суббота, 2 июня 2012 г.

Троица. Пятидесятница


Святая Троица \ the Old Testament Trinity     Святая Троица

ლაშა კინწურაშვილი  Святая Троица,  Грузия, Кинцурашвили  Икона Зырянская Троица
Троица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о троичности (триединстве) Единого Бога. Впервые термин Троица засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век):
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Никео-Цареградский Символ веры, представляющий собой догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения. Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры:
* Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого)
* Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
* Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца
По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимым духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.1:5). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос — Единородный Сын Божий, рожден «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына все сотворено: «Им же вся быша», «и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3. Бог-Отец все творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).
( Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. – СПб., 1868).
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»  (Ин.1:5). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос — Единородный Сын Божий, рожден «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына все сотворено: «Им же вся быша», «и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3. Бог-Отец все творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»  (Ин.1:1). Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).
Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным образом, Троица Ветхозаветная. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым «ради тамошних видений». Ради видений Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями, данных в Откровении.
Так как днём Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа.
Таким образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня.
Троица Ветхозаветная
Гостеприимство Авраамово
Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.(Быт.18:1-8)»
В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.
В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.
Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.
Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.
«Троица» Андрея Рублёва
Как считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.

Тропарь праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас 8:
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас 8:
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;// и согласно славим Всесвятаго Духа.
Задостойник праздника Святой Троицы (Пятидесятницы):
Припев:
Апостоли, сошествие Утéшителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый.
Причастен праздника Святой Троицы (Пятидесятницы):
Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Величание праздника Святой Троицы (Пятидесятницы):
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, // послал еси божественным учеником Твоим.
Святая Троица. Об истории праздника и церковных обычаях
Иконы: Троица Новозаветная
Молитвы:

Канон Святой Троице

Канон на Пятидесятницу, написан святым Косьмой Маюмским

Проповеди:
Беседа вторая на Святую Пятидесятницу. Святитель Иоанн Златоуст
Поучение на день Пятидесятницы. Преподобный Феодор Студит
Слово о Святом Духе. Святитель Григорий Нисский
В день Пятидесятницы. Святитель Феофан Затворник
Слово въ день Святыя Троицы, прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Слово на день святой живоначальной Троицы или Св. Пятидесятницы. Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ
Проповедь в День Святой Троицы митрополита Сурожского Антония
Праздник Троицы — исполнение всего совершенного Христом. Протопресвитер Александр Шмеман
Видео:
Троица (Пятидесятница). Лето Господне
День Святой Троицы. Пятидесятница
День Святой Троицы. О смирении и самовоспитании. Проповедь прот. Димитрия Смирнова
Живоначальная Троица. прп. Андрея Рублева
Святая Троица. Песочная анимация
Аудио:
Великая ектения на вечерне в день Пятидесятницы
День Пятидесятницы. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (24.06.45)

Троица. Пятидесятница


Святая Троица \ the Old Testament Trinity     Святая Троица

ლაშა კინწურაშვილი  Святая Троица,  Грузия, Кинцурашвили  Икона Зырянская Троица
Троица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) — богословский термин, отражающий христианское учение о троичности (триединстве) Единого Бога. Впервые термин Троица засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век):
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Никео-Цареградский Символ веры, представляющий собой догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения. Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры:
* Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого)
* Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
* Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца
По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимым духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин.1:5). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос — Единородный Сын Божий, рожден «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына все сотворено: «Им же вся быша», «и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3. Бог-Отец все творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).
( Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. – СПб., 1868).
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»  (Ин.1:5). Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица по существу и свойствам совершенно равны между собой. Христос — Единородный Сын Божий, рожден «прежде всех век», «свет от света», вечно с Отцом, «единосущен Отцу». Всегда был и есть Сын, как и Святой Дух, Через Сына все сотворено: «Им же вся быша», «и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3. Бог-Отец все творит Словом, то есть Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»  (Ин.1:1). Отец никогда не был без Сына и Духа Святого: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).
Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — главным образом, Троица Ветхозаветная. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, они были запрещены. С другой стороны собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым «ради тамошних видений». Ради видений Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями, данных в Откровении.
Так как днём Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа.
Таким образом, в чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня.
Троица Ветхозаветная
Гостеприимство Авраамово
Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.(Быт.18:1-8)»
В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.
В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.
Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.
Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.
«Троица» Андрея Рублёва
Как считается, наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.

