пятница, 26 октября 2012 г.

Луг Духовный, главы 160-169

Продолжение. Начало Здесь.
Бл. Иоанн Мосх
Малая пещера больше горы Синая
Глава 160. О явлении демона одному старцу в виде отрока, как бы сарацина
 Я встал и повергся пред Богом.
 Авва Павел, настоятель монастыря аввы Феогния, передавал нам, что говорил ему один старец-подвижник: «Однажды я сидел в своей келье и занимался рукоделием, плел корзины и пел псалмы, как вдруг через окно вошел в келью как бы от­рок-сарацин, одетый в мазарий и, став передо мною, начал плясать.

«Старик, хорошо ли я пляшу?» — спросил меня. Я ничего не ответил. «Как тебе нравится моя пляска, старик?» — снова спросил он меня. С моей стороны — полное молчание. «Что ж, по-твоему, негодный старик, ты что ль великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах» Тогда я встал и повергся пред Богом, и он тотчас исчез.

Глава 161. Жизнь аввы Исаака из Фив и о явлении ему демона в виде юноши
 Поклонился ему в ноги, и мы примирились!
 В Фиваиде есть город Ликос. От города на расстоянии шести миль — гора, на которой обитают иноки: одни — в пещерах, другие — в кельях. Придя туда, мы явились к авве Исааку, родом из Фив. Вот что рассказал нам старец: «Тому, о чем я хочу рассказать вам, прошло пятьдесят два года. Однажды я занимался своим рукоделием, плел большую сетку от комаров. Сделав ошибку, я очень горе­вал, что не мог найти ее. Целый день я раздумывал и не знал, что де­лать, как вдруг через окно входит юноша и говорит мне: «Ты ошибся. Дай-ка мне, я исправлю». «Ступай вон! — говорю ему. — Прочь от меня...» «Но ведь ты введешь себя в изъян, если плохо сработаешь» «Это — мое дело...» «Но мне жаль тебя, что потеряешь даром свой труд» «На зло принесло тебя сюда...» «Да ведь ты сам заставил меня придти сюда, и ты — мой...» «Почему это?» «Да потому, что ты три воскресенья причащаешься, тая злобу на своего соседа» «Лжешь ты...» «Нет, не лгу. Ты злишься на него из-за чечевицы. Не правда ли? А я — дух злопамятства, и ты отселе — мой...» Услыхав это, я вышел из кельи, поспешил к брату, поклонился ему в ноги, и мы примирились. Возвратившись в келью, я увидел, что он сжег сетку и циновку, на которой я молился, злобствуя на наше примирение».
 
Глава 162. Ответ аввы Феодора пентапольского относительно разрешения на вино
 Древние отцы были велики.
 В двадцати милях от Александрии есть лавра, называемая Каламон, лежащая в середине между Октодекатом и Мафорой. Туда мы прибыли вместе с софистом Софронием к авве Феодору и спроси­ли его: «Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы разрешили бы вино?» «Нет!» — отвечал старец. «А как же разрешали древние отцы?» «Древние отцы были велики и сильны — они и могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества»

Глава 163. Жизнь аввы Павла из Еллады
 Я заповедал ему!
 Авва Александр в Каламонском монастыре, что близ св. Иордана, рассказывал нам: «Однажды я был у аввы Павла из Еллады в его пещере, и вот кто-то, подойдя, постучался в дверь. Старец по­шел и отворил ему. Потом вынес хлеб и моченые бобы, предложил пришедшему, и тот стал есть. Я подумал, что это странник, но, вы­глянув в окно, вижу, что это лев. «Зачем, старче, ты кормишь его? — скажи мне» «Я заповедал ему не нападать ни на человека, ни на скота. «Приходи, — сказал я ему, — ежедневно ко мне, и я буду давать те­бе корм. И вот семь месяцев, как он приходит ко мне дважды в день, и я кормлю его». Спустя немного времени я снова пришел к нему, чтобы купить сосуды для вина. «Ну, что, старче, как твой лев?» «Плохо!» — отвечал он. «Что ж такое случилось?» «Вчера приходит ко мне за пищей, и я вижу подбородок его в крови. «Что это значит? — спрашиваю. — Ты ослушался меня и ел мясо? Благословен Господь! Не стану больше кормить тебя пищей отцов, кровожадный! Ступай прочь!» Но он не хотел уходить. Тог­да, взяв веревку и свив ее втрое, три раза ударил его и прогнал».


