вторник, 16 октября 2012 г.

Мы, священники – плохие христиане

Михаил Бударагин
Полемика между сторонниками и противниками сотрудничества государства и Церкви продолжается
«Людям просто некуда обратиться. Кому им рассказать про свои беды? Философу? Думаю, что сейчас в обществе нет более социального человека, чем священник», – так объяснил газете ВЗГЛЯД растущее влияние Церкви клирик Епархиального подворья в честь святителя Николая Чудотворца (Рязань) иерей Димитрий Фетисов.

Защита веры или наступающая клерикализация, восстановление общества или навязывание людям сконструированных моральных норм, ограничение свобод или восстановление естественного порядка вещей – вот уже полгода спор о роли и месте религии в современной истории России идет по нарастающей.
В интервью газете ВЗГЛЯД философ Андрей Ашкеров пояснил, что, по его мнению, сегодня «Церковь монополизирует производство чуда, хотя не только она может его произвести, но чудо и стоит дороже всего».
«Я почти никогда не видел, чтоб мои собратья-священники предъявляли людям требования выше, чем к себе»
В свою очередь чаемая некоторыми консерваторами «симфония Церкви и государства» одним представляется несомненным благом, а другим – категорическим злом. О том, что сотрудничество этих двух сил обусловлено исторически, и о жизни священника в современном мире газете ВЗГЛЯД рассказал клирик Епархиального подворья в честь святителя Николая Чудотворца (Рязань), старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, иерей Димитрий Фетисов.
ВЗГЛЯД: Отец Димитрий, недавняя всех взволновавшая новость – о возможности участия священников в выборах – это ли не вторжение Церкви в светскую жизнь?
Димитрий Фетисов: Ну, это не новость, а, вероятно, вброс. Речь на последнем Синоде шла о том, что запрет на участие в работе любых органов власти, за исключением чрезвычайных случаев, подтверждается, для таких случаев только была дана более четкая регламентация действий. Что это за случаи? Например, есть угроза, что губернатором в некоей митрополии может стать адепт тоталитарной секты. Вполне естественно, что кто-то из клириков захочет защитить чад Церкви, предложив альтернативу данному кандидату.
Важно также отметить, что клирики и миряне, которые, собственно, и составляют Церковь, являются полноценными гражданами своей страны и имеют право публично высказываться по волнующим их вопросам, опираясь на свое религиозное мировоззрение. Да, я священник, но у меня трое детей, и мне важно участвовать в процессах, которые повлияют на их будущее, хотя бы давая нравственную оценку тем или иным событиям, происходящим в стране. Мое слово – это моя позиция, а не сразу «вторжение Церкви».
Вообще же, вопрос участия или неучастия Церкви в политической жизни – это вопрос не догматики, а саморегуляции в конкретной исторической ситуации, и архиерейский или поместный собор вправе изменить это положение в зависимости от обстоятельств.
ВЗГЛЯД: А можно и против государства, получается?
Д. Ф.: При некоторых обстоятельствах возможно и такое. Об этом сказано в «Основах социальной концепции РПЦ», документе, ставшем официальной позицией Церкви на юбилейном архиерейском соборе в 2000 году: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душе вредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».
Но это крайний случай. В основном же мы должны повиноваться и чтить власть, даже если она состоит из безбожников. Апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13. 1–3). Это было сказано, когда во главе римского государства стояли далеко не идеальные люди, а, в общем-то, нечестивые язычники. Так что Церковь до определенного момента всегда была конформистски настроена по отношению к государству, до тех пор пока чиновник не требовал принести жертву идолам или поклясться гением императора. Если же подобное происходило, то, насколько это было возможно, первые христиане старались в рамках закона отстоять свои права, как это сделал апостол Павел, потребовавший императорского суда, сославшись на свое римское гражданство, а в противном случае – шли умирать за Христа.
ВЗГЛЯД: Но ведь Христос говорил, что кесарю – кесарево, а Богу – Богово. Ведь Христос не был государственником и не претендовал на власть, он пришел за другим, так что апостол Павел, на мой взгляд, просто трактует его слова.