Тропарь праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас 8:
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), глас 8:
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;// и согласно славим Всесвятаго Духа.
Задостойник праздника Святой Троицы (Пятидесятницы):
Припев:
Апостоли, сошествие Утéшителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый.
Причастен праздника Святой Троицы (Пятидесятницы):
Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Величание праздника Святой Троицы (Пятидесятницы):
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, // послал еси божественным учеником Твоим.
Святая Троица. Об истории праздника и церковных обычаях
Иконы: Троица Новозаветная
Молитвы:

Канон Святой Троице

Канон на Пятидесятницу, написан святым Косьмой Маюмским

Проповеди:
Беседа вторая на Святую Пятидесятницу. Святитель Иоанн Златоуст
Поучение на день Пятидесятницы. Преподобный Феодор Студит
Слово о Святом Духе. Святитель Григорий Нисский
В день Пятидесятницы. Святитель Феофан Затворник
Слово въ день Святыя Троицы, прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Слово на день святой живоначальной Троицы или Св. Пятидесятницы. Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ
Проповедь в День Святой Троицы митрополита Сурожского Антония
Праздник Троицы — исполнение всего совершенного Христом. Протопресвитер Александр Шмеман
Видео:
Троица (Пятидесятница). Лето Господне
День Святой Троицы. Пятидесятница
День Святой Троицы. О смирении и самовоспитании. Проповедь прот. Димитрия Смирнова
Живоначальная Троица. прп. Андрея Рублева
Святая Троица. Песочная анимация
Аудио:
Великая ектения на вечерне в день Пятидесятницы
День Пятидесятницы. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (24.06.45)

Православный календарь 3 июня (21 мая ст.ст.)

День Святой Троицы. Пятидесятница
Владимирской иконы Божией Матери
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены
Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).
Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).
Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504).
Собор Карельских святых.
Собор Уфимских святых.
Преподобномученика Агапита Маркушевского.
Свт. Василия, еп. Рязанского.
Св. Хоспиция, Триерского (Галл.).
Новомч. Пахомия Патмосского, Афонского (Греч.).
Сщмч. Секунда и всех кто с ним в Александрии (356).
Св. Кирилла, еп. Ростовского (1262).
Св. Елены Дечайской в Сербии (1350).
Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери:
Псково-Печерская «Умиление»,
Заоникиевская,
Красногорская (Черногорская),
Оранская.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
День Святой Троицы, Пятидесятница. Тропарь, глас 8.
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
День Святой Троицы, Пятидесятница. Кондак, глас 8.
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва;/ и согласно славим Всесвятаго Духа.
Владимирской иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся. Тебе взываем сице:/ о, пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей/ и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих,/ и спасет души наша, яко Милосерд.
Владимирской иконы Богородицы. Ин кондак, глас 8.
К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице,/ в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи,/ невозвратно надежду имуще, притецем,/ к чудотворному Ей и пречистому образу, и возопием Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Владимирской иконы Богородицы.Кондак, глас 8.
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа,/ Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего/ и обычно зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Красногорской (Владимирской) иконы Богородицы. Тропарь, глас 2.
Радуйся, святая гора Красная, небеси подобная,/ слава бо Божия на Тебе возсия./ Взыграйте, горы и холми, веселием,/ яко на сей горе икона Божия Матере,/ честнаго Ея умиления, прославися./ Ликуйте, человецы, и веселитеся./ яко нам даровася богатство неотъемлемое, исцелении сокровище,/ гласы, якоже трубы, возшумите,/ прославляюще Ея чудеса преславная./ И Ты, Чистая, радуйся, яко с Тобою Господь.
Красногорской (Владимирской) иконы Богородицы. Кондак, глас 3.
На горе святей видяще Твою святую икону,/ Богородице, Мати Дево,/ поем Твоего светообразнаго лика изображение,/ поклоняемся Твоей святей иконе,/ почитаем оную,/ и славим той преславная чудеса,/ и сице зовем Тебе:/ радуйся, Невесто Неневестная.
Равноап. Константина, царя и Елены. Тропарь, глас 8.
Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.
Равноап. Константина, царя и Елены. Кондак, глас 3.
Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.
Блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора. Тропарь, глас 4.
Константин днесь весело ликовствует,/ предстоя престолу Святыя Троицы,/ видя отечествие свое, мастию духовною сияющее;/ емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его,/ и молятся вси трие вкупе о душах наших.
Блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора. Кондак, глас 8.
Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе/ отечество его, хваляся, вопиет,/ имеющее его начальника и заступника,/ яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския./ Сего ради вопием ему сице:/ радуйся, княже Константине преблаженне.
Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Тропарь, глас 8.
В тебе, отче Кассиане, известно спасеся еже по образу,/ восприем бо крест и последовав Христови,/ творил еси заповеди Его тщательне./ Темже ныне со Ангелы радуется, преподобне, дух твой.
Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Тропарь святаго, глас 4.
Днесь град Углеч тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло, яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими вся озарил еси,/ и ныне молися Господеви,/ Кассиане преподобие,/ за град Углеч и обитель сию,/ и всяк град, и страну, и люди,/ иже верою тебе почитающия,/ и о спасении душ наших.
Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Ин тропарь, глас 4
Днесь пресветло красуется славнейший Углеч град,/ церковь же Божия Матере вельми радуется,/ имеющи многоцелебныя в себе мощи великаго чудотворца,/ преподобнаго Кассиана, возсиявшаго от Рима,/ якоже солнце, всему миру, издалеча просвещающаго верных сердца,/ имже украси Бог церковь Матере Своей./ Темже ныне молим тя:/ буди покровитель и заступник непобедимый/ от всяких бед граду нашему/ и всем верным хранилище,/ притекающим в дом Божия Матере и кланяющимся тебе,/ преподобие угодниче Христов Кассиане,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца. Кондак, глас 8.
Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобие отче Кассиане.
Иконы Богородицы «Умиление». Тропарь, глас 4.
К Богородице со умилением припадем,/ вси грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиление облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.
Pages: 1 2 3