Глава 164. Ответы аввы Виктора малодушному иноку
 То — болезнь души!
 Однажды в Елусскую лавру зашел брат к авве Виктору затворнику и сказал ему: «Что мне делать, отче: одолевает меня нерадение...» «То — болезнь души, — отвечает старец. — Подобно тому, как больные глазами при усиливающейся болезни не могут смотреть на свет, находя его слишком ярким для себя, между тем как здоровым он вовсе не кажется ярким, так и нерадивые от незначительного не радения уже приходят в беспокойство, между тем как бодрые духом скорее радуются при испытаниях»


Глава 165. О разбойнике Кириаке
Один христолюбец рассказывал нам о разбойнике по имени Кириак. Кириак разбойничал в окрестностях Эммауса, что теперь Никополь. Он отличался такой жестокостью и бесчеловечием, что его прозвали Волком. В его шайке были не только христиане, но иудеи и самаряне. Однажды некоторые из окрестностей Никополя отправились в Великую Субботу во св. град для крещения детей своих. После крещения они возвращались в свое место, чтобы до­ма отпраздновать день Светлого Христова Воскресения. Навстречу им попались разбойники, но без атамана. Мужчины спаслись бег­ством. Разбойники, евреи и самаряне, побросав новокрещенных детей, захватили женщин и совершили над ними насилие. Бежав­ших мужей встретил атаман и, остановив, спросил: «Что вы бежи­те?» Те рассказали ему обо всем. Вернув их, он отправился к своей шайке и нашел детей, брошенных на земле. Узнав, кто совершил гнусное злодеяние, он отрубил негодяям головы и велел мужьям взять детей, чтобы женщины не смели касаться их, так как были осквернены. Атаман охранял их на пути до самого их местожительства. Спустя немного времени Кириак был схвачен и просидел в тюрьме десять лет, и ни один из начальников не казнил его. Впос­ледствии он и совсем был освобожден. «Ради спасенных детей я избежал злой смерти, — говорил он. — Они явились мне во сне и говорили: не бойся! Мы молим за тебя!» Я и авва Иоанн, пресвитер монастыря Евнухов, разговаривали с ним, он нам рассказал то же самое, и мы воздали славу Богу.
Страницы: 1 2

Возвращение к Земле обетованной

Сергей Проваторов,
главный редактор «Газеты для соотечественников «Русская Правда»
Каждый должен решить, в каком государстве ему жить
Множество наших соотечественников, и выросших в условиях Союза ССР, и воспитанных отцами и дедами – выходцами из Российской империи, «по паспорту» утратили гражданство государства, вмещавшегося в самую великую страну в мире – Россию. В ныне известной истории, из понесенных народом одной страны за столь короткий срок это самая грандиозная и трагическая утрата. Но – мое в том глубокое убеждение – пока еще остается она потерей больше формальной, чем фактической. Фактически же наша сопричастность Великой России остается делом нашего свободного выбора...

