среда, 15 мая 2013 г.

«Народное христианство» в СССР 1940-50-е годы

Водосвятный молебен на Днепре и крестный ход верующих села Лоцкаменка (Украина). Источник: "Россия Православная"В 1930-50-е православие среди народа, оставленного без «вертикали власти РПЦ», перерождалось в хлыстовство и даже скопчество. Верующие создали уникальную систему «народного христианства» – она была разрушена репрессивной машиной государства только в 1960-е годы.

Фактическая ликвидация РПЦ в 1930-е годы не сказалась на религиозности советских людей. Напротив, на обломках официальной церкви возникло «народное христианство» (хлыстовство и скопчество) – органичное состояние верующих людей в России. О том, как происходило перерождение христианства в это время рассказывается в книге Алексея Беглова «В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР» (Издательский совет РПЦ «Арефа», 2008 г.).
Скопческая икона Скопческая икона
В 1930-х число священников в результате гонений властей уменьшилось настолько, что роль руководителей богослужений перешла к мирянам. Так, в Воронежской и Курской области такие богомольные кружки возглавили «дедушки» – они отпускали длинные бороды, а волосы стригли в кружок.
Служение скопцев: "радения" Служение скопцев: «радения»
Во многих областях, например, в Тульской и Ульяновской, богослужения стали совершать старухи.
Совершение таинств в таких кружках постепенно исчезало. «Дедушки» и старухи ограничивались чтениями Евангелия. Главным объектом поклонения становится Святая Вода и Святые Родники. Наряду с Родниками, объектами священного поклонения становятся Священные Яблони. В Саратовской области власти в 1944 году назло срубили такую яблоню, так верующие приходили молиться её пню.
Дальше – больше. Организатор молитвенного дома – старуха-священник в Рязанской области начала причащать своих прихожан кровью, взятой из большого пальца ноги. Это типичный хлыстовский обряд, когда священница выступала в качестве Богородицы. А в селе Малая Шелковка Алтайского края верующие люди в молитвенном доме заменили таинства гаданием.
Почти везде вступающим в общину на шею вешали гирлянду лука, как знак посвящения.
В 1930-50-е годы по всему СССР прокатилась волна религиозного самозванчества, как раньше у хлыстов – почти в каждой области объявлялись Иисусы и Богородицы. Почти везде в общинах происходили «инсценировки Страшного суда» – также, как у хлыстов. Например, в движении «чердачников» кульминацией моления был подъём на чердак, а затем спуск оттуда их лидера Николая Хакилева, что должно было означать Вознесение и Второе пришествие Спасителя.
Всё больше возникало случаев самооскопления – «чтобы безгрешным предстать перед Спасителем».
Беглов описывает, ссылаясь на рассекреченные донесения ОГПУ-НКВД, эсхатологию «народных верующих».
Вот донесение от 2 декабря 1936 года из Куйбышевской области:
«Подпольные молитвенные дома расположены в пещерах, землянках, лесу…
В 7 районах (Ново-Спасский, Лунинский, и др.) подпольные христиане внушают рабочим и колхозникам, что скоро должны придти японцы, что они не трогают верующих. Ещё они ожидают прихода Гитлера, который станет открывать церкви. В связи с затмением солнца религиозники распространяли слухи, о предстоящем падении планеты, что сожжёт весь район. 19 июня колхозники Томышева, а также Сергиевского и Ктевского районов в ожидании Конца света не стали выходить на работу».
А вот донесение от 7 июля 1944 года из Рязанской, Воронежской и Орловской областей:
«Участники организации «истинно-православных христиан» живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак, но в своей среде ведут распутный образ жизни.
Религиозники налогов не платят, от службы в Красной Армии отказываются, на вызовы в советские органы не являются, документов не принимают, детей в школы не пускают.
Аресты активистов не оказывают должного воздействия на них, они считают: «Кто арестован и сидит в тюрьме, тот избран богом, находится на кресте, и ему обеспечено царство небесное».
Наступление немецких войск ими было воспринято как приближение «крающего меча», несущего избавление от антихристианской власти.
1673 человека, активистов этого движения, были высланы в Сибирь».
Депортация не искоренила деятельность «истинно-православных христиан» в Воронежской области. Секретарь обкома ВКП(б) по пропаганде и агтиации И.Цедилин пишет в докладной записке 9 апреля 1948 года:
«Основные кадры ИПХ состоят из бывших монашек, монахов, черничек и религиозно-настроенных кулаков. За 1947 год и 3 месяца 1948 года Управлением МГБ было вскрыто и ликвидировано 11 антисоветских групп ИПХ.
Члены групп ИПХ систематически участвовали в нелегальных сборищах, где наряду с молениями обсуждали вопросы ведения антисоветской деятельности среди населения. Распространяли провокационные разговоры о якобы скорой войне СССР с Америкой и гибели в этой войне Советского Союза».
Страницы: 1 2