Владимирская икона Божией Матери


икона Божией Матери "Владимирская"         XVI в., Россия, дерево, темпера, 138 х 104 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва По стилю и колориту икона близка письму преподобного Андрея Рублева По иконографии, пропорциям икона точно следует списку Владимирской Богоматери, созданной для Успенского Собора во Владимире в 1395 или 1408 г., возможно, Андреем Рублевым, взамен древнейшей святыни, перенесенной в Москву.

икона Божией Матери «Владимирская»
Россия, XVI век, дерево, темпера, 138 х 104 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
По стилю и колориту икона близка письму преподобного Андрея Рублева
По иконографии, пропорциям икона точно следует списку Владимирской Богоматери, созданной для Успенского Собора во Владимире в 1395 или 1408 г., возможно, Андреем Рублевым, взамен древнейшей святыни, перенесенной в Москву.

икона Божией Матери "Владимирская"  XV в.,  Россия, дерево, темпера, 87 х 62 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Икона является одним из ранних московских списков с чудотворного образа рублевской иконографии. Особенность иконы - не изображена рука Младенца, обнимающего Богоматерь за шею под мафорием. Слева на поле икон сохранилась графья фигуры преподобного в молении, предположительно Сергия Радонежского. Видимо, эта икона стояла в местном ряду Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, справа от царских врат, вблизи раки, согласно Описи монастыря 1641 г. Л. 11.
икона Божией Матери «Владимирская»
Россия, XV век, дерево, темпера, 87 х 62 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Икона является одним из ранних московских списков с чудотворного образа рублевской иконографии.
Особенность иконы — не изображена рука Младенца, обнимающего Богоматерь за шею под мафорием. Слева на поле икон сохранилась графья фигуры преподобного в молении, предположительно Сергия Радонежского. Видимо, эта икона стояла в местном ряду Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, справа от царских врат, вблизи раки, согласно Описи монастыря 1641 г. Л. 11.

Икона Божией Матери Владимирская с господними и богородичными праздниками в восемнадцати клеймах  Конец XVI века.
Икона Божией Матери Владимирская с господними и богородичными праздниками в восемнадцати клеймах
Конец XVI века.
 
Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г.
 
Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г.
 
Владимирская икона Божией Матери
По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Уехав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевёз икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
Другие иконы на сайте
Владимирская икона Божией Матери
Икона Владимирская Божия Матерь
Акафист Пресвятей Богородице в честь чудотворныя иконы Ея Владимирския
Молитвы Пресвятой Богородице перед её иконой «Владимирская»
Празднество в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери
Почитание на Руси Владимирской иконы Божией Матери. Перевезенцев С. В
Видео:
Царица Небесная Богоматерь Владимирская
Владимирская икона Божией Матери
Песня Посвящается Иконе Божией Матери «Владимирская»