...Равно как и наши права на все ее богатства – и культурные, и природные, и духовные – остаются делом того же выбора: в каком государстве будем жить, какую страну считать своей Родиной, идеи каких интеграционных процессов на межгосударственном уровне поддерживать…
В той части, что касается Российской Федерации, такую возможность каждому, рожденному во времена СССР, и каждому, рожденному в Империи, и их потомкам предоставляет нынешнее законодательство Федерации.
«Битва за алтари и очаги» (Марк Туллий Цицерон).
Чтобы решить, что считать нашей родной страной, для начала важно понять: что имели мы, будучи народом, который тысячелетиями аккумулировал силы и опыт, собирал земли, полные несметных богатств, вызывая черную зависть «забугорных» соседей. А затем разобраться: что утекает от нас теперь, вместе с разделением страны на «независимые» друг от друга государства, а народ – на «суверенные нации».
Осознанно или нет, но каждый человек стремится обрести свою «хорошую и пространную землю обетованную». Воспринимается это желание, прежде всего, как обретение места под Небом, где должно быть легко и радостно, где мир, стабильность, безопасность стали бы обыденностью. Где «текли бы молоко и мед», бытовали благополучие и воля, и каждый жил не только верой в возможность доброго будущего, но и ощущал его в каждом дне, наполненном делами, приносящими радости, имея существование не в излишествах, но безбедное.
«Землю обетованную» нужно понимать не только в практическом смысле, но рассматривать и в вероисповедном (религиозном) аспекте. А он подразумевает такую «Богом обещанную» или «Богом данную» землю, где люди освободятся от любых форм порабощения, будут жить счастливой полнокровной жизнью, зная, что они хозяева на этой земле, и хозяевами будут их дети, внуки, правнуки. Без этого невозможно воспитать патриотизм, привязанность к стране, желание жить в ней не потому, что «деваться некуда», а потому, что хочется жить именно здесь.
Когда заводится речь о будущем России и населяющих ее народов, и особенно когда говорится о необходимости возвращения на ее земли соотечественников, разбросанных судьбами по всему миру, нужно помнить: для большинства людей, даже если они не до конца это осознают, Родина – не только удобное место для существования. Не только обеспеченность делом, позволяющим жить безбедно, заставляет человека оставаться на родной земле, и не только привычка удерживает от переселения в чужие края.
Отечество – это и родовой очаг, и Алтарь, жертвоприношение на который – вся наша жизнь.
И одно дело – разделить, разнести по головешкам очаг, разгородить стеной дом и забором земельный надел, совсем другое – разделением умалить Алтарь Отечества, созданный по Божьему промыслу трудами и молитвами тысяч поколений предков. Священное в Родине или есть и имеет осознаваемую ценность для народа, или оно не осознаваемо, не понимаемо, не пропагандируемо, и непременно, раньше или позже, будет разрушено. А с разрушением его будет утрачиваться и Родина, наше все.
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и Родиной» (Николо Уго Фосколо).
Классик персидской поэзии Низами изрек мысль, которая сегодня, в век огульно навязываемого прагматизма, для многих будет трудно воспринимаема: «Лучше на Родине жить жалкой нищенской жизнью, чем царствовать на чужбине».
Не стану рассуждать о всяких возможных смыслах, заложенных в эти слова. Мое восприятие таково: Отечество – не только место, где жизнь должна быть обеспечена, безопасна и основываться на привычном для народа традиционном укладе. Для понимающего – земля Отечества, все наполняющее ее имеют сакральный смысл, отношение к которому отличает человека – существо духовное – от материалистически воспринимаемого животного.
Россия – не только данная Богом земля и место в пространстве, где завязалась пуповина нашего народа. Воспринимая историю Родины извращенной, штрихпунктирной – какой ее навязывают большинству наших соотечественников, ставших жертвой враждебной пропаганды, нелегко понять высокий духовный смысл России для бывших, нынешних и будущих поколений, ее предназначение как «земли обетованной». В условиях, когда неисчислимые легионы бесов, хорошо вооруженных современными видами оружия, брошены на Россию, чтобы оболгать ее, вывернуть наизнанку ее сущность, растлить ее детей, умертвить ее душу и завладеть ее обессиленным телом, непросто будет возродить у людей веру в счастливое будущее России. Но без такого Возрождения Веры – невозможным будет прорыв в то будущее, ради которого сегодня призываются в Российскую Федерацию переселенцы.
Одна из целей, которой добиваются недруги России, – разуверить наших сограждан в том, что их Родине предначертано быть лучшим на планете местом для жизни. И тем больше бесятся враги России, чем явственнее проявляется истина – России предначертано, и она движется по соответствующему пути, чтобы явно стать тем, чем она на самом-то деле и есть – благословенной землей обетованной. И они знают, что если не смогут помешать нам приложить к ее возрождению все созидательные силы, и, прозрев, увидеть в России ее истинное содержание, она обязательно воспрянет, и все недруги – прошлые, нынешние и будущие будут посрамлены.
А коль каждому народу и любому человеку наделено иметь Родину «в утешение от многих зол», какой смысл отказываться от всех преимуществ иметь Великую Родину, какой была и поныне остается Россия?
Многие ли могут похвалиться возможностью, свободно путешествуя по миру, везде чувствовать себя одинаково вольготно? Отбросив демократические домыслы, признаем: позволить себе такое может очень ограниченное количество людей. Но еще 20 лет назад мы были не только жителями одной страны, но и гражданами одного государства. Великого настолько, что по разнообразию культурных, природных богатств, по достижениям в науке, технике, экономике, по качеству социальных гарантий, по возможностям самореализации для каждого индивида оно уверенно конкурировало с континентами. При этом еще и щедро делясь с другими государствами, странами и народами своими достижениями и богатствами.
Разделив нашу страну границами «независимых государств», нам формально ограничили доступ к этим ценностям, взамен наделив бутафорскими демократией и либерализмом. Но они и на сотую долю не могут заменить собой утраченное вследствие разделения России.
Что было или есть, например, в «единой Европе», чего бы не было в России? Какое природное, или культурное, или иное разнообразие было (есть) где-то, и не было на территории «исторической» России во времена Российской империи или СССР? И даже сегодня Российская Федерация из всех «секторов» нашей страны, разделенных перегородками границ, остается необозримой глыбой, полной разнообразия, красот, богатств и перспектив.
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 27 октября (14 октября ст.ст)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68).
Преподобной Параскевы Сербской (XI).
Преподобного Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143).
Преподобный Космы, игумен Яхромский
Святителя Игнатия, архиеп. Метимнского (Греч.).
Мученика Сильвана, пресвитера Газской церкви (IV).
Священномученика Михаила Лекторского (1921).
Священномученика Петра пресвитера (1937).
Преподобномученика Максимилиана (1938).
Яхромской иконы Божией Матери (XV).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия , глас 4.
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы пришла нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.
Кондак мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия. , глас 2.
Светильницы светлии явльшеся,/ Божественнии мученицы,/ тварь светом чудес озаряете,/ недугов разрешающе глубокую нощь всегда/ и Христу Единому Богу молящеся/ непрестанно о всех нас.
Тропарь прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах , глас 2.
Отечество и славу княжения твоего оставил, / Князю смирения, Христови, усердно последовал еси, / преподобне отче наш Николо; / тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси, / идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.
Кондак прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах, глас 8.
Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.
Тропарь прп. Параскевы Сербской, глас 2.
Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою.
Кондак прп. Параскевы Сербской., глас 6.
Святую вси заступницу сущим в бедах,/ благочестно воспоим Параскеву всечестную:/ та бо, житие оставлыпи тленное/ и нетлеемое прият бо веки,/ сего ради славу обрете,/ чудес благодать Божиим велением.
Тропарь прп. Космы, игумена Яхромского, глас 4.
Горняго желая премирнаго жития,/ дольняя возненавидел еси,/ и, взем крест свой, последовал еси Христу,/ и в пустыню вселился еси, досточудне,/ в ней подвизася в пениих, в бдениих и пощениих./ Темже в тя вселися Пресвятый Дух,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ испроси людем православным здравие и спасение/ и не забуди посещая чад своих,/ совершающих священную память твою,/ Космо, преподобие отче наш.
Кондак прп. Космы, игумена Яхромского, глас 8.
Душевныя страсти из корене исторгая,/ в пустыню вселился еси, преподобие,/ и неболезненную жизнь в болезнех восприял еси,/ болезнем же лютым уставлявши озлобления просящим у тебе с верою./ Темже разреши болезни наша душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Космо Богомудре.
Pages: 1 2 3