Д. Ф.: Для православного христианина или даже протестанта никогда не стояло такого вопроса: «Правильно ли апостол Павел трактует слова Христа Спасителя?»
А то, что касается этого высказывания Господа, необходимо вспомнить контекст той ситуации, при которой были произнесены эти слова. Вопрос об уплате подати задавался Христу фарисеями в надежде устранить оппонента, скомпрометировав Его. Территория Иудеи была оккупирована римскими властями, и призыв не платить налоги стал бы поводом для обвинения в сепаратизме. Так же, как и простое подтверждение необходимости уплаты подати кесарю было бы расценено как предательство национальных интересов. И ответом была такая вот обоюдоострая формулировка, дающая нам ориентир на цели духовной жизни как самые главные. Поэтому политика в чистом виде для нас постольку поскольку, а настоящая жизнь в Боге.
Меня, например, мои прихожане еще ни разу не спрашивали: «За кого вы, батюшка, благословите голосовать на выборах?» Я также точно знаю, что меня не поймут, если я буду на проповеди проводить политическую агитацию. Но и здесь есть некие исключения. Например, если закон о ювенальной юстиции будет принят в таких же формулировках, как на Западе, или законодательно обяжут отказаться от понятий «папа» и «мама», заменив их на «родитель № 1» и «родитель № 2», то замалчивать это будет нельзя.
Кстати, не только по вопросу ювенальной юстиции, но и по многим другим моментам Церковь очень часто не просто имеет свою позицию, но и серьезно критикует государственную власть.
ВЗГЛЯД: Но патриарх ведь поддерживает Путина. Или это совсем исключение?
Д. Ф.: Поддержал, но каким образом? Во-первых, это было сделано достаточно сухо, без дифирамбов. Святейший патриарх никого не связывал своим благословением и тем более не объявлял, что человек, не поддержавший Путина, оказывается вне Церкви. Во-вторых, речь шла о том, что Церковь чувствует себя сейчас весьма свободной благодаря мудрой политике руководства страны. Это ведь объективный факт, у РПЦ сейчас такая свобода самоорганизации, какой не было в истории русского православия.
Ну и, в-третьих, глядя на современное оппозиционное движение, нельзя не заметить, что иногда прямо, а иногда косвенно оно призывает к «оранжевой революции». Будем искренни, за редким исключением лидеры несистемной оппозиции занимаются раскачиванием лодки, в том числе и допуская не просто антиклерикальные, но и оскорбительные по отношению к верующим высказывания. Я думаю, что, если бы патриарх и промолчал, его все равно не оставили бы в покое, например, пеняя, что он не служит молебен о ниспослании успехов славному «оранжевому» делу.
Можно еще «в-четвертых» сказать: мы не католики, для которых голос папы равен и даже выше голоса Церкви. В православии же, где важен принцип соборности, выражения типа «Церковь говорит», «Церковь поддержала» в полной мере корректно сочетаются лишь с соборными церковными определениями или хотя бы постановлениями Синода.
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 17 октября (4 октября по ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Иерофея, еп. Афинского (I).
Собор Казанских Святых.
Священномученика Петра Капетолийского (III-IV).
Обретение мощей святителя Гурия, архиеп. Казанского
Святителя Варсонофия, еп. Тверского
Пренодобного Павла Препростого (IV).
Святого праведного Стефана Щиляновича (1515).
Благоверного кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052).
Мучеников Давикта (Адавкта)  и дщери его Каллисфении
Мучениц Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306).
Преподобного Аммона (ок. 350).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Кондак святителя Варсонофия
глас 6
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.
Тропарь святителей Гурия и Варсонофия глас 3
Первии учителие прежде темному,/ ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани,/ первии возвестителие пути спасительнаго,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, благочестия учителие/ и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие,/ Владыку всех молите// мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак святителя Гурия глас 4
Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.
Тропарь священномученика Иерофея глас 4
Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Иерофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Иерофея глас 4
Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли.
