство.
Тогда рабы Божьи, возвеселившись в сердце своем и узрев, что им счастливо удалось осуществить желаемое, стали проповедовать слово благодати тем, кто находился в Бирке. И было много таких, кто благоволил прибывшей миссии и по своей воле внимал учению Господа. Были там и многочисленные пленники-христиане19, которые обрадовались, что наконец-то смогут причаститься святых таинств. И оказалось, что все именно так, как рассказывали светлейшему цезарю послы. Многие в Бирке приняли крещение, а среди них весьма любимый Бьёрном префект20 этого города и вместе с тем королевский канцелярий21 Херигарий22, который был очень тверд в [35] истинной вере. Вскоре после крещения он построил в своем наследственном владении23 церковь и сам благочестиво изнурял себя служением Господу. Херигарий обладал разнообразными добродетелями, и существует много ясных свидетельств его неколебимой веры: их мы изложим в дальнейшем повествовании.
14. После описанного выше24 посвящения господина и отца нашего святейшего Ансгария, обсудив между собой вверенную ему миссию25, Эбон26 и Ансгарий сочли, что им необходимо найти помощника, который принял бы сан епископа свеонов, ведь в этом весьма отдаленном крае раньше должен был постоянно находиться в качестве епископа Ансгарий, теперь же он не мог в одиночку исполнять сразу два назначения27.
Итак, в согласии с волей императора достопочтенный Эбон избрал для подобного дела одного своего родственника по имени Гаутберт28, который, возведенный в епископское достоинство, был послан в земли свеонов. Эбон в изобилии снабдил его всем нужным для богослужения29 и средствами для покрытия необходимых расходов, как из того, что имел сам, так и из дарованного императором. Эбон назначил Гаутберта легатом в племени свеонов как бы вместо себя — ибо поначалу именно ему была поручена эта проповедническая миссия30. [36]
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Противъ празднословія въ храмѣ.
Святая Анна пророчица
 I. Когда Іисуса Христа, въ сороковой день по рождествѣ, принесла въ храмъ Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Іосифомъ, и тамъ исполнено было то, чего требовалъ законъ: св. пророчица Анна, дочь Фануилова, память коей совершается нынѣ, подошедши къ святому семейству, стала говорить всѣмъ присутствовавшимъ объ этомъ младенцѣ.

II. Она говорила въ храмѣ. Примѣръ ея не даетъ ли и нынѣ женщинамъ право говорить въ церкви?
Что общаго между сею боговдохновенною женою и тѣми женщинами, которыя позволяютъ себѣ въ церкви вести разговоры? — Та повѣдала о Спасителѣ не знавшимъ Его; а онѣ развѣ о спасеніи души рѣчь ведутъ? Та не во время общественнаго богослуженія говорила окружавшимъ; а онѣ отвлекаютъ отъ него вниманіе предстоящихъ. Та вдади отъ святилища бесѣдовала; а онѣ не всегда стараются обуздать уста свои и при подножіи алтаря Господня.
а) Апостолъ Павелъ заповѣдалъ христіанамъ: жены ваши въ церквахъ да молчатъ (1 Кор. 14, 34). Собственно сими словами воспрещается женщинамъ быть церковными проповѣдницами. Но если имъ не предоставлено даже и для назиданія бесѣдовать въ храмѣ, можно ли думать, что онѣ здѣсь имѣютъ право празднословія? Аще ли, продолжаетъ апостолъ, чесому научитися хотящія, въ дому своихъ мужей да вопрошаютъ (ст. 35). «Имъ, изъясняетъ святый Златоустъ, не позволено въ церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чемъ-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тѣмъ болѣе не позволительно говорить напрасно. Почему же апостолъ поставилъ ихъ въ такомъ подчиненіи? Потому, что женщина есть существо слабѣйшее. Ей надлежитъ быть до того молчаливою, что она не должна говорить въ церкви не только о житейскихъ, но и о духовныхъ предметахъ. Въ этомъ состоитъ для нея приличіе, въ этомъ ея стыдливость». (На 1 Кор. бес. 37. На 1 Тим. бес. 9). На основаніи заповѣди апостольской, и шестый вселенскій соборъ правиломъ семидесятымъ за непозволительное призналъ «женамъ во время божественныя литургіи глаголати».
Читать далее »

Православный календарь 16 февраля ( 3 февраля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Праведного Симеона Богоприимца
Пророицы Анны
Святителя Ансгара, еп. Гамбургского, просветителя Дании и Швеции.
Равноапостольного Николая, архиеп. Японского
Святителя Игнатия Мариупольского, митр. Готфейского и Кафайскогоо (1786)
Благоверного кн. Романа Угличского
Блгв. князя Святослава-Гавриила Юрьевского (1253) и сына его св. Димитрия.