Афон. Лавра святого Афанасия (Великая Лавра)


Лавра святого Афанасия — древнейшая и самая большая по размеру обитель — известна еще и как Великая Лавра. Она находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова в получасе пути пешком от моря. Монастырь находится на месте античного г. Акрофоон, или Акрофои (᾿Ακρόθῳον, ᾿Ακρόθωοι), в местности, в византийскую эпоху называвшейся Мелана. Основателем Великой Лавры был прп. Афанасий Афонский, основоположник общежительного монашества на Афон в X веке, но основной ансамбль монастырских построек был сооружен на пожертвования византийских императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия.


Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Ее основатель — один из наиболее почитаемых монахов Святой Горы св. Афанасий Афонский. Он привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, киновии, которая впоследствии стала по преимуществу монашеским образом жизни.

При императоре Романе II Афанасий начал строительные работы, которые продолжились и при Никифоре Фоке и его преемниках императорах Цимисхии и Василии II по прозвищу Болгаробоец. Множество как известных, так и ничем не примечательных подвижников стекались к руководителю монашеского жития под святой покров. Первым был построен соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы, древнейший на Афоне после базилики Протата, был построен по оригинальному, ранее неизвестному на Балканах плану, предложенному прп. Афанасием. Монастырь был окружен крепкими стенами с келлиями, были построены трапезная, больница, мельница и пристань, проведен водопровод. Прп. Афанасий принимал непосредственное участие в строительных работах, обнаруживая удивительную физическую силу. В 964 г. число братии достигло 80 чел.
Страницы: 1 2