Кондак священномученика Иерофея глас 8
Священноначальника Афинскаго восхваляем тя,/ яко таиноучившеся тобою странным и неизреченным:/ явился бо еси Богоприятный песнословец./ Но моли, всеблаженне Иерофее,/ от всяких нам грехопадений избавитися, да зовем:/ радуйся, отче Богомудре.
Тропарь благоверного князя Владимира Ярославича глас 4
Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире,/ Божественный сосуд избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюл/ и, храм пречуден Премудрости Божия/ в Великом Новеграде сем устроив,/ тело Твое в Нем предложил еси,/ и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы,/ молися низпослати и нам велию и богатую милость.
Кондак благоверного князя Владимира Ярославича Кондак,
Многомудренно пожив в княжении твоем в Великом Новеграде,/ благоверный княже Владимире,/ плод благий в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ тело же твое нетлением прославлено бысть на земли,/ и ныне праздник твой светло совершающе,/ с любовию вопием тебе:/ радуйся, великому Новуграду и всей Российстей земли утверждение.
Тропарь святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского глас 4
На земли премудрости славу стяжал еси,/ богатство Господеви своему вручил еси,/ и Той тя с Небесными водворяет,/ тело твое на земли, святе, сохрани невредимо,/ ты бо в целомудрии и чистоте/ житие праведно пожил еси,/ тем с дерзновением моли спастися нам.
Кондак святого праведного князя Стефана Щиляновича, Сербского глас 2
Вышняго желанием прославляя,/ и Той тя в памяти прославляет, праведне,/ восхождением добродетелей совершил еси душу,/ премудре святе Стефане,/ на земли непорочно житие соверши,/ Зиждителю всех благоугодил еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3

Православная Церковь при новом Патриархе, часть 6-я


Продолжение. Начало Здесь
Социальное служение современной Русской православной церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума, ч.1

Борис Кнорре
Когда у митрополита Питирима (Нечаева)
 на одной из общественных встреч спросили,
как к нему обращаться, то владыка ответил:
«Обращайтесь ко мне просто — Ваше Высокопреосвященство».
Из современного церковного фольклора

                         Введение
 Социальное служение церкви можно рассматривать с двух разных позиций: с одной стороны, акцентировать внимание на достижения в сфере социального служения и динамики его развития, с другой — исследовать прин­ципы организации социального служения с точки зрения поведенческих особенностей членов церковного социума, т. е. изучать, что представляют собой сами церковные со­циальные работники, на каких принципах строится ор­ганизация инициатив в православном сообществе.

Такой подход может немало сказать о церковной субкультуре, дать эмпирику для понимания «культурного кода» жизни церковного социума. Представляется, что этот разговор актуален, поскольку помогает увидеть, как, в какой мере и что православие может сегодня дать России, в какой сте­пени оно способно содействовать благу в нашей жизни.
Что такое социальное служение? Это достаточно ем­кое и широкое понятие, деятельность, ориентирован­ная не на частные интересы актора, а на благо социума. С одной стороны, это помощь социально не защищенным, не адаптированным, обделенным категориям населения, не сумевшим встроиться в жизнь социума (т. е. духовно­психологическая и материальная помощь тем, кто ока­зался за «социальной чертой»: заключенным, инвалидам, детям-сиротам, страдающим разного рода зависимостями и пр.). С другой стороны, это деятельность, направленная на поддержание или повышение уровня жизни самого социума, ориентированная на вполне встроенных в него членов, в большей степени на тех, кто обладает не реа­лизованным социальным потенциалом, т. е. на молодежь. Это воспитание, образование, организации досуга, созда­ние для молодежи тех или иных перспектив творческой и профессиональной реализации. Сюда также относится диалог общества с государством с целью принятия соот­ветствующих социальных программ, направленных на рост благосостояния населения, на решение демографи­ческих проблем, поддержку семьи и тех или иных соци­альных институтов.