Святого Власия вукола (пастуха ) Кесарийского (III).
Преподобной Вербурги Честерской, игумении (ок. 700) (Кельт. и Брит.).
Святителя Симеона, еп. Полоцкого, 1-го еп. Тверского
Пророка Азарии
Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана
Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309).
Священномученик Адриан Троицкий, протоиерей (1938)
Священномученика Василия Залесского, протоиерея (1938)
Преподобномученик Владимир (Загреба), иеромонах (1938)
Священномученика Иоанна Томилова, иерея ( 1938)
Священномученика Тимофея Изотова, иерея ( 1938)
Мученика Михаила Агаева (1938)
Свт. Лаврентия Кентерберийского (619) (Кельт. и Брит.).
Греческие новомчч. братья Стаматий, Иоанн и с ними Николай Хиосские (1822).
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Сретение Господне. Тропарь, глас 1.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,/ дарующаго нам воскресение.
Сретение Господне. Кондак, глас 2.
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство,/ едине Человеколюбче.
Кондак святаго Симеона, глас 4.
Старец днесь отрешитися от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,/ Зиждителя и Господа.
Св. Симеона.Тропарь, глас 4.
Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия:/ видеста очи мои/ спасение Твое мирови.
Иконы Божьей Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Тропарь, глас 8.
Восприемши души человеческия/ и утоливши злый совет,/ сокруши, Богомати Владычице,/ и разгони тьму прегрешений,/ и нас настави на путь смирения,/ яко да и мы будем во свете дел ходити,/ и Твоей иконы явлению торжествовати,/ и на помощь Твою уповати,/ и умильным гласом звати, Владычице, из глубины:/ помози, Едина Благословенная.
Иконы Божьей Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Тропарь, глас 2.
Моление теплое и стена необоримая,/ милости источниче, мирови прибежище,/ прилежно вопием Ти:/ Богородице Владычице, предвари/ и от бед избави нас,/ Едина вскоре предстательствующая.
Иконы Божьей Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Кондак, глас 6.
Око сердца моего смущают,/ и злый совет/разоряет мя,/ сих сокруши, Дево Чистая,/ и не презри мое воздыхание,/ и супостаты на нас умягчи, Преблагословенная Владычице.
Равноап. Николая, архиеп. Японского. Тропарь, глас 4.
Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.
Равноап. Николая, архиеп. Японского. Кондак, глас 4.
Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.
Ин.Тропарь Николая, архиеп. Японского, глас 4.
Яко апостолом сопричастника в трудех и возмездиих/ Церковь тя с любовию почитает,/ святителю отче Николае равноапостольне./ Положив бо многими подвиги начало Православия в Японии язычестей,/ умножил еси в ней чада спасения,/ и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию./ Сего ради молим тя/ молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки,/ и ввестися в лоно Церкве Православныя всем погибнути имущим,/ умиритися мирови/ и спастися душам нашим.
Николая, архиеп. Японского. Кондак, глас 2.
Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи,/ возмездил еси Боголепно/, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении./ Того молитвами соблюди нас от неприязни.
Блгв. кн. Романа Угличского.Тропарь, глас 4.
От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.
Блгв. кн. Романа Угличского. Кондак, глас 8.
Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.
Ин. Тропарь. Блгв. кн. Романа Угличского, глас 4.
Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, Блгв. кн. Романа Угличского, глас тойже.
Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Романе,/ в Богом порученном ти граде Углече,/ в животе своем просветився/ воздержанием и всенощным стоянием,/ постом, и молитвою, и слезами,/ моляся ко Всемилостивому Спасу за град свой/ и за вся страны Русския земли,/ и по преставлении твоем источаеши исцеления неоскудно/ приходящим с верою,/ тем же вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Блгв. кн. Романа Угличского. Кондак, глас 8.
Скончав добрый подвиг,/ и веру соблюде в сердцы своем,/ и венец нетленный от Бога приял еси,/ блаженный княже Романе,/ и славе Его сподобился еси,/ и Престолу предстал еси Спасову./ Молися Господеви спасти град Углеч и вся грады/ от нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и поганых,/ и твое честное преставление почитающим/ грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.
Блгв. кн. Романа Угличского. Кондак, глас 8.
Красоту мира сего, княжение и славу/ яко временно помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси,/ блаженне княже Романе,/ милостынею и молитвами Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый,/ просвещая своими чудесы, приходящим к тебе с верою здравие подавши и от бед избавлявши./ Тем же Христова Церковь песньми славит тя,/ благочестивый княже Романе,/ граду своему Углечу великий поборниче.
Pages: 1 2 3