Православный календарь 16 мая (3 мая ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученика Тимофея чтеца (ок. 286).
Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074).
Свт. Ансфреда, еп. Утрехтского (Нидерл.).
Перенес. мощей прп. Луки с горы Стирион (Греч.).
Прпп. Иулиании и Евпраксии Московских.
Преподобного Петра чудотворца, еп. Аргоссийского (X).
Сщмч. Николая пресвитера (1941)
Прп. Экумения Трикалийского (Греч.).
Новомч. Ахмета Каллиграфа, Константинопольского (Греч.).
Св. католикоса Мамая (744) (Груз.).
Преп. Михаила Улумбийского (Груз.).
Иконы Божией Матери  Яскинской
Иконы Божией Матери Успения Киево-Печерской
Иконы Божией Матери Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием)
Иконы Божией Матери Свенской (1288)
Иконы Божией Матери  Влахернской.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Феодосия, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру/ и, украсив житие твое пощением и светлостию,/ в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/ в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феодосия, глас 3
Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/ содеянием и благодатию монашескаго устава,// блаженнаго Феодосия.
Кондак мучеников Тимофея чтеца и Мавры, глас 4
Многообразныя язвы претерпевше/ и венцы от Бога приемше,/ о нас молитеся ко Господу,/ память всесвященную вашу совершающих,/ превеликий Тимофее и преславная Мавро,/ еже умирити град и люди,/ Той бо есть верных утверждение.
Тропарь мучеников Тимофея чтеца и Мавры, глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской, глас 4
Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Свенской, глас 4
Днесь светло торжествует Свенская обитель;/ и радуется явлением образа Богоматери;/ Безмерный лик Печерских отцев/ с ними же и мы непрестанно вопием:/ Радуйся Благодатная Свенская Похвало.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской, глас 3
Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.
Преподобным Иулиании и Евпраксии. Тропарь, глас 1
Христу Жениху уневеститеся возжелавшия/ и подвиги иноческия Того ради понесшия,/ добродетельным житием и любовию ко всем/ себе украсившия, преподобныя Иулиание и Евпраксие./ Во граде Москве первыя обители девическия/ устроительницы явистеся/ и трудов и подвигов брата вашего святителя Алексия/ ревнительницы показастеся./ Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе,/ молите граду Москве в Православии утвердитися,/ обители вашей сохранитися/ и спастися душам нашим.
Преподобным Иулиании и Евпраксии. Кондак, глас 2
Что вас наречем, богомудрыя Иулиание и Евпраксие?/ Немощный сосуд естеством,/ но подвиги и труды мужески понесосте;/ преподобныя жены,/ но славы отцев воистину сподобистеся;/ от земных рода благаго,/ но Небеснаго отечества достигосте./ Молите усердно Владыку Христа спастися душам нашим.
Преподобным Иулиании и Евпраксии. Величание
Ублажаем вас, преподобнии Иулиание и Евпраксие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.
Pages: 1 2 3