Русская православная церковь (в данной статье мы ограничимся разговором о Русской православной церкви Московского патриархата) активно заявляет о своей осо­бой нише на поле социального служения — о том, что мо­жет привнести в российскую социальную систему новые принципы и стратегии реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Одновременно патриарх Кирилл указывает на встречные шаги со стороны государ­ства в сторону большего доверия к церкви в сфере соци­ального служения. Так, 5 апреля 2010 г. был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки соци­ально ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ. Среди социально ориентированных некоммер­ческих организаций — религиозные организации. Патри­арх Кирилл считает, что принятие этого закона является «свидетельством признания той большой работы, которую Русская церковь и другие традиционные религии России осуществляют в социальной области». По его словам, это означает, что сегодня «можно совершенно по-новому стро­ить отношения со светской властью, государством — как на федеральном, так и на региональном уровнях — в пла-не взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы»1.
Заметим, что в 2010 г. между церковью и государством были подписаны также следующие нормативные докумен­ты: «Соглашение между Русской Православной Церковью и МЧС России о взаимодействии в области оказания помо­щи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях», «Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью», «Соглашение о предоставлении информации Главным управлением МЧС России по г. Москве Сино­дальному отделу по церковной благотворительности и со­циальному служению Русской Православной Церкви (Мос­ковского патриархата)»2.
Как же в реальности осуществляет свое социальное служение церковь?
Доступная и недоступная конкретика
Поговорим сначала о социальном служении, понимаемом в узком смысле, т. е. о делах милосердия и благотворитель­ности. Описывать реальные социальные достижения РПЦ очень непросто, так как картина весьма неоднозначная, не до конца прозрачная и не очень понятная. В чем-то она даже представляет собой загадку — прежде всего в силу того, что церковное социальное служение, хотя оно и по­лучает непременное внешнее выражение, однако связа­но с внутренней жизнью церкви и церковного социума, которые изучены весьма недостаточно и остаются своео­бразной terra incognita.
Что она позволяет увидеть? За последние двадцать лет Русской православной церковью было реализовано немало достаточно удачных социальных проектов. Есть социальные центры, получившие всероссийскую и мировую известность: Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, комплексная служба «Милосердие», действующая при Комиссии по социальному служению епархии г. Москвы, большой социальный много­профильный комплекс в поселке Саракташ Оренбургской области, социальный центр в Нижнем Новгороде, реабили­тационный центр «Вдохновение» в селе Никольском Руз­ского района Московской области, Свято-Дмитриевское сестричество в Москве, Свято-Алексеевская пустынь в Пе­реяславском районе Ярославской области, детский дом в се­ле Ковалеве Нарехтского района Костромской области, Душепопечительский центр им. Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и многие другие. Известно о существова­нии немалого числа созданных в РПЦ служб милосердия, патронажных служб, приютов, организаций по поддержке семьи, о центрах реабилитации людей, страдающих разны­ми видами зависимости, о работе в тюрьмах, опеке социаль­но неадаптированных. Принципиально важно, что церковь не только опекает государственные учреждения, больницы, центры социальной опеки, но также смогла создать многие социальные учреждения на собственные ресурсы, часто без привлечения государственных средств.
Однако организация церковной социальной деятель­ности носила во многом хаотический характер. Во время патриаршества Алексия II церкви, как правило, не удава­лось наладить координацию форм социального служения на межъепархиальном общецерковном уровне. Само сотруд­ничество Синодального отдела по церковной благотвори­тельности и социальному служению (ОЦБСС) с епархиями ограничивалось в основном распределением благотвори­тельных вещей и гуманитарной помощи по епархиальным социальным учреждениям. В отчетах ОЦБСС, например, говорилось о распределении обуви в детские дошкольные и образовательные учреждения Южной Осетии, Вологод­ской, Воронежской, Ивановской и Московской областей или о распределении флаконов с гелем для душа и косме­тических наборов в социальные центры нескольких епар­хий. Отмечалась также деятельность Общества право­славных врачей России (согласно отчету ОЦБСС за 2008 г. оно имело отделения в 43 субъектах Российской Федера­ции, что расходится с текущими данными ОЦБСС, в ко­торых указаны отдельные общества православных врачей в 8 субъектах3).
Ситуация дискоординации социального служении от­ражалась и в отсутствии единой свободной информации по церковным социальным центрам. При попытках узнать в синодальных подразделениях конкретные цифры дет­ских домов, патронажных служб, реабилитационных цен­тров в целом по России оказывалось, что общих данных по РПЦ нет. Такой информацией не обладал и ОЦБСС. Там, например, не было реестра, в котором регистрировались бы церковные социальные учреждения. Попытки собрать сводную информацию предпринимались далеко не каждый год, обобщающие сведения презентовались фрагментарно, причем сведения эти вызывали множество вопросов. Так, к концу 2004 г. Отдел по социальному служению подсчитал социальные учреждения РПЦ, располагающиеся в епар­хиях на территории России, — 2253, среди которых бы­ли 161 детский приют, 183 церковных дома престарелых и 1577 благотворительных столовых4. В итоге под вопросом оказались 332 социальных учреждения, о которых не было сказано, какого они характера. В беседах с автором настоящей статьи сотрудники ОЦБСС откровенно призна­вали, что не владеют целостным представлением об орга­низации социальной деятельности в епархиях. Это значит, что социальная деятельность в РПЦ в период патриарше­ства Алексия II на системном уровне не анализировалась и такая задача не ставилась.
Ситуация стала меняться через год после восшествия на патриарший престол Кирилла. Отдел по социальному служению был передан весной 2010 г. в ведение протоие­рея Аркадия (Шатова), известного московского духовника, создавшего эффективно работающую социальную службу «Милосердие» и возглавлявшего к тому времени Епархи­альную комиссию по церковному служению г. Москвы. Он вскоре принял монашеский постриг и был возведен в сан епископа с именем Пантелеимон. (Заметим, что приход­ская община о. Аркадия представляла собой достаточно сплоченную группу людей — их даже называли «шатовцами», им написано множество статей еще до того, как он стал епископом, поэтому мы будем цитировать его под священническим именем — «о. Аркадий Шатов».) Под ру­ководством Шатова ОЦБСС наконец объявил о процессе создания базы данных по церковному служению Русской православной церкви. В итоге в 2011 г. на сайте ОЦБСС появился соответствующий раздел, где представлены дан­ные по церковным социальным учреждениям, проектам, инициативам, кроме того, перечислены государственные учреждения, которым оказывается помощь, категории нуждающихся и виды помощи. Однако в базе данных оказались размещена информация лишь из 45 епархий, дей­ствующих на территории России, и остается сделать вы­вод, что на призыв Синодального отдела откликнулись не все епархии РПЦ.
Итак, в разделе «Церковные социальные учреждения, проекты и инициативы» на начало апреля 2011 г. представ­лены следующие данные5:
благотворительные аптеки — 1;
благотворительные столовые — 108;
благотворительные фонды — 13;
богадельни — 21;
больницы — 2;
братства — 6;
группы милосердия — 124;
группы самопомощи для зависимых людей — 9;
детские дома — 11;
детские лагеря — 47;
детские приюты — 39;
детские сады — 23;
добровольческие объединения — 20;
епархиальные отделы/комиссии — 57;
консультационные и/или справочные службы — 29;
медицинские службы — 16;
молодежные объединения или центры — 34;
общественные организации/ассоциации — 45;
патронажные службы — 5;
православные библиотеки — 37;
проекты/программы — 30;
прочее — 33;
пункты помощи заключенным и/или освободившимся из мест заключения — 7;
пункты проката предметов ухода за больными — 1;
пункты сбора и распределения вещевых и прочих неде­нежных пожертвований — 92;
сестричества — 51;
социальные гостиницы — 36;
центры защиты материнства — 11;
центры социальной адаптации / реабилитационные цен­тры — 30;
церковные ночлежки — 4;
школы/курсы трезвения — 8.
Страницы: